Основы философии ненасилия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 22:40, реферат

Краткое описание

Современная российская политика и государственная идеология постсоветского периода демонстрируют не только неприятие самой идеи ненасилия, но еще одновременно показывают "провал" концепции "насильственного метода решения политических вопросов". С другой стороны, существует мнение, что в развитии ситуации в современной России нет ничего необъяснимого. "…Рост насилия является сейчас доминирующей тенденцией для всего мира в целом и значительно опережает рост альтруистических настроений, стремление к принципам ненасильственного мира…" считает В.Д. Губин . Насилие и готовность к насилию возрастают. Идет "молекулярная гражданская война", что является новой формой насилия. Под эти термином понимается произвольное, бесцельное насилие, обходящееся без идеологической мотивации, и направленное против кого угодно. В нашей стране насилие в форме бунта или полномасштабной гражданской войны вряд ли возможно, поскольку общество не верит в возможность добиться каких-либо положительных результатов с помощью насилия, равно как и не верит в эффективность проведения каких-либо ненасильственных действий. Это нечто вроде коллективного безумия. Диффузное насилие не поддается какому-либо рациональному контролю.

Файлы: 1 файл

Философия и идеология ненасилия.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

 Предлагаемая нами парадигма  ненасилия относится к "этике  убеждения". Тем не менее, мы  подчеркиваем, что этика и философия  ненасилия, отправная точка, жизненная  аксиома, кантовская максима, практическое руководство к действию.

 Ненасилие  представляет собой философию,  образ жизни, которые на основе  верховенства правды любви, предполагают  личные, социальные и межнациональные  изменения ради преодоления несправедливости  в достижении мира, примирения. Цель ненасилия - не достижение победы над противником или врагом, но в преодолении несправедливости, в решении конфликтов и посредством этого в создании условий для всех. Ненасилие устанавливает власть справедливости, правды и любви. Ненасилие разворачивает борьбу за преодоление несправедливости на уровне совести. Оно организованно отказывается повиноваться несправедливым порядкам и законам или действовать в ситуации несправедливости и подавления прав человека. Ненасилие делает невозможным функционирование несправедливой системы, не разрушая человеческие жизни и не уничтожая материальные ценности.

 Принцип  ненасилия в разрешении конфликтов  предполагает своеобразную концепцию  человека и своеобразное отношение  к человеку:

1. Человек  является высшей ценностью среди всего, что существует. Поэтому к нему следует относиться с безусловным уважением, не допускающим каких бы то ни было исключений (даже в отношении к врагу). Человечество рассматривается как единое и неразобщенное, и все люди равны в своем достоинстве и праве на уважение.

2. Каждый  человек обладает совестью, и,  значит, несет в себе возможность  к развитию, сознавая справедливость  и будучи готовым к изменению  своей позиции. Сознание развивается,  когда оно может противопоставить  себя реальности, когда она стремиться к истине. Ненасилие направлено против несправедливости, а не против людей. Участие в ненасильственной акции чревато потерей жизни.

3. Необходимость  изучать основанную на ненасилии  деятельность, методы и стратегию  ненасилия. Это предполагает самосовершенствование и самодисциплину, понимание несправедливости, как она обнаруживается в различных ситуациях, обучение ненасилию и практическим действиям ненасилия, ведению диалога, медитации, а также неучастию и гражданскому неповиновению, нужно учиться формулировать альтернативы и осуществлять их. Это предполагает соответствующую систему образования, экономики и политики, а в равной мере и формирование системы ненасильственной обороны на национальном и интернациональном уровнях и отработку способов мирного решения конфликтов; это предполагает внимание к сохранению экологического равновесия, сохранению ресурсов и потребность в высоком нравственном порядке, основанном на признании достоинства и абсолютном уважении к человеческой жизни и человеческому сообществу. Человеческая жизнь, сориентированная на эти идеи, приблизится к основанному на справедливости миру.

 Ненасилие  может выступать как практически  эффективный опыт действия и  как принципиальная позиция. Уяснение  различия этих двух аспектов ненасилия - практического и принципиально- мировоззренческого - имеет важное значение для понимания его природы. Философия ненасилия может быть нормативной или ненормативной. Ненасилие как общезначимая социальная позиция определяется разными мотивами: моральными и внеморальными, а другими словами принципиальным и прагматическим ненасилием.

 Принципиальное  ненасилие реализуется в определенном  типе личности или в определенном  образе действий, или же и в  том, и в другом, он может  сообщать нам ненасильственный модус бытия и действия . В первом случае ненасилие принадлежит этике добродетелей, во втором - этике поведения.

