Общие характеристики категорий диалектики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:17, контрольная работа

Краткое описание

Есть два пути: либо исходить из процессов объективной действительности и воспроизводить в построении системы логику этих процессов (развития), либо опираться на исторический путь становления категорий, развития познания. Единство субъективной и объективной диалектики выявляется и в том и в другом случае, как в процессе построения, так и в структуре уже законченной системы. нания.

Оглавление

Объективное и субъективное в категориях диалектики. – 2ст.
Взаимосвязь категорий диалектики. – 3ст.
Категории диалектики как узловые пункты в истории развития человеческого мышления - 7ст.
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольлная по фил... для печати...2 курс летняя ссесия....docx

— 35.54 Кб (Скачать)

Содержание:

  1. Объективное и субъективное в категориях диалектики. – 2ст.
  2. Взаимосвязь категорий диалектики.                                  – 3ст.
  3. Категории диалектики как узловые пункты в истории развития человеческого мышления                                                    - 7ст.
  4. Список литературы                                                               - 12ст.

 

 

 

 

            Объективное и субъективное в категориях  диалектики.

 

Есть два пути: либо исходить из процессов объективной действительности и воспроизводить в построении системы логику этих процессов (развития), либо опираться на исторический путь становления категорий, развития познания. Единство субъективной и объективной диалектики выявляется и в том и в другом случае, как в процессе построения, так и в структуре уже законченной системы.  
 
В онтологическом плане рассмотрения необходимость и случайность соотносятся как сущность и явление и сопоставимые с ними категории, т.е. соответственно как внутреннее и внешнее, устойчивое и изменчивое, общее и единичное и т.д. В гносеологическом плане необходимость и случайность соотносятся, прежде всего, как абстрактно-рациональное и конкретно-чувственное.  
 
Устойчивое, общее, существенно-внутреннее, т.е. то, что объединяется в философской категории «сущность», имеет статус объективного существования, но они существуют только в «снятом» виде в изменчивом, единичном, внешнем - т.е. в явлении. Категории «изменчивость», «единичное», «внешнее», раскрывающие содержание явления, характеризуют, таким образом, и случайность. Вместе с тем и категория «случайность» характеризует явление. При этом в соответствии с требованием диалектического материализма «внешнее» должно рассматриваться как внешнее данного внутреннего, а не как потусторонне-внешнее.  
 
Случайность как явление, как конкретное, постигается в первой фазе познания чувственно. Рациональное (посредством абстрактного мышления) постижение сущности есть процесс распознавания в совокупности случайных явлений необходимого. На этом уровне возможным становится различение случайностей, в которых проявляется данная необходимость (случайностей-проявлений), и случайностей, включенных в данную совокупность явлений, но не связанных с данной необходимостью (случайностей-дополнений). Случайность и необходимость начинают в связи с этим определяться друг через друга, во взаимной связи, а не порознь, как это происходит на чувственно-эмпирическом уровне познания.\1.-(закончилось).

диалектический  материализм, философия марксизма-ленинизма, научное мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания. Диалектический материализм основывается на достижениях современной науки и передовой общественной практики, постоянно развивается и обогащается вместе с их прогрессом. Он составляет общетеоретическую основу учения марксизма-ленинизма. Философия марксизма является материалистической, так как исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривая сознание как свойство высокоорганизованной, социальной формы движения материи, функцию мозга, отражение объективного мира; она называется диалектической, так как признаёт всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нём самом внутренних противоречий. Диалектический материализм — высшая форма современного материализма, представляющая собой итог всей предшествующей истории развития философской мысли. 
 
Взаимосвязь категорий диалектики.

Законы и категории  диалектики взаимосвязаны. Изучая основные законы  диалектики, мы  видим, что  они представляют, в сущности, отношение, связь категорий. Например, закон  перехода количественных изменений  в качественные выражает определенную связь категорий количества и  качества. Поэтому без знания категорий  невозможно уяснить и законы. С  другой стороны, знание законов позволяет  понять сущность категорий диалектики. Так, закон единства и борьбы противоположностей дает возможность раскрыть действительный смысл таких противоположных  категорий, как содержание и форма, необходимость и случайность, возможность  и действительность и т.д. Категории  диалектики являются итогом, обобщением многовекового  опыта людей, их трудовой деятельности и познания.

