Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:49, реферат
История – в виде реального процесса или знания о нём – предмет профессионального интереса не только историков. В не меньшей степени она интересует и философов, стимулируя углубление и развитие философского знания. Пять тысяч лет человеческой истории, зафиксированных в письменных источниках, и ещё более двух миллионов лет, получивших отображение в археологических находках, требуют определённого теоретического обобщения. В целом европейская цивилизация выработала три основные формы теоретического отношения к истории: философию истории, теологию истории и научную историографию.
Введение 3
Раздел 1. «Историческое» и «историчное» в философии Карла Ясперса 7
Раздел 2. Ясперсова схема мировой истории 10
Раздел 3. «Осевое время» как начало подлинно мировой истории 16
Выводы 23
Список использованных источников и литературы
4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«ОСЕВОЕ ВРЕМЯ»
(ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ КАРЛА ЯСПЕРСА)
кафедры истории славян ДонНУ
Научный руководитель
доктор исторических наук, профессор
З.Г.Лихолобова
2004
4
Введение 3
Раздел 1. «Историческое» и «историчное» в философии Карла Ясперса 7
Раздел 2. Ясперсова схема мировой истории 10
Раздел 3. «Осевое время» как начало подлинно мировой истории 16
Список использованных источников и литературы 26
4
История – в виде реального процесса или знания о нём – предмет профессионального интереса не только историков. В не меньшей степени она интересует и философов, стимулируя углубление и развитие философского знания. Пять тысяч лет человеческой истории, зафиксированных в письменных источниках, и ещё более двух миллионов лет, получивших отображение в археологических находках, требуют определённого теоретического обобщения. В целом европейская цивилизация выработала три основные формы теоретического отношения к истории: философию истории, теологию истории и научную историографию.
Поскольку две последних не являются объектом нашего исследования, детальней остановимся на такой форме теоретического постижения истории как философия истории. Согласно английскому историку Робину Джорджу Коллингвуду, в истории философии термин «философия истории» использовался в трёх значениях. Первое из них восходит к Вольтеру и заключается в понимании философии истории как научно-критического способа исторического мышления, когда историк не просто пересказывает доступные ему источники, а самостоятельно судит о своём предмете. У Гегеля и других авторов философия истории означала всеобщую, или всемирную, историю, мышление о мире в целом. Для позитивистов 19 века она была синонимом науки об общих законах исторического развития, управляющих ходом событий. Сам же Коллингвуд предложил четвёртое толкование этого термина – как исторической эпистемологии, решающей вопрос о том, что есть история как наука.
В общем предметом философии истории является историческое измерение бытия человека. Объектом же философского рассмотрения становится та или иная часть исторической жизни человечества или всемирная история в целом. В последнее столетие принято разделять философию истории на две разновидности. Первая, связанная с рефлексией относительно природы исторического познания и особенно с теоретическими способами постижения истории, обозначается как формальная или рефлективная философия истории. Вторая осуществляет философскую тематизацию, философское исследование и осмысление исторического процесса как объективной данности, как важнейшего контекста существования человека. Такую философию истории принято называть материальной или субстанциональной философией истории. Именно в таком ракурсе мы и будем рассматривать философию истории Карла Ясперса.
Актуальность рассматриваемой нами проблемы состоит уже в том, что ни философская, ни историческая науки не дали до сих пор окончательного и однозначного ответа на вопросы, вытекающие из основных задач субстанциональной философии истории, а именно:
установление главных причин и факторов истории как таковой или истории в целом;
утверждение господства в истории всеобщностей того или иного рода (законы истории, фундаментальные факторы социогенеза и социальной динамики);
осуществление определённого хронологического и процессуального членения исторической жизни.
Следует отметить, что ни формационная теория Карла Маркса и его последователей, ни концепция культурно-исторических типов, или цивилизаций, разработанная Н.Данилевским, О.Шпенглером, А.Тойнби, не дали исчерпывающего объяснения сущности исторического процесса и его основных детерминант. В этих условиях особое внимание обращают на себя философско-исторические взгляды немецких экзистенциалистов и прежде всего Карла Ясперса, который предлагает собственную, во многом оригинальную, трактовку развития человеческой истории.
