Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:40, реферат
Основоположник объективного идеализма - ученик Сократа Платон. Идеи выражены в произведениях, имеющих форму диалога. 3 основных этапа развития:
1) критика натурфилософских представлений и их основных положений и идей,
2) создание противоречивых конструкций своей философской концепции,
3) академический период - вносил новшества. Академия - основанная им в Афинах школа. (Академ - греческий мифологический герой).
Основоположник объективного идеализма
- ученик Сократа Платон. Идеи выражены
в произведениях, имеющих форму
диалога. 3 основных этапа развития:
1) критика натурфилософских представлений
и их основных положений и идей,
2) создание противоречивых конструкций
своей философской концепции,
3) академический период - вносил новшества.
Академия - основанная им в Афинах школа.
(Академ - греческий мифологический герой).
Способ обоснования, решения онтологических
проблем - проблем бытия и его понимания.
Платон был первым, кто ввел принципиальную
основу мироздания. Хотя поиск принципиальной
сущности основ мироздания - тот же - но
решение, в противовес эллеатам и атомистам,
что эта первооснова является чем то, что
не принадлежит к нашему миру. Это мир
идей. Эйдос - первосущность, что-то фундаментальное.
Единый в своей материальности космос
прежних философов был в корне преобразован
именно платоном. Само бытие оказалось
разделенным на неравноценные виды:
- это прежде всего мир вечных, неизменных
идеальных сущностей, мир идей, новая форма
бытия, предшествующая мирувещей и определяющая
его;
- это мир окружающих нас вещей преходящих,
недолговечных, бытие которых носит ущербный
характер; это какое-то полубытие;
- это материя, то вещество, из которого
всемирный космический ремесленник, демиург,
духовный творец, мировая душа творит
вещи по образцам выс¬шего бытия, по образцам
идей.
Бытие материи это, по Платону, скорее
небытие, так как оно лишено самостоятельного
существования и проявляется как бытие
только в форме вещей. Все перевернулось
в философии Платона. Материя, тождественная
с бытием у более ранних фи¬лософов, была
сведена до уровня небытия. А истинно сущим
бытием было объявлено бытие идей.
И все же, сколь ни фантастичен сконструированный
Платоном мир, но и он является отражением
и выражением того мира, в котором живет
реальный, исторически сложившийся и исторически
развивающийся человек. В самом деле, в
реаль¬ном общественно-историческом пространстве
бытия челове¬ческого существует мир
идей, это мир общественного созна¬ния,
бытие которого существенно отличается
от бытия природ¬ных и созданных человеком
материальных вещей. И, наверное, можно
было бы высоко оценить заслугу Платона
в выделении мира идей, если бы он не отделил
его от человека и не перенес бы на небо.
В ходе исторического развития общества
развивается духов¬ное производство,
развиваются и обособляются формы обще¬ственного
сознания, которые для каждого нового
поколения людей предстают как особый,
извне данный и подлежащий ос¬воению мир
— мир идей. С этой точки зрения философию
Пла¬тона можно было бы рассматривать
как способ фиксации этой особой формы
бытия, бытия общественного сознания.
Однако реальная роль, которую сыграла
философия Плато¬на в истории философии
и общественной мысли, оказалась иной.
Через посредничество неоплатонизма философия
объек¬тивного идеализма Платона сделалась
одним из источников христианской теологии,
хотя сама эта теология выступала про¬тив
некоторых элементов платонизма, шедших
вразрез с христианской догматикой.
Платон стоит на позиции антропо¬логического
дуализма души и тела. Но именно душа является
субстанцией, которая делает человека
человеком, а тело рас¬сматривается как
враждебная ей материя. Поэтому от качества
души зависит и общая характеристика человека,
его предна¬значение и социальный статус.
На первом месте в иерархии душ находится
душа философа, на последнем — душа тирана.
Это объясняется тем, что душа философа
наиболее мудрая и восприимчива к знанию,
а это и является главным в характе¬ристике
сущности человека и его отличия от животного.
Человеческая душа постоянно тяготеет
к трансцендентному миру идей. она вечна,
тело же смертно. Это учение о двойст¬венном
характере человека оказало влияние на
средневековое религиозное учение о нем.
В единстве и противоположности души и
тела заключен, по Платону, вечный трагизм
человечес¬кого существования. Телесность
ставит человека в животный мир, душа возвышает
его над этим миром, тело— это материя,
природа, душа же устремлена в мир идей.
Позднее этот трагизм станет одним из
существенных моментов русской религиозной
философской антропологии.
02 Авг. 2008 - 22:13 | Автор: Виктория
Платон
(428/427 – 347 г.г. до н.э.)
По словам русского
философа А.Лосева, имя
Платона является не
просто известным, значительным
или великим, – оно является
«фундаментальным»:
идеи Платона буквально
пронизывают всю мировую
философию, более того
– всю мировую культуру.
