Онтология Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:40, реферат

Краткое описание

Основоположник объективного идеализма - ученик Сократа Платон. Идеи выражены в произведениях, имеющих форму диалога. 3 основных этапа развития:
1) критика натурфилософских представлений и их основных положений и идей,
2) создание противоречивых конструкций своей философской концепции,
3) академический период - вносил новшества. Академия - основанная им в Афинах школа. (Академ - греческий мифологический герой).

Файлы: 1 файл

онтология платона.docx

— 51.30 Кб (Скачать)

Анамнесис [греч. άνάμνησις – припоминание] – термин платоновской философии, обозначающий состояние человеческой души, припоминающей в здешнем мире виденное ею в мире потустороннем. Объекты припоминания – сверхчувственные идеи – образцы того, что в чувственном мире выступает только в виде подобий (вещей). Учение об анамнесисе опирается на орфико-пифагорейское представление о бессмертии души и объясняет возможность правильного представления [άληθείς δόξαι], которое является неосознанным знанием. Основное содержание этой концепции у Платона: «Менон» (81 b – 86 b), «Федон» (72 е – 76 е), «Федр» (250 b – d).

Метафизика [от греч. μετά τά φυσικά – буквально: <то, что следует> после физики] – учение о сверхчувственных принципах и началах бытия. Считается, что термин ввел систематизатор произведений Аристотеля Андроник Родосский (I в. до н.э.), назвавший так группу его трактатов о «бытии самом по себе». Впервые метафизика как самостоятельный метод формируется у Платона, когда он дает описание высшего типа знания, восходящего от эмпирической реальности к бестелесным сущностям (идеям) по иерархии понятий и нисходящего обратно к чувственному миру. Позже Аристотель строит классификацию наук, в которой первое по значению и ценности место отводит науке о бытии как таковом и о первых началах и причинах всего сущего, названной им «первой философией» или «теологией». В отличие от «второй философии» (физики), «первая философия» (названная впоследствии «метафизикой») рассматривает бытие независимо от его конкретных воплощений. Метафизика, по Аристотелю, – единственная из наук, которая существует не как средство, а как цель человеческой жизни и источник наслаждения.

Дуализм [лат. dualis – двойственный] – философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального. Противостоит монизму. (Термин введен немецким философом XVIII в. Х.Вольфом для обозначения реальности двух субстанций: материальной и духовной). ■ Идеальный – противоположный материальному, лишенный материи, не-чувственный и не-физический. Термин производится от понятия «идея» и сохраняет в своем значении все его характеристики.

Эйдос [греч. εϊδος – вид, образ; лат. formaspecies - <этимологически тождественно русскому> “вид”] – термин древнегреческой философии, первоначально обозначавший «видимое», «то, что видно», но постепенно получивший более глубокий смысл: «конкретная явленность», «телесная данность в мышлении». У Гомера обозначал «наружность» или «прекрасную наружность»; в раннегреческой натурфилософии – «образ» [Эмпедокл – В 27, I, ср. 22,7; 23,5; 115,7; Демокрит – А 82: одно из значений атома – в смысле «фигура», «(геометрическая) форма»]; у Парменида – в том же значении «вида», «образа», но с интонацией сущности, правда, так или иначе видимой [29 А 15], у Гиппократа – в значении <рациональносконструированной сущности [87В I]; у софистов – в обычном значении и в значении видового понятия или разновидности сущности[Протагор А 16]. У Платона – перемешиваются различные значения эйдоса, внешнее и внутреннее, мифологическое и натурфилософское – в онтологическомсмысле, вплоть до значения субстанциальной идеи. Термин «идея» [греч. ίδέα] –трансцендентная умопостигаемая форма, существующа

Информация о работе Онтология Платона