Онтология Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:40, реферат

Краткое описание

Основоположник объективного идеализма - ученик Сократа Платон. Идеи выражены в произведениях, имеющих форму диалога. 3 основных этапа развития:
1) критика натурфилософских представлений и их основных положений и идей,
2) создание противоречивых конструкций своей философской концепции,
3) академический период - вносил новшества. Академия - основанная им в Афинах школа. (Академ - греческий мифологический герой).

Файлы: 1 файл

онтология платона.docx

— 51.30 Кб (Скачать)

 
 
Основоположник объективного идеализма - ученик Сократа Платон. Идеи выражены в произведениях, имеющих форму  диалога. 3 основных этапа развития:  
1) критика натурфилософских представлений и их основных положений и идей,  
2) создание противоречивых конструкций своей философской концепции,  
3) академический период - вносил новшества. Академия - основанная им в Афинах школа. (Академ - греческий мифологический герой).  
Способ обоснования, решения онтологических проблем - проблем бытия и его понимания. Платон был первым, кто ввел принципиальную основу мироздания. Хотя поиск принципиальной сущности основ мироздания - тот же - но решение, в противовес эллеатам и атомистам, что эта первооснова является чем то, что не принадлежит к нашему миру. Это мир идей. Эйдос - первосущность, что-то фундаментальное.  
Единый в своей материальности космос прежних философов был в корне преобразован именно платоном. Само бытие оказалось разделенным на неравноценные виды:  
- это прежде всего мир вечных, неизменных идеальных сущностей, мир идей, новая форма бытия, предшествующая мирувещей и определяющая его;  
- это мир окружающих нас вещей преходящих, недолговечных, бытие которых носит ущербный характер; это какое-то полубытие;  
- это материя, то вещество, из которого всемирный космический ремесленник, демиург, духовный творец, мировая душа творит вещи по образцам выс¬шего бытия, по образцам идей.  
Бытие материи это, по Платону, скорее небытие, так как оно лишено самостоятельного существования и проявляется как бытие только в форме вещей. Все перевернулось в философии Платона. Материя, тождественная с бытием у более ранних фи¬лософов, была сведена до уровня небытия. А истинно сущим бытием было объявлено бытие идей.  
И все же, сколь ни фантастичен сконструированный Платоном мир, но и он является отражением и выражением того мира, в котором живет реальный, исторически сложившийся и исторически развивающийся человек. В самом деле, в реаль¬ном общественно-историческом пространстве бытия челове¬ческого существует мир идей, это мир общественного созна¬ния, бытие которого существенно отличается от бытия природ¬ных и созданных человеком материальных вещей. И, наверное, можно было бы высоко оценить заслугу Платона в выделении мира идей, если бы он не отделил его от человека и не перенес бы на небо.  
В ходе исторического развития общества развивается духов¬ное производство, развиваются и обособляются формы обще¬ственного сознания, которые для каждого нового поколения людей предстают как особый, извне данный и подлежащий ос¬воению мир — мир идей. С этой точки зрения философию Пла¬тона можно было бы рассматривать как способ фиксации этой особой формы бытия, бытия общественного сознания.  
Однако реальная роль, которую сыграла философия Плато¬на в истории философии и общественной мысли, оказалась иной. Через посредничество неоплатонизма философия объек¬тивного идеализма Платона сделалась одним из источников христианской теологии, хотя сама эта теология выступала про¬тив некоторых элементов платонизма, шедших вразрез с христианской догматикой.  
Платон стоит на позиции антропо¬логического дуализма души и тела. Но именно душа является субстанцией, которая делает человека человеком, а тело рас¬сматривается как враждебная ей материя. Поэтому от качества души зависит и общая характеристика человека, его предна¬значение и социальный статус. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем — душа тирана. Это объясняется тем, что душа философа наиболее мудрая и восприимчива к знанию, а это и является главным в характе¬ристике сущности человека и его отличия от животного.  
Человеческая душа постоянно тяготеет к трансцендентному миру идей. она вечна, тело же смертно. Это учение о двойст¬венном характере человека оказало влияние на средневековое религиозное учение о нем. В единстве и противоположности души и тела заключен, по Платону, вечный трагизм человечес¬кого существования. Телесность ставит человека в животный мир, душа возвышает его над этим миром, тело— это материя, природа, душа же устремлена в мир идей. Позднее этот трагизм станет одним из существенных моментов русской религиозной философской антропологии.

