Общие характеристики категорий диалектики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:17, контрольная работа

Краткое описание

Есть два пути: либо исходить из процессов объективной действительности и воспроизводить в построении системы логику этих процессов (развития), либо опираться на исторический путь становления категорий, развития познания. Единство субъективной и объективной диалектики выявляется и в том и в другом случае, как в процессе построения, так и в структуре уже законченной системы. нания.

Оглавление

Объективное и субъективное в категориях диалектики. – 2ст.
Взаимосвязь категорий диалектики. – 3ст.
Категории диалектики как узловые пункты в истории развития человеческого мышления - 7ст.
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольлная по фил... для печати...2 курс летняя ссесия....docx

— 35.54 Кб (Скачать)

 

 

  Человеческое  мышление — это историческое  явление, предполагающее преемственность  приобретаемых от поколения к  поколению знаний и, следовательно,  возможность их фиксации средствами  языка, с которым мышление находится  в неразрывной связи. Познание  мира отдельным человеком всесторонне  опосредствовано развитием познания  мира всем человечеством. Мышление  современного человека есть, т.  о., продукт общественно-исторического  процесса. Из историчности человеческого  познания и прежде всего историчности  объекта познания вытекает необходимость  исторического метода, который находится  в диалектическом единстве с логическим методом. 
 
  Необходимыми приёмами познания являются сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстракция, индукция и дедукция, которые по-разному выявляются на различных уровнях познания. Результаты процесса познания, поскольку они являются адекватным отражением вещей, их свойств и отношений, всегда имеют объективное содержание и составляют объективную истину. 
 
  Человеческое познание не может сразу полностью воспроизвести и исчерпать содержание объекта. Всякая теория обусловлена исторически и потому заключает в себе не полную, а относительную истину. Но человеческое мышление может существовать только как мышление прошлых, настоящих и будущих поколений, и в этом смысле возможности познания безграничны. Познание есть развитие истины, а последняя выступает как выражение исторически определённой ступени нескончаемого процесса познания. Категории — наиболее общие, основные понятия и вместе с тем существенные определения форм бытия и отношений вещей; категории обобщённо выражают универсальные формы бытия и познания. В них аккумулирован весь предшествующий познавательный опыт человечества, прошедший испытание общественной практикой. 
        В диалектическом и историческом материализме категории рассматриваются как результат обобщения опыта исторического развития познания и общественной практики. Категории (пространство, время, материя, сознание, природа, общество, культура и др.) суть универсальной характеристики сущего и одновременно основные формы освоения (практического, духовно-практического, теоретического} мира человеком. Оценивая значение категорий, В. И. Ленин отмечал: “...категории суть ступеньки выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею”. В процессе исторического развития предметной деятельности, социальной жизни, культуры и познания происходит развитие категориальных структур мышления, изменяются место и роль отдельных категорий. Наряду с философскими категориями различают категории познания, культуры, практики.

    Развитие научного знания привело к вычленению ряда фундаментальных понятий, которые приобретают категориальный смысл, поскольку они выполняют по отношению к конкретным областям знания функцию, сходную с категориями философии. Существуют категории, присущие многим наукам или определяющие предмет конкретной науки. Этот научно-категориальный аппарат имеет свою специфику и не совпадает с системой философских категорий, хотя и неразрывно связан с ней. Выявление основных элементов категориального аппарата конкретной науки позволяет раскрыть логику ее развития, закономерного преобразования строя ее понятий.

В категориальной форме конденсируется опыт не только познания, но и практической деятельности людей, их культуры. Категории  практики и культуры (труд, собственность, богатство, традиция, право и т. п.) – формы освоения и осмысления мира человеческой жизнедеятельности – входят в понятийный арсенал наук социально-гуманитарного цикла. Будучи своего рода квинтэссенцией человеческой практики и мышления, категории выражают фундаментальные уровни понимания человеком природы, общества, самого себя, являются важнейшими элементами мировоззрения людей.

Частные науки имеют своим  предметом какую-либо частную, особенную область действительности и делятся обычно на три группы: естественные, общественные и технические науки. Различают также фундаментальные науки, к которым обычно относят математику, физику, химию, биологию, важнейшие социальные науки.

