Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:04, реферат
Практическое воплощение знаний о строение и свойствах материи – это использование машин и пара в производственной деятельности людей. В конце XIX в. атомистического строение материи перешла границы своего механического толкования: выяснилось, что атом делим и состоит из более элементарных электрически заряженных частиц – ядер, электронов. Все это подтолкнуло философию и естествознание к решению сложных вопросов определения дальнейших путей познания структуры материи.
Введение……………………………………………………………………………...3
Понятие материи. Развитие представлений о материи………………..…..5
Свойства (атрибуты) материи……………………………….........................9
2.1 Движение (развитие)…………………………………………………………....9
2.2 Пространство…………………………………………………………………....9
2.3 Время……………………………………………………………………….…..10
2.4 Структурность………………………………………………………………....10
2.5 Отражение………………………………………………………………….…..10
3. Понятие отражения………………………………………………………....….11
Отражение как всеобщее свойство материи……………………………...12
Внутренние и внешние стороны отражения……………………………...13
Отражение и движение………………………………………………….….15
Общие и основные свойства отражения……………………………….….17
Аккумуляция………………………………………………………………..17
Избирательность…………………………………………………………...18
Опережающее отражение действительности………………………….….18
Адекватность…………………………………………………………….….19
5. Формы отражения………………………………………………………….........20
6. Эволюция форм отражения…………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………….…..23
Список используемой литературы……………………………………………....27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ
АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯННОЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОЛОГИИ
Реферат по философии
На тему:
« Отражение как всеобщее свойство материи »
Альметьевск, 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.1 Движение (развитие)……………………………………………………
2.2 Пространство………………………………………………
2.3 Время…………………………………………………………………
2.4 Структурность……………………………………………
2.5 Отражение………………………………………………………
3. Понятие отражения…………………………………
5. Формы отражения………………………………………
6. Эволюция форм отражения…………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………………...
Введение
Отражение - способность материальных
систем в ходе взаимодействия с другими
материальными системами
Наблюдая
явление роста и распада, соединения
и разложения, первые мыслители заметили,
что некоторые свойства и состояние
вещей во всех превращениях сохраняются.
Эту постоянно сохраняющуюся
основу вещей они назвали
В конце XIX в. атомистического строение материи перешла границы своего механического толкования: выяснилось, что атом делим и состоит из более элементарных электрически заряженных частиц – ядер, электронов.
Все это подтолкнуло философию и естествознание к решению сложных вопросов определения дальнейших путей познания структуры материи.
1. Понятие материи. Развитие представлений о материи
Понятие материи сформировалось в европейской науке и философии в эпоху Нового Времени, т.е. в XVII-XVIII в.в. Это было время больших перемен в духовной жизни Европы, связанных с решительным освобождением науки от многовекового гнета религии и церкви. В противовес средневековому схоластическому мышлению с его аппеляциями в качестве высших инстанций к Богу, Священному Писанию, учениям основателей церкви, в науке все более прочно утверждались материалистические ориентации на объективность, рациональность, достоверность познания мира. Данная ситуация, обусловила формирование и широкое распространение понятия материи, характеризующего объективный аспект бытия. В XVII-XVIII вв. под материей понималось вещество (лат. materia - вещество), состоящее из неделимых, неизменяемых атомов. Поскольку в эту эпоху наиболее развитой наукой была классическая механика, то и представления о материи формировались под влиянием господствовавшей в науке механической картины мира. Материи приписывались характерные для науки той эпохи механические представления о свойствах вещества: непроницаемость, неуничтожимость массы, неделимость атомов, независимость от пространства и времени и др. Следует отметить, что отождествление материи с веществом до сих пор распространено в обыденном сознании и даже среди части естествоиспытателей, стоящих на позициях стихийного материализма3. Однако развитие науки и в особенности революция в физике на рубеже XIX-XX вв. показали недопустимость сведения философского понятия материи к понятию вещества и тем более к представлениям о его физических свойствах.
Уже во второй половине XIX в. было открыто качественно новое физическое явление - электромагнитное поле (Г. Герц, М. Фарадей и др.), что наглядно показало узость понимания материи только как вещества. В 1895 году немецким физиком В.К. Рентгеном были открыты неизвестные прежней физике лучи, способные проникать через различные вещества, ткани человеческого организма. Это показало неправомерность приписывания материи свойства непроницаемости. Открытие в 1896 г. явления радиоактивности (А. Беккерель) показало неточность многовековых представлений о неделимости атомов. Тем самым был поставлен под сомнение постулат неуничтожимости массы. Наконец, создание А. Эйнштейном специальной теории относительности (1905г.) выявило многоаспектную зависимость пространства и времени от материи (искривление пространства и замедление времени вблизи мощных гравитационных масс и др.). Тем самым развитие физики опровергло основные механические постулаты, на которых базировалось старое понятие материи. Многими естествоиспытателями, не слишком искушенными в философии, это было воспринято как крах материализма, столетиями определявшего научные представления. Затруднения материализма были немедленно использованы идеалистами для активной пропаганды “доказательств” несостоятельности понятия материи, необходимости отказа от материалистических представлений как якобы несовместимых с научным подходом.