 02 Авг. 2008 - 22:13 | Автор: Виктория

Платон (428/427 – 347 г.г. до н.э.) 
По словам русского философа А.Лосева, имя Платона является не просто известным, значительным или великим, – оно является «фундаментальным»: идеи Платона буквально пронизывают всю мировую философию, более того – всю мировую культуру. Платон оказал огромное влияние на человечество, потому что обозначил действительную природу человеческого существа, состоящую в двойственности души (духа) и тела, идеального и материального начал. Человека определяют разум (интеллект + воля) и душа, т.е. – идеальные свойства, замкнутые в материальном теле. Идеальная сфера человека имеет свое основание и цель – за пределами телесного мира: это – вечная и совершенная область чистых сущностей. Идеальное неочевидно, поэтому на уровне здравого смысла (внешнего способа суждений о мире) оно может приниматься, а может и нет. Но как только оно обозначено – обойти его уже нельзя, т.к. слишком многое без него остается необъяснимым. 
Значение философского открытия Платона подтверждается его плодотворными интерпретациями на протяжении всей последующей истории культуры. При этом образ Платона и его учения меняется в зависимости от характера интереса к нему. Например: его античные последователи (платоники и неоплатоники) подчеркивали религиозно-мистический компонент его учения и считали его «божественным учителем»; средневековые мыслители – называли предтечей христианского мировоззрения (благодаря его диалогам «Тимей» и «Менон»); мыслители возрождения – философом идеальной любви и политическим утопистом (благодаря диалогам «Пир» и «Государство»); классические немецкие философы – рациональным идеалистом (благодаря учению об идеях и идеальном познании); мыслители XIX – XX в.в. – предтечей некоторых методов современной философии; политический экономист XIX в. К.Маркс высоко оценил учение Платона о государстве, назвав гениальным для своего времени изображение разделения труда; социалист и лидер революционного движения в России н. XX в. В.Ленин назвал всю идеалистическую традицию в философии «линией Платона». 
Биографические сведения. Платон был уроженцем Афин и принадлежал к древним аристократическим родам как по линии матери (родство с законодателем Солоном), так и по линии отца (родство с последним аттическим царем Кодром). Это происхождение предполагало неизбежное политическое участие в жизни Афин, чему способствовали также образование и личные склонности Платона. Однако знакомство с Сократом изменило эту перспективу. Сначала ученичество у Сократа (с которым Платон познакомился в 408 г. до н.э.) имело целью подготовку к политической жизни, а обернулось – 1) полной поглощенностью философией и 2) стремлением радикально изменить существующий политический строй. После казни Сократа в 399 г. до н.э. Платон покидает Афины и окончательно возвращается в город только в 360 г. до н.э. В этом интервале он путешествует (с продолжительными остановками и обучением у жрецов и ученых) в Египет, Кирену, Италию. Трижды за это время (388, 367/6-365 и 361 г.г. до н.э.) он пытаетя осуществить на Сицилии, в Сиракузах, политический эксперимент по установлению государственного строя во главе с правителем-философом. Все три попытки оказываются неудачными. Еще по первом возвращении из Сиракуз в Афины Платон основывает там (в 387 г. до н.э.) философскую школу (в гимназии, расположенной в парке, посаженном в честь олимпийского героя Академа). Школа утвердилась очень быстро и стала собирать множество талантливых мыслителей. В 360 г. до н.э., окончательно вернувшись в Афины, Платон целиком посвящает себя Академии, с которой не расстается уже до самой смерти. 
Сочинения. Платон – первый философ, оставивший солидное рукописное наследие. Почти все его сочинения написаны в форме диалогов (бесед), в которых диалектически раскрывается та или иная философская проблема и которые изобилуют при этом философскими мифами и ёмкими аллегориями. Т.е., кроме того, что диалоги Платона – глубокие философские произведения, они замечательны по своему художественному исполнению. Корпус сочинений Платона, сохранившихся в рукописях, включает: 34 диалога, «Апологию Сократа» (пересказ защитительной речи Сократа на суде) и 13 писем.  
Грамматик I в. Трасилл разделил эти сочинения по 9 тетралогиям:

