Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:04, реферат
Практическое воплощение знаний о строение и свойствах материи – это использование машин и пара в производственной деятельности людей. В конце XIX в. атомистического строение материи перешла границы своего механического толкования: выяснилось, что атом делим и состоит из более элементарных электрически заряженных частиц – ядер, электронов. Все это подтолкнуло философию и естествознание к решению сложных вопросов определения дальнейших путей познания структуры материи.
Введение……………………………………………………………………………...3
Понятие материи. Развитие представлений о материи………………..…..5
Свойства (атрибуты) материи……………………………….........................9
2.1 Движение (развитие)…………………………………………………………....9
2.2 Пространство…………………………………………………………………....9
2.3 Время……………………………………………………………………….…..10
2.4 Структурность………………………………………………………………....10
2.5 Отражение………………………………………………………………….…..10
3. Понятие отражения………………………………………………………....….11
Отражение как всеобщее свойство материи……………………………...12
Внутренние и внешние стороны отражения……………………………...13
Отражение и движение………………………………………………….….15
Общие и основные свойства отражения……………………………….….17
Аккумуляция………………………………………………………………..17
Избирательность…………………………………………………………...18
Опережающее отражение действительности………………………….….18
Адекватность…………………………………………………………….….19
5. Формы отражения………………………………………………………….........20
6. Эволюция форм отражения…………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………….…..23
Список используемой литературы……………………………………………....27
4.4 Адекватность
Адекватное (от лат. adaequatus — приравненный, равный) означает соответствующее, точное, верное, воспроизведение связей и отношений материального мира. В основе этого свойства отражения лежит структурно-функциональное соответствие систем разного уровня сложности. Чем более адекватно отражение, тем больше система приспособлена к окружающей среде, поэтому гармоничное взаимоотношение со средой можно считать показателем, критерием развитости системы. Это основное свойство отражения, но оно не абсолютно в силу своей противоречивости. Отражение не может быть абсолютно адекватным полученному воздействию, а через него и определенным свойством отражающей системы в силу своей устойчивости, которая обусловлена общими свойствами отражения: - способностью аккумулироваться; - избирательностью по отношению к воздействию среды. Степень адекватности отражения непосредственно связана и с условиями самого развития, относительной изоляцией окружающей среды. Благодаря определенному однообразию внутренней и внешней среды, наряду с ее разнообразием, создается устойчивый тип, или стереотип, ответной реакции, который обуславливает большую адекватность отражения и воздействия окружающей среды и соответственно понижает возможность отражения свойств других систем, находящихся за пределом сложившихся взаимодействий. Структурная согласованность, гармония организации развивающейся системы и окружающей среды, связанная с адекватностью, находится в неразрывном единстве с дисгармонией, несогласованностью, различием. Таким образом, общие свойства процесса отражения связаны между собой, взаимообуславливают друг друга, что свидетельствует о цельном системном характере самого отражения.
Являясь всеобщим свойством движения, процесс отражения качественно меняется на различных ступенях развития. Так как оно является проявлением движения, его неотъемлемой стороной, то оно и развивается по мере изменения и развития форм движения. Более простым формам движения соответствуют более простые формы отражения. С переходом этих форм движения в более сложные появляются и более сложные формы отражения. Формы отражения подразделяются на несколько основных видов в зависимости от их сложности, в соответствии с порядком их возникновения на Земле. Весь этот ряд можно разделить на части:
1. Формы отражения малоактивные, не связанные еще с процессами управления и самоуправления.
2. Активное отражение, для которого характерны процессе управления и самоуправления. Эти формы отражения связаны друг с другом общими законами отражения, которые действуют на всех ступенях развития материи и проявляются во всем многообразии форм отражения.
Отражение должно подчиняться общим законам движения материи, которые служат основой для действия общих законов отражения. Исходя из этого, можно предположить, что отражение, как и движение, противоречиво, является одновременно абсолютным и относительным, характеризуется устойчивостью и изменчивостью, прерывностью и непрерывностью, тождеством в различии и различием в тождестве.