Хотя Ясперс и не был обделён вниманием советских исследователей современной западной философии, его историософская концепция так и не получила в СССР всестороннего, детального освещения, а была по сути заочно объявлена бедной и схематичной. Несмотря на появление в последние 10 – 15 лет ряда публикаций, посвящённых творчеству этого столпа немецкого экзистенциализма, ситуация практически не изменилась, и ясперсова философия истории для многих продолжает оставаться настоящей terra incognita.
Всё выше изложенное обусловило объект нашего исследования, которым являются историко-философские взгляды Карла Ясперса. В качестве предмета изучаемой проблемы выступают поиск Ясперсом универсальных причин и смысла исторического процесса, а также предлагаемая им периодизация мировой истории.
Целью настоящей работы является всестороннее, комплексное изучение и анализ философии истории К.Ясперса. Задания исследования состоят в том, чтобы прежде всего:
проанализировать степень разработанности данной научной проблемы;
сравнить историософскую концепцию Ясперса с формационным и цивилизационным подходами в толковании истории;
выявить противоречия и новации в ясперсовом понимании истории и идеи её единства;
дать максимально объективную оценку субстанциональной философии истории Карла Ясперса.
Необходимо подчеркнуть, что существует принципиальное различие между историком, изучающим прошлое безотносительно к нам самим и окружающим нас людям, и философом, для которого прошлое имеет смысл только по отношению к нашему собственному бытию. Одно дело знать, чем было прошлое до нас и без нас, и совсем другое – чем оно является для нас и в связи с нами. Для философа прошлое существует лишь в связи с настоящим, заключающим в себе, как это верно подметил Ясперс, новые возможности и тенденции, ещё не реализованные в истории. Интерес философа к прошлому продиктован потребностью людей не только знать историю, но и жить в ней.
При этом сам он не придумывает идею историю, как и любую другую, из собственной головы. Философ находит её в сознании своего времени. Это переживание – излишне оптимистическое или, наоборот, пессимистическое (а последнее по Ясперсу является сейчас доминирующим) – и служит ему той мыслительной базой, «сырым материалом», на котором строится его собственное видение истории, её философская идея.
Философская позиция по отношению к истории позволяет увидеть в ней то, что не видит историк, изучающий прошлое, - не сумму разрозненных во времени и пространстве способов и форм жизни эмпирических индивидов, а постоянно становящегося и расширяющего свои возможности человека, творящего своей деятельностью эти формы. Человек здесь – не представитель какой-то отдельной, частной разновидности человеческих существ, которую можно наблюдать или изучать непосредственным образом, а носитель «рода», той незримой, но реально существующей общности всех людей, которая только и делает его субъектом истории. Там, где историки видят лишь разрывы и расхождения, там философы обнаруживают единое и целое. В этом смысле философы, на наш взгляд, намного ближе к исторической реальности, чем самые скрупулёзные, но эмпирически мыслящие историки. В связи с этим нельзя не согласиться с К.Ясперсом, который утверждал, что «в попытке постигнуть единство истории, т.е. мыслить всеобщую историю как целостность, отражается стремление исторического знания найти свой подлинный смысл. Поэтому при изучении истории в философском аспекте всегда ставился вопрос о единстве, посредством которого человечество составляет одно целое».
Общий замысел, цель, задачи и логика исследования обусловили следующую структуру данной работы: введение, основная часть, состоящая из трёх разделов, выводы и список использованных источников и литературы.
РАЗДЕЛ 1.
«ИСТОРИЧЕСКОЕ» И «ИСТОРИЧНОЕ»
В ФИЛОСОФИИ КАРЛА ЯСПЕРСА
Карл Ясперс – пожалуй, один из наиболее выдающихся представителей философии немецкого экзистенциализма, наряду с Мартином Хайдеггером его можно с полным правом назвать одним из духовных лидеров Германии и всей Западной Европы середины прошлого столетия. Сфера интересов этого виднейшего мыслителя 20 века была поистине широкой: психология, теория познания, экзистенциальное философствование, наконец, философия истории. По мере того как Ясперсу всё яснее становился предмет его исканий, он всё отчетливее формулировал тему своей философии, которой в конце концов оказались человек и история как изначальное измерение человеческого бытия. Свою интерпретацию мирового исторического процесса, прошлого, настоящего и будущего человечества философ изложил в работе «Истоки истории и её цель».
