Предлагаемая нами парадигма
ненасилия относится к "этике
убеждения". Тем не менее, мы
подчеркиваем, что этика и философия
ненасилия, отправная точка, жизненная
аксиома, кантовская максима, практическое
руководство к действию.
Ненасилие
представляет собой философию,
образ жизни, которые на основе
верховенства правды любви, предполагают
личные, социальные и межнациональные
изменения ради преодоления несправедливости
в достижении мира, примирения. Цель
ненасилия - не достижение победы над противником
или врагом, но в преодолении несправедливости,
в решении конфликтов и посредством этого
в создании условий для всех. Ненасилие
устанавливает власть справедливости,
правды и любви. Ненасилие разворачивает
борьбу за преодоление несправедливости
на уровне совести. Оно организованно
отказывается повиноваться несправедливым
порядкам и законам или действовать в
ситуации несправедливости и подавления
прав человека. Ненасилие делает невозможным
функционирование несправедливой системы,
не разрушая человеческие жизни и не уничтожая
материальные ценности.
Принцип
ненасилия в разрешении конфликтов
предполагает своеобразную концепцию
человека и своеобразное отношение
к человеку:
1. Человек
является высшей ценностью среди всего,
что существует. Поэтому к нему следует
относиться с безусловным уважением, не
допускающим каких бы то ни было исключений
(даже в отношении к врагу). Человечество
рассматривается как единое и неразобщенное,
и все люди равны в своем достоинстве и
праве на уважение.
2. Каждый
человек обладает совестью, и,
значит, несет в себе возможность
к развитию, сознавая справедливость
и будучи готовым к изменению
своей позиции. Сознание развивается,
когда оно может противопоставить
себя реальности, когда она стремиться
к истине. Ненасилие направлено против
несправедливости, а не против людей. Участие
в ненасильственной акции чревато потерей
жизни.
3. Необходимость
изучать основанную на ненасилии
деятельность, методы и стратегию
ненасилия. Это предполагает самосовершенствование
и самодисциплину, понимание несправедливости,
как она обнаруживается в различных ситуациях,
обучение ненасилию и практическим действиям
ненасилия, ведению диалога, медитации,
а также неучастию и гражданскому неповиновению,
нужно учиться формулировать альтернативы
и осуществлять их. Это предполагает соответствующую
систему образования, экономики и политики,
а в равной мере и формирование системы
ненасильственной обороны на национальном
и интернациональном уровнях и отработку
способов мирного решения конфликтов;
это предполагает внимание к сохранению
экологического равновесия, сохранению
ресурсов и потребность в высоком нравственном
порядке, основанном на признании достоинства
и абсолютном уважении к человеческой
жизни и человеческому сообществу. Человеческая
жизнь, сориентированная на эти идеи, приблизится
к основанному на справедливости миру.
Ненасилие
может выступать как практически
эффективный опыт действия и
как принципиальная позиция. Уяснение
различия этих двух аспектов ненасилия
- практического и принципиально- мировоззренческого
- имеет важное значение для понимания
его природы. Философия ненасилия может
быть нормативной или ненормативной. Ненасилие
как общезначимая социальная позиция
определяется разными мотивами: моральными
и внеморальными, а другими словами принципиальным
и прагматическим ненасилием.
Принципиальное
ненасилие реализуется в определенном
типе личности или в определенном
образе действий, или же и в
том, и в другом, он может
сообщать нам ненасильственный модус
бытия и действия . В первом случае ненасилие
принадлежит этике добродетелей, во втором
- этике поведения.
Принципиальное
ненасилие имеет две формы:
абсолютную и условную. Абсолютное
ненасилие отвергает использование
насилия в любых обстоятельствах,
что нельзя сказать об условном ненасилии.
Оно допускает такие обстоятельства, в
которых насилие будет обоснованно, с
уточнением, что такие обстоятельства
складываются в мире крайне редко. Ганди
был сторонником условного ненасилия,
поскольку говорил, что если придется
выбирать между насилием и трусостью,
то достойнее избрать насилие.
Принципиальное
и прагматическое ненасилие отличаются
друг от друга широтой использования
ненасилия. Прагматическое ненасилие
руководствуется политическими,
социальными, или государственными соображениями,
а принципиальное ненасилие в дополнение
к ним или вместо них руководствуется
еще высокими моральными целями. Важным
является моральная эффективность, а не
практическая.
В обоих
случаях ненасилие получает обоснование,
но принципиальное ненасилие получает
моральное обоснование, в то время как
прагматическое ненасилие может иметь
лишь практическую целесообразность,
а моральные мотивы не являются обязательными.