Соприкасаясь в процессе практической деятельности с предметами и явлениями мира, познавая их, человек  выделял в них существенное общее, а результаты выделения фиксировал в категориях, понятиях. Категории  причины и следствия, содержания и формы и другие формировались в сознании по мере того, как человек миллиарды раз практически сталкивался с объективно существующими причинами и следствиями, содержанием и формой конкретных материальных тел и другими важнейшими сторонами действительности. Таким образом, категории представляют  результат практической и познавательной деятельности человека, являются ступеньками познания человеком окружающего мира.

Являясь итогом практики и  познания, категории материалистической диалектики имеют огромное значение для практической и познавательной деятельности. Будучи ступеньками в  познании, они помогают людям разобраться  в сложной сети явлений природы  и общества, раскрыть взаимную связь  и зависимость вещей, определенный порядок, закономерность их развития и  в соответствии с этим успешно  действовать на практике.

Диалектика, раскрывая сущность категорий, источники их возникновения, прежде всего, подчеркивает их объективный характер. Источником категорий являются вне человека существующие предметы и явления, наиболее общие, существенные черты которых они и отражают. Так, категории причины и следствия отражают такую объективно существующую связь предметов и процессов, при которой одни из них вызывают к жизни другие предметы и процессы, а эти другие являются их порождением. Одной важнейшей чертой категорий с точки зрения марксистской диалектики является их взаимосвязь, изменчивость, подвижность. Эти черты категорий отражают единство самого материального мира, всеобщую связь и взаимодействие его предметов и явлений. Связь категорий настолько тесна, что при некоторых условиях они могут переходить, превращаться друг в друга: причина становится следствием, а следствие – причиной, необходимость становится случайностью,  а случайность – необходимостью. Но категории не только взаимосвязаны, но и изменчивы, подвижны. Отражая постоянно развивающийся материальный мир, они и сами изменяются. Метафизики извращают диалектическую природу категорий. Они обычно отрывают категории друг от друга, игнорируют роль одних категорий и абсолютизируют значение других. А это приводит к искажению действительности, к реакционным политическим выводам. Только с позиций диалектического материализма можно понять подлинную природу категорий, использовать их как орудие научного познания и практической деятельности. В дальнейшем при рассмотрении отдельных категорий мы попытаемся показать их научное и практическое значение.

При изучении материального  мира человеку, прежде всего, бросается  в глаза бесчисленное множество отдельных, единичных предметов и явлений. Затем, сравнивая, сопоставляя их, человек выделяет в них общие, сходные черты и связи. Рассмотрим  категорию единичное и общее. Всякий предмет обладает рядом особых, только ему присущих черт. Возьмем, к примеру, тополь, который растет возле нашего дома. Ему присущи свои размеры, определенное количество ветвей и их расположение, особая конфигурация корней и некоторые другие признаки. Свои особые, неповторимые черты, способности и привычки, интересы и склонности, походку и манеру говорить имеет данный конкретный человек. Они-то и выделяют этого человека из сотен миллионов других людей, населяющих нашу планету. Данный конкретный тополь, этот человек, индивидуальный предмет или явление материального мира и есть единичное, или отдельное. Однако любое отдельное, единичное не существует само по себе, вне связи с другими предметами и явлениями. Тот же самый человек живет на Земле, где множество других людей. Будучи связан с этими людьми тысячами самых разнообразных нитей, он имеет с ними много общего. Данный человек имеет ту или иную профессию, а это значит, что он обладает некоторыми чертами, присущими всем людям данной специальности. Человек принадлежит к определенному классу, нации, а потому ему присущи известные национальные и классовые особенности. Что касается анатомо-физиологического строения, а также способности чувствовать и мыслить, трудиться и говорить, то эти черты присущи всем людям.

Точно так же и каждый предмет, кроме индивидуальных, только ему присущих признаков, имеет и  признаки, общие с другими предметами. Общее и составляет то, что присуще  множеству единичных, отдельных  предметов. Если индивидуальные черты  отличают данный предмет от других, то общее как бы сближает его с  этими другими предметами, связывает  их друг с другом, обусловливает  их принадлежность к определенному  виду, классу однородных предметов. Диалектический материализм  считает, что всякое отдельное  есть так или иначе общее. Единичное и общее не только взаимосвязаны, но и постоянно изменяются. Граница между ними подвижна. В процессе развития при известных условиях они превращаются друг в друга: отдельное становится общим и наоборот.