 Принципиальное  ненасилие имеет две формы:  абсолютную и условную. Абсолютное  ненасилие отвергает использование  насилия в любых обстоятельствах, что нельзя сказать об условном ненасилии. Оно допускает такие обстоятельства, в которых насилие будет обоснованно, с уточнением, что такие обстоятельства складываются в мире крайне редко. Ганди был сторонником условного ненасилия, поскольку говорил, что если придется выбирать между насилием и трусостью, то достойнее избрать насилие.

 Принципиальное  и прагматическое ненасилие отличаются  друг от друга широтой использования  ненасилия. Прагматическое ненасилие  руководствуется политическими,  социальными, или государственными соображениями, а принципиальное ненасилие в дополнение к ним или вместо них руководствуется еще высокими моральными целями. Важным является моральная эффективность, а не практическая.

 В обоих  случаях ненасилие получает обоснование, но принципиальное ненасилие получает моральное обоснование, в то время как прагматическое ненасилие может иметь лишь практическую целесообразность, а моральные мотивы не являются обязательными. Получается, что прагматическое ненасилие может быть использовано ради аморальных целей с тем же успехом, как и ради моральных. Принципиальное ненасилие не может быть использовано ради аморальных целей.

 Ненасилие  проблематично только в том  мире, в котором некоторые используют  насилие, в то время как другие - нет. Проблема чисто терминологическая, оно определяет то, что подвергается отрицанию. Однако эта проблема возникает лишь в случае трактования ненасилия как отказа только лишь от физического насилия. Принципиальное ненасилие также подразделяется на минимальное, предполагающее отказ от физического насилия, и максимальное ненасилие, которое отрицает даже психологическое насилие.

 Ненасильственная  борьба (сатьяграха) - выход, предложенный  М. Ганди. Сатьяграха не является  физической силой. Сатьяграха  не причиняет страданий противнику, он не стремиться к его уничтожению. Сатьяграха никогда не прибегает к помощи оружия. В применении сатьяграхи нет ничего враждебного. Сатьяграха - чистая сила духа. "Ненасилие - высшая дхарма". Ненасилие- это покой, но активное ненасилие - это любовь. Обманутые западной цивилизацией, мы забыли нашу древнюю цивилизацию и поклоняемся силе оружия - писал Ганди.

 Ненасилие  исходит из убеждения в самоценности  каждого человека, как свободного  существа и одновременно взаимной  связанности всех людей в добре и зле. Речь идет о моральной амбивалентности человека. Человек -это путник. Важно не то, где он находиться. Важно то, куда он идет и сама эта готовность идти до конца. Еще одни принципы ненасилия сводятся к тому, что человек отказывается от монополии на истину, критика своего собственного поведения, анализ ситуации глазами оппонента, бороться со злом, но любить людей, стоящих за ним, полная открытость поведения. Понятие насилия и ненасилия нельзя понять вне соотнесения друг с другом. Необходимо их рассматривать в контексте добра и зла. Насилие и ненасилие представляет собой разные перспективы в борьбе за справедливые отношения между людьми в обществе. Три линии поведения образуют восходящий ряд с прагматической и аксиологической точек зрения. Ненасилие представляет собой постнасильственную стадию в борьбе за социальную справедливость. В отличие от пассивности, являющейся позицией человека, который не поднялся, не дорос до ответного насилия, оно представляет собой способ поведения человека, который перерос насильственный способ решения проблемы. Перерос и духовно, так как в противовес насилию, всегда предполагающему разделение людей на две неравноправные касты -своих и чужих, "добрых" и "злых" и т.д., оно исходит из метафизической святости каждого человека, и душевно, так как требует большего мужества, чем то, которое требуется для преодоления физического "животного" страха.

 Для  любви нужно больше кругозора  и больше мужества, чем для  кровной мести, дуэли или иной  физической расправы с врагом. Ответное насилие и активное ненасилие - разные ступени, стадии зрелости человеческих усилий, направленных на борьбу за социальную справедливость. Ненасилие переводит цели и средства борьбы в качественно однородную нравственную плоскость, направлено не устранение не только эмпирических результатов несправедливости, но и их внутренних оснований, оно разрывает цепь насилия, поднимает человеческие отношения на другой уровень. Такая последовательность находит также подтверждение в истории идеи ненасилия. Норма "Не убий", сформулированная в "Ветхом завете" трансформируется до нормы "Возлюбите врагов ваших". И.А. Ильин пишет: "Сама идея о возможности сопротивления посредством непротивления даруется человечеству и оказывается применимой тогда и постольку, когда и поскольку общий родовой процесс обуздания зверя в человеке грозою и карою ("Ветхий завет") создает накопленный и осевший итог обузданности и воспитанности, как бы экзистенц- минимум правосознания и морали, открывающий сердца для царства любви и духа ("Новый завет")" .

