Отражение как всеобщее свойство материи

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:04, реферат

Краткое описание

Практическое воплощение знаний о строение и свойствах материи – это использование машин и пара в производственной деятельности людей. В конце XIX в. атомистического строение материи перешла границы своего механического толкования: выяснилось, что атом делим и состоит из более элементарных электрически заряженных частиц – ядер, электронов. Все это подтолкнуло философию и естествознание к решению сложных вопросов определения дальнейших путей познания структуры материи.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Понятие материи. Развитие представлений о материи………………..…..5
Свойства (атрибуты) материи……………………………….........................9
2.1 Движение (развитие)…………………………………………………………....9
2.2 Пространство…………………………………………………………………....9
2.3 Время……………………………………………………………………….…..10
2.4 Структурность………………………………………………………………....10
2.5 Отражение………………………………………………………………….…..10
3. Понятие отражения………………………………………………………....….11
Отражение как всеобщее свойство материи……………………………...12
Внутренние и внешние стороны отражения……………………………...13
Отражение и движение………………………………………………….….15
Общие и основные свойства отражения……………………………….….17
Аккумуляция………………………………………………………………..17
Избирательность…………………………………………………………...18
Опережающее отражение действительности………………………….….18
Адекватность…………………………………………………………….….19
5. Формы отражения………………………………………………………….........20
6. Эволюция форм отражения…………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………….…..23
Список используемой литературы……………………………………………....27

Файлы: 1 файл

Мой реферат.docx

— 59.84 Кб (Скачать)

 

 

4.4 Адекватность

 

Адекватное (от лат. adaequatus — приравненный, равный) означает соответствующее, точное, верное, воспроизведение связей и отношений материального мира. В основе этого свойства отражения лежит структурно-функциональное соответствие систем разного уровня сложности. Чем более адекватно отражение, тем больше система приспособлена к окружающей среде, поэтому гармоничное взаимоотношение со средой можно считать показателем, критерием развитости системы. Это основное свойство отражения, но оно не абсолютно в силу своей противоречивости. Отражение не может быть абсолютно адекватным полученному воздействию, а через него и определенным свойством отражающей системы в силу своей устойчивости, которая обусловлена общими свойствами отражения:  - способностью аккумулироваться;  - избирательностью по отношению к воздействию среды. Степень адекватности отражения непосредственно связана и с условиями самого развития, относительной изоляцией окружающей среды. Благодаря определенному однообразию внутренней и внешней среды, наряду с ее разнообразием, создается устойчивый тип, или стереотип, ответной реакции, который обуславливает большую адекватность отражения и воздействия окружающей среды и соответственно понижает возможность отражения свойств других систем, находящихся за пределом сложившихся взаимодействий. Структурная согласованность, гармония организации развивающейся системы и окружающей среды, связанная с адекватностью, находится в неразрывном единстве с дисгармонией, несогласованностью, различием. Таким образом, общие свойства процесса отражения связаны между собой, взаимообуславливают друг друга, что свидетельствует о цельном системном характере самого отражения.

 

 

                                     5. Формы отражения

 

Являясь всеобщим свойством движения, процесс отражения качественно меняется на различных ступенях развития. Так как оно является проявлением движения, его неотъемлемой стороной, то оно и развивается по мере изменения и развития форм движения. Более простым формам движения соответствуют более простые формы отражения. С переходом этих форм движения в более сложные появляются и более сложные формы отражения. Формы отражения подразделяются на несколько основных видов в зависимости от их сложности, в соответствии с порядком их возникновения на Земле. Весь этот ряд можно разделить на части:

1. Формы отражения малоактивные, не связанные еще с процессами управления и самоуправления.

2. Активное отражение, для которого характерны процессе управления и самоуправления. Эти формы отражения связаны друг с другом общими законами отражения, которые действуют на всех ступенях развития материи и проявляются во всем многообразии форм отражения.

Отражение должно подчиняться общим законам движения материи, которые служат основой для действия общих законов отражения. Исходя из этого, можно предположить, что отражение, как и движение, противоречиво, является одновременно абсолютным и относительным, характеризуется устойчивостью и изменчивостью, прерывностью и непрерывностью, тождеством в различии и различием в тождестве.

 

 

 

 

 

 

 

                        6. Эволюция форм отражения

 

В эволюции отражения как общего свойства материи можно условно  выделить три больших этапа:

1. В неорганической природе отражение  проявляется в механических, физических, химических изменениях. С возникновением  и развитием жизни появляются  новые, более современные формы  отражения.

