Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:17, контрольная работа
Есть два пути: либо исходить из процессов объективной действительности и воспроизводить в построении системы логику этих процессов (развития), либо опираться на исторический путь становления категорий, развития познания. Единство субъективной и объективной диалектики выявляется и в том и в другом случае, как в процессе построения, так и в структуре уже законченной системы. нания.
Объективное и субъективное в категориях диалектики. – 2ст.
Взаимосвязь категорий диалектики.                                  – 3ст.
Категории диалектики как узловые пункты в истории развития человеческого мышления                                                    - 7ст.
Список литературы
Содержание:
 
Объективное и субъективное в категориях диалектики.
Есть два пути: либо исходить 
из процессов объективной действительности 
и воспроизводить в построении системы 
логику этих процессов (развития), либо 
опираться на исторический путь становления 
категорий, развития познания. Единство 
субъективной и объективной диалектики 
выявляется и в том и в другом случае, как 
в процессе построения, так и в структуре 
уже законченной системы.  
 
В онтологическом плане рассмотрения 
необходимость и случайность соотносятся 
как сущность и явление и сопоставимые 
с ними категории, т.е. соответственно 
как внутреннее и внешнее, устойчивое 
и изменчивое, общее и единичное и т.д. 
В гносеологическом плане необходимость 
и случайность соотносятся, прежде всего, 
как абстрактно-рациональное и конкретно-чувственное.  
 
Устойчивое, общее, существенно-внутреннее, 
т.е. то, что объединяется в философской 
категории «сущность», имеет статус объективного 
существования, но они существуют только 
в «снятом» виде в изменчивом, единичном, 
внешнем - т.е. в явлении. Категории «изменчивость», 
«единичное», «внешнее», раскрывающие 
содержание явления, характеризуют, таким 
образом, и случайность. Вместе с тем и 
категория «случайность» характеризует 
явление. При этом в соответствии с требованием 
диалектического материализма «внешнее» 
должно рассматриваться как внешнее данного 
внутреннего, а не как потусторонне-внешнее.  
 
Случайность как явление, как конкретное, 
постигается в первой фазе познания чувственно. 
Рациональное (посредством абстрактного 
мышления) постижение сущности есть процесс 
распознавания в совокупности случайных 
явлений необходимого. На этом уровне 
возможным становится различение случайностей, 
в которых проявляется данная необходимость 
(случайностей-проявлений), и случайностей, 
включенных в данную совокупность явлений, 
но не связанных с данной необходимостью 
(случайностей-дополнений). Случайность 
и необходимость начинают в связи с этим 
определяться друг через друга, во взаимной 
связи, а не порознь, как это происходит 
на чувственно-эмпирическом уровне познания.\1.-(закончилось).
диалектический 
материализм, философия 
марксизма-ленинизма, научное мировоззрение, 
всеобщий метод познания мира, наука о 
наиболее общих законах движения и развития 
природы, общества и сознания. Диалектический 
материализм основывается 
на достижениях современной науки и передовой 
общественной практики, постоянно развивается 
и обогащается вместе с их прогрессом. 
Он составляет общетеоретическую основу 
учения марксизма-ленинизма. Философия 
марксизма является материалистической, 
так как исходит из признания материи 
единственной основой мира, рассматривая 
сознание как свойство высокоорганизованной, 
социальной формы движения материи, функцию 
мозга, отражение объективного мира; она 
называется диалектической, так как признаёт 
всеобщую взаимосвязь предметов и явлений 
мира, движение и развитие мира как результат 
действующих в нём самом внутренних противоречий. Диалектический 
материализм — высшая 
форма современного материализма, представляющая 
собой итог всей предшествующей истории 
развития философской мысли. 
 