6. Эволюция форм отражения
В эволюции отражения как общего свойства материи можно условно выделить три больших этапа:
1. В неорганической природе
2. Простейшей формой
3. Следующий этап развития
а) сенсорная (лат. sensus – "чувство, ощущение") психика (черви, моллюски, насекомые): внешние раздражители выступают как сигналы, заключенная в них информация формирует ощущения (психические образы внешних раздражителей), которые побуждают животное к определенному, инстинктивному образу действия. На этом уровне формируются безусловные рефлексы;
б) перцептивная (лат. perceptio – "восприятие") психика у рыб, птиц, млекопитающих. Сложная нервная система – мозг – позволяет им накапливать индивидуальный опыт, воспринимая уже не отдельные ощущения, а их комплексы, целостность предметов, что делает их жизнедеятельность более гибкой, повышает их выживаемость. Здесь появляются уже условные рефлексы.
в) оперативный интеллект (предметное мышление) присущ только
приматам. Они могут выполнять разнообразные
операции с предметами как орудиями деятельности,
решать сложные задания, если только они
связаны с конкретными действиями и не
требуют общих, абстрактных понятий. У
обезьян развиты ориентировочно-
Таким образом, в процессе развития
различных форм отражения создаются
необходимые предпосылки для
возникновения высшей формы психического
отражения – человеческого
Споры о сущности сознания длятся уже много веков и не утихают по сей день. В идеализме6 сознание, идеальное истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и порождающая его. Для материалистов сознание — способность идеального воспроизведения действительности.
Материалистическая философия и психология исходят из трех кардинальных принципов: 1) признание сознания функцией мозга; 2) признание сознания как активного отражения внешнего мира в ходе практики; 3) понимание сознания как продукта общественного развития.
Предварительно сознание можно определить как высшую, свойственную лишь человеку форму отражения объективной действительности.
Отражение— основная характеристика познания и сознания с точки зрения философии диалектического материализма. Познание и сознание понимаются в рамках этой концепции в качестве отражения, воспроизведения характеристик предметов, существующих объективно — реально, независимо от сознания субъекта.
Понимание познания как отражения было сформулировано В. И. Лениным в работе “Материализм и эмпириокритицизм” в связи с критикой теоретико-познавательного феноменализма Э. Маха, Р. Авенариуса и их русских последователей (при этом Ленин ссылается на использование этого термина Ф. Энгельсом). В 1930-е гг. в советской философии идеи Ленина относительно познания как отражения, а также об отражении как свойстве всей материи были догматизированы и идеологизированы и получили наименование “ленинской теории отражения”. Последняя была истолкована как единственно возможное понимание познания и сознания. Большую роль в этой догматизации сыграла вышедшая в это время книга болгарского философа-марксиста Т Павлова, жившего в СССР.
В действительности высказывания Ленина об отражении не составляют единой и последовательной концепции и допускают разную интерпретацию. Сам Ленин не отдавал себе отчета в тех трудностях, которые возникают в связи с трактовкой познания как отражения.
Сам термин “отражение” является весьма неудачным, ибо вызывает представление о познании как о следствии причинного воздействия реального предмета на пассивно воспринимающего это воздействие субъекта. В действительности познание даже на уровне восприятия — это активный процесс сбора информации о внешнем мире, предполагающий использование перцептивных гипотез, когнитивных карт, некоторые из которых могут быть врожденными. В процессе мышления применяются разнообразные знаковые средства. Познание может относиться к тем предметам, которых еще нет (познание будущего) или которых уже нет (познание прошлого). Отечественные авторы, разрабатывавшие проблематику теории отражения, понимали познание как активный процесс и в большинстве случаев вкладывали в термин “отражение” такое содержание, которое позволяло преодолеть механистические ассоциации, связанные с этим термином.