Платон оказал огромное
влияние на человечество,
потому что обозначил
действительную природу
человеческого существа,
состоящую в двойственности
души (духа) и тела, идеального
и материального начал.
Человека определяют
разум (интеллект + воля)
и душа, т.е. – идеальные
свойства, замкнутые
в материальном теле.
Идеальная сфера человека
имеет свое основание
и цель – за пределами
телесного мира: это
– вечная и совершенная
область чистых сущностей.
Идеальное неочевидно,
поэтому на уровне здравого
смысла (внешнего способа
суждений о мире) оно
может приниматься,
а может и нет. Но как
только оно обозначено
– обойти его уже нельзя,
т.к. слишком многое
без него остается необъяснимым.
Значение философского
открытия Платона подтверждается
его плодотворными интерпретациями
на протяжении всей
последующей истории
культуры. При этом образ
Платона и его учения
меняется в зависимости
от характера интереса
к нему. Например: его
античные последователи (платоники
и неоплатоники) подчеркивали
религиозно-мистический
компонент его учения
и считали его «божественным
учителем»; средневековые
мыслители – называли
предтечей христианского
мировоззрения (благодаря
его диалогам «Тимей»
и «Менон»); мыслители
возрождения – философом
идеальной любви и политическим
утопистом (благодаря
диалогам «Пир» и «Государство»);
классические немецкие
философы – рациональным
идеалистом (благодаря
учению об идеях и идеальном
познании); мыслители XIX – XX в.в.
– предтечей некоторых
методов современной
философии; политический
экономист XIX в. К.Маркс
высоко оценил учение
Платона о государстве,
назвав гениальным для
своего времени изображение
разделения труда; социалист
и лидер революционного
движения в России н. XX в.
В.Ленин назвал всю идеалистическую
традицию в философии
«линией Платона».
Биографические
сведения. Платон был уроженцем Афин
и принадлежал к древним аристократическим
родам как по линии матери (родство с законодателем
Солоном), так и по линии отца (родство
с последним аттическим царем Кодром).
Это происхождение предполагало неизбежное
политическое участие в жизни Афин, чему
способствовали также образование и личные
склонности Платона. Однако знакомство
с Сократом изменило эту перспективу.
Сначала ученичество у Сократа (с которым
Платон познакомился в 408 г. до н.э.) имело
целью подготовку к политической жизни,
а обернулось – 1) полной поглощенностью
философией и 2) стремлением радикально
изменить существующий политический строй.
После казни Сократа в 399 г. до н.э. Платон
покидает Афины и окончательно возвращается
в город только в 360 г. до н.э. В этом интервале
он путешествует (с продолжительными остановками
и обучением у жрецов и ученых) в Египет,
Кирену, Италию. Трижды за это время (388,
367/6-365 и 361 г.г. до н.э.) он пытаетя осуществить
на Сицилии, в Сиракузах, политический
эксперимент по установлению государственного
строя во главе с правителем-философом.
Все три попытки оказываются неудачными.
Еще по первом возвращении из Сиракуз
в Афины Платон основывает там (в 387 г. до
н.э.) философскую школу (в гимназии, расположенной
в парке, посаженном в честь олимпийского
героя Академа). Школа утвердилась очень
быстро и стала собирать множество талантливых
мыслителей. В 360 г. до н.э., окончательно
вернувшись в Афины, Платон целиком посвящает
себя Академии, с которой не расстается
уже до самой смерти.
Сочинения. Платон – первый философ,
оставивший солидное рукописное наследие.
Почти все его сочинения написаны в форме диалогов (бесед),
в которых диалектически раскрыва
Грамматик I в. Трасилл разделил эти
сочинения по 9 тетралогиям:
С письменным
наследием Платона связан так
называемый «платоновский вопрос»
– комплекс проблем, ключевыми из
которых являются 1) аутентичность (подлинность
авторства) диалогов и 2) их хронология.
Со временем обозначилась проблема 3) «незаписанных
теорий», которые разрабатывались
Платоном только устно и только внутри
школы в силу эзотеричности их
содержания (курсы «Вокруг Блага»).
По результатам филологических и новейших
стилеметрических исследований (XIX – XX
в.в.), сведенным в работе Х.Теслефа (1982 г.),
список сочинений Платонагипотетически выглядит
так:
(387 г. до
н.э. – основание Академии в Афинах; 388,
367/6-365 и 361 г.г. до н.э. – поездки на Сицилию
с целью политического реформаторства).