  1. Евтифрон, Апология Сократа, Критон, Федон.
  2. Кратил, Теэтет, Софист, Политик.
  3. Парменид, Филеб, Пир, Федр.
  4. Алкивиад I, Алкивиад II, Гиппарх, Любовники (Соперники).
  5. Феаг, Хармид, Лахет, Лисид.
  6. Евтидем, Протагор, Горгий, Менон.
  7. Гиппий Меньший, Гиппий Больший, Ион, Менексен.
  8. Клитофонт, Государство, Тимей, Критий.
  9. Минос, Законы, Эпиномид, Письма.

С письменным наследием Платона связан так  называемый «платоновский вопрос»  – комплекс проблем, ключевыми из которых являются 1) аутентичность (подлинность  авторства) диалогов и 2) их хронология. Со временем обозначилась проблема 3) «незаписанных  теорий», которые разрабатывались  Платоном только устно и только внутри школы в силу эзотеричности их содержания (курсы «Вокруг Блага»). 
По результатам филологических и новейших стилеметрических исследований (XIX – XX в.в.), сведенным в работе Х.Теслефа (1982 г.), список сочинений Платонагипотетически выглядит так:

  1. до 387 г. до н.э. написаны Платоном: Апология Сократа, диалог Государство(начат);
  2. до 367 г. до н.э. написаны самим Платоном диалоги: Государство (продолжен),Горгий, Менексен, Протагор, Менон, Федон, Пир, Эвтидем, Лисис, Хармид, Теэтет, Кратил; написаны в кругу и с участием учеников школы (Академии) диалоги: Клитофон, Критон, Лахет, Алкивиад I, Феаг, Гиппий Меньший, Ион, Любовники, Эриксий, Эвтифрон;
  3. между 365 – 361 г.г. до н.э. написаны Платоном диалоги: Государство(завершен)Законы (начат), Парменид;
  4. после 361 г. до н.э. написаны Платоном диалоги: Законы (продолжен), Тимей, Критий, Софист, Политик, 7-е Письмо, Филеб; написаны в кругу и с участием учеников школы диалоги: Гиппий Больший, Гиппарх, Сизиф, Минос, Демодок, Письма, О добродетели, О справедливости.

