Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:17, контрольная работа
Есть два пути: либо исходить из процессов объективной действительности и воспроизводить в построении системы логику этих процессов (развития), либо опираться на исторический путь становления категорий, развития познания. Единство субъективной и объективной диалектики выявляется и в том и в другом случае, как в процессе построения, так и в структуре уже законченной системы. нания.
Объективное и субъективное в категориях диалектики. – 2ст.
Взаимосвязь категорий диалектики. – 3ст.
Категории диалектики как узловые пункты в истории развития человеческого мышления - 7ст.
Список литературы
Человеческое
мышление — это историческое
явление, предполагающее
Необходимыми
приёмами познания являются сравнение,
анализ, синтез, обобщение, абстракция,
индукция и дедукция, которые по-разному
выявляются на различных уровнях познания.
Результаты процесса познания, поскольку
они являются адекватным отражением вещей,
их свойств и отношений, всегда имеют объективное
содержание и составляют объективную
истину.
Человеческое
познание не может сразу полностью воспроизвести
и исчерпать содержание объекта. Всякая
теория обусловлена исторически и потому
заключает в себе не полную, а относительную
истину. Но человеческое мышление может
существовать только как мышление прошлых,
настоящих и будущих поколений, и в этом
смысле возможности познания безграничны.
Познание есть развитие истины, а последняя
выступает как выражение исторически
определённой ступени нескончаемого процесса
познания. Категории
— наиболее общие, основные понятия и
вместе с тем существенные определения
форм бытия и отношений вещей; категории
обобщённо выражают универсальные формы
бытия и познания. В них аккумулирован
весь предшествующий познавательный опыт
человечества, прошедший испытание общественной
практикой.
В диалектическом
и историческом материализме категории
рассматриваются как результат обобщения
опыта исторического развития познания
и общественной практики. Категории (пространство,
время, материя, сознание, природа, общество,
культура и др.) суть универсальной характеристики
сущего и одновременно основные формы
освоения (практического, духовно-практического,
теоретического} мира человеком. Оценивая
значение категорий, В. И. Ленин отмечал:
“...категории суть ступеньки выделения,
т. е. познания мира, узловые пункты в сети,
помогающие познавать ее и овладевать
ею”. В процессе исторического развития
предметной деятельности, социальной
жизни, культуры и познания происходит
развитие категориальных структур мышления,
изменяются место и роль отдельных категорий.
Наряду с философскими категориями различают
категории познания, культуры, практики.
Развитие научного знания привело к вычленению ряда фундаментальных понятий, которые приобретают категориальный смысл, поскольку они выполняют по отношению к конкретным областям знания функцию, сходную с категориями философии. Существуют категории, присущие многим наукам или определяющие предмет конкретной науки. Этот научно-категориальный аппарат имеет свою специфику и не совпадает с системой философских категорий, хотя и неразрывно связан с ней. Выявление основных элементов категориального аппарата конкретной науки позволяет раскрыть логику ее развития, закономерного преобразования строя ее понятий.
В категориальной форме конденсируется опыт не только познания, но и практической деятельности людей, их культуры. Категории практики и культуры (труд, собственность, богатство, традиция, право и т. п.) – формы освоения и осмысления мира человеческой жизнедеятельности – входят в понятийный арсенал наук социально-гуманитарного цикла. Будучи своего рода квинтэссенцией человеческой практики и мышления, категории выражают фундаментальные уровни понимания человеком природы, общества, самого себя, являются важнейшими элементами мировоззрения людей.
Частные науки имеют своим предметом какую-либо частную, особенную область действительности и делятся обычно на три группы: естественные, общественные и технические науки. Различают также фундаментальные науки, к которым обычно относят математику, физику, химию, биологию, важнейшие социальные науки.
Взаимозависимость философии и частных наук – одна из важнейших закономерностей развития науки. В основе этой взаимозависимости лежит взаимосвязь всеобщего, являющегося предметом философских наук, и особенного, служащего предметом частных наук. Понимание взаимосвязи философии и частных наук основывается, таким образом, на диалектике категорий всеобщего и особенного (частного). С точки зрения научной диалектики всеобщее существует только через особенное, во всей массе особенных, а особенное – только в связи с всеобщим. Эта диалектика определяет глубокую зависимость философии от частно научного знания и, в свою очередь, не менее важную зависимость частных наук от философских знаний.
Смысл этой зависимости заключается в том, что философия не имеет никакого другого первичного материала, из обобщения которого она могла бы выводить свою теорию, кроме совокупного фактического и теоретического материала естественных, общественных и технических наук, прежде всего
–фундаментальных наук.
Философское исследование, используя
специфические философские
Чтобы сделать более глубокие обобщения, философия не может прямолинейно и “некритически” воспользоваться уже готовыми заключениями частных наук: философ должен понять как факты, на которые опираются частнонучные теории, так и содержание этих теорий, способ их выведения из фактов. Философия, следовательно, должна в некоторой степени уподобляться частным наукам, философ должен обладать своего рода профессиональной подготовкой в частных областях науки.. При этом частнонаучный профессионализм философа не может быть совершенно одинаков с профессионализмом ученого физика, химика, биолога, математика и т.д., философ не должен быть чрезмерно “специализирован”, владеть всеми деталями данной отраслизации, ее методикой и т. п.
Философская теория создается,
таким образом, благодаря глубокому
и квалифицированному (“профессиональному”)
вторжению философии в
Глубокая зависимость
философии от частных наук выражена
в каждой исторической форме материализма,
существенные черты, которых во многом
определялись состоянием частных наук.
Античный материализм был наивным,
а его диалектика – стихийной,
прежде всего потому, что он не имел
под собой твердой конкретно-
Литература:
История диалектики. Немецкая классическая философия.- М.,1978.
Философский словарь. – М.,1988.
Алексеев П.В., Панин А.В. Диалектический материализм. – М.,1987.
Информация о работе Общие характеристики категорий диалектики