Философские влияния. Отчетливые
влияния, заметные в философии Платона,
принадлежат Гераклиту (идея о производности
изменения и множества, – первоначально
Платон был учеником его последователя
Кратила), Пармениду(идея подлинности
единства и устойчивости (тождества), Пифагору (идеи:
структурной упорядоченности умопостигаемого
мира, бессмертия души, постижения истины
как обретения бессмертия, др.) и Сократу (идеи:
тождества истины и блага, бессмертия
души, знания как припоминания, диалектики
как обнаружения истины, др.). Через эти
влияния учение Платона явно возводится
к орфизму, с его идеями дуализма души
и тела, бессмертия души и смертности тела,
неподлинности телесного существования,
др. Именно с наследием орфизма связан
религиозно-мистический компонент учения
Платона.
Круг интересов и
метод. Интеллектуальные интересы
Платона развивались отэтики (под влиянием
софистов и Сократа) в ее связи с вопросами политики(
Этика и политика. Стартовой
проблемой для создания Платоном его учения
явилась тема соотношения индивидуальной
добродетели и общественной
справедливости. От признания невозможности
совместить личную добродетель с участием
в политической жизни (приходится либо
поступаться нравственными принципам,
либо погибать, – как в случае Сократа)
Платон приходит к идее
государственного устройства, не уничтожающего
ни личность, ни личную добродетель. Правящим
классом в таком государстве являются
«стражи» – философы, или мудрецы.
Установленный порядок защищают «воины»,
низшим, управляемым и защищаемым классом
являются «ремесленники» (простолюдины).
Социальный статус наследуется по рождению,
но движение граждан между классами возможно
в зависимости от склонностей. Сохранению
такого уклада должны
способствовать воспитание
и образование. Платон дает типологию
форм государственного
устройства. Прежде всего, выделяет
некий высший тип общежития, который стоит
выше государства и законодательства,
но является лишь идеалом. Из реально существующих
два типа государственного правления
Платон считает правильными (монархия,
аристократия), а остальные четыре (тимократия,
олигархия, демократия и тирания) – искаженными.
С течением времени Платон вообще теряет
веру в возможность справедливых политических
реформ и сосредотачивается на разработке оснований политичес
Психология и педагогика.
Проблема души возникает у Платона
в связи с выяснением возможности
научения добродетели. Основными тезисами психологииПлатона
являются: 1) утверждение бессмертия души,
2) идея переселения душ (метемпсихоз),
3) определение трехчастного состава души
и 4) учение о знании-припоминании (анамнесис).
Основная работа души при жизни – воспитание
и обучение ради приобретения добродетели и
соблюдения справедливости. Душ
Онтология (метафизика). Главным
содержанием онтологии Платона являетсяучение
о сверхчувственном
космосе – о том, что существует за пределами
космоса чувственного или физического,
или – о метафизической
реальности. Т.о., начиная с Платона онтология
развивается также и в форме метафизики (наряду
снатурфилософией). Именно с этого
момента в философии (и в культуре) говорят
опротивоположности: материальн
В построении универсальной модели реальности
Платон исходит изпротивопоставления
двух начал (архэ) – умопостигаемого (не-
Идеальный космос представляет собой иерархию таких
сущностей (идей) и расположен вне («поверх»)
космоса физического, образуя «Гиперуранию»
(«над-небесную» область), – но,
опять же, не в пространственном, а в
онтологическом смысле. В иерархии идеальных
сущностей «нижние» (частные, обусловленные)
идеи подчинены «верхним» (общим, главенствующим),
вплоть до идеи на вершине
иерархии, которая есть условие
всех остальных идей и не обусловлена
никакой другой, т.е. абсолютна. Это
– идея Блага. Благо – это основание,
которое 1) производит бытие и сущность
и 2) делает идеи познаваемыми, а ум – познающим;
это – потенция (исток) всей иерархии [«Государство»].
Другое обозначение Блага (в устной академической
традиции) – Единое. Единое
– основание Блага, «Благо
в себе»; все, что ни производит Единое,
– благостно, поэтому Благо – функциональный
аспект Единого. Единому противостоит начало
множественности –
Диада. Из соединения Единого и Диады
вырастает система всех идей. ПриродуЕдиного,
или Блага (как и любой идеи вообще) можно
определить трояко: Единое (идея) есть 1) принцип
бытия (сущность, субстанция, образ-образец), 2) принцип
истинности и познаваемости (т.к. лишь
то, что определено, оформлено – становится
умопостигаемым, познаваемым), 3) принцип
ценности, или предел достоинства упорядоченного
существования, – т.к. именно оформленность
дает порядок, структурное совершенство
(или иначе: 3) мера – норма, принцип
строжайшей соразмерности). Единое (Благо)
и Диада порождают (но не во времени, а
вечно-в-реальности, онтологически) весь
идеальный космос, начальными формами
которого являются Бытие, Покой, Движение,
Тождественность, Различие, за ними следуют
Равенство – Неравенство, Сходство –
Непохожесть и др. Все последующие выступают
частями по отношению к предыдущим, но
подробная структура мира идей у Платона
отсутствует.
