Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:40, реферат
Основоположник объективного идеализма - ученик Сократа Платон. Идеи выражены в произведениях, имеющих форму диалога. 3 основных этапа развития: 
1) критика натурфилософских представлений и их основных положений и идей, 
2) создание противоречивых конструкций своей философской концепции, 
3) академический период - вносил новшества. Академия - основанная им в Афинах школа. (Академ - греческий мифологический герой).
 
 
Основоположник объективного идеализма 
- ученик Сократа Платон. Идеи выражены 
в произведениях, имеющих форму 
диалога. 3 основных этапа развития:  
1) критика натурфилософских представлений 
и их основных положений и идей,  
2) создание противоречивых конструкций 
своей философской концепции,  
3) академический период - вносил новшества. 
Академия - основанная им в Афинах школа. 
(Академ - греческий мифологический герой).  
Способ обоснования, решения онтологических 
проблем - проблем бытия и его понимания. 
Платон был первым, кто ввел принципиальную 
основу мироздания. Хотя поиск принципиальной 
сущности основ мироздания - тот же - но 
решение, в противовес эллеатам и атомистам, 
что эта первооснова является чем то, что 
не принадлежит к нашему миру. Это мир 
идей. Эйдос - первосущность, что-то фундаментальное.  
Единый в своей материальности космос 
прежних философов был в корне преобразован 
именно платоном. Само бытие оказалось 
разделенным на неравноценные виды:  
- это прежде всего мир вечных, неизменных 
идеальных сущностей, мир идей, новая форма 
бытия, предшествующая мирувещей и определяющая 
его;  
- это мир окружающих нас вещей преходящих, 
недолговечных, бытие которых носит ущербный 
характер; это какое-то полубытие;  
- это материя, то вещество, из которого 
всемирный космический ремесленник, демиург, 
духовный творец, мировая душа творит 
вещи по образцам выс¬шего бытия, по образцам 
идей.  
Бытие материи это, по Платону, скорее 
небытие, так как оно лишено самостоятельного 
существования и проявляется как бытие 
только в форме вещей. Все перевернулось 
в философии Платона. Материя, тождественная 
с бытием у более ранних фи¬лософов, была 
сведена до уровня небытия. А истинно сущим 
бытием было объявлено бытие идей.  
И все же, сколь ни фантастичен сконструированный 
Платоном мир, но и он является отражением 
и выражением того мира, в котором живет 
реальный, исторически сложившийся и исторически 
развивающийся человек. В самом деле, в 
реаль¬ном общественно-историческом пространстве 
бытия челове¬ческого существует мир 
идей, это мир общественного созна¬ния, 
бытие которого существенно отличается 
от бытия природ¬ных и созданных человеком 
материальных вещей. И, наверное, можно 
было бы высоко оценить заслугу Платона 
в выделении мира идей, если бы он не отделил 
его от человека и не перенес бы на небо.  
В ходе исторического развития общества 
развивается духов¬ное производство, 
развиваются и обособляются формы обще¬ственного 
сознания, которые для каждого нового 
поколения людей предстают как особый, 
извне данный и подлежащий ос¬воению мир 
— мир идей. С этой точки зрения философию 
Пла¬тона можно было бы рассматривать 
как способ фиксации этой особой формы 
бытия, бытия общественного сознания.  
Однако реальная роль, которую сыграла 
философия Плато¬на в истории философии 
и общественной мысли, оказалась иной. 
Через посредничество неоплатонизма философия 
объек¬тивного идеализма Платона сделалась 
одним из источников христианской теологии, 
хотя сама эта теология выступала про¬тив 
некоторых элементов платонизма, шедших 
вразрез с христианской догматикой.  
Платон стоит на позиции антропо¬логического 
дуализма души и тела. Но именно душа является 
субстанцией, которая делает человека 
человеком, а тело рас¬сматривается как 
враждебная ей материя. Поэтому от качества 
души зависит и общая характеристика человека, 
его предна¬значение и социальный статус. 
На первом месте в иерархии душ находится 
душа философа, на последнем — душа тирана. 
