Основные положения учения Платона о государстве и человеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 17:47, реферат

Краткое описание

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

Оглавление

I. Общая характеристика личности и творчества Платона. 2
II. Онтологические и гносеологические взгляды Платона. 3
1. Онтология Платона. 3
2. Гносеология (учение о познании) Платона. 3
3. Роль идей («эйдосов»). 4
4. Знание как припоминание. 6
III. Основные положения учения Платона о государстве и человеке. 7
IV. Сходства и различия в понимании диалектики у Гераклита, с одной стороны, и Сократа и Платона с другой стороны. 9
V. Значение философии Платона. 15
Список литературы. 16

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

Содержание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Общая характеристика личности и творчества Платона.

 

    Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Онтологические и гносеологические взгляды Платона.

1. Онтология Платона.

 

     Платон синтезировал раннегреческую онтологию в своем учении об «идеях». Бытие, по Платону, есть совокупность идей — умопостигаемых форм или сущностей, отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон провел границу не только между бытием и становлением (т. е. текучестью чувственно воспринимаемого мира), но и между бытием и «безначальным началом» бытия (т. е. непостижимой основой, называемой им также «благом»). Онтология у Платона тесно связана с учением о познании как интеллектуальном восхождении к истинно сущим видам бытия. Онтология Платона оказала определяющее воздействие на всю западноевропейскую онтологическую традицию.

2. Гносеология (учение о познании) Платона.

 

    Учение Платона о познании  неотделимо от его учения о бытии, от его психологии, космологии и мифологии. Учение о познании оборачивается мифом. 
По мнению Платона, душа наша бессмертна. До того, как она вселилась на землю и приняла телесную оболочку, душа будто бы, созерцала истинно сущее бытие и сохраняла знание о нём. Человек будет знать, не учась ни у кого, а только отвечая на вопросы, т. е. почерпнёт знание в самом себе, следовательно, вспомнит. Поэтому, суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала.

     Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

  • поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;
  • «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);
  • высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».

     

3. Роль идей («эйдосов»).

 

      Основная часть философии Платона,  давшая название целому направлению  философии — это учение об  идеях (эйдосах), о существовании  двух миров: мира идей (эйдосов)  и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить. 
       Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями. 
       Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.

      Отсюда — важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств, далее — к красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей.

      Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является Любовь. Вообще, сам философ напоминает Эрота: от также стремится достичь блага, он и не мудр и не невежественен, но является посредником между одним и другим, он не обладает красотой и благом и именно поэтому стремится к ним. 
       И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей. 
       Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении. 
       В «Государстве» Платон также дает нам учение об основных частях человеческой души, каждая из которых имеет свои добродетели: разумная часть души имеет в качестве добродетели мудрость, вожделеющее начало (страстное начало души) — умеренность и воздержанность, а яростный дух (который может быть союзником как первого, так и второго) — мужество и способность подчиняться разуму. Все вместе эти добродетели составляют справедливость.

     Платон проводит параллели между частями души и типами людей в государстве и называет справедливостью в государстве, когда каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен.

      Особое место в «Государстве» Платон уделяет стражам (воинам) и их воспитанию, которое должно сочетать в себе две части: мусическую и гимнастическую. Гимнастическое воспитание позволяет подчинить страсти разумному началу и развить в себе качество воли. А мусическое — позволяет смягчить яростный дух и подчинить его законам ритма и гармонии.

4. Знание как припоминание.

 

… Знание на самом деле не что иное, как  припоминание: то, что мы теперь припоминаем, мы должны были знать в прошлом… Но это было бы невозможно, если бы наша душа не существовала уже в каком-то месте, прежде чем родиться в нашем человеческом образе. ("Федон")

… если, узнав однажды, мы уже не забываем, то всякий раз мы должны рождаться, владея этим знанием, и хранить его  до конца жизни. Ведь что такое  знать? Приобрести знание и уже не терять его. А под забвением… мы понимаем утрату знания… Но если, рождаясь, мы теряем то, чем владели до рождения, а потом с помощью чувств восстанавливаем прежние знания, тогда… "познавать" означает восстанавливать знание, уже тебе принадлежавшее. И, называя это "припоминанием",мы бы, пожалуй, употребили правильное слово. ("Федон")

      Припоминать то, что там, на основании того, что есть здесь, нелегко любой душе: одни лишь короткое время созерцали тогда то, что там; другие, упав сюда, обратились под чужим воздействием к неправде и на свое несчастье забыли все священное, виденное ими раньше. Мало остается таких душ, у которых достаточно сильна память. Они всякий раз, как увидят что-нибудь, подобное тому, что было там, бывают поражены и уже не владеют собой, а что это за состояние, они не знают, потому что недостаточно в нем разбираются. ("Федр") 

III. Основные положения учения Платона о государстве и человеке.

 

      Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:

  • монархия – справедливая власть одного человека;
  • тирания – несправедливая власть одного человека;
  • аристократия – справедливая власть меньшинства;
  • олигархия – несправедливая власть меньшинства;
  • демократия – справедливая власть большинства;
  • тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

    Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами   государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

     Платон считает аристократию  лучшей формой государства и  различает в ней два подвида:  если среди правителей выделяется, кто-то один - это царская власть, если же правят несколько человек  - это аристократия. 