Взаимосвязь категорий 
диалектики.
Законы и категории диалектики взаимосвязаны. Изучая основные законы диалектики, мы видим, что они представляют, в сущности, отношение, связь категорий. Например, закон перехода количественных изменений в качественные выражает определенную связь категорий количества и качества. Поэтому без знания категорий невозможно уяснить и законы. С другой стороны, знание законов позволяет понять сущность категорий диалектики. Так, закон единства и борьбы противоположностей дает возможность раскрыть действительный смысл таких противоположных категорий, как содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность и т.д. Категории диалектики являются итогом, обобщением многовекового опыта людей, их трудовой деятельности и познания.
Соприкасаясь в процессе практической деятельности с предметами и явлениями мира, познавая их, человек выделял в них существенное общее, а результаты выделения фиксировал в категориях, понятиях. Категории причины и следствия, содержания и формы и другие формировались в сознании по мере того, как человек миллиарды раз практически сталкивался с объективно существующими причинами и следствиями, содержанием и формой конкретных материальных тел и другими важнейшими сторонами действительности. Таким образом, категории представляют результат практической и познавательной деятельности человека, являются ступеньками познания человеком окружающего мира.
Являясь итогом практики и познания, категории материалистической диалектики имеют огромное значение для практической и познавательной деятельности. Будучи ступеньками в познании, они помогают людям разобраться в сложной сети явлений природы и общества, раскрыть взаимную связь и зависимость вещей, определенный порядок, закономерность их развития и в соответствии с этим успешно действовать на практике.
Диалектика, раскрывая сущность категорий, источники их возникновения, прежде всего, подчеркивает их объективный характер. Источником категорий являются вне человека существующие предметы и явления, наиболее общие, существенные черты которых они и отражают. Так, категории причины и следствия отражают такую объективно существующую связь предметов и процессов, при которой одни из них вызывают к жизни другие предметы и процессы, а эти другие являются их порождением. Одной важнейшей чертой категорий с точки зрения марксистской диалектики является их взаимосвязь, изменчивость, подвижность. Эти черты категорий отражают единство самого материального мира, всеобщую связь и взаимодействие его предметов и явлений. Связь категорий настолько тесна, что при некоторых условиях они могут переходить, превращаться друг в друга: причина становится следствием, а следствие – причиной, необходимость становится случайностью, а случайность – необходимостью. Но категории не только взаимосвязаны, но и изменчивы, подвижны. Отражая постоянно развивающийся материальный мир, они и сами изменяются. Метафизики извращают диалектическую природу категорий. Они обычно отрывают категории друг от друга, игнорируют роль одних категорий и абсолютизируют значение других. А это приводит к искажению действительности, к реакционным политическим выводам. Только с позиций диалектического материализма можно понять подлинную природу категорий, использовать их как орудие научного познания и практической деятельности. В дальнейшем при рассмотрении отдельных категорий мы попытаемся показать их научное и практическое значение.
При изучении материального мира человеку, прежде всего, бросается в глаза бесчисленное множество отдельных, единичных предметов и явлений. Затем, сравнивая, сопоставляя их, человек выделяет в них общие, сходные черты и связи. Рассмотрим категорию единичное и общее. Всякий предмет обладает рядом особых, только ему присущих черт. Возьмем, к примеру, тополь, который растет возле нашего дома. Ему присущи свои размеры, определенное количество ветвей и их расположение, особая конфигурация корней и некоторые другие признаки. Свои особые, неповторимые черты, способности и привычки, интересы и склонности, походку и манеру говорить имеет данный конкретный человек. Они-то и выделяют этого человека из сотен миллионов других людей, населяющих нашу планету. Данный конкретный тополь, этот человек, индивидуальный предмет или явление материального мира и есть единичное, или отдельное. Однако любое отдельное, единичное не существует само по себе, вне связи с другими предметами и явлениями. Тот же самый человек живет на Земле, где множество других людей. Будучи связан с этими людьми тысячами самых разнообразных нитей, он имеет с ними много общего. Данный человек имеет ту или иную профессию, а это значит, что он обладает некоторыми чертами, присущими всем людям данной специальности. Человек принадлежит к определенному классу, нации, а потому ему присущи известные национальные и классовые особенности. Что касается анатомо-физиологического строения, а также способности чувствовать и мыслить, трудиться и говорить, то эти черты присущи всем людям.