Это объясняется тем, что душа философа 
наиболее мудрая и восприимчива к знанию, 
а это и является главным в характе¬ристике 
сущности человека и его отличия от животного.  
Человеческая душа постоянно тяготеет 
к трансцендентному миру идей. она вечна, 
тело же смертно. Это учение о двойст¬венном 
характере человека оказало влияние на 
средневековое религиозное учение о нем. 
В единстве и противоположности души и 
тела заключен, по Платону, вечный трагизм 
человечес¬кого существования. Телесность 
ставит человека в животный мир, душа возвышает 
его над этим миром, тело— это материя, 
природа, душа же устремлена в мир идей. 
Позднее этот трагизм станет одним из 
существенных моментов русской религиозной 
философской антропологии.
02 Авг. 2008 - 22:13 | Автор: Виктория
Платон 
(428/427 – 347 г.г. до н.э.) 
По словам русского 
философа А.Лосева, имя 
Платона является не 
просто известным, значительным 
или великим, – оно является 
«фундаментальным»: 
идеи Платона буквально 
пронизывают всю мировую 
философию, более того 
– всю мировую культуру. 
Платон оказал огромное 
влияние на человечество, 
потому что обозначил 
действительную природу 
человеческого существа, 
состоящую в двойственности 
души (духа) и тела, идеального 
и материального начал. 
Человека определяют 
разум (интеллект + воля) 
и душа, т.е. – идеальные 
свойства, замкнутые 
в материальном теле. 
Идеальная сфера человека 
имеет свое основание 
и цель – за пределами 
телесного мира: это 
– вечная и совершенная 
область чистых сущностей. 
Идеальное неочевидно, 
поэтому на уровне здравого 
смысла (внешнего способа 
суждений о мире) оно 
может приниматься, 
а может и нет. Но как 
только оно обозначено 
– обойти его уже нельзя, 
т.к. слишком многое 
без него остается необъяснимым. 
Значение философского 
открытия Платона подтверждается 
его плодотворными интерпретациями 
на протяжении всей 
последующей истории 
культуры. При этом образ 
Платона и его учения 
меняется в зависимости 
от характера интереса 
к нему. Например: его 
античные последователи (платоники 
и неоплатоники) подчеркивали 
религиозно-мистический 
компонент его учения 
и считали его «божественным 
учителем»; средневековые 
мыслители – называли 
предтечей христианского 
мировоззрения (благодаря 
его диалогам «Тимей» 
и «Менон»); мыслители 
возрождения – философом 
идеальной любви и политическим 
утопистом (благодаря 
диалогам «Пир» и «Государство»); 
классические немецкие 
философы – рациональным 
идеалистом (благодаря 
учению об идеях и идеальном 
познании); мыслители XIX – XX в.в. 
– предтечей некоторых 
методов современной 
философии; политический 
экономист XIX в. К.Маркс 
высоко оценил учение 
Платона о государстве, 
назвав гениальным для 
своего времени изображение 
разделения труда; социалист 
и лидер революционного 
движения в России н. XX в. 
В.Ленин назвал всю идеалистическую 
традицию в философии 
«линией Платона». 
Биографические 
сведения. Платон был уроженцем Афин 
и принадлежал к древним аристократическим 
родам как по линии матери (родство с законодателем 
Солоном), так и по линии отца (родство 
с последним аттическим царем Кодром). 
Это происхождение предполагало неизбежное 
политическое участие в жизни Афин, чему 
способствовали также образование и личные 
склонности Платона. Однако знакомство 
с Сократом изменило эту перспективу. 
Сначала ученичество у Сократа (с которым 
Платон познакомился в 408 г. до н.э.) имело 
целью подготовку к политической жизни, 
а обернулось – 1) полной поглощенностью 
философией и 2) стремлением радикально 
изменить существующий политический строй. 
После казни Сократа в 399 г. до н.э. Платон 
покидает Афины и окончательно возвращается 
в город только в 360 г. до н.э. В этом интервале 
он путешествует (с продолжительными остановками 
и обучением у жрецов и ученых) в Египет, 
Кирену, Италию. Трижды за это время (388, 
367/6-365 и 361 г.г. до н.э.) он пытаетя осуществить 
на Сицилии, в Сиракузах, политический 
эксперимент по установлению государственного 
строя во главе с правителем-философом. 
