Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:40, реферат
Основоположник объективного идеализма - ученик Сократа Платон. Идеи выражены в произведениях, имеющих форму диалога. 3 основных этапа развития:
1) критика натурфилософских представлений и их основных положений и идей,
2) создание противоречивых конструкций своей философской концепции,
3) академический период - вносил новшества. Академия - основанная им в Афинах школа. (Академ - греческий мифологический герой).
Анамнесис [греч. άνάμνησις – припоминание] – термин платоновской философии, обозначающий состояние человеческой души, припоминающей в здешнем мире виденное ею в мире потустороннем. Объекты припоминания – сверхчувственные идеи – образцы того, что в чувственном мире выступает только в виде подобий (вещей). Учение об анамнесисе опирается на орфико-пифагорейское представление о бессмертии души и объясняет возможность правильного представления [άληθείς δόξαι], которое является неосознанным знанием. Основное содержание этой концепции у Платона: «Менон» (81 b – 86 b), «Федон» (72 е – 76 е), «Федр» (250 b – d).
Метафизика [от греч. μετά τά φυσικά – буквально: <то, что следует> после физики] – учение о сверхчувственных принципах и началах бытия. Считается, что термин ввел систематизатор произведений Аристотеля Андроник Родосский (I в. до н.э.), назвавший так группу его трактатов о «бытии самом по себе». Впервые метафизика как самостоятельный метод формируется у Платона, когда он дает описание высшего типа знания, восходящего от эмпирической реальности к бестелесным сущностям (идеям) по иерархии понятий и нисходящего обратно к чувственному миру. Позже Аристотель строит классификацию наук, в которой первое по значению и ценности место отводит науке о бытии как таковом и о первых началах и причинах всего сущего, названной им «первой философией» или «теологией». В отличие от «второй философии» (физики), «первая философия» (названная впоследствии «метафизикой») рассматривает бытие независимо от его конкретных воплощений. Метафизика, по Аристотелю, – единственная из наук, которая существует не как средство, а как цель человеческой жизни и источник наслаждения.
Дуализм [лат. dualis – двойственный] – философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального■ и материального■. Противостоит монизму. (Термин введен немецким философом XVIII в. Х.Вольфом для обозначения реальности двух субстанций: материальной и духовной). ■ Идеальный – противоположный материальному, лишенный материи, не-чувственный и не-физический. Термин производится от понятия «идея» и сохраняет в своем значении все его характеристики.
Эйдос [греч. εϊδος –
вид, образ; лат. forma, species - <этимологически
тождественно русскому> “вид”] – термин
древнегреческой философии, первоначально
обозначавший «видимое», «то,
что видно», но постепенно получивший
более глубокий смысл: «конкретная
явленность», «телесная
данность в мышлении». У Гомера обозначал
«наружность» или «прекрасную
наружность»; в раннегреческой натурфилософии
– «образ» [Эмпедокл – В 27, I, ср. 22,7;
23,5; 115,7; Демокрит – А 82: одно из значений
атома – в смысле «фигура», «(геометрическая) форма»];
у Парменида – в том же значении «вида»,
«образа», но с интонацией сущности,
правда, так или иначе видимой [29 А 15],
у Гиппократа – в значении <рационально> сконструированно