Понятие ценности. Сущность ценности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:06, контрольная работа

Краткое описание

Проблема ценностей в предельно широком значении неизбежно возникала в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации идеологических устоев общества. Кризис афинской демократии заставил Сократа впервые поставить вопрос: "Что есть благо?". Это - основной вопрос общей ценностной теории.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….….3
1.Понятие «ценность». Сущность ценностей……………………………..4
2.Виды и классификация ценностей. Ценности как ядро культуры…….9
3.Ценностное и познавательное отношения: общее и отличительное…15
4.Философия, наука и образование как ценности. Ценность науки……18
Заключение………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………………………...22

Файлы: 1 файл

философия контр готово.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

     Репродуктивная функция - основная семейная функция, обеспечивающая воспроизводство населения - связана с ценностью детей. По этому пункту функциональная классификация совпадает с классификацией по связям.

     К функции социализации относятся  ценность социализации детей именно в семье, а не в других социальных институтах, ценность участия обоих родителей и старших поколений в воспитании детей.

     К экзистенциальной функции относятся  ценности, связанные с поддержанием жизнедеятельности членов семьи  и детей после их рождения. К данным ценностям относятся ценность внутрисемейных коммуникаций; ценность семейного микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению собственного Я каждого; ценность здоровья, благополучия и поддержания долголетия членов семьи.

     Из  экономической функцией семьи и определения экономики как отношений по поводу производства, распределения и потребления экономических благ следуют следующие ценности: ценность связи семьи и производства или ценность семейного бизнеса, ценность семейного потребления или семьи как единого потребителя.

     Согласно  Н.И. Лапину, помимо ценностей, выделяемых на основе их конкретного предметного  содержания, особый интерес для науки  представляют т.н. базовые ценности. Базовые ценности составляют основание  ценностного сознания людей и подспудно влияют на их поступки в различных сферах жизнедеятельности.

     Таких ценностей не много, и они формируются  до 18-20 лет, т.е. в течение первичной  социализации индивида, и остаются стабильными на протяжении практически  всей жизни. Однако кризисы, серьезные перемены в жизни человека могут повлиять, «пошатнуть» эту достаточно устойчивую систему, затронуть не только состав, но и структуру ценностей, т.е. иерархические соотношения между ними в индивидуальном, групповом и общественном сознании: одни ценности становятся более значимыми, а другие получают низкий статус или ранг. Следствием этого выступает изменение социокультурного смысла тех или иных ценностей для индивидов и других социальных субъектов.

     Каждая  ценность и система ценностей  имеет двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе. На уровне индивида в качестве оснований выступают характер ориентиров поведения человека и типы потребностей как предпосылок этого поведения. На уровне социокультурной системы основаниями служат функции ценностей по отношению к функционированию данной системы и принадлежность ценностей к определённому типу системы.

     На  уровне социокультурной системы  ценности определяются, например, путем  соотнесения их с типами цивилизаций, в которых они возникли и существуют. Специалисты выделяют:

     - традиционные ценности (подчинение  поведения индивида сохранению  и воспроизводству ценностей,  давно сложившихся в данной  цивилизации);

     - либеральные или современные  ценности (тип общества - modernity, приоритет личности, индивида, стремление к достижению рациональных целей индивидов);

     - общечеловеческие ценности.

     Существуют  также интегрирующие и дифференцирующие ценности. Чем универсальнее ценность, тем выше ее интегрирующая функция и наоборот. Но одна и та же ценность может выполнять разные функции на различных стадиях развития общества.

     По  функциональному основанию можно  выделить одобряемые и отрицаемые ценности, т.е. те, которые поддерживает большинство  респондентов (в рамках исследования) и меньшее число респондентов.

     На  уровне индивида основанием для типологии  ценностей может служить характер ориентиров поведения человека, в  соответствии с которым выделяют терминальные и инструментальные ценности. Терминальные ценности являются дальними, целевыми. Они обобщенно выражают важнейшие цели, идеалы, самоценные смыслы жизни людей - такие как ценность человеческой жизни, семьи, межличностных отношений, свободы, труда. Инструментальные ценности - это «ближние», служащие средствами по отношению к первым. В них отражены нормы, средства, качества людей, которые позволяют достигать индивиду те или иные цели - такие качества как независимость, инициативность, авторитетность и др. Терминальные ценности являются более устойчивыми и имеют более высокий статус по сравнению с инструментальными. Подтверждение этого эмпирическими данными получены в исследованиях М. Рокича, С. Шварца и В.А. Ядова.

     Другим  важным основанием для классификации  ценностей на уровне индивида может  служить их отнесение к соответствующим группам потребностей личности: витальным, значимым для сохранения и продолжения жизни (благополучие, комфорт, безопасность); интеракционистским - более сложным потребностям в общении, взаимодействии с другими людьми; социализационным - ещё более сложным потребностям в усвоении ценностей, норм, образцов поведения, одобряемых в данном этносе; смысложизненным - высшим по сложности и функциям потребностям в наполнении своей деятельности общим смыслом, значимым для всей жизни.

     При этом последний вид ценностей, по мнению автора, характерен для современного российского общества, когда на первый план выступает не просто благополучие, а именно желание выразить себя, реализовать свои таланты и способности, принадлежать определенной социальной группе, слою и т.д.