Получается, что прагматическое ненасилие
может быть использовано ради аморальных
целей с тем же успехом, как и ради моральных.
Принципиальное ненасилие не может быть
использовано ради аморальных целей.
Ненасилие
проблематично только в том
мире, в котором некоторые используют
насилие, в то время как другие
- нет. Проблема чисто терминологическая,
оно определяет то, что подвергается отрицанию.
Однако эта проблема возникает лишь в
случае трактования ненасилия как отказа
только лишь от физического насилия. Принципиальное
ненасилие также подразделяется на минимальное,
предполагающее отказ от физического
насилия, и максимальное ненасилие, которое
отрицает даже психологическое насилие.
Ненасильственная
борьба (сатьяграха) - выход, предложенный
М. Ганди. Сатьяграха не является
физической силой. Сатьяграха
не причиняет страданий противнику,
он не стремиться к его уничтожению. Сатьяграха
никогда не прибегает к помощи оружия.
В применении сатьяграхи нет ничего враждебного.
Сатьяграха - чистая сила духа. "Ненасилие
- высшая дхарма". Ненасилие- это покой,
но активное ненасилие - это любовь. Обманутые
западной цивилизацией, мы забыли нашу
древнюю цивилизацию и поклоняемся силе
оружия - писал Ганди.
Ненасилие
исходит из убеждения в самоценности
каждого человека, как свободного
существа и одновременно взаимной
связанности всех людей в добре и зле.
Речь идет о моральной амбивалентности
человека. Человек -это путник. Важно не
то, где он находиться. Важно то, куда он
идет и сама эта готовность идти до конца.
Еще одни принципы ненасилия сводятся
к тому, что человек отказывается от монополии
на истину, критика своего собственного
поведения, анализ ситуации глазами оппонента,
бороться со злом, но любить людей, стоящих
за ним, полная открытость поведения. Понятие
насилия и ненасилия нельзя понять вне
соотнесения друг с другом. Необходимо
их рассматривать в контексте добра и
зла. Насилие и ненасилие представляет
собой разные перспективы в борьбе за
справедливые отношения между людьми
в обществе. Три линии поведения образуют
восходящий ряд с прагматической и аксиологической
точек зрения. Ненасилие представляет
собой постнасильственную стадию в борьбе
за социальную справедливость. В отличие
от пассивности, являющейся позицией человека,
который не поднялся, не дорос до ответного
насилия, оно представляет собой способ
поведения человека, который перерос насильственный
способ решения проблемы. Перерос и духовно,
так как в противовес насилию, всегда предполагающему
разделение людей на две неравноправные
касты -своих и чужих, "добрых" и "злых"
и т.д., оно исходит из метафизической святости
каждого человека, и душевно, так как требует
большего мужества, чем то, которое требуется
для преодоления физического "животного"
страха.
Для
любви нужно больше кругозора
и больше мужества, чем для
кровной мести, дуэли или иной
физической расправы с врагом.
Ответное насилие и активное ненасилие
- разные ступени, стадии зрелости человеческих
усилий, направленных на борьбу за социальную
справедливость. Ненасилие переводит
цели и средства борьбы в качественно
однородную нравственную плоскость, направлено
не устранение не только эмпирических
результатов несправедливости, но и их
внутренних оснований, оно разрывает цепь
насилия, поднимает человеческие отношения
на другой уровень. Такая последовательность
находит также подтверждение в истории
идеи ненасилия. Норма "Не убий", сформулированная
в "Ветхом завете" трансформируется
до нормы "Возлюбите врагов ваших".
И.А. Ильин пишет: "Сама идея о возможности
сопротивления посредством непротивления
даруется человечеству и оказывается
применимой тогда и постольку, когда и
поскольку общий родовой процесс обуздания
зверя в человеке грозою и карою ("Ветхий
завет") создает накопленный и осевший
итог обузданности и воспитанности, как
бы экзистенц- минимум правосознания и
морали, открывающий сердца для царства
любви и духа ("Новый завет")" .