Массированное наступление на материализм со стороны идеалистов всех мастей, разброд и дезориентация в среде естествоиспытателей, вызванные крутой ломкой привычных механических представлений, создали на рубеже XIX-XX веков серьезный кризис в науке, воспринимавшийся многими учеными как “всеобщий разгром принципов”. В этой ситуации в защиту научного материалистического мировоззрения выступил выдающийся российский мыслитель и политический деятель В.И. Ленин (1870-1924). В работе “материализм и эмпириокритицизм” (1908г.) с присущей ему ясностью и проницательностью он показал, что действительной сутью кризиса, возникшего в науке и философии на рубеже XIX-XX веков, является не крах материализма как такового, а лишь крах старого, метафизического материализма, обусловленный крушением механической картины мира, на которой он основан. В.И. Ленин показал недопустимость отождествления философского понятия материи с физическим понятием вещества, непозволительность связывания материи с представлениями о тех или иных физических свойствах, которые изменяются по мере развития науки.4
Согласно Ленину революция в естествознании не опровергла, а наоборот подтвердила диалектический материализм с его идеями качественного разнообразия форм действительности, их развития, взаимосвязи, взаимопереходов, теснейшей связи пространства и времени с материей и т.п. Эта революция также убедительно показала необходимость перехода естествоиспытателей с позиций стихийного, метафизического, механистического материализма на позиции диалектического материализма, усиления связи науки с передовой философией. В указанной работе В.И. Ленин сформировал качественно новое понятие материи, учитывающее потребности нового этапа развития науки и диалектико-материалистической философии: «материя - есть объективная реальность, данная нам в ощущении». Это краткое, четкое определение сыграло огромную роль в дальнейшем развитии научного мировоззрения. Из него вытекает ряд важных методологических следствий.
Во-первых, понятие материи в
этом определении связывается с
фундаментальным свойством “
Во-вторых, в этом определении явно сформулирована идея “данности объективной реальности в ощущениях”, а значит ее познаваемости.
В-третьих, логическим следствием ленинского определения материи является требование объективного подхода к предметам исследования. Суть этого требования заключается в познании предметов такими, какими они существуют в самой действительности. Объективность подхода несовместима с предвзятостью исследователя, обращением к сверхъестественным представлениям, слепой верой в “высшие” авторитеты и т.п.
В-четвертых, работа В.И. Ленина по преодолению кризиса материализма в начале XX века убедительно подтвердила фундаментальный вывод Ф.Энгельса, сделанный еще в ХIХ веке о том, что “с каждым составляющим эпоху открытием материализм неизбежно должен изменять свою форму”. Развитие науки и общества в XX веке показало необходимость уточнения той формы диалектического материализма, у истоков которой стояли Маркс, Энгельс, Ленин. Неуклонный рост роли сознания, духовных факторов, информационных технологий в жизни общества, теснейшая взаимосвязь субъекта и объекта в познании явлений микромира, необходимость учета “субъектных” качеств сложных объектов порождают необходимость трансформации традиционного диалектического материализма в его высшую форму - духовный материализм. Развитие духовного материализма позволит более глубоко отразить взаимодействие, взаимопроникновение материальных и духовных явлений, творческую и формообразующую роль различных форм духовности в эволюции и организации природы, общества, человека.
2. Свойства (атрибуты) материи
Философское осмысление сущности материи требует конкретизирующего выделения ее коренных универсальных качеств (атрибутов), присущих любой форме и уровню материальных явлений. Современная философия выделяет и исследует в качестве главных следующие атрибуты материи: движение (развитие), пространство, время, структурность (многообразие и связность материальных форм), отражение (способность объекта воспроизводить в своих свойствах и структуре особенности взаимодействующих с ним объектов).
2.1 Движение
В самом широком смысле движение в применении к материи — это «изменение вообще», оно включает в себя все происходящие в мире изменения. Представления о движении как изменении зародились уже в древней философии и развивались по двум основным линиям — материалистической и идеалистической.
Движение — атрибут, неотъемлемое свойство материи, они тесно связаны и не существуют друг без друга.
Движение как абсолютный способ существования материи существует в бесконечно многообразных видах и формах.
2.2 Пространство
Пространство — то, что является общим всем переживаниям разума и возникающим благодаря его органам чувств.
На уровне повседневного восприятия пространство интуитивно понимается как место, в котором возможно движение, различные положения и взаимные расположения объектов, отношения близости-дальности, понятие направления, как арена событий и действий, универсально содержащая все места и вмещающая объекты и структуры; иногда - как специфическое место, в значительной мере определяющее сущность происходящих в нем событий