     Утрата нравственного совершенства  ведет к появлению неправильных форм правления. Сначала возникает тимократия (от доблести), вместо разумного начала господствует яростное, вместо власти философов — воины. Возникает частная собственность, свободных людей обращают в рабов. Такое правление существовало в Спарте и на Крите. Завоевания увеличивают богатства частных лиц, богачи стремятся к власти и устанавливают имущественный ценз для занятия должностей. Это олигархия. При аристократии принцип власти достоинство, при олигархии — деньги. Народ запугивают и подавляют с помощью армии. Это приводит к перевороту и установлению демократии. Этот строй характеризуется изменчивой и бурной политической жизнью, а также плохим управлением. Главные недостатки демократии - уравнивание людей разного достоинства, некомпетентность, пренебрежение к знанию, к заслугам, капризность, воля случая, применение жребия при замещении должностей. И, наконец, воспользовавшись избытком свободы и беспорядком, к власти приходит тиран выдающий себя за ставленника народа. Тирания по Платону — худшая форма правления, там царит беззаконие, доносительство, уничтожение противников и всех людей, способных хотя бы потенциально к сопротивлению.  
   Умение воевать, защищать народ и устранение голода - главное для государства.

    Философы - наиболее достойные представители народа - свойственны рассудительность, бескорыстие, возвышенные помыслы, честность и т.д.

     По мнению Платона государство, опираясь на законы должно постоянно их совершенствовать и наблюдать  за их состоянием. Потому специальный орган должен наблюдать за исполнением. Ночное собрание - ходят старейшины. Заслушивают сообщения как выполняются законы.

     Если лицо пытающееся ввести те или иные нововведения не сможет доказать их пользу, то его надо казнить, т.к. он вносит суету беспорядок в государство.

     Сочетание демократии и монархии позволяет придать устойчивость государству. Важно перейти от аристократии крови к аристократии духа. 

IV. Сходства и различия в понимании диалектики у Гераклита, с одной стороны, и Сократа и Платона с другой стороны.

 

      Выдающейся исторической заслугой античного материализма являлось наивно-диалектическое понимание действительности, наиболее ярко выраженное материалистом Гераклитом. Диалектика Гераклита прежде всего опирается на чувственно воспринимаемые факты окружающей действительности. “Холодное,- говорит Гераклит,- становится тёплым, тёплое холодным, влажное сухим, сухое влажным”. Однако, не ограничиваясь констатацией отдельных фактов взаимосвязи, взаимопревращения противоположностей, Гераклит приходит к выводу о всеобщности движенияизменения, борьбы противоположностей. Он учит, что “всё возникает через борьбу и по необходимости”. Однако наивность диалектики Гераклита проявляется здесь в том, что он не даёт характеристики противоположностей, не анализирует природы их взаимосвязи; он отождествляет борьбу противоположностей с войной, которая, таким образом, рассматривается как нечто всеобщее и, следовательно, абсолютизируется.

     Гераклит высказал первую догадку о диалектике психических и физиологических состояний в организме.

    Огненному началу в человеке - душе противопоставляется тело. Душа связана с телом как "паук с паутиной": состояние тела определяет активность и познавательные способности души.

     Гераклит рассматривает проблему познания, отмечает, что познание - отличительное свойство человека: "… Всем людям свойственно познавать самих себя и миры и мыслить". Главная цель человека - познать Логос. Понятие "Логос" в античной психологии имело множество смысловых оттенков, для Гераклита же оно означало закон, управляющий всем. Малый мир (микрокосм) отдельной души идентичен макрокосму всего миропорядка, поэтому познать самого себя, свою "психею" - значит углубиться в закон (Логос). Но уровень понимания Логоса определяется целым рядом моментов: грубостью-тонкостью психеи, активностью познающего субъекта, его состоянием. Большинство людей не могут понять Логос, так как у них грубые психеи. Они сталкиваются, по Гераклиту, с реальностью лицом к лицу, но не видят ее, ибо погружены в "собственное сознание", сны, грезы: "Хотя Логос общий, большинство людей живет так, как если бы имели собственное понимание". То есть ставится вопрос об индивидуальных различиях в познавательных способностях людей. 
      Гераклит выделяет 2 уровня познания: ощущения и разум. Он подчеркивает роль органов чувств в познании: "Что можно видеть, слышать, узнать, то я предпочитаю". Среди органов чувств им выделяется зрение: "Глаза - более точные свидетели, чем уши". Но если ощущения постигают отдельные, лежащие на поверхности явления, то разум познает общее, невидимое глазом (сущность явлений). Отсюда делается вывод, что разум выше ощущений: "Разумение - величайшая добродетель, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и поступать разумно, воспринимая вещи согласно их природе".

Информация о работе Основные положения учения Платона о государстве и человеке