Все три попытки оказываются неудачными. 
Еще по первом возвращении из Сиракуз 
в Афины Платон основывает там (в 387 г. до 
н.э.) философскую школу (в гимназии, расположенной 
в парке, посаженном в честь олимпийского 
героя Академа). Школа утвердилась очень 
быстро и стала собирать множество талантливых 
мыслителей. В 360 г. до н.э., окончательно 
вернувшись в Афины, Платон целиком посвящает 
себя Академии, с которой не расстается 
уже до самой смерти. 
Сочинения. Платон – первый философ, 
оставивший солидное рукописное наследие. 
Почти все его сочинения написаны в форме диалогов (бесед), 
в которых диалектически раскрыва
Грамматик I в. Трасилл разделил эти 
сочинения по 9 тетралогиям:
С письменным 
наследием Платона связан так 
называемый «платоновский вопрос» 
– комплекс проблем, ключевыми из 
которых являются 1) аутентичность (подлинность 
авторства) диалогов и 2) их хронология. 
Со временем обозначилась проблема 3) «незаписанных 
теорий», которые разрабатывались 
Платоном только устно и только внутри 
школы в силу эзотеричности их 
содержания (курсы «Вокруг Блага»). 
По результатам филологических и новейших 
стилеметрических исследований (XIX – XX 
в.в.), сведенным в работе Х.Теслефа (1982 г.), 
список сочинений Платонагипотетически выглядит 
так:
(387 г. до 
н.э. – основание Академии в Афинах; 388, 
367/6-365 и 361 г.г. до н.э. – поездки на Сицилию 
с целью политического реформаторства). 
Философские влияния. Отчетливые 
влияния, заметные в философии Платона, 
принадлежат Гераклиту (идея о производности 
изменения и множества, – первоначально 
Платон был учеником его последователя 
Кратила), Пармениду(идея подлинности 
единства и устойчивости (тождества), Пифагору (идеи: 
структурной упорядоченности умопостигаемого 
мира, бессмертия души, постижения истины 
как обретения бессмертия, др.) и Сократу (идеи: 
тождества истины и блага, бессмертия 
души, знания как припоминания, диалектики 
как обнаружения истины, др.). Через эти 
влияния учение Платона явно возводится 
к орфизму, с его идеями дуализма души 
и тела, бессмертия души и смертности тела, 
неподлинности телесного существования, 
др. Именно с наследием орфизма связан 
религиозно-мистический компонент учения 
Платона. 
Круг интересов и 
метод. Интеллектуальные интересы 
Платона развивались отэтики (под влиянием 
софистов и Сократа) в ее связи с вопросами политики(
Этика и политика. Стартовой 
проблемой для создания Платоном его учения 
явилась тема соотношения индивидуальной 
добродетели и общественной 
справедливости. От признания невозможности 
совместить личную добродетель с участием 
в политической жизни (приходится либо 
поступаться нравственными принципам, 
либо погибать, – как в случае Сократа) 
Платон приходит к идее 
государственного устройства, не уничтожающего 
ни личность, ни личную добродетель. Правящим 
классом в таком государстве являются 
«стражи» – философы, или мудрецы. 
Установленный порядок защищают «воины», 
низшим, управляемым и защищаемым классом 
являются «ремесленники» (простолюдины). 
Социальный статус наследуется по рождению, 
но движение граждан между классами возможно 
в зависимости от склонностей. Сохранению 
такого уклада должны 
способствовать воспитание 
и образование. Платон дает типологию 
форм государственного 
устройства. Прежде всего, выделяет 
некий высший тип общежития, который стоит 
выше государства и законодательства, 
но является лишь идеалом. Из реально существующих 
два типа государственного правления 
Платон считает правильными (монархия, 
аристократия), а остальные четыре (тимократия, 
олигархия, демократия и тирания) – искаженными. 