 Большинство  считает, что принципы "подставьте  другую щеку", "возлюбите врагов  ваших" имеют практическую  ценность там, где индивиды  конфликтуют друг с другом, там  же, где был конфликт между  расовыми группами или нациями,  необходим другой, более реалистичный подход. М.Л. Кинг говорил также о "реальном пацифизме". Пройдя через действительный опыт протеста, насилие стало большим, чем метод, с которым я был теоретически согласен, оно стало обязательством жить определенным образом, - писал Кинг. Многие из проблем ненасилия, которые я не мог прояснить для себя интеллектуально, разрешились в сфере практических действий . Следует обязательно выделить, что ненасильственное сопротивление - это не метод для трусов- это сопротивление. Если кто-нибудь использует этот метод, потому что боится или просто, потому что у него не хватает орудия насилия, то он не настоящий сторонник ненасилия. На протяжении того времени, в течении которого сторонник ненасильственного сопротивления пассивен, в том смысле, что не агрессивен физически в отношении своих противников, его разум и эмоции всегда действуют, пытаясь убедить противника в его неправоте. Это метод физической пассивности, но мощной активности духовной. Цель- освобождение и примирение. Средство - пробуждение морального стыда у противника. Участник ненасилия стремиться победить зло, а не людей, которые творят зло. Желание принимать страдание без возмездия. Участник ненасильственного сопротивления стремится принять насилие, если это неизбежно, но никогда не нанесет ответный удар. Борец ненасилия не только отказывается стрелять в противника, но и ненавидеть его. Центром ненасилия является принцип любви. Говоря о любви в этом смысле, мы не отсылаем к сентиментальным нежным эмоциям. Речь идет о любви, которая на греческом означает слово "агапе" . Агапе обозначает понимание, распространение доброй воли на всех людей. Агапе - это незаинтересованная любовь. Это любовь к другим ради них самих. Она возникает также из потребности принадлежать к лучшему, что есть в человеческом обществе. Агапе - желание приносить жертву ради общих интересов. В конечном итоге, агапе - познание того факта, что жизнь взаимосвязана. Причиняя вред другому, мы причиняем вред и себе.

 Ненасилие  делает основной упор на доброе  начало в человеке.

 Перечисленные выше основы не являются сугубо теоретическими изысканиями, которые невозможно применить на практике. В данном случае стоит упомянуть об одной примечательной книге директора Центра исследований мира Свободного университета Брюсселя (Бельгия) Йохана Низинга "Общественная оборона как логическая альтернатива. От утопии к выбору" .

 Под  общественной обороной понимается  система устрашения, основанная  на способности населения ненасильственным  путем оказывать сопротивление  агрессору (внутреннему или внешнему), предотвращать его нападения, создавать невыносимые для него условия в случае вторжения, чтобы вынудить его прекратить оккупацию и уйти. Любая система обороны состоит из двух слагаемых: твердого оружия и "мягкого оружия" (психологические условия) - это психическая устойчивость и здоровье нации, убежденность граждан в неограниченных возможностях ненасильственной обороны, силы духа, культуры ненасилия, способность противостоять фрустрациям (разочарованиям), вытекающим из пережитого организационного и физического насилия, не впадать в ненужную агрессивность, воздерживаться от нагнетания насилия; высокий уровень самостоятельности в мышлении и поведении и т.п. Здесь важен не столько героизм одиночек, сколько "тихий молчаливый саботаж" большинства населения.

 Ненасильственное сопротивление населения может выражаться в следующем: "тихий саботаж", отказ от сотрудничества, изобретательное игнорирование приказов оккупационных властей, массовые акции протеста (включая различные формы забастовок); уничтожение информации (документов, архивов и т.п.) без которой оккупанты не могут организовать деятельность на занятой территории, осуществлять репрессии; обструкция, живые стены на пути войск и т.п. В общей сложности практикой опробованы несколько сотен методов, приемов и форм ненасильственного сопротивления. Замена традиционной обороны общественной преследует предельно широкие и далеко идущие цели. Она выступает альтернативой войне, приходит на смену ей, ведет неизбежно к отмене военного аппарата, ликвидации главного инструмента войны - армий, технической и организационной базы войны. Это -система, которая не содержит угрозы дальнейшему существованию человечества, уводит его на безопасный путь развития. В некоторых государствах (Швеция, Швейцария и др.) идея общественной обороны признана и утверждена в доктринах безопасности, является объектом политического планирования, практически введена как дополнение (компонент) к силовым средствам сопротивления агрессору.

 Все  это говорит о постепенном  формировании "общества антивойны", и данный процесс по оптимистическим прогнозам может занять не менее 1-1,5 веков


Информация о работе Основы философии ненасилия