(387 г. до н.э. – основание Академии в Афинах; 388, 367/6-365 и 361 г.г. до н.э. – поездки на Сицилию с целью политического реформаторства). 
Философские влияния. Отчетливые влияния, заметные в философии Платона, принадлежат Гераклиту (идея о производности изменения и множества, – первоначально Платон был учеником его последователя Кратила), Пармениду(идея подлинности единства и устойчивости (тождества), Пифагору (идеи: структурной упорядоченности умопостигаемого мира, бессмертия души, постижения истины как обретения бессмертия, др.) и Сократу (идеи: тождества истины и блага, бессмертия души, знания как припоминания, диалектики как обнаружения истины, др.). Через эти влияния учение Платона явно возводится к орфизму, с его идеями дуализма души и тела, бессмертия души и смертности тела, неподлинности телесного существования, др. Именно с наследием орфизма связан религиозно-мистический компонент учения Платона. 
Круг интересов и метод. Интеллектуальные интересы Платона развивались отэтики (под влиянием софистов и Сократа) в ее связи с вопросами политики(государственного устройства и законодательства), затем перешли к психологии педагогике), и наконец – к онтологии и гносеологии. Особенностью философствования Платона является его метод (диалог как диалектика отыскания единого – сущности – через аналитику многого) иинтеллектуальные интонации: иронии; страстной поглощенности поиском истины; эсхатологизма. 
Этика и политика. Стартовой проблемой для создания Платоном его учения явилась тема соотношения индивидуальной добродетели и общественной справедливости. От признания невозможности совместить личную добродетель с участием в политической жизни (приходится либо поступаться нравственными принципам, либо погибать, – как в случае Сократа) Платон приходит к идее государственного устройства, не уничтожающего ни личность, ни личную добродетель. Правящим классом в таком государстве являются «стражи» – философы, или мудрецы. Установленный порядок защищают «воины», низшим, управляемым и защищаемым классом являются «ремесленники» (простолюдины). Социальный статус наследуется по рождению, но движение граждан между классами возможно в зависимости от склонностей. Сохранению такого уклада должны способствовать воспитание и образование. Платон дает типологию форм государственного устройства. Прежде всего, выделяет некий высший тип общежития, который стоит выше государства и законодательства, но является лишь идеалом. Из реально существующих два типа государственного правления Платон считает правильными (монархия, аристократия), а остальные четыре (тимократия, олигархия, демократия и тирания) – искаженными. С течением времени Платон вообще теряет веру в возможность справедливых политических реформ и сосредотачивается на разработке оснований политического и нравственного идеала (в психологиигносеологиионтологии). 
Психология и педагогика. Проблема души возникает у Платона в связи с выяснением возможности научения добродетели. Основными тезисами психологииПлатона являются: 1) утверждение бессмертия души, 2) идея переселения душ (метемпсихоз), 3) определение трехчастного состава души и 4) учение о знании-припоминании (анамнесис). Основная работа души при жизни – воспитание и обучение ради приобретения добродетели и соблюдения справедливостиДушатрактуется как трехчастное единство, ее началавожделениепыл,рассудительность. Трем началам человеческой души соответствуют определенныеклассы в государстве: ремесленники, воины, стражи.  А каждому классу и типу души – соответствует своя добродетельвоздержанностьмужествомудрость. Синхронность всех этих моментов, достигаемая благодаря усилиям правильного воспитания, является основой общественной справедливости и идеального государственного строя и обеспечивает посмертную награду каждой добродетельной душе. Разлад душевных начал, добродетелей и классового статуса – искажает справедливость, ведет к ущербному государству и загробному наказанию. Платон формулирует также принцип внутреннего согласования способностей души: рассудительная часть должна сдерживать вожделеющую и правильно направлять пылкую. Тогда душа приобретает равновесие и способна после смерти подняться на небо и даже путешествовать с богами к занебесному миру истины. Платон разделяет многообразие душ на неравноценные типы. Высшим качеством обладают души богов; человеческие души составляют 9 градаций: мудрец, царь, практический деятель, врачеватель тел, прорицатель, поэт или художник, ремесленник, софист, тиран; замыкают иерархию – души животных [«Федр» 248 b – e]. Кроме этого, существуют еще: душа космоса (мировая душа), творимая умом-демиургом, и злая душа мира, причиняющая мировые бедствия и катастрофы [«Законы» 896 b – e, 897 d, 898 c]. Удерживать все в установленном равновесии (в справедливости), в том числе души – в соответсвующих им типах поведения и социальных рангах,– может только тот, кто знает законы космического и общественного равновесия (мудрец) и тот, кто знает, как воздействовать на души (воспитатель). Т.е. единственным подлинным государственным деятелем является воспитатель (философ, – Сократ, например) [«Горгий» 521 d, «Эвтидем» 30 b, «Государство» 644 d – 645 c]. Проблемаоснований добродетели и справедливости разрабатывается Платоном в рамкахонтологии