Взаимозависимость философии  и частных наук – одна из важнейших  закономерностей развития науки. В  основе этой взаимозависимости лежит  взаимосвязь всеобщего, являющегося предметом философских наук, и особенного, служащего предметом частных наук. Понимание взаимосвязи философии и частных наук основывается, таким образом, на диалектике категорий всеобщего и особенного (частного). С точки зрения научной диалектики всеобщее существует только через особенное, во всей массе особенных, а особенное – только в связи с всеобщим. Эта диалектика определяет глубокую зависимость философии от частно научного знания и, в свою очередь, не менее важную зависимость частных наук от философских знаний.

Смысл этой зависимости заключается  в том, что философия не имеет  никакого другого первичного материала, из обобщения которого она могла  бы выводить свою теорию, кроме совокупного  фактического и теоретического материала  естественных, общественных и технических  наук, прежде всего   

 –фундаментальных наук. Философское исследование, используя  специфические философские формы  абстракции, связанные с категориями  философии, производит дальнейшую  глубокую проработку эмпирического  и теоретического материала науки,  обнаруживая в нем скрытое  содержание, которое заключает в  себе вся масса особенных предметов  и явлений, изучаемых частными  науками. Частно научное мышление, выполняя свои собственные функции  в познании частных областей  действительности, вместе с тем  подготавливает появление философских  абстракций. Философия идет дальше, формулируя понятие о всеобщих  чертах, свойствах, законах реального  мира. Так, биология и история  изучают реальные процессы эволюции  жизни и развития человеческого  общества, философия, всецело опираясь  на биологическую теорию эволюции  и историческую теорию, раскрывает  всеобщую сущность и законы  всякого развития, которые выходят  за пределы возможностей частно-научного  способа мышления.

Чтобы сделать более глубокие обобщения, философия не может прямолинейно и “некритически” воспользоваться  уже готовыми заключениями частных  наук: философ должен понять как  факты, на которые опираются частнонучные теории, так и содержание этих теорий, способ их выведения из фактов. Философия, следовательно, должна в некоторой  степени уподобляться частным наукам, философ должен обладать своего рода профессиональной подготовкой в  частных областях науки.. При этом частнонаучный профессионализм  философа не может быть совершенно одинаков с профессионализмом ученого  физика, химика, биолога, математика и  т.д., философ не должен быть чрезмерно  “специализирован”, владеть всеми  деталями данной отраслизации, ее методикой  и т. п.

Философская теория создается, таким образом, благодаря глубокому  и квалифицированному (“профессиональному”) вторжению философии в содержание частнонаучного знания, на основе глубокого  философского анализа материала науки. Такой анализ должен иметь критический характер, философия не должна принимать полностью на веру ни факты, ни заключения частных наук. Прекрасным случаем такого критического отношения является известная оценка Марксом теории Дарвина. Приходя к наивысшим абстракциям – всеобщим категориям, философская мысль (при условии ее собственного и частнонаучного профессионализма) может делать заключения, по крайней мере гипотетические, о недостаточности того или иного конкретно научного представления.

Глубокая зависимость  философии от частных наук выражена в каждой исторической форме материализма, существенные черты, которых во многом определялись состоянием частных наук. Античный материализм был наивным, а его диалектика – стихийной, прежде всего потому, что он не имел под собой твердой конкретно-научной  базы. Материализм XVII – XVIII вв. получает серьезную опору в виде механики и математики и носит, поэтому механистический характер. Преобладание в науке XVI1 – XVIII вв. методов индукции, анализа, разделения реальности на отдельности обусловило метафизичность материализма. Переход науки в систематизирующую стадию, возникновение научных концепций в механических областях физики, в химии, биологии, геологии, т. е. окончательное становление частнонаучного исследования обусловило появление и научной философии – диалектического и исторического материализма.

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

История диалектики. Немецкая классическая философия.- М.,1978.

Философский словарь. – М.,1988.

Алексеев П.В., Панин А.В. Диалектический материализм. – М.,1987.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Общие характеристики категорий диалектики