2. Простейшей формой биологического  отражения являетсяраздражимость – активная реакция организма на внешние воздействия и условия окружающей среды. Раздражимость регулирует жизнедеятельность растений, простейших одноклеточных животных (губок, кораллов), которые отвечают на внешнее воздействие изменениями в протоплазме (внутреннее отражение) и перемещением в пространстве (внешнее отражение). В отличие от добиологических форм отражения раздражимость имеет уже избирательный и направленный характер, она определяет выбор организмом таких реакций на внешние раздражители, которые сохраняют и поддерживают его существование.

3. Следующий этап развития отражения  – психика – связан с появлением животных, имеющих нервную систему и мозг. Психическое отражение осуществляется с помощью органов чувств, обладающих особой раздражимостью и приспособленных к восприятию определенных воздействий (свет, звук и т.д.). На этапе психического отражения выделяют три основные формы:

а) сенсорная (лат. sensus – "чувство, ощущение") психика (черви, моллюски, насекомые): внешние раздражители выступают как сигналы, заключенная в них информация формирует ощущения (психические образы внешних раздражителей), которые побуждают животное к определенному, инстинктивному образу действия. На этом уровне формируются безусловные рефлексы;

б) перцептивная (лат. perceptio – "восприятие") психика у рыб, птиц, млекопитающих. Сложная нервная система – мозг – позволяет им накапливать индивидуальный опыт, воспринимая уже не отдельные ощущения, а их комплексы, целостность предметов, что делает их жизнедеятельность более гибкой, повышает их выживаемость. Здесь появляются уже условные рефлексы.

в) оперативный интеллект (предметное мышление) присущ только приматам. Они могут выполнять разнообразные операции с предметами как орудиями деятельности, решать сложные задания, если только они связаны с конкретными действиями и не требуют общих, абстрактных понятий. У обезьян развиты ориентировочно-исследовательские рефлексы.

Таким образом, в процессе развития различных форм отражения создаются  необходимые предпосылки для  возникновения высшей формы психического отражения – человеческого сознания.

Споры о  сущности сознания длятся уже много веков и не утихают по сей день. В идеализме6 сознание, идеальное истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и порождающая его. Для материалистов сознание — способность идеального воспроизведения действительности.

Материалистическая  философия и психология исходят  из трех кардинальных принципов: 1) признание сознания функцией мозга; 2) признание сознания как активного отражения внешнего мира в ходе практики; 3) понимание сознания как продукта общественного развития.

Предварительно  сознание можно определить как высшую, свойственную лишь человеку форму отражения объективной действительности.

 

 

                                       Заключение

Отражение— основная характеристика познания и сознания с точки зрения философии диалектического материализма. Познание и сознание понимаются в рамках этой концепции в качестве отражения, воспроизведения характеристик предметов, существующих объективно — реально, независимо от сознания субъекта.

Понимание познания как отражения  было сформулировано В. И. Лениным в  работе “Материализм и эмпириокритицизм”  в связи с критикой теоретико-познавательного  феноменализма Э. Маха, Р. Авенариуса и их русских последователей (при этом Ленин ссылается на использование этого термина Ф. Энгельсом). В 1930-е гг. в советской философии идеи Ленина относительно познания как отражения, а также об отражении как свойстве всей материи были догматизированы и идеологизированы и получили наименование “ленинской теории отражения”. Последняя была истолкована как единственно возможное понимание познания и сознания. Большую роль в этой догматизации сыграла вышедшая в это время книга болгарского философа-марксиста Т Павлова, жившего в СССР.

В действительности высказывания Ленина об отражении не составляют единой и последовательной концепции и  допускают разную интерпретацию. Сам  Ленин не отдавал себе отчета в  тех трудностях, которые возникают  в связи с трактовкой познания как отражения.

Сам термин “отражение” является весьма неудачным, ибо вызывает представление  о познании как о следствии  причинного воздействия реального  предмета на пассивно воспринимающего  это воздействие субъекта. В действительности познание даже на уровне восприятия — это активный процесс сбора информации о внешнем мире, предполагающий использование перцептивных гипотез, когнитивных карт, некоторые из которых могут быть врожденными. В процессе мышления применяются разнообразные знаковые средства. Познание может относиться к тем предметам, которых еще нет (познание будущего) или которых уже нет (познание прошлого). Отечественные авторы, разрабатывавшие проблематику теории отражения, понимали познание как активный процесс и в большинстве случаев вкладывали в термин “отражение” такое содержание, которое позволяло преодолеть механистические ассоциации, связанные с этим термином.