Большинство
считает, что принципы "подставьте
другую щеку", "возлюбите врагов
ваших" имеют практическую
ценность там, где индивиды
конфликтуют друг с другом, там
же, где был конфликт между
расовыми группами или нациями,
необходим другой, более реалистичный
подход. М.Л. Кинг говорил также о "реальном
пацифизме". Пройдя через действительный
опыт протеста, насилие стало большим,
чем метод, с которым я был теоретически
согласен, оно стало обязательством жить
определенным образом, - писал Кинг. Многие
из проблем ненасилия, которые я не мог
прояснить для себя интеллектуально, разрешились
в сфере практических действий . Следует
обязательно выделить, что ненасильственное
сопротивление - это не метод для трусов-
это сопротивление. Если кто-нибудь использует
этот метод, потому что боится или просто,
потому что у него не хватает орудия насилия,
то он не настоящий сторонник ненасилия.
На протяжении того времени, в течении
которого сторонник ненасильственного
сопротивления пассивен, в том смысле,
что не агрессивен физически в отношении
своих противников, его разум и эмоции
всегда действуют, пытаясь убедить противника
в его неправоте. Это метод физической
пассивности, но мощной активности духовной.
Цель- освобождение и примирение. Средство
- пробуждение морального стыда у противника.
Участник ненасилия стремиться победить
зло, а не людей, которые творят зло. Желание
принимать страдание без возмездия. Участник
ненасильственного сопротивления стремится
принять насилие, если это неизбежно, но
никогда не нанесет ответный удар. Борец
ненасилия не только отказывается стрелять
в противника, но и ненавидеть его. Центром
ненасилия является принцип любви. Говоря
о любви в этом смысле, мы не отсылаем к
сентиментальным нежным эмоциям. Речь
идет о любви, которая на греческом означает
слово "агапе" . Агапе обозначает
понимание, распространение доброй воли
на всех людей. Агапе - это незаинтересованная
любовь. Это любовь к другим ради них самих.
Она возникает также из потребности принадлежать
к лучшему, что есть в человеческом обществе.
Агапе - желание приносить жертву ради
общих интересов. В конечном итоге, агапе
- познание того факта, что жизнь взаимосвязана.
Причиняя вред другому, мы причиняем вред
и себе.
Ненасилие
делает основной упор на доброе
начало в человеке.
Перечисленные
выше основы не являются сугубо теоретическими
изысканиями, которые невозможно применить
на практике. В данном случае стоит упомянуть
об одной примечательной книге директора
Центра исследований мира Свободного
университета Брюсселя (Бельгия) Йохана
Низинга "Общественная оборона как
логическая альтернатива. От утопии к
выбору" .
Под
общественной обороной понимается
система устрашения, основанная
на способности населения ненасильственным
путем оказывать сопротивление
агрессору (внутреннему или внешнему),
предотвращать его нападения, создавать
невыносимые для него условия в случае
вторжения, чтобы вынудить его прекратить
оккупацию и уйти. Любая система обороны
состоит из двух слагаемых: твердого оружия
и "мягкого оружия" (психологические
условия) - это психическая устойчивость
и здоровье нации, убежденность граждан
в неограниченных возможностях ненасильственной
обороны, силы духа, культуры ненасилия,
способность противостоять фрустрациям
(разочарованиям), вытекающим из пережитого
организационного и физического насилия,
не впадать в ненужную агрессивность,
воздерживаться от нагнетания насилия;
высокий уровень самостоятельности в
мышлении и поведении и т.п. Здесь важен
не столько героизм одиночек, сколько
"тихий молчаливый саботаж" большинства
населения.
Ненасильственное
сопротивление населения может выражаться
в следующем: "тихий саботаж", отказ
от сотрудничества, изобретательное игнорирование
приказов оккупационных властей, массовые
акции протеста (включая различные формы
забастовок); уничтожение информации (документов,
архивов и т.п.) без которой оккупанты не
могут организовать деятельность на занятой
территории, осуществлять репрессии; обструкция,
живые стены на пути войск и т.п. В общей
сложности практикой опробованы несколько
сотен методов, приемов и форм ненасильственного
сопротивления. Замена традиционной обороны
общественной преследует предельно широкие
и далеко идущие цели. Она выступает альтернативой
войне, приходит на смену ей, ведет неизбежно
к отмене военного аппарата, ликвидации
главного инструмента войны - армий, технической
и организационной базы войны. Это -система,
которая не содержит угрозы дальнейшему
существованию человечества, уводит его
на безопасный путь развития. В некоторых
государствах (Швеция, Швейцария и др.)
идея общественной обороны признана и
утверждена в доктринах безопасности,
является объектом политического планирования,
практически введена как дополнение (компонент)
к силовым средствам сопротивления агрессору.
Все
это говорит о постепенном
формировании "общества антивойны",
и данный процесс по оптимистическим прогнозам
может занять не менее 1-1,5 веков