Понятие ценности. Сущность ценности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:06, контрольная работа

Краткое описание

Проблема ценностей в предельно широком значении неизбежно возникала в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации идеологических устоев общества. Кризис афинской демократии заставил Сократа впервые поставить вопрос: "Что есть благо?". Это - основной вопрос общей ценностной теории.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….….3
1.Понятие «ценность». Сущность ценностей……………………………..4
2.Виды и классификация ценностей. Ценности как ядро культуры…….9
3.Ценностное и познавательное отношения: общее и отличительное…15
4.Философия, наука и образование как ценности. Ценность науки……18
Заключение………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………………………...22

Файлы: 1 файл

философия контр готово.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

     Важнейшие мировые социокультурные тенденции, определяющиенаправление развитие образования, науки, культуры в любой стране.

     Тенденция к смене типа культурно-исторического  наследования:

     Меняются  способы  передачи-получения подрастающим поколением культурно-исторического опыта.

     Первый  тип – дети и взрослые учатся у своих предшественников;

     Второй  тип – дети и взрослые учатся у сверстников;

     Третий  тип – взрослые  учатся также  у своих детей.

     Общество  стало меняться в течение жизни  одного поколения. Если раньше жизнь  предшествующих поколений определяла будущую жизнь, детям предстояло во многом повторить жизнедеятельность своих родителей, то в настоящее время наблюдается своеобразный разрыв между поколениями и в общечеловеческих ценностях, и в образах жизни, мировоззрениях, личностных принципах.

     Тенденция к смене установки при изучении действительности от научного познания к культуре. В настоящее время  наука рассматривается в качестве не единственного и не универсального способа познания и преобразования человеком окружающего мира и выступает как часть культуры. Существуют и другие способы освоения действительности: обыденное сознание и здравый смысл, мифы, религии, искусство, опыт проектно-технической деятельности. Эта тенденция проявляется а реализации в научных исследованиях и учебном процессе культурологического подхода в качестве общеметодологического.

     Тенденция  к изменению роли науки в обществе и смену научных парадигм. Уровень  развития науки определяется мерой  «очеловечивания» ее содержания и методов  исследования, т.е. мерой соответствия научных открытий и результатов социальным преобразованиям и запросам общества, личностным потребностям и интересам. Поэтому наука рассматривается как исторически развивающаяся сфера человеческой практики, включающая в себя и содержание познания (знание об объекте), и средства познания, а также общекультурные ценности, ценностные ориентации и целевые установки научной деятельности человека-субъекта.

     Тенденция к национально- культурной и экономической  регионализации определяется на фоне глобальных процессов дезинтеграции больших обществ. Человечество стремится уйти от единой социальной программы развития. Ибо любая самая совершенная универсальная программа экономического и социокультурного развития чревата потенциальной угрозой всему миру в результате случайной ошибки.

     Таким образом, влияние вышеуказанных мировых социокультурных тенденций на образование как в мире, так и в нашей стране направлено: 1) на формирование образовательными средствами у современного человека позиции активного субъекта во всех сферах собственной жизнедеятельности; 2) ориентацию научных исследований и образовательных программ на учет культурных и общечеловеческих ценностей; 3) рост культурного плюрализма и самобытности человека; 4) расширение способов передачи-получения культурно-исторического опыта, что способствует возникновению вариативных образовательных моделей и учреждений.

     Ценности  науки — истина, обоснованность, доказательность, интеллектуальная честность, творческий гений, ясность, преданность  истине и др. Если в философии ценность предполагает соединение идеальных образов с жизнью, с образом жизни и стилем поведения человека, то в науке ценности, скорее, носят рассудочный характер, приобретают статус теоретических конструктов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     Таким образом, можно сделать выводы, что Ценность - это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социальную и культурную значимость определенных объектов и явлений. Между тем отдельные ценности не одинаково значимы. Каждая культура отличается от другой аутентичным набором ценностей, обусловливающих специфику поведения ее представителей. Подчеркивание этого обязывает выявить в ценностях партикулярные измерения (историчность, этничность и т.д.), однако, мобилизующие деятельность не по собственному побуждению (волюнтаризм), а по аккумулированным и апробированным в групповом опыте (и, следовательно, также высоким) целям.

     Аксиология - нормативная, рефлективная дисциплина. В отличие от иных наук, изучающих  способы конкретного нормирования поведения (юриспруденция, история, педагогика), она концентрируется на вопросах фундаментального свойства: стихия человеческого общения и принципы его регуляризации, регламентации, регуляции, которые составляют нерв аксиологического рассмотрения. Предмет аксиологии - деонтологическая среда и механизмы ее обязывающего влияния, действенные отображения сферы должного на сферу сущего

     В заключении хочу отметить, что одной из важнейших тенденций развития современной философии является все большее внимание к человеку, к проблемам его бытия в мире и к его внутреннему миру. И очевидно, это не случайно, потому что в конце концов общая задача философии как раз и должна заключаться в том, чтобы помочь рационально-практическим способом соединить человека с миром, т.е. сделать человека реальным представителем и субъектом мира, а мир действительно человечным. 

     Список  использованной литературы. 

1. Асмус А.Ф. Античная философия. 3-е изд. – М.: Высш. шк., 1998.

2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Знание, 1998.

3. Блинников Л.И. Великие философы: Учеб. слов.- справ. 2-е изд. – М.: Лотос/ М, 1999.

4. Вальяно М.В. Основы философии: Учебник для экон. вузов. – М.: ДИС, 1999.

5.Глобальные проблемы  человеческие ценности.  – М., 1990.

6.Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. – М.: Владос, 1998.

7. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. – М.: Феникс, 1999.

8. Ильин В.В. Философия. Ч.1, 2: Учебник для вузов. – М.: Академ. проект, 1999.

9. Киселева М.С. Ценностные аспекты развития науки. – М., 1990.

10.Лавриненко В.Н. Философия: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрист, 1998.

11. Островский Э.В. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1998.

12. Тихонравов Ю.В. Философия: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1999.

13. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999. 

Информация о работе Понятие ценности. Сущность ценности