Онтология (метафизика). Главным содержанием онтологии Платона являетсяучение о сверхчувственном космосе – о том, что существует за пределами космоса чувственного или физического, или – о метафизической реальности. Т.о., начиная с Платона онтология развивается также и в форме метафизики (наряду снатурфилософией). Именно с этого момента в философии (и в культуре) говорят опротивоположностиматериального и нематериального (идеального), чувственногои сверхчувственногоэмпирического и метаэмпирическогофизического инадфизического (метафизического), феноменального и ноуменального(метафеноменального). В свете этих оппозиций предшествующие натурфилософы (философы физиса, или природы) предстают материалистами, т.к. природа и космос у них оказываются мирами вещей не самих-по-себе, а являющихся (т.е. физически, материально являющих некие воплощенные в них изначальные образцы). Истинное же бытие теперь понимается только как умопостигаемая (интеллигибельная) реальность. Начальные мотивы такого понимания вещей содержались в учениях Парменида (идея о бытии (подлинно существующем) как мыслимом устойчивом единстве) и Анаксагора (идея Нуса – ума, интеллекта, устраивающего все в определенном порядке). 
В построении универсальной модели реальности Платон исходит изпротивопоставления двух начал (архэ) – умопостигаемого (не-физического) ичувственного (физического), что является дуализмом. Для определения умопостигаемого космоса Платон вводит термины идеяэйдос, или форма. Подидеей Платон понимает не просто понятие (умственное представление), нореальнодо умственного представления существующую целостностьИдея – не мысль, а то, по поводу чего возникает мысль; это сущность вещи – то, что делает вещь тем, что она есть. В этом контексте Платон употребляет также терминпарадигма (образец), указывая, что идея составляет всегда тождественную себе модель каждой вещиобразец, то, чем вещь должна быть. Эту самотождественную целостность Платон определяет также терминами «в себе» и «для себя» («прекрасное само по себе», «благо в себе», др.). Эти определения выражаютбезотносительность и стабильность, т.е. – абсолютный характер идей. Так, «идея в себе и для себя» означает, например, что «прекрасное» или «истинное» таковы не в восприятии субъекта (как у Протагора), но, наоборот, – совершенно не зависимы от субъекта и предписаны ему абсолютным образом, т.е. безусловны в своей реальности.  
Идеальный космос представляет собой иерархию таких сущностей (идей) и расположен вне («поверх») космоса физического, образуя «Гиперуранию» («над-небесную» область), – но, опять же, не в пространственном, а в онтологическом смысле. В иерархии идеальных сущностей «нижние» (частные, обусловленные) идеи подчинены «верхним» (общим, главенствующим), вплоть до идеи на вершине иерархии, которая есть условие всех остальных идей и не обусловлена никакой другой, т.е. абсолютна. Это – идея Блага. Благо – это основание, которое 1) производит бытие и сущность и 2) делает идеи познаваемыми, а ум – познающим; это – потенция (исток) всей иерархии [«Государство»]. Другое обозначение Блага (в устной академической традиции) – ЕдиноеЕдиное – основание Блага, «Благо в себе»; все, что ни производит Единое, – благостно, поэтому Благо – функциональный аспект Единого. Единому противостоит начало множественности – Диада. Из соединения Единого и Диады вырастает система всех идей. ПриродуЕдиного, или Блага (как и любой идеи вообще) можно определить трояко: Единое (идея) есть 1) принцип бытия (сущность, субстанция, образ-образец), 2) принцип истинности и познаваемости (т.к. лишь то, что определено, оформлено – становится умопостигаемым, познаваемым), 3) принцип ценности, или предел достоинства упорядоченного существования, – т.к. именно оформленность дает порядок, структурное совершенство (или иначе: 3) мера – норма, принцип строжайшей соразмерности). Единое (Благо) и Диада порождают (но не во времени, а вечно-в-реальности, онтологически) весь идеальный космос, начальными формами которого являются Бытие, Покой, Движение, Тождественность, Различие, за ними следуют Равенство – Неравенство, Сходство – Непохожесть и др. Все последующие выступают частями по отношению к предыдущим, но подробная структура мира идей у Платона отсутствует. 
КосмогонияИдеальный мир выступает образцом материального. Но еслимножественность идей творится посредством принципа Диады (тоже идеальногоначала), то создание мира вещей опосредовано другой реальностью – материей, «лежбищем чувственного», или «хорой» [chora – пространственность]. Творцом (ивершиной, первопринципомчувственного мира является Демиург, некий Бог-творец (мыслящий и волящий, стало быть личностный). Взяв за образец мир идей, он использовал «хору» (уже бывшую от века прстранственную реальность) и породил из нее физический космос. Демиург произвел мир для добра и из любви к благу и наделил его: совершенством (логосным – структурным,  восхитительноупорядоченным – телом), жизнью и пониманием. Эти свойства – функции души мира, которая была создана из сущности по принципу тождества и различия так, что тело мира – находится внутри нее. 
(Космология. См. «Тимей»; «Теэтет»; также: Б.Рассел. Цит. соч. – Кн. 1. Ч. 2. Гл. 17. Космогония Платона. – С. 187-193). 
