Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 08:32, реферат
Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествознания) начинает развиваться относительно самостоятельно.
ГЕНЕЗИС
НАУКИ
Как
своеобразная форма познания - специфический
тип духовного производства и
социальный институт - наука возникла
в Европе, в Новое время, в XVI-XVII
вв., в эпоху становления
Говоря о возникновении науки, надо подчеркнуть следующее. В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия "философия", "знание", "наука" фактически совпадали: это было по существу "триединое целое", не разделенное еще на свои части. Строго говоря, в рамках философии объединялись сведения и знания и о "первых причинах и всеобщих началах", об отдельных природных явлениях, о жизни людей и истории человечества, о самом процессе познания, формулировалась определенная совокупность логических (Аристотель) и математических (Евклид) знаний и т.п. Все эти знания существовали в пределах единого целого (традиционно называемого философией) в виде ее отдельных аспектов, сторон. Иными словами, элементы, предпосылки, "ростки" будущей науки формировались в недрах другой духовной системы, но они еще не выделялись из них как автономное, самостоятельное целое.
Таким образом, в античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки, "кусочки" науки, но не сама наука (как указанное "целостное триединство"), которая возникает только в Новое время, в процессе отпочковывания науки от традиционной философии. Как писал в этой связи В. И. Вернадский, основа новой науки нашего времени - "это по существу создание XVIII-XX вв., хотя отдельные попытки (имеются в виду математические и естественнонаучные знания античности. - В. К.) и довольно удачные ее построения уходят в глубь веков... Современный научный аппарат почти целиком создан в последние три столетия, но в него попали обрывки из научных аппаратов прошлого" [1].
В конце XVI - начале XVII в. происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии новых, отношений (которые шли на смену феодальным) в ряде стран Европы. С середины XVII в. буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Если в феодальном обществе формирующиеся в виде "зачатков" научные знания были "смиренной служанкой церкви" (были "растворены" в "эфире" религиозного сознания) и им не позволено было выходить за рамки, установленные верой, то нарождающемуся новому классу - буржуазии - нужна была "полнокровная наука", т.е. такая система научного знания, которая - прежде всего для развития промышленности - исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы,
Экспериментально-
Таким
образом, для возникновения науки
в XVI-XVII вв., кроме общественно-
Тем самым, в отличие от традиционной (особенно схоластической) философии, становящаяся наука Нового времени кардинально по-новому поставила вопросы о специфике научного знания и своеобразии его формирования, о задачах познавательной деятельности и ее методах, о месте и роли науки в жизни общества, о необходимости господства человека над природой на основе знания ее законов.
Галилей впервые ввел в познание то, что стало характерной особенностью именно научного познания - мысленный эксперимент, опирающийся на строгое количественно-математическое описание.
Рассматривая складывавшийся в XVI-XVII вв. новый стиль мышления, В. В. Ильин и А. Т. Калинкин указывают на следующие его характерные черты: "отношение к природе как самодостаточному естественному, "автоматическому" объекту, лишенному антропоморфно-символического элемента, данному в непосредственной деятельности и подлежащему практическому освоению; отказ от принципа конкретности; становление принципа строгой количественной оценки.
В это время резко возрастает интерес не только к частнонаучным знаниям, но и к общетеоретическим, методологическим, философским проблемам. Рост интереса к этим проблемам был тесно связан не только с успехами частных (прежде всего естественных) наук, но и с их недостатками, ограниченностью. Различные отрасли науки были еще слабо развиты. Поэтому о многих сторонах природы и общества приходилось рассуждать без достаточного количества необходимого фактического материала и его обобщения, строить различные предположения, нередко умозрительные. А этого было невозможно достичь без помощи философии.
В
Новое время ускоренными
Поворотным
пунктом в указанном процессе послужили
XVIII и первая половина XIX в., когда, с одной
стороны, из философии выделились все
основные отрасли современного научного
знания, с другой стороны, обособление
отдельных областей внутри самой философии
было доведено до отрыва их друг от друга,
что было присуще в особенности для воззрений
Канта.
В понимании генезиса, возникновения науки в истории и философии науки сложились два противоположных подхода. С точки зрения экстернализма, появление науки обусловлено целиком и полностью внешними для нее обстоятельствами - социальными, экономическими и др. Поэтому основной задачей изучения науки, по мнению сторонников этого подхода, является реконструкция социокультурных условий и ориентиров научно-познавательной деятельности ("социальных заказов", "социоэкономических условий", "культурно-исторических контекстов" и т.п.). Они-то и выступают в качестве главного фактора, непосредственно определяющего возникновение и развитие науки, ее структуру, особенности, направленность ее эволюции.