С течением времени Платон вообще теряет 
веру в возможность справедливых политических 
реформ и сосредотачивается на разработке оснований политичес
Психология и педагогика. 
Проблема души возникает у Платона 
в связи с выяснением возможности 
научения добродетели. Основными тезисами психологииПлатона 
являются: 1) утверждение бессмертия души, 
2) идея переселения душ (метемпсихоз), 
3) определение трехчастного состава души 
и 4) учение о знании-припоминании (анамнесис). 
Основная работа души при жизни – воспитание 
и обучение ради приобретения добродетели и 
соблюдения справедливости. Душ
Онтология (метафизика). Главным 
содержанием онтологии Платона являетсяучение 
о сверхчувственном 
космосе – о том, что существует за пределами 
космоса чувственного или физического, 
или – о метафизической 
реальности. Т.о., начиная с Платона онтология 
развивается также и в форме метафизики (наряду 
снатурфилософией). Именно с этого 
момента в философии (и в культуре) говорят 
опротивоположности: материальн
В построении универсальной модели реальности 
Платон исходит изпротивопоставления 
двух начал (архэ) – умопостигаемого (не-
Идеальный космос представляет собой иерархию таких 
сущностей (идей) и расположен вне («поверх») 
космоса физического, образуя «Гиперуранию» 
(«над-небесную» область), – но, 
опять же, не в пространственном, а в 
онтологическом смысле. В иерархии идеальных 
сущностей «нижние» (частные, обусловленные) 
идеи подчинены «верхним» (общим, главенствующим), 
вплоть до идеи на вершине 
иерархии, которая есть условие 
всех остальных идей и не обусловлена 
никакой другой, т.е. абсолютна. Это 
– идея Блага. Благо – это основание, 
которое 1) производит бытие и сущность 
и 2) делает идеи познаваемыми, а ум – познающим; 
это – потенция (исток) всей иерархии [«Государство»]. 
Другое обозначение Блага (в устной академической 
традиции) – Единое. Единое 
– основание Блага, «Благо 
в себе»; все, что ни производит Единое, 
– благостно, поэтому Благо – функциональный 
аспект Единого. Единому противостоит начало 
множественности – 
Диада. Из соединения Единого и Диады 
вырастает система всех идей. ПриродуЕдиного, 
или Блага (как и любой идеи вообще) можно 
определить трояко: Единое (идея) есть 1) принцип 
бытия (сущность, субстанция, образ-образец), 2) принцип 
истинности и познаваемости (т.к. лишь 
то, что определено, оформлено – становится 
умопостигаемым, познаваемым), 3) принцип 
ценности, или предел достоинства упорядоченного 
существования, – т.к. именно оформленность 
дает порядок, структурное совершенство 
(или иначе: 3) мера – норма, принцип 
строжайшей соразмерности). Единое (Благо) 
и Диада порождают (но не во времени, а 
вечно-в-реальности, онтологически) весь 
идеальный космос, начальными формами 
которого являются Бытие, Покой, Движение, 
Тождественность, Различие, за ними следуют 
Равенство – Неравенство, Сходство – 
Непохожесть и др. Все последующие выступают 
частями по отношению к предыдущим, но 
подробная структура мира идей у Платона 
отсутствует. 
Космогония. Идеальный 
мир выступает образцом 
материального. Но еслимножественность 
идей творится посредством принципа Диады 
(тоже идеальногоначала), то создание мира 
вещей опосредовано другой реал
(Космология. См. «Тимей»; «Теэтет»; 
также: Б.Рассел. Цит. соч. – Кн. 1. Ч. 2. Гл. 
17. Космогония Платона. – С. 187-193). 
