Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 09:27, контрольная работа
Философское наследие гениальных мыслителей античности Платона и Аристотеля весьма обширно, а влияние его огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение многих лет. Созданные ими философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные ими идеи нашли свое отражение в трудах многих позднейших философов. (Даже, если, сопоставить новейшие идеалистические системы с учениями Платона и Аристотеля, то можно сделать вывод, что) ни классики идеализма, ни их продолжатели не выдвинули принципиально новых проблем, не преодолели заблуждений этих великих мыслителей. Их огромный вклад в становление и развитие философии как науки очевиден, поэтому обращение к их творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и немалый прогресс философской мысли с тех времен, представляется вполне обоснованным.
Введение……………………………………………………………………………………….3
1. Платон……………………………………………………………………………………….4
а) Биографические сведения………………………………………………………………….4
б) Философия и эстетика Платона…………………………………………………………...4
в) Художественный стиль Платона…………………………………………………………..5
Вывод……………………………………………………………………………………………6
2. Аристотель……………………………………………………………………………………7
а) Краткая биография…………………………………………………………………………..7
б) Сочинения Аристотеля……………………………………………………………………..7
Заключение……………………………………………………………………………………..12
Список литературы……………………………………………………………………………13
Введение.
Философское
наследие гениальных мыслителей античности
Платона и Аристотеля весьма обширно,
а влияние его огромно и прослеживается
во всех областях духовной и научной жизни
в течение многих лет. Созданные ими философские
системы нашли много последователей, вплоть
до современности, а высказанные ими идеи
нашли свое отражение в трудах многих
позднейших философов. (Даже, если, сопоставить
новейшие идеалистические системы с учениями
Платона и Аристотеля, то можно сделать
вывод, что) ни классики идеализма, ни их
продолжатели не выдвинули принципиально
новых проблем, не преодолели заблуждений
этих великих мыслителей. Их огромный
вклад в становление и развитие философии
как науки очевиден, поэтому обращение
к их творчеству, несмотря на огромную
дистанцию во времени и немалый прогресс
философской мысли с тех времен, представляется
вполне обоснованным.
1. Платон (427-347 гг. до н.э.).
«…философ - это любящий
мудрость. Но это не равнозначно
любящему знание в том смысле, в
каком про любознательного
а) Биографические
сведения.
Платон, великий греческий философ и писатель, родился в Афинах. Он происходил из старинного аристократического рода: по отцу - от последнего аттического царя Кодра, по матери - от знаменитого законодателя VI в. до н.э. Солона. Платон с юных лет был всесторонне одаренным человеком, и, можно сказать, в нем воплотилось представление классического грека о так называемой калокагатии, то есть идеальном сочетании в человеке физической и нравственной красоты. В молодости Платона влекла в себе не только философия, он был драматургом, поэтом, музыкантом, живописцем, атлетом. Однако все эти разносторонние увлечения Платона прекратились после встречи с Сократом.
Сократ был чужд эристики, никогда ничего не писал, а добивался поисков истины в точных понятиях, задавая вопросы и опровергая ответы. Его объективная истина рождалась в муках и страданиях. И когда в 407 г. Платон встретил Сократа, для него навсегда померкли все его знания, кроме основного - философии.
В 399 г. Сократ был казнен за критику традиционной религии и "вредное" воздействие на молодежь. Его смерть так подействовала на молодого Платона, что отныне Сократ стал постоянным героем всех его сочинений, за исключением "Законов", написанных Платоном незадолго до своей смерти.
После гибели Сократа Платон стремился претворить в жизнь свою теорию идеального государства, но тщетно. Эти попытки социально-политических преобразований кончились ничем, сам Платон чуть было не погиб от руки тирана, а его теория так и оставалась в сфере утопии.
Платон
основал в Афинах Акамедию, где
провел всю свою жизнь, обучая философии.
Здесь он и сам сформировался
как философ, а школа, основанная
им, просуществовала до самого конца античности.
б) Философия
и эстетика Платона.
Философия Платона - первое на европейской почве разработанное и продуманное учение объективного идеализма. По учению Платона, существует мир вечных, неизменных идей, которые изливают свою энергию на материальный мир. Материальный мир никак не может быть совершенным уже по одному тому, что идеи, являясь образцом для него, воплощаются в бесчисленных вещах всегда раздробленно, частично, распыленно. Отсюда представление Платона о чувственно воспринимаемом мире как только о слабом отражении высшего абсолютного идеала, который он именует благом, добром, демиургом, устроителем мироздания. Коротко можно сказать: 1) предметный мир есть мир теней, отражение подлинного, идеального; 2) душа человека вечна и бессмертна.
Для Платона познание мира заключается в проникновении сначала в идею, определяющую каждую отдельную вещь. Когда же человек сумеет понять, "увидеть умом" эту вещь, познает, что такое прекрасное многих вещей, а проникнув в самую суть прекрасного материального тела, человек поймет и его прекрасную идею, то есть его прекрасную душу. Переходя от познания единичного прекрасного предмета к нескольким, и т. д. к прекрасному множеству, шаг за шагом, ступенька за ступенькой можно подняться до самой общей идеи красоты, от частного и конкретного к общему, и, наконец, к наивысшему обобщению. Для Платона высшим воплощением красоты является соразмерный, прекрасный, гармоничный, построенный по геометрическим законам космос. Все остальное, что имеется внутри космоса, прекрасно в меру своего приближения к вечной правильности небесных движений и через них к надкосмическому царству чистых идей. Человек, порождая и создавая прекрасное, непрестанно стремится к этому царству высшей красоты, и это стремление Платон называет эросом, то есть любовью.
