Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 08:32, реферат
Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно.
Смену классического образа науки неклассическим, а последнего - постнеклассическим нельзя понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Налицо "закон субординации": каждая из предыдущих стадий входит в преобразованном, модернизированном виде в последующую. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую, а только ограничила сферу ее действия. Например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать принципы квантовой механики, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования.
Становление
постнеклассической науки не приводит
к уничтожению методов и познавательных
установок классического и неклассического
исследования. Они будут продолжать использоваться
в соответствующих им познавательных
ситуациях, постнеклассическая наука
лишь четче определит область их применения.
Следует
иметь в виду, что
историю науки
можно периодизировать
и по другим основаниям. Так, с точки
зрения соотношения таких приемов познания,
как анализ и синтез (опять же на материале
естественных наук), можно выделить две
крупные стадии:
I.
Аналитическая, куда входит - по предыдущей
периодизации - классическое и неклассическое
естествознание. Причем в последнем идет
постоянное и неуклонное нарастание "синтетической
тенденции". Особенности этой стадии:
непрерывная дифференциация наук; явное
преобладание эмпирических знаний над
теоретическими; акцентирование внимания
прежде всего на самих исследуемых предметах,
а не на их изменениях, превращениях, преобразованиях;
рассмотрение природы, по преимуществу
неизменной, вне развития, вне взаимосвязи
ее явлений.
II.
Синтетическая, интегративная