Основные концепции антропосоциогенеза (креационистская, трудовая, игровая, психологическая)

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:16, реферат

Краткое описание

Возникновение человека – загадка. Несмотря на определенные достижения в области изучения человека, к сожалению, приходится признать, что его происхождение, как и возникновение жизни на Земле, все еще остаются тайнами, недоступными современной науке. Сегодня по существу нельзя сказать, что в науке есть сколько-нибудь убедительная теория, подкрепленная вескими аргументами и неопровержимыми фактами, которые объясняли бы происхождение человечества.

Оглавление

1. Основные концепции антропосоциогенеза (креационистская, трудовая, игровая, психологическая) 2
2. Механизм социального контроля, внешний и внутренний контроль, самоконтроль, способы реализации социального контроля 8
3. Сущность, функции и типы политических партий, партийные системы и их основные типы 13
4. Общественное сознание и его структура 18
Список использованных источников 25

Файлы: 1 файл

Хороший реферат.docx

— 39.86 Кб (Скачать)

Общественное  сознание представляет собой психическую, сознательную и духовную деятельность перечисленных субъектов, а не мирового духа или производительных сил, государства  и других бессознательных феноменов.

С гносеологической (познавательной) стороны общественное сознание заключается в целенаправленном осознании (отражении, воображении, оценке и т.п.) природного, общественного, индивидуального  бытия (прошлого, настоящего, будущего) в форме чувств, знаний, проектов - "живого" или текстового сознания. С социологической (регулятивной) стороны общественное сознание является внутренней сущностью (управлением, творением) общественного бытия (его функционирования и развития) в соответствии с потребностями и интересами людей. Общественное сознание включает в себя: знания, формы и методы познания, последовательность духовных действий и операций, духовные потребности и интересы людей [7, 112].

В общественное сознание входит прежде всего совокупность чувств, представлений, мыслей, теорий, находящихся в памяти живых. Это сознание называется массовым и живым для данного общества. Далее, в него входит "неживое" сознание, историческая память, "знаковое" сознание, которое закодировано и сохраняется в виде рукописей, кинофильмов, предметов материальной культуры и т.п. Часть этого сознания можно расшифровать и понять, а часть является утраченной, уже непонятной современникам.

В общественное сознание входят формы и методы социального  познания, которые были рассмотрены  нами. Методами эмпирического познания выступают наблюдение, эксперимент, описание, моделирование, социальный факт и т.п. К теоретическим методам  общественного познания относятся: историческое и логическое, анализ и синтез, гипотеза и аналогия, научная теория и научная утопия. Формы и методы общественного познания отличаются у народной массы, интеллигенции, элиты общества и своим набором, и глубиной усвоения, и умением использования.

Основными познавательными действиями, которые  входят в процесс общественного  сознания, являются отражение, воображение, оценка, проектирование, регуляция, уточнение  и т.п. [7, 115-118]

Отражение - это копирование общественного  бытия в чувственные и мысленные  образы.

Воображение - это способность создавать новые  чувственные и мысленные образы на основе преобразования полученных в процессе отражения. Воображение делится на произвольное и непроизвольное, воспроизводящее и творческое, конкретное и абстрактное, а также научное, изобретательное, художественное.

Оценка - это процесс чувственного и мысленного сравнения, выделения и отнесения  знаний к добрым и злым, полезным и вредным, Справедливым и несправедливым и т.п. Критерием оценки выступают потребности, интересы, цели, нормы, принципы общественного сознания, образующие его ментальность.

Проектирование - это процесс мысленного преобразования общественного бытия в соответствующем  потребностям и интересам общества направлении.

Регуляция - это процесс управления конкретной практической или познавательной деятельностью  людей.

Основой духовной деятельности и сознания общества являются духовные (познавательные) потребности. Они выступают высшей формой потребностей людей, которые можно разделить  на материальные (жизненные), социальные (экономические, политические), духовные. Все перечисленные потребности  людей выступают мотивами функционирования и развития общественного сознания в разной степени. В духовных потребностях общественное сознание обособляется от общественного бытия и начинает свое самостоятельное функционирование в обществе.

Духовная  нужда, духовная потребность, духовное удовлетворение - важнейшие состояния  субъекта: индивида, социальной общности, социального института (семьи, кафедры, предприятия и т.п.), элиты общества. Духовная потребность - это противоречие между общим представлением о духовной ценности (художественной, научной, моральной, мировоззренческой, идеологической, воспитательной) в сознании субъекта и общественным бытием, развертывающееся в виде эмоций, духовного интереса и программы деятельности, создающей духовную ценность. Духовный интерес, как составная сторона духовной потребности, включает в себя представление о духовной ценности, познание, оценку общественного бытия и сознания. Он является единством эмоционального и рационального.

Общественное  сознание имеет три уровня - психологический, обыденный (эмпирический) и духовный (теоретический, интеллектуальный, разумный). Каждый уровень общественного сознания характеризуется своими типичными субъектами, интересами, методами познания, формами знания, характером воспроизведения и развития общественного бытия. В уровнях общественного сознания тесно переплетены познавательная (отражение, воображение, оценка) и управленческая (проектирование, регуляция, корректировка) стороны.

