Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:16, реферат
Возникновение человека – загадка. Несмотря на определенные достижения в области изучения человека, к сожалению, приходится признать, что его происхождение, как и возникновение жизни на Земле, все еще остаются тайнами, недоступными современной науке. Сегодня по существу нельзя сказать, что в науке есть сколько-нибудь убедительная теория, подкрепленная вескими аргументами и неопровержимыми фактами, которые объясняли бы происхождение человечества.
1. Основные концепции антропосоциогенеза (креационистская, трудовая, игровая, психологическая) 2
2. Механизм социального контроля, внешний и внутренний контроль, самоконтроль, способы реализации социального контроля 8
3. Сущность, функции и типы политических партий, партийные системы и их основные типы 13
4. Общественное сознание и его структура 18
Список использованных источников 25
Общественное сознание представляет собой психическую, сознательную и духовную деятельность перечисленных субъектов, а не мирового духа или производительных сил, государства и других бессознательных феноменов.
С гносеологической (познавательной) стороны общественное сознание заключается в целенаправленном осознании (отражении, воображении, оценке и т.п.) природного, общественного, индивидуального бытия (прошлого, настоящего, будущего) в форме чувств, знаний, проектов - "живого" или текстового сознания. С социологической (регулятивной) стороны общественное сознание является внутренней сущностью (управлением, творением) общественного бытия (его функционирования и развития) в соответствии с потребностями и интересами людей. Общественное сознание включает в себя: знания, формы и методы познания, последовательность духовных действий и операций, духовные потребности и интересы людей [7, 112].
В общественное сознание входит прежде всего совокупность чувств, представлений, мыслей, теорий, находящихся в памяти живых. Это сознание называется массовым и живым для данного общества. Далее, в него входит "неживое" сознание, историческая память, "знаковое" сознание, которое закодировано и сохраняется в виде рукописей, кинофильмов, предметов материальной культуры и т.п. Часть этого сознания можно расшифровать и понять, а часть является утраченной, уже непонятной современникам.
В общественное сознание входят формы и методы социального познания, которые были рассмотрены нами. Методами эмпирического познания выступают наблюдение, эксперимент, описание, моделирование, социальный факт и т.п. К теоретическим методам общественного познания относятся: историческое и логическое, анализ и синтез, гипотеза и аналогия, научная теория и научная утопия. Формы и методы общественного познания отличаются у народной массы, интеллигенции, элиты общества и своим набором, и глубиной усвоения, и умением использования.
Основными познавательными действиями, которые входят в процесс общественного сознания, являются отражение, воображение, оценка, проектирование, регуляция, уточнение и т.п. [7, 115-118]
Отражение
- это копирование общественного
бытия в чувственные и
Воображение
- это способность создавать
Оценка - это процесс чувственного и мысленного сравнения, выделения и отнесения знаний к добрым и злым, полезным и вредным, Справедливым и несправедливым и т.п. Критерием оценки выступают потребности, интересы, цели, нормы, принципы общественного сознания, образующие его ментальность.
Проектирование
- это процесс мысленного преобразования
общественного бытия в
Регуляция - это процесс управления конкретной практической или познавательной деятельностью людей.
Основой
духовной деятельности и сознания общества
являются духовные (познавательные) потребности.
Они выступают высшей формой потребностей
людей, которые можно разделить
на материальные (жизненные), социальные
(экономические, политические), духовные.
Все перечисленные потребности
людей выступают мотивами функционирования
и развития общественного сознания
в разной степени. В духовных потребностях
общественное сознание обособляется от
общественного бытия и начинает
свое самостоятельное
Духовная нужда, духовная потребность, духовное удовлетворение - важнейшие состояния субъекта: индивида, социальной общности, социального института (семьи, кафедры, предприятия и т.п.), элиты общества. Духовная потребность - это противоречие между общим представлением о духовной ценности (художественной, научной, моральной, мировоззренческой, идеологической, воспитательной) в сознании субъекта и общественным бытием, развертывающееся в виде эмоций, духовного интереса и программы деятельности, создающей духовную ценность. Духовный интерес, как составная сторона духовной потребности, включает в себя представление о духовной ценности, познание, оценку общественного бытия и сознания. Он является единством эмоционального и рационального.
Общественное сознание имеет три уровня - психологический, обыденный (эмпирический) и духовный (теоретический, интеллектуальный, разумный). Каждый уровень общественного сознания характеризуется своими типичными субъектами, интересами, методами познания, формами знания, характером воспроизведения и развития общественного бытия. В уровнях общественного сознания тесно переплетены познавательная (отражение, воображение, оценка) и управленческая (проектирование, регуляция, корректировка) стороны.