Сами исходные положения теории отражения являются противоречивыми и допускают разное понимание. Хотя отечественные авторы, исследовавшие данную тематику, в ряде случаев давали на практике свою интерпретацию этих идей, по сути дела отходящую от ленинских формулировок, официально отказаться от последних в советские годы было невозможно. В частности, в отечественной философской литературе было распространено некритическое принятие положения Ленина об ощущении как “субъективном образе объективного мира” (в действительности, даже если принять тезис о существовании ощущений, в чем сегодня сомневаются многие философы и психологи, ощущение не может рассматриваться как знание, а значит, как образ). Догматизация “ленинской теории отражения” затрудняла исследование ряда проблем теории познания в т. ч. и потому, что не позволяла сопоставлять это понимание познания с другими теоретикопознавательными концепциями: феноменализмом, инструментализмом, трансцендентализмом.
Отражение
характеризует способность
В давнее времена не были известны процессы происхождение в микроклимате, не существовало квантовой физики, не был изучен вакуум, как особое состояние порождающее элементарные частицы, была плохая осведомленность о процессах галактических взаимодействий и т. д. Однако ученые того времени считали, что материя мыслится в виде совокупности абсолютно плотных, неделенных частиц-атомов, совершающих механическое движение в пустоте, за исключением ученого И.Ньютона, который ввел в физику понятие массы и сформировал закон всемирного тяготения и основных законов динамики.
Научные открытия XX века дают новые уровни организации материи и соответствующие им формы движения.
Специальная теория относительности подтвердила выводя о глубокой взаимосвязи материи, движения, пространства, времени, о зависимости состояний пространства-времени от состояния движущейся материи. Это дает основание выделять качественную специфику форм пространства и времени в неживой природе, живой природе, социально организованной.
Рассмотрев суть феномена души и сознания, т.е. круг проблем, который связан с философской антропологией, с теорией человека, личности и их внутреннего духовного мира. Анализ этих проблем привел к тому, что мы должны разобраться в том, как душа и сознание «работают» в процессе постижения реальности. Ведь душа человека, все ее функции имеют смысл ориентации человека в мире; во взаимоотношении человека с другими людьми в процессе речевого общения.
Язык и вообще вся богатейшая знаково-символическая сфера не имеет самодовлеющего смысла. Все силы души, все возможности речевого общения (а мышление возможно только на основе языка) нацелены на общение с миром и себе подобными в жизни общества. А это возможно только при условии как можно более глубокого постижения сущего.
Список использованной литературы
.
1.Ильин А.Н. Терминологический минимум по философии для студентов
технических специальностей вузов / А.Н.Ильин. – Альметьевск: АГНИ.
– 2008. – 32 с.
2. Ильин А.Н. Философия в схемах, таблицах и графиках (иллюстративные
материалы и развёрнутые пояснения) Учебное пособие по философии
для студентов всех специальностей и форм обучения / А.Н.Ильин. –
Альметьевск: АГНИ. – 2009. – 208 с.
3. Ильин А.Н. Философия. Учебное пособие для студентов всех
специальностей и форм обучения / А.Н.Ильин. – Альметьевск: АГНИ. –
2008. – 128 с.
4. Русская философия сегодня (идеи и направления). Материалы этико–
философского семинара имени Андрея Платонова, г. Воронеж, 12–13 мая
2008 года. – Сб. ст. – Воронеж: Издательство воронежского
государственного университета, 2009. – 265 с.
5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений / Г.Скирбекк, Н.Гилье // Под редакцией
С.Б.Крымского. Перевод с английского В.И.Кузнецова. – М.:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. – 800 с.
6. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм/В. И. Ленин ПСС. Т. 18, с. 91
7. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. / Под ред. В.С. Стёпина и др. - М.: Мысль, 2009
1 Самосознание, осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа. Русская философия сегодня (идеи и направления). Материалы этико–философского семинара имени Андрея Платонова, г. Воронеж, 12–13 мая 2008 года. – Сб. ст. – Воронеж: Издательство воронежского
государственного университета, 2009. – 265 с
2 Материя – философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию (духу).