Психологический, обыденный, духовный уровень сознания свойственен и индивиду, и социальной группе, и народу, и человечеству. Говоря об общественной психологии, общественном обыденном сознании, общественном духовном сознании, мы имеем в виду именно общественное сознание, т.е. сознание данного  общества, которое складывается из индивидуальных, классовых, национальных сознаний, каждое из которых включает в себя психологический, обыденный, духовный уровень. Духовный уровень  распадается на четыре ветви - художественную (эстетическую), научную, мировоззренческую, идеологическую, воспитательную.

Общественная  психология - это совокупность чувств, чувственных представлений, настроений, привычек, присущих социальным общностям, классам, людям, из которых состоит  народ данного общества. Общественная психология формируется под влиянием общественного бытия и общественного  воспитания. Она характеризуется  следующими признаками [7, 122].

Представляет  стихийное осознание (отражение, воображение, оценку) явлений общественного бытия. В общественной психологии не сознается  сущность общественного бытия, его  закономерности, поэтому оно и  предстает в виде чувственных  ощущений, восприятий, а не суждений, понятий, умозаключений.

Осознание явления общественного бытия  в общественной психологии сопровождается его оценкой с точки зрения общественных потребностей и интересов. Именно оценка придает общественной психологии эмоциональный и побудительный  характер.

В силу связанности  с психикой общественная психология выступает в таких формах, как  чувства, настроения, привычки (традиции и обряды и т.п.), которые непосредственно  связаны с практической деятельностью  людей, выступают формами ее регуляции.

В классовом  и многонациональном обществе общественная психология носит классовый и  национальный характер, в ней проявляются  специфические потребности и  интересы. Это делает общественную психологию (психологию общества) внутренне  противоречивой и конфликтной.

Общественное  обыденное сознание (обыденное сознание общества) складывается под влиянием общественной психологии и духовного  сознания. Обыденное сознание общества представляет собой совокупность взглядов (суждений), умозаключений, понятий, соответствующих  им способов мышления, обмена мнениями, присущих данному обществу людей. В  обыденном сознании общества можно  выделить обыденное сознание групп, классов, страт, правящей элиты и  т.п., которые вместе образуют обыденное  сознание народа (общества). Таким образом, субъекты общественной психологии и  обыденного сознания одни и те же, но выступают разными своими сторонами. Обыденное сознание общества тоже характеризуется  определенными свойствами [7, 129]:

- возникает из повседневной деятельности людей по удовлетворению своих потребностей так же, как и психология общества, но связано с попыткой самостоятельного осмысления общественного бытия, проникновения в его сущность;

- напрямую зависит от уровня развития мышления людей, их образования и обучения;

- в классовом и национальном обществе носит классовый и национальный характер;

- представляет собой совокупность обыденных индивидуальных сознаний данного общества: семьи, общности, института, народа, страны.

Духовное  сознание образует высший уровень сознания общества, субъектом которого является преимущественно интеллигенция. Оно  представляет собой процесс духовного  производства (производства духовных ценностей), осуществляемый в рамках общественного разделения труда  духовными работниками (интеллигентами): церковниками, учеными, инженерами, писателями и т.п.

Духовное  сознание есть единство чувственного и логического, эмпирического и  теоретического, отражения и творчества. Но ведущими сторонами в духовном познании являются логическая, теоретическая, творческая. Духовная деятельность отличается своим субъектом, предметом, процессом, способом и результатом. Конечным объектом духовного производства являются эмпирические факты, научные знания (понятия, формулы, гипотезы, теории и т.п.), художественные (живописные, танцевальные, музыкальные, архитектурные и т.п.) произведения, мировоззрение (мифология, религия, философия), а также личность [7, 132].

Уровни  общественного сознания тесно взаимосвязаны, оказывают серьезное влияние  один на другой. Так, влияние общественной психологии и обыденного сознания на духовное сознание осуществляется через  потребности и интересы, впечатления  и суждения, которые стихийно возникают  у людей под влиянием общественного  бытия, материальных потребностей и интересов. Например, к коммунистической идеологии оказались более восприимчивы пролетарии (знающие хорошо жизнь) и интеллигенты (эту жизнь идеализирующие).

В рамках общественного сознания выделяется несколько форм: техническое сознание, экономическое, политическое, художественное и т.п. Эти формы общественного  сознания включают в себя свой предмет; способ (метод) познания; психический, обыденный, духовный уровень выражения; способ регуляции жизнедеятельности  людей; роль в обществе. Перечисленные  формы общественного сознания являются элементами соответствующих общественных сфер. Например, техническая форма  общественного сознания - производительные силы, экономическая форма общественного  сознания - экономика, политическая форма  общественного сознания - политическая сфера и т.п.

 

Список  использованных источников

 

1. Барулин B.C. Социальная философия: Учебник. Ч. 1 - М.: МГУ, 1993.

2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч. 2 /И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989.

3. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. – М., 1990.

4. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник. - М.: Владос, 1998.

5 Сид Дж., Мэйси Дж., Флеминг Д. и др. Думая как гора: На пути к Совету Всех Существ. – М., 1992.

6. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

7. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода // Государство и право. 1998. №8. С. 114-120.

8. Соловьев А.С. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2001. Главы 11-13.

9. Шабров О.Ф. Политическое управление: проблема стабильности и развития. М., 1997. Глава 3.


Информация о работе Основные концепции антропосоциогенеза (креационистская, трудовая, игровая, психологическая)