Теология. Платон определяет сверхчувственную 
реальность как божественную. Божественные 
функции разделены между 1) идеей 
Блага (Единого) (абсолютным основанием 
подлинного бытия), 2) Демиургом (разумным 
и волящим создателем, творцом мира) и 
3) мировой душой (живой и прекрасно 
упорядоченной целостностью чувственного 
мира). 1) – Высший принцип, источник и основание 
существующего (Благо) у Платона – имперсонален; 
2) – Демиург – личен, но онвне 
мира идей; 3) – божественность множественных д
Гносеология. Стремясь определить 
систему искусств и наук, необходимых 
для воспитания философа, Платон исследует 
проблему постижения 
истины и передачи 
знания. (Причем последнее имело для 
него не только теоретический, но и практический 
интерес, – как главная задача схоларха 
(основателя школы – Академии), занятого 
воспитанием философов). 
Процесс познания Платон представляет 
как систему его уровней и форм [см. ниже 
таблицу]. Путь и результат познания соответствует 
тому, что познается. Основное деление 
знания обусловлено делением реальности 
на умопостигаемую и чувственную. Соответственно, 
основными формами знания являются разумное ичувственное
Высшим типом знания, дающим постижение 
совершенной, чистой истины, является, 
как уже указано, noesis, или разумное 
созерцание (интуиция). Этот тип знания 
осуществляется как припоминание [anamnesis] и
Итак, формы знания – это: мнение-doxa (воображение-eikasia 
+ верование-pistis), обоснование-мнений-episteme, 
обоснование-интуиций-dianoia и умозрение-noesis 
[см. таблицу]. В повседневном обиходе 
люди довольствуются doxa, математики поднимаются 
к dianoia, и только философы достигают высшего 
знания – noesis.Диалектически сочетая 
усилия интеллекта (рассудка) и незаинтересованного 
созерцания (умозрения, 
инутиции), философы восходят от идеи 
к идее, пока не достигнут безусловного, Блага.
В ряду познавательных форм, помимо диалектики (истинного 
познания), периферийное место отводится искусству (
Антропология Платона 
дуалистична и остается в рамках орфическогопротивопоста
 
Диалог [греч. διάλογος – беседа 
двух или нескольких лиц] – в философскомдискурсе■: цепочка 
вопросов и ответов 
в исследовании истины. В диалектике 
Сократа – форма движения 
к истине, в противоположность монологу 
софистов. Сократический диалог имел строгую 
логическую структуру и служил одновременно 
воспитательным методом (благодаря заметной 
моральной нагрузке). У Платона диалог 
– еще и литературная форма (жанр), но с 
той же функцией, что и у Сократа.  
Вообще философский 
диалог (как особый вид философской литературы) 
различается по типам: исследовательский (с 
полемикой), дидактический (
Эзотерический [от греч. έσω – внутри; έσωτερικός – <закрытый>] – предназначенный для закрытого круга единомышленников.
Религиозно-мистический. Мистик
Метод [греч. μέθοδος – путь исследования] – способ построения и обоснования системы философского и научного знания; совокупность практических и теоретических приемов освоения мира. Своими генетическими корнями метод восходит к человеческой практике, приемы которой должны были сообразовываться со сойствами и законами действительности (μετα-οδος – путь следования).
Эсхатология [от 
греч. έσχατος – последний, крайний 
и λόγος – учение] – религиозное учение 
о конечных судьбах мира и человека. Различаютиндивидуальную эсхато
Добродетель [греч. άρετή] – термин для обозначения положительного нравственного качества. По Платону – особая активность вещей и существ в соответствии с их индивидуальным предназначением.
Справедливость – сообразованность с общезначимой (объективной) истиной.
Монархия – форма правления, при которой верховная власть принадлежит единоличному наследственному правителю, а также государство во главе с таким правителем. Аристократия – форма правления, при которой верховная власть принадлежит высшему родовитому слою общества (социально привилегированному аристократическому меньшинству).
Тимократия – форма правления, при которой верховная власть принадлежит сословию воинов (стражей) [по Платону, в таком государстве царит яростный дух, и оно будет постоянно воевать; историческим примером этого типа правления является Спарта]. Олигархия – государство, основанное на политическом и экономическом господстве аристократического слоя, владеющего значительной частью общественного богатства. Демократия – политический строй, при котором верховная власть принадлежит народу. Тирания – правление, основанное на власти тирана (фактически – на осуществляемых им произволе и насилии).
Метемпсихоз [греч. μετεμψύχωσι