Сами исходные положения теории отражения являются противоречивыми  и допускают разное понимание. Хотя отечественные авторы, исследовавшие данную тематику, в ряде случаев давали на практике свою интерпретацию этих идей, по сути дела отходящую от ленинских формулировок, официально отказаться от последних в советские годы было невозможно. В частности, в отечественной философской литературе было распространено некритическое принятие положения Ленина об ощущении как “субъективном образе объективного мира” (в действительности, даже если принять тезис о существовании ощущений, в чем сегодня сомневаются многие философы и психологи, ощущение не может рассматриваться как знание, а значит, как образ). Догматизация “ленинской теории отражения” затрудняла исследование ряда проблем теории познания в т. ч. и потому, что не позволяла сопоставлять это понимание познания с другими теоретикопознавательными концепциями: феноменализмом, инструментализмом, трансцендентализмом.

Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые  особенности и черты воздействующих на них явлений. Тип, содержание и  форма отражение определяются уровнем  и особенностями системно-структурной  организации отражающих объектов, а  также способом их взаимодействия с  отражаемыми явлениями. Вне и независимо от взаимодействия отражения не существует. Результат процесса отражение проявляется во внутреннем состоянии отражающего объекта и в его внешних реакциях. Между структурой отражаемого явления и отображением как результатом процесса отражение существуют отношения изоморфизма или гомоморфизма.7 Отражение способно оказывать активное влияние на характер последующих взаимодействий отражающего объекта с отражаемым явлением.

В давнее времена не были известны процессы происхождение в микроклимате, не существовало квантовой физики, не был изучен вакуум, как особое состояние  порождающее элементарные частицы, была плохая осведомленность о процессах  галактических взаимодействий и  т. д. Однако ученые того времени считали, что материя мыслится в виде совокупности абсолютно плотных, неделенных частиц-атомов, совершающих механическое движение в пустоте, за исключением ученого И.Ньютона, который ввел в физику понятие массы и сформировал закон всемирного тяготения и основных законов динамики.

Научные открытия XX века дают новые уровни организации материи и соответствующие им формы движения.

Специальная теория относительности  подтвердила выводя о глубокой взаимосвязи материи, движения, пространства, времени, о зависимости состояний пространства-времени от состояния движущейся материи. Это дает основание выделять качественную специфику форм пространства и времени в неживой природе, живой природе, социально организованной.

Рассмотрев суть феномена души и  сознания, т.е. круг проблем, который  связан с философской антропологией, с теорией человека, личности и  их внутреннего духовного мира. Анализ этих проблем привел к тому, что  мы должны разобраться в том, как  душа и сознание «работают» в процессе постижения реальности. Ведь душа человека, все ее функции имеют смысл ориентации человека в мире; во взаимоотношении человека с другими людьми в процессе речевого общения.

Язык и вообще вся богатейшая знаково-символическая сфера не имеет самодовлеющего смысла. Все  силы души, все возможности речевого общения (а мышление возможно только на основе языка) нацелены на общение  с миром и себе подобными в жизни общества. А это возможно только при условии как можно более глубокого постижения сущего.

 

 

 

 

                 Список использованной литературы

.

1.Ильин А.Н. Терминологический минимум по философии для студентов

технических специальностей вузов / А.Н.Ильин. – Альметьевск: АГНИ.

– 2008. – 32 с.

2. Ильин А.Н. Философия в схемах, таблицах и графиках (иллюстративные

материалы и развёрнутые пояснения) Учебное пособие по философии

для студентов всех специальностей и форм обучения / А.Н.Ильин. –

Альметьевск: АГНИ. – 2009. – 208 с.

3. Ильин А.Н. Философия. Учебное  пособие для студентов всех

специальностей и форм обучения / А.Н.Ильин. – Альметьевск: АГНИ. –

2008. – 128 с.

4. Русская философия сегодня  (идеи и направления). Материалы  этико–

философского семинара имени Андрея Платонова, г. Воронеж, 12–13 мая

2008 года. – Сб. ст. – Воронеж:  Издательство воронежского

государственного университета, 2009. – 265 с.

5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие для студентов

высших учебных заведений / Г.Скирбекк, Н.Гилье // Под редакцией

С.Б.Крымского. Перевод с английского  В.И.Кузнецова. – М.:

Гуманитарный издательский центр  ВЛАДОС, 2008. – 800 с.

6. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм/В. И. Ленин ПСС. Т. 18, с. 91

7. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. / Под ред. В.С. Стёпина и др. - М.: Мысль, 2009

1 Самосознание, осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа. Русская философия сегодня (идеи и направления). Материалы этико–философского семинара имени Андрея Платонова, г. Воронеж, 12–13 мая 2008 года. – Сб. ст. – Воронеж: Издательство воронежского

государственного университета, 2009. – 265 с

2 Материя – философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию (духу).

Информация о работе Отражение как всеобщее свойство материи