Точно так же и каждый предмет, кроме индивидуальных, только ему присущих признаков, имеет и признаки, общие с другими предметами. Общее и составляет то, что присуще множеству единичных, отдельных предметов. Если индивидуальные черты отличают данный предмет от других, то общее как бы сближает его с этими другими предметами, связывает их друг с другом, обусловливает их принадлежность к определенному виду, классу однородных предметов. Диалектический материализм считает, что всякое отдельное есть так или иначе общее. Единичное и общее не только взаимосвязаны, но и постоянно изменяются. Граница между ними подвижна. В процессе развития при известных условиях они превращаются друг в друга: отдельное становится общим и наоборот.
Теперь рассмотрим категории содержание и форма.
Содержание - это совокупность 
элементов и процессов, образующих 
данный предмет или явление. Форма 
- это структура, организация содержания, 
причем она не является чем-то внешним 
по отношению к содержанию, а внутренне 
ему присуща. “Элементарные” частицы 
и процессы, связанные с их движением, 
представляют содержание атома химического 
элемента. Организация этих частиц, 
порядок их размещения в атоме 
составляют его форму. Содержанием 
живого организма являются процессы 
обмена веществ, раздражимости, сокращаем 
ости и другие, а также органы, 
ткани, клетки, в которых эти процессы 
протекают. Порядок протекания жизненных 
процессов в организме, структура 
его органов и тканей представляют 
форму живого организма. Содержание 
и форма присущи и всем общественным 
явлениям. Так, производительные силы 
(прежде всего орудия производства 
и люди, управляющие этими орудиями) 
составляют содержание исторически 
определенного способа 
Категории сущность и явление.
  Понятие сущности 
родственно понятию содержание. 
Если содержание представляет 
совокупность всех элементов 
и процессов, образующих 
Как указывает Энгельс, из обмена веществ, представляющего существенную функцию белка, вытекают все прочие факторы жизни: раздражимость, сокращаем ость, способность к росту, внутреннее движение. В общественных явлениях сущность также выражает внутреннюю, главную сторону процессов. Например, сущностью социалистического общества являлось господство социалистической собственности и плановый характер экономики, отсутствие эксплуатации, содружество и взаимопомощь между членами общества, наиболее полное обеспечение материальных и культурных потребностей членов общества посредством развития и совершенствования производства на основе высшей техники. А что же такое явление? Явление – это внешнее, непосредственное выражение сущности, форма ее проявления. Обмен веществ, как сущность всего живого, обнаруживается в самых разнообразных явлениях. Она проявляется почти в 500 тысячах видов растений и около 1,5 миллиона видов животных. Все они отличаются друг от друга по внешнему виду, степени развития, по-разному питаются, растут и размножаются. Например, сущность социализма выражалась в явлениях нашей повседневной советской действительности: в грандиозном строительстве новых заводов и фабрик, мощных электростанций, бурном техническом прогрессе, осуществляемом в самых различных отраслях народного хозяйства, невиданных темпах строительства жилых домов и учреждений культуры, сокращении рабочего дня трудящихся, снижении розничных цен на товары народного потребления и т. п.
Диалектический материализм, обобщая достижения науки, и практической деятельности, утверждает единство сущности и явления. Сущность и явление взаимосвязаны, неразрывны. Явление – это та же сущность, но взятая со стороны проявления ее в непосредственной действительности. Внешняя, поверхностная сторона действительности, отдельные свойства, моменты, стороны вещей и составляют явление. Сущность – это те же явления, те же многообразные моменты, стороны, но взятые в их наиболее устойчивом, глубоком, общем виде.
Категории диалектики как узловые пункты в истории развития человеческого познания.
Информация о работе Общие характеристики категорий диалектики