Теология. Платон определяет сверхчувственную реальность как божественную. Божественные функции разделены между 1) идеей Блага (Единого) (абсолютным основанием подлинного бытия), 2) Демиургом (разумным и волящим создателем, творцом мира) и 3) мировой душой (живой и прекрасно упорядоченной целостностью чувственного мира). 1) – Высший принцип, источник и основание существующего (Благо) у Платона – имперсонален; 2) – Демиург – личен, но онвне мира идей; 3) – божественность множественных душ – душú мира и душ всех вещей и людей (которым сопутствуют демоны – демоны-хранители и демоны-посредники, самый яркий из которых Эрос) – дань политеизму. Т.о., в учении самого теологичного (в христианском смысле) из древнегреческих мыслителей структурно встроен политеизм. 
Гносеология. Стремясь определить систему искусств и наук, необходимых для воспитания философа, Платон исследует проблему постижения истины и передачи знания. (Причем последнее имело для него не только теоретический, но и практический интерес, – как главная задача схоларха (основателя школы – Академии), занятого воспитанием философов). 
Процесс познания Платон представляет как систему его уровней и форм [см. ниже таблицу]. Путь и результат познания соответствует тому, что познается. Основное деление знания обусловлено делением реальности на умопостигаемую и чувственную. Соответственно, основными формами знания являются разумное ичувственноеРазумное познание, в свою очередь, делится на то, которое можно вывести путем рассудочного размышления – dianoia, и то, которое осуществляется путем созерцательного (интуитивногопроникновения в суть вещей,непосредственного идеального схватывания ее – noesis. Чувственное познание дает знание вещей (становящегося, или того, что постоянно возникает из бытия-идей и небытия-материи), это – мнение, doxa. Мнение разделяется на простое воображение – eikasia (знание теней и подобий), и верование (доверие к очевидному) – pistis. Мнение может стать достоверным, если будет обоснованокаузально, через выявление причин (оснований) чувственных вещей, тогда знание из doxa превращается в episteme – науку. Типологически episteme сходно с dianoia, только первое есть результат рассудочного обоснования чувственныхданных, второе – рассудочной аналитики интуиций.  
Высшим типом знания, дающим постижение совершенной, чистой истины, является, как уже указано, noesis, или разумное созерцание (интуиция). Этот тип знания осуществляется как припоминание [anamnesis] истины, скрытой в глубине человеческой души. Т.е. подлинное знание Платон трактует как знание-припоминание. Его предпосылками выступают 1) идеи, хранящиеся в душе (полученные в результате созерцания душой мира истины (царства идей) в период до ее воплощения и в случае, если она была добродетельна и способна вместе с богами подняться на край неба, Олимпа, чтобы созерцать Гиперуранию) и 2)события земного существования, стимулирующие припоминание истины [«Федр»].  
Итак, формы знания – это: мнение-doxa (воображение-eikasia + верование-pistis), обоснование-мнений-episteme, обоснование-интуиций-dianoia и умозрение-noesis [см. таблицу]. В повседневном обиходе люди довольствуются doxa, математики поднимаются к dianoia, и только философы достигают высшего знания – noesis.Диалектически сочетая усилия интеллекта (рассудка) и незаинтересованного созерцания (умозрения, инутиции), философы восходят от идеи к идее, пока не достигнут безусловногоБлага. Мотивом диалектического движения к истине(Благу, Единому) является любовь к ней (Эрос). Подлинный путь познания Платон представляет как любовную аналитику. Суть любви – в желании прекрасного, или – что то же – блага, счастья, бессмертия, абсолютной истины, подлинности и обладания ею – мудрости. То, что в расхожем смысле слова люди называют любовью, есть лишь крайне малые части истинной любви, и лишь действительно любящий знает, как преодолеть одну за другой отдельные ступени любви и достичь ее полноты, или того, что есть стремление к абсолютно прекрасному. В мире любовь существует в трех основных проявлениях: 1) физическая любовь, или желание владеть красивым телом и породить в нем другое тело (уже здесь есть желание бессмертия, т.к. телесное рождение – это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу); 2) влюбленная очарованность душой стимулирует рождение духовных явлений; к нему способны: возвышенно влюбленные, одержимые искусством, приверженцы справедливости и закона, создатели чистой науки; 3) любовь к прекрасному в его абсолютном совершенстве[«Федр»], к которой способна лишь цельная, добродетельно «сбалансированная» душа; в такой душе любовь приобретает всю возможную ей силу и становитсяпосредником между миром вещественным и миром идеальным. Только любовь способна осуществить переход между двумя онтологически противоположными мирамисоединить идеальную природу с чувственнойбессмертную – со смертной. Так же, как Демиург силой любви творит иное бытие – чувственный космос – по образцу идей, – так и сотворенные души силой любви стремятся выйти за пределычувственного и созерцать идеальное. Т.о., работа Эроса с его тоской по сверхчувственному состоит в «воспламенении» души, влечении ее к бессмертию и блаженству, в пробуждении заключенных в ней (забытых при телесном воплощении) когда-то созерцавшихся абсолютных истин.  
В ряду познавательных форм, помимо диалектики (истинного познания), периферийное место отводится искусству (подражанию, мимесису) и риторике, т.к. они воздействуют на самые слабые стороны души – жажду развлечений и бездумную доверчивость.