Космогония. Идеальный
мир выступает образцом
материального. Но еслимножественность
идей творится посредством принципа Диады
(тоже идеальногоначала), то создание мира
вещей опосредовано другой реал
(Космология. См. «Тимей»; «Теэтет»;
также: Б.Рассел. Цит. соч. – Кн. 1. Ч. 2. Гл.
17. Космогония Платона. – С. 187-193).
Теология. Платон определяет сверхчувственную
реальность как божественную. Божественные
функции разделены между 1) идеей
Блага (Единого) (абсолютным основанием
подлинного бытия), 2) Демиургом (разумным
и волящим создателем, творцом мира) и
3) мировой душой (живой и прекрасно
упорядоченной целостностью чувственного
мира). 1) – Высший принцип, источник и основание
существующего (Благо) у Платона – имперсонален;
2) – Демиург – личен, но онвне
мира идей; 3) – божественность множественных д
Гносеология. Стремясь определить
систему искусств и наук, необходимых
для воспитания философа, Платон исследует
проблему постижения
истины и передачи
знания. (Причем последнее имело для
него не только теоретический, но и практический
интерес, – как главная задача схоларха
(основателя школы – Академии), занятого
воспитанием философов).
Процесс познания Платон представляет
как систему его уровней и форм [см. ниже
таблицу]. Путь и результат познания соответствует
тому, что познается. Основное деление
знания обусловлено делением реальности
на умопостигаемую и чувственную. Соответственно,
основными формами знания являются разумное ичувственное
Высшим типом знания, дающим постижение
совершенной, чистой истины, является,
как уже указано, noesis, или разумное
созерцание (интуиция). Этот тип знания
осуществляется как припоминание [anamnesis] и
Итак, формы знания – это: мнение-doxa (воображение-eikasia
+ верование-pistis), обоснование-мнений-episteme,
обоснование-интуиций-dianoia и умозрение-noesis
[см. таблицу]. В повседневном обиходе
люди довольствуются doxa, математики поднимаются
к dianoia, и только философы достигают высшего
знания – noesis.Диалектически сочетая
усилия интеллекта (рассудка) и незаинтересованного
созерцания (умозрения,
инутиции), философы восходят от идеи
к идее, пока не достигнут безусловного, Блага.
В ряду познавательных форм, помимо диалектики (истинного
познания), периферийное место отводится искусству (
Антропология Платона
дуалистична и остается в рамках орфическогопротивопоста
Диалог [греч. διάλογος – беседа
двух или нескольких лиц] – в философскомдискурсе■: цепочка
вопросов и ответов
в исследовании истины. В диалектике
Сократа – форма движения
к истине, в противоположность монологу
софистов. Сократический диалог имел строгую
логическую структуру и служил одновременно
воспитательным методом (благодаря заметной
моральной нагрузке). У Платона диалог
– еще и литературная форма (жанр), но с
той же функцией, что и у Сократа.
Вообще философский
диалог (как особый вид философской литературы)
различается по типам: исследовательский (с
полемикой), дидактический (
Эзотерический [от греч. έσω – внутри; έσωτερικός – <закрытый>] – предназначенный для закрытого круга единомышленников.
Религиозно-мистический. Мистик
Метод [греч. μέθοδος – путь исследования] – способ построения и обоснования системы философского и научного знания; совокупность практических и теоретических приемов освоения мира. Своими генетическими корнями метод восходит к человеческой практике, приемы которой должны были сообразовываться со сойствами и законами действительности (μετα-οδος – путь следования).
Эсхатология [от
греч. έσχατος – последний, крайний
и λόγος – учение] – религиозное учение
о конечных судьбах мира и человека. Различаютиндивидуальную эсхато
Добродетель [греч. άρετή] – термин для обозначения положительного нравственного качества. По Платону – особая активность вещей и существ в соответствии с их индивидуальным предназначением.
Справедливость – сообразованность с общезначимой (объективной) истиной.
Монархия – форма правления, при которой верховная власть принадлежит единоличному наследственному правителю, а также государство во главе с таким правителем. Аристократия – форма правления, при которой верховная власть принадлежит высшему родовитому слою общества (социально привилегированному аристократическому меньшинству).
Тимократия – форма правления, при которой верховная власть принадлежит сословию воинов (стражей) [по Платону, в таком государстве царит яростный дух, и оно будет постоянно воевать; историческим примером этого типа правления является Спарта]. Олигархия – государство, основанное на политическом и экономическом господстве аристократического слоя, владеющего значительной частью общественного богатства. Демократия – политический строй, при котором верховная власть принадлежит народу. Тирания – правление, основанное на власти тирана (фактически – на осуществляемых им произволе и насилии).
Метемпсихоз [греч. μετεμψύχωσι