Психологический, обыденный, духовный уровень сознания свойственен и индивиду, и социальной группе, и народу, и человечеству. Говоря об общественной психологии, общественном обыденном сознании, общественном духовном сознании, мы имеем в виду именно общественное сознание, т.е. сознание данного общества, которое складывается из индивидуальных, классовых, национальных сознаний, каждое из которых включает в себя психологический, обыденный, духовный уровень. Духовный уровень распадается на четыре ветви - художественную (эстетическую), научную, мировоззренческую, идеологическую, воспитательную.
Общественная
психология - это совокупность чувств,
чувственных представлений, настроений,
привычек, присущих социальным общностям,
классам, людям, из которых состоит
народ данного общества. Общественная
психология формируется под влиянием
общественного бытия и
Представляет стихийное осознание (отражение, воображение, оценку) явлений общественного бытия. В общественной психологии не сознается сущность общественного бытия, его закономерности, поэтому оно и предстает в виде чувственных ощущений, восприятий, а не суждений, понятий, умозаключений.
Осознание явления общественного бытия в общественной психологии сопровождается его оценкой с точки зрения общественных потребностей и интересов. Именно оценка придает общественной психологии эмоциональный и побудительный характер.
В силу связанности с психикой общественная психология выступает в таких формах, как чувства, настроения, привычки (традиции и обряды и т.п.), которые непосредственно связаны с практической деятельностью людей, выступают формами ее регуляции.
В классовом и многонациональном обществе общественная психология носит классовый и национальный характер, в ней проявляются специфические потребности и интересы. Это делает общественную психологию (психологию общества) внутренне противоречивой и конфликтной.
Общественное обыденное сознание (обыденное сознание общества) складывается под влиянием общественной психологии и духовного сознания. Обыденное сознание общества представляет собой совокупность взглядов (суждений), умозаключений, понятий, соответствующих им способов мышления, обмена мнениями, присущих данному обществу людей. В обыденном сознании общества можно выделить обыденное сознание групп, классов, страт, правящей элиты и т.п., которые вместе образуют обыденное сознание народа (общества). Таким образом, субъекты общественной психологии и обыденного сознания одни и те же, но выступают разными своими сторонами. Обыденное сознание общества тоже характеризуется определенными свойствами [7, 129]:
- возникает из повседневной деятельности людей по удовлетворению своих потребностей так же, как и психология общества, но связано с попыткой самостоятельного осмысления общественного бытия, проникновения в его сущность;
- напрямую зависит от уровня развития мышления людей, их образования и обучения;
- в классовом и национальном обществе носит классовый и национальный характер;
- представляет собой совокупность обыденных индивидуальных сознаний данного общества: семьи, общности, института, народа, страны.
Духовное сознание образует высший уровень сознания общества, субъектом которого является преимущественно интеллигенция. Оно представляет собой процесс духовного производства (производства духовных ценностей), осуществляемый в рамках общественного разделения труда духовными работниками (интеллигентами): церковниками, учеными, инженерами, писателями и т.п.
Духовное сознание есть единство чувственного и логического, эмпирического и теоретического, отражения и творчества. Но ведущими сторонами в духовном познании являются логическая, теоретическая, творческая. Духовная деятельность отличается своим субъектом, предметом, процессом, способом и результатом. Конечным объектом духовного производства являются эмпирические факты, научные знания (понятия, формулы, гипотезы, теории и т.п.), художественные (живописные, танцевальные, музыкальные, архитектурные и т.п.) произведения, мировоззрение (мифология, религия, философия), а также личность [7, 132].
Уровни общественного сознания тесно взаимосвязаны, оказывают серьезное влияние один на другой. Так, влияние общественной психологии и обыденного сознания на духовное сознание осуществляется через потребности и интересы, впечатления и суждения, которые стихийно возникают у людей под влиянием общественного бытия, материальных потребностей и интересов. Например, к коммунистической идеологии оказались более восприимчивы пролетарии (знающие хорошо жизнь) и интеллигенты (эту жизнь идеализирующие).
В рамках
общественного сознания выделяется
несколько форм: техническое сознание,
экономическое, политическое, художественное
и т.п. Эти формы общественного
сознания включают в себя свой предмет;
способ (метод) познания; психический,
обыденный, духовный уровень выражения;
способ регуляции жизнедеятельности
людей; роль в обществе. Перечисленные
формы общественного сознания являются
элементами соответствующих общественных
сфер. Например, техническая форма
общественного сознания - производительные
силы, экономическая форма
Список использованных источников
1. Барулин B.C. Социальная философия: Учебник. Ч. 1 - М.: МГУ, 1993.
2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч. 2 /И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989.
3. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. – М., 1990.
4. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник. - М.: Владос, 1998.
5 Сид Дж., Мэйси Дж., Флеминг Д. и др. Думая как гора: На пути к Совету Всех Существ. – М., 1992.
6. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.
7. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода // Государство и право. 1998. №8. С. 114-120.
8. Соловьев А.С. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2001. Главы 11-13.
9. Шабров О.Ф. Политическое управление: проблема стабильности и развития. М., 1997. Глава 3.