Антропология Платона дуалистична и остается в рамках орфическогопротивопоставления тела и души. Предзаданной целью человеческого существования является обретение душой бессмертия, т.е. освобождение от смертного тела. Земной путь освобождения состоит в культивировании познания, которое расценивается как очищение души. Причем процесс рационального познания со временем становится процессом морального обращения, преображения. В той мере, в какой познание ведет от чувственного к сверхчувственному, – один мир преображается в другой, из иллюзорного пространства душа попадает в подлинное. В этом и состоит добродетель. [«Федон», «Государство»]. Т.о., диалектика в подлинном своем существе есть преображение. (Здесь наследуется сократовское понимание добродетели как знания истины).

 
Диалог [греч. διάλογος – беседа двух или нескольких лиц] – в философскомдискурсе
цепочка вопросов и ответов в исследовании истины. В диалектике Сократа – форма движения к истине, в противоположность монологу софистов. Сократический диалог имел строгую логическую структуру и служил одновременно воспитательным методом (благодаря заметной моральной нагрузке). У Платона диалог – еще и литературная форма (жанр), но с той же функцией, что и у Сократа.  
Вообще философский диалог (как особый вид философской литературы) различается по типам: исследовательский (с полемикой), дидактический (назидательный или морализирующий), сатирический. Впервые философский диалог возник в индуистской литературе. В древней Греции сформировался в сократическом кругу и был рассчитан на школьную аудиторию. В классической диалектической форме был развит Платоном, но постепенно у него же сблизился с трактатом. В русле кинической традиции возник сатирический диалог (как пародия на сократический). Далее диалог использовался Цицероном; в раннехристианской литературе – в апологетических текстах; в средние века снова стал формой школьного диспута; в эпоху возрождения и нового времени использовался гуманистами и романтиками.