В основе теории познания Платона лежит восторг любви к идее, так что восторг и познание оказываются неразрывным целым, и в яркой художественной форме рисуется восхождение от телесной любви к любви в области душ, а от последней – к области чистых идей. Этот синтез любви («эроса») и познания он понимал как особого рода неистовство и экстаз, эротический энтузиазм. В мифологической форме это познание трактовалось у Платона как воспоминание душ о своей небесной родине, где они непосредственно воспринимали всякую идею.
Платон является античным идеалистом, так как придает важное значение материи, называя её "кормилицей", "восприемницей" идей и в лоне которой появляются реальные вещи. Материальная, телесная красота ценится Платоном очень высоко, и ею он наделяет даже свои высшие идеи, «видимые», лишенные всякой абстрактности.
Платон предстает как подлинный античный философ, разработавший систему именно объективного идеализма. Платоновская идея - чисто античная, так как она мыслится не как порождение субъективного сознания, а вечно пребывает вовне, отражаясь в осязаемой и видимой действительности. Только философ и поэт в душе, может ощутить за внешней однообразностью жизни высшую красоту, к которой он неизменно и страстно стремится.
В поисках прекрасного мы находим у Платона основу для создания его учения о выразительных и совершенных формах бытия, но на этой эстетической теории Платона тоже лежит печать идеализма, сужающего границы искусства и значение художника или поэта.
В
последние годы жизни Платон переработал
учение об идеях в духе пифагореизма,
усматривая теперь их источник в «идеальных
числах», что сыграло исключительную
роль в развитии неоплатонизма.
в) Художественный
стиль Платона.
Художественная зримость и жизненность сказались и в форме произведений Платона в его диалогах (до нас дошли 23 диалога и одна речь). К сожалению, в данной работе мы не можем рассмотреть подробно все его произведения и ограничимся общей их характеристикой.
Диалоги Платона - это настоящая драма человеческой мысли, так как поиски истины не менее драматичны, чем события практической жизни. В них предстает именно такой деятельный процесс мысли, в глубинах которого сложно и трудно рождается истинное знание.
Диалектическая форма естественна для античной классики. Античная философия, как и все античное творчество, немыслима без вечной постановки новых вопросов, без страсти к спорам, без восторга перед речами и цветистой риторикой.
К раннему периоду (примерно 90-е гг. 4 в. до н. э.) относятся диалоги: «Апология Сократа», «Критон», «Эвтифрон», «Лазет», «Лисий», «Хармид», «Протагор», 1-я кн. «Государства» (сократовский метод анализа отдельных понятий, преобладание моральной проблематики).
К переходному периоду (80-е гг.) – «Горгий», «Менон», «Эвтидем», «Кратил», «Гиппий меньший» и др. (зарождение учения об идеях, критика релятивизма софистов).
К зрелому периоду (70-60-е гг.) – «Федон», «Пир»», «Федр», II – X кн. «Государства» (учение об идеях), «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Политик», «Филеб», «Тимей» и «Критий» (интерес к проблемам конструктивно-логического характера, теория познания, диалектика категорий и космоса и др.); к позднему периоду – «Законы» (50-е гг.).
Характер диалога у Платона много раз менялся. Он более драматичен в произведениях ранних и зрелых ("Протагор", "Федр", "Пир", "Федон"), более уравновешен и спокоен в поздних ("Тимей", "Законы"), часто доходя до степени пассивного согласия с Сократом, всегда ведущим основную линию спора. В изобилии поэтических приемов Платон превосходит лучших ораторов древности. Диалоги его пронизаны речами, в которых греки, начиная с Гомера, были великими мастерами. Диалог "Пир", например, весь состоит из пиршественных речей, каждая из которых посвящена определению эроса, то есть любви. Речь Алкивиада представляет собой образец хвалебной речи Сократу. В ней много шутки, остроумия, веселого балагурства, за которыми скрывается глубокое преклонение перед вдохновенным образом Сократа. Платон часто использует также мифы или мифологические рассказы, не традиционные, а им самим созданные, которые имеют у него символический смысл, выражая его философскую концепцию. Таковы, например, мифы о периодах возраста космоса ("Политик", 269 с-274 с), о движении богов и душ на крылатых колесницах по небесной сфере ("Федр", 246 b-249 d), о занебесной земле ("Федон", ПО b-114 d), о космическом круговороте души ("Государство", X, 615 b-621 d) и т.д. Самый яркий синтез философии и мифологии дан у Платона в образе Эроса, символа вечного стремления к истине ("Пир", 203 b-204 d).
В
целом стиль Платона - отражение
зрелой греческой классики, в котором
достигли синтеза все известные
тогда лиро-эпические, драматические
и ораторские художественные методы.
Вывод:
Несмотря на свой идеализм, Платон сохранил доверие к объективным основам жизни - космической и общественно-политической, чем и оградил себя от субъективизма и беспредметного эстетизма, наступавшего вместе с эллинистической эпохой.
Историческое значение философии Платона состоит в том, что он последовательно продумал основные принципы объективного идеализма. Идеи Платона послужили исходной основой многовековой традиции платонизма и неоплатонизма.
Информация о работе Первые философские системы Античности – учения Платона и Аристотеля.