Вообще к истории Ясперс относил всё, что «будучи неповторимым, прочно занимает своё место в едином, единственном процессе человеческой истории и…является реальным и необходимым во взаимосвязи и последовательности человеческого бытия». Понимание исторической реальности как ситуации, однократной и неповторимой, сближает мыслителя с неокантианством. Однако подобное сходство во многом носит внешний характер. На самом деле неокантианцы: Риккерт, Виндельбанд, - различают науки естественные и исторические по методу изучения, а не по изучаемому предмету. У Ясперса же речь идет не о двух разных методах, а о различных реальностях: историческая наука изучает человека, а потому по своему методу и отличается от естественных наук. Чтобы понять историю, необходимо дать себе отчет в том, что же такое человек. В свою очередь, человеческое существование раскрывается через время, через историчность.
Важное место в философии истории Карла Ясперса занимают такие категории, как «историческое» и «историчное». «Историчность» подобно трансцеденции недоступна четким определениям, её смысл устанавливается только в «озарении». Например, «исторична» экзистенциальная истина, постигаемая с помощью «философской веры» - одного из ключевых понятий ясперсовой теории познания. «Исторична» духовная жизнь человека, которая выражается в его эстетических, этических, философских и других взглядах. Именно мысли, чувства человека в конечном счете определяют ход истории. Эта духовная деятельность человека рассматривается философом как автономная по отношению к изменению производственной деятельности и социальных условий. Поскольку в центре внимания Ясперса находится человек как субъект истории, как её творящая сила, как спонтанная деятельность духа, то такие творения человека как традиции, мифы, легенды, возникающие помимо науки, лучше выражают содержание истории, а именно её историчности, чем научные знания.
Под «историческим» же у К.Ясперса понимается повторяемость событий, сходность явлений и знание о прошлом, получаемое с помощью разума, науки. Такое знание признается менее важным и ценным для самосознания человека и его деятельности. Доминирующее в массовом сознании 20 века представление о том, что, изменяя условия своего существования, человек меняет себя сам, является с точки зрения философа-экзистенциалиста иллюзией. По сути, экзистенциальное понятие историчности ставит под вопрос правомерность и истинность идеи исторического творчества. В экзистенциальной философии человек в его наличном бытии предстает как продукт исторического развития, как само себя формирующее, но не как исторически творческое, т.е. созидающее историю существо.
Фактически в вопросе о соотношении научного и вненаучного знания в осознании прошлого Ясперс отдаёт предпочтение последнему. Такая позиция напрямую связана с акцентированием внимания на неповторимости, самобытности деятельности человека как субъекта истории, которая не поддаётся рациональному осмыслению, ранжированию, жесткой классификации и типологизации. Естественно, что подобные взгляды не могли не противостоять сциентисткому по своему характеру философско-историческому учению марксизма о неумолимом действии объективных законов общественного развития, их полной познаваемости и возможности однозначного использования для дальнейшей плодотворной деятельности по преобразованию социальных отношений и всего человечества.
С точки зрения экзистенциализма историческое развитие не обладает ни целью, ни смыслом. Экзистенциалистская позиция по своей сути не позволяет принять идею поступательности, прогресса в истории. Но речь при этом идет не только о возможных умозрительных спекуляциях, о смысле мировой истории, но и том, что в силу такой установки в корне меняется социальное поведение отдельного человека. В подобной ситуации лишенными всякой ценности представляются ориентации на историческое творчество, культурное созидание. Цивилизация рассматривается как декорация, социальная общность как видимость.
При разработке своей историософской схемы Карл Ясперс не мог не испытать влияния со стороны наиболее популярных в то время концепций о характере и направленности человеческой истории. Прежде всего это касается картины исторического развития, разработанной Освальдом Шпенглером, Арнольдом Тойнби и Альфредом Вебером. Об этом свидетельствует хотя бы использование философом в своей работе «Истоки истории и её цель» понятийного аппарата, характерного для представителей цивилизационного подхода в толковании истории (например, использование термина «культура» при обозначении обществ Древнего Востока и греко-римского мира). Однако это вовсе не означает, что Ясперс на новый лад повторяет прописные истины данной исторической школы. Фактически ясперсова схема мировой истории противостоит как цивилизационному, так и формационному подходам.