Эзотерический [от греч. έσω – внутри; έσωτερικός – <закрытый>] – предназначенный для закрытого круга единомышленников.

Религиозно-мистическийМистика [от греч. μυστικός – таинственный] –религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного «единения» с абсолютом (а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысливающих и регулирующих эту практику). ■ Экстаз [от греч. έκστασις – смещение, перемещение, исступление, восторг] – термин древнегреческой философии, заимствованный из области религиозных мистерийвыход человека из рамок вещественно-психической данности. Различались: гнетущийболезненный(страсть, опьянение) экстаз и облегчающий экстаз (в котором человекприобщается к трансцендентной истине бытия). ■ Абсолют [от лат. absolutus – безусловный, неограниченный] – понятие идеалистической▪ философии, обозначающее духовное▪ первоначало всего сущего▪, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию.

Метод [греч. μέθοδος – путь исследования] – способ построения и обоснования системы философского и научного знания; совокупность практических и теоретических приемов освоения мира. Своими генетическими корнями метод восходит к человеческой практике, приемы которой должны были сообразовываться со сойствами и законами действительности (μετα-οδος – путь следования).

Эсхатология [от греч. έσχατος – последний, крайний и λόγος – учение] – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различаютиндивидуальную эсхатологию – учение о загробной жизни единичной человеческой души и всемирную – учение о цели космоса и истории, об их конце и о том, что за этим концом следует.

Добродетель [греч. άρετή] – термин для обозначения положительного нравственного качества. По Платону – особая активность вещей и существ в соответствии с их индивидуальным предназначением.

Справедливость – сообразованность с общезначимой (объективной) истиной.

Монархия – форма правления, при которой верховная власть принадлежит единоличному наследственному правителю, а также государство во главе с таким правителем. Аристократия – форма правления, при которой верховная власть принадлежит высшему родовитому слою общества (социально привилегированному аристократическому меньшинству).

Тимократия – форма правления, при которой верховная власть принадлежит сословию воинов (стражей) [по Платону, в таком государстве царит яростный дух, и оно будет постоянно воевать; историческим примером этого типа правления является Спарта]. Олигархия – государство, основанное на политическом и экономическом господстве аристократического слоя, владеющего значительной частью общественного богатства. Демократия – политический строй, при котором верховная власть принадлежит народу. Тирания – правление, основанное на власти тирана (фактически – на осуществляемых им произволе и насилии).

Метемпсихоз [греч. μετεμψύχωσις, от μετα – пере- и έμψύχωσις – одушевление, оживление, собств. – переодушевление] – один из поздних греческих терминов для обозначения трансмиграции (переселения) душ через различные тела, в том числе и нечеловеческие. Идея метемпсихоза – происходит от орфиков, пифагорейцев, Эмпедокла, Платона. Термин – появляется в I в. до н.э. и закрепляется в неоплатонической традиции; конкурировал с термином «метемсоматоз» [лат. калька reincarnatio – «реинкарнация», «перевоплощение»]. В ранних греческих свидетельствах о явлении метемпсихоза обычно имеется в виду «облачение» (одевание) души в тело [например: Аристотель, О душе, 407 b 20]. Религиозно-мифологическое учение о переселении душ зафиксировано во многих независимых друг от друга культурных традициях.

Информация о работе Онтология Платона