Интернализм, напротив, основной движущей силой развития науки считает факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем соотношение традиций и новаций и т.п. Поэтому главное внимание при изучении науки сторонники интернализма направляют на описание собственно познавательных процессов. Социокультурным факторам придается второстепенное значение: в зависимости от ситуации они могут лишь тормозить или ускорять внутренний ход научного познания. Однако этот "ход" есть единство внутренних и внешних своих факторов, которые на разных этапах этого процесса меняются местами и ролями.
Обусловленность
процессов возникновения и
Наука не есть нечто
ПРОБЛЕМА
ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ НАУКИ
Периодизация - развертывание "по горизонтали", т.е. по оси времени в форме определенных, следующих друг за другом, исторических периодов (ступеней, фаз, этапов). Прежде всего рассмотрим, что такое периодизация как таковая.
Исследуя
историю любого материального или
духовного явления (в том числе
и науки), следует иметь в виду,
что это сложный диалектический
поступательный процесс "появления
различий", включающий в себя ряд
качественно своеобразных этапов, фаз
и т.п. Поэтому задача познания состоит
в том, чтобы добиться понимания действительного
исторического процесса в его различных
фазах, установить специфику этих фаз,
их сходство и отличия, их границы и связь
между ними. Каждую из этих ступеней, фаз
следует рассматривать как некоторую
целостность, как качественно определенную
систему, имеющую свою специфическую структуру,
свои "составляющие", свои элементы,
связи и т.п. Хотя границы между этапами
истории предмета не являются "абстрактно-строгими",
а они гибки и подвижны, их правильное
проведение в соответствии с объективной
природой самих предметов является важнейшим
условием успешного исследования. Причем
следует стремиться к изучению всех ступеней
развития предмета, всех фаз его истории
(основных и неосновных, существенных
и несущественных и т.п.) с тем, чтобы затем
выделить среди них главные, необходимые,
"узловые".
Существует
два основных вида
периодизации: 1)
формальный, когда в основу деления
истории предмета на соответствующие
ступени кладется тот или иной отдельный
"признак" (или их группа); 2)
диалектический, когда основой (критерием)
этого деления становится основное противоречие
исследуемого предмета, которое необходимо
вьщелить из всех других противоречий
последнего. Формальная периодизация
широко применяется особенно на начальных
этапах исследования истории предмета,
т.е. на эмпирическом уровне, на уровне
"явления", и поэтому ее нельзя, разумеется,
недооценивать или тем более полностью
отвергать. Вместе с тем значение этого
вида периодизации нельзя преувеличивать,
абсолютизировать ее возможности. Переход
в научном исследовании на теоретический
уровень, на ступень познания "сущности"
предмета, вскрытие его противоречий и
их развития означает, что периодизация
истории предмета должна уже осуществляться
с более высокой - диалектической точки
зрения. На этом уровне предмет необходимо
изобразить как "совершающее процесс
противоречие". Главные формы, ступени
развертывания этого противоречия (прежде
всего основного) и будут главными этапами
развития предмета, необходимыми фазами
его истории.
Таким образом, развитие, история предмета, его переходы от одного этапа к другому, есть в конечном счете не что иное, как развертывание основного, фундаментального противоречия между его полюсами (противоположностями). Каждый основной этап, главная, необходимая ступень - это одно из посредствующих звеньев этого развертывания, причем эволюция основного противоречия - это процесс возрастания не только количества посредствующих, промежуточных звеньев, но и их качественных различий, выражающих специфику каждого главного этапа истории предмета.
Применяя
сказанное о периодизации к истории
науки, следует прежде всего подчеркнуть
следующее. Наука - явление конкретно-
Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI-XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.
По
мнению В. С. Степина, существует два
метода формирования знаний, соответствующих
зарождению науки (преднауки) и науки
в собственном смысле слова. Зарождающаяся
наука изучает, как правило, те вещи
и способы их изменений, с которыми
человек многократно
Способ построения знаний путем абстрагирования и систематизации предметных отношений наличной практики обеспечивал предсказание ее результатов в границах уже сложившихся способов практического освоения мира. Если на этапе преднауки как первичные идеальные объекты, так и их отношения (соответственно смыслы основных терминов языка и правила оперирования с ними) выводились непосредственно из практики и лишь затем внутри созданной системы знания (языка) формировались новые идеальные объекты, то теперь познание делает следующий шаг. Оно начинает строить фундамент новой системы знания как бы "сверху" по отношению к реальной практике и лишь после этого, путем ряда опосредствований, проверяет созданные из идеальных объектов конструкции, сопоставляя их с предметными отношениями практики.