     Поведение людей мотивируется на основе совокупности потребностей, направляющих действия людей на определенные объекты. Удовлетворение основных потребностей, отмечает Андреенкова, происходит в детстве и молодости, и однажды усвоенное остается неизменным на протяжении всей жизни в виде ценностных приоритетов. Люди имеют склонность отдавать большее предпочтение тем потребностям, в которых они нуждаются в настоящий момент. Как только эти потребности удовлетворяются, они перестают быть ценностями, теряют свое значение и уступают место другим.

     Особенность ценностей как феномена культуры заключается в том, что разные, а иногда и противоположные ценности, могут сочетаться в сознании одного человека. Каждый индивид соотносит  себя не с одной ценностью, а с какой-то их комбинацией. Ценности вступают во взаимодействия между собой, образуя систему, которая является существенным элементом организации человеческого поведения.

     Итак, в ценностной ориентации опосредованно  отражаются интересы индивидов и групп, которые определяются системой социально-экономических отношений данного общества. Это осознание человеком, общественной группой всей совокупности самых основных и существенных желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых. Ценностная ориентация - один из важнейших мотивов формирования и реализации жизненных планов людей, повседневного поведения.

     Система ценностных ориентаций, являясь психологической  характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры.

     Поскольку набор ценностей, которые усваивает  индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.

    3.Ценностное  и познавательное отношение: общее  и отличительное. 

     В последнее десятилетие в философской  литературе происходил процесс расширения «арсенала» ценностей. Под ценностью стали понимать более широкий круг явлений, чем ранее. Под ценностями сегодня понимают не только «мир должного», нравственные и эстетические идеалы, но, по существу, любые феномены сознания и даже объекты из «мира сущего», имеющие ту или иную мировоззренчески-нормативную значимость для субъекта и общества в целом. Вследствие этого произошло существенное расширение и углубление аксиологической проблематики и в частности трактовки «познавательное — ценностное». Ценностное в теоретико-познавательном контексте - это, во-первых, противоположное когнитивному отношению к объекту, т.е. отношение эмоционально окрашенное, содержащее интересы, предпочтения, установки и т.п., сформировавшиеся у субъекта под воздействием ценностного сознания (нравственного, философского, религиозного и др.) и социокультурных факторов в целом. Во-вторых, это ценностные ориентации внутри самого познания, т.е. собственно логико-методологические параметры, в том числе и мировоззренчески окрашенные, на основе которых оцениваются и выбираются формы и способы описания и объяснения, доказательства, организации знания и т.п. (например, критерии научности, идеалы и нормы исследования). В-третьих, ценности в познании — это объективно истинное предметное знание (факт, закон, гипотеза, теория и др.) и эффективное операциональное знание (научные методы, регулятивные принципы), которое именно благодаря истинности, правильности, информативности обретает значимость и ценность для общества. Ценностно-нормативные компоненты оказываются включенными в познавательный процесс и в само знание, а когнитивное и ценностное представляются теперь в нерасторжимой взаимосвязи.

     Многие  ценности зависят от познавательной и практической деятельности, обусловливаются  ею. Если тот или иной предмет  нужен, полезен для практики, то очевидно он ценен, представляет собой некоторую ценность. Явления действительности, материальные или духовные, оцениваются в этом аспекте либо со знаком плюс, либо со знаком минус, становясь ценностями тогда, когда они тем или иным способом включаются в деятельность субъекта.

     Ценности, будучи субъективными, оказываются объективными по своей детерминированности, с одной стороны, объектом, а с другой — личностями и социальными факторами. Они приобретают независимость от субъекта, индивида, для которого представляются как априорные, не зависящие от его воли и сознания.

     Рассматривая  противоречие-антиномию: «ценности  объективны» и «ценности субъективны», можно обратиться к понятию диспозиционности. С этой точки зрения «счастье», «свобода», «долг», «прекрасное», «стоимость» и т.п. будут обладать диспозиционной природой, будучи обоснованы «непохожими» на них объективными свойствами и процессами и актуализированы лишь в системе определенных взаимоотношений между объектами и субъектами. В этом плане ценности существуют объективно. Они «не существуют как некие объективные предметы; их существование не сводится, однако, к психическому их переживанию субъектом. Ценности существуют диспозиционно, а их роль исполняют социальные отношения, социальные и личностные состояния и свойства. Это решение вопроса противоположно как объективно- и субъективно-идеалистическим, так и с метафизически-материалистическим теориям ценностей.

     Диалектическая  аксиология ориентирует на установление градаций в сфере ценностей: то, что  является целью в одном случае, в другом может выступать средством. Однако в гуманистическом мировоззрении самыми высокими ценностями являются человек и его счастье, они не могут рассматриваться как средство.

     Ценности, каков бы ни был их характер, —  это и то, на что ориентируется  субъект в своей познавательной и практической деятельности, и то, что достигается в ходе такой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4.Философия, наука и образование как ценности. Ценность науки. 

     Образование является органической частью жизнедеятельности  личности и в то же время важнейшей  сферой общества. Роль и значение образования в социуме в последнее время существенно меняется.

     Для определения места образования  в социальной структуре общества и значения образования для развития личности необходим анализ социокультурной ситуации. Понятие социокультурной ситуации используется для характеристики окружающей действительности, происходящих в обществе социальных, экономических, культурных изменений.

     Социокультурная ситуация в республике определяется, во-первых, мировыми социокультурными тенденциями; во-вторых,, обострением глобальных общественных проблем интернационального характера, возникновение которых поставило человечество корректного и быстрого изменения способов жизнедеятельности людей, отношений их с природой и друг с другом.

Информация о работе Понятие ценности. Сущность ценности