 Теперь рассмотрим  категории  содержание и форма.

Содержание - это совокупность элементов и процессов, образующих данный предмет или явление. Форма - это структура, организация содержания, причем она не является чем-то внешним  по отношению к содержанию, а внутренне  ему присуща. “Элементарные” частицы  и процессы, связанные с их движением, представляют содержание атома химического  элемента. Организация этих частиц, порядок их размещения в атоме  составляют его форму. Содержанием  живого организма являются процессы обмена веществ, раздражимости, сокращаем  ости и другие, а также органы, ткани, клетки, в которых эти процессы протекают. Порядок протекания жизненных  процессов в организме, структура  его органов и тканей представляют форму живого организма. Содержание и форма присущи и всем общественным явлениям. Так, производительные силы (прежде всего орудия производства и люди, управляющие этими орудиями) составляют содержание исторически  определенного способа производства. Производственные отношения (взаимная связь людей в процессе производства, основанная на их отношении к этим орудиям) составляют его форму. Диалектический материализм исходит из единства содержания и формы, их неотделимости друг от друга. Как форма, так и содержание внутренне присущи данному предмету и поэтому не могут быть отделены друг от друга. Нет содержания вообще, есть только оформленное, то есть имеющее определенную форму, содержание. Точно так же нет и чистой, бессодержательной формы. Форма всегда содержательна, она предполагает наличие определенного содержания, структуру, организацию которого представляет. Выяснив, что каждый предмет представляет собой неразрывное единство содержания и формы, рассмотрим теперь, как взаимосвязаны содержание и форма, каково их взаимодействие в процессе развития предметов. Содержание отличается большой активностью. В силу присущих ему противоречий оно постоянно развивается, движется, а затем в зависимости от изменения содержания изменяется  и форма. Содержание определяет форму. Например, стремясь получить, возможно, больше материальных благ, люди постоянно совершенствуют орудия производства, повышают свою квалификацию. А это неизбежно приводит и к изменению формы общественного производства – производственных отношений. Хотя форма и порождается содержанием, она не остается пассивной по отношению к нему. Она активно воздействует на содержание, способствует или тормозит его развитие. Новая, соответствующая  своему содержанию, форма способствует его развитию, движению вперед. Старая же форма, не соответствующая своему содержанию, тормозит его развитие. Если мы вернемся в этой связи к вопросу о развитии общественного производства, то убедимся, что его форма – производственные отношения – не только зависит от содержания, но и сама играет, активную роль в его развитии. Анализируя взаимодействие формы и содержания, следует иметь в виду и то, что в зависимости от условий одно и то же содержание может развиваться в различных формах.

  Категории  сущность и явление.

  Понятие сущности  родственно понятию содержание. Если содержание представляет  совокупность всех элементов  и процессов, образующих данный  предмет, то сущность – это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета (или совокупность его сторон и отношений). Сущность определяет природу предмета, из нее вытекают все его остальные стороны и признаки. Так, сущностью живого организма является присущий ему обмен веществ. Он лежит в основе всех жизненных отправлений, составляет внутреннюю природу всякого живого тела.

Как указывает Энгельс, из обмена веществ, представляющего существенную функцию белка, вытекают все прочие факторы жизни: раздражимость, сокращаем  ость, способность к росту, внутреннее движение. В общественных явлениях сущность также выражает внутреннюю, главную сторону процессов. Например, сущностью социалистического общества являлось  господство социалистической собственности и плановый характер экономики, отсутствие эксплуатации, содружество и взаимопомощь между членами общества, наиболее полное обеспечение материальных и культурных потребностей членов общества посредством развития и совершенствования производства на основе высшей техники. А что же такое явление? Явление – это внешнее, непосредственное выражение сущности, форма ее проявления. Обмен  веществ, как сущность всего живого, обнаруживается в самых разнообразных явлениях. Она проявляется почти в 500 тысячах видов растений и около 1,5 миллиона видов животных. Все они отличаются друг от друга по внешнему виду, степени развития, по-разному питаются, растут и размножаются. Например, сущность социализма выражалась в явлениях нашей повседневной советской действительности: в грандиозном строительстве новых заводов и фабрик, мощных электростанций, бурном техническом прогрессе, осуществляемом в самых различных отраслях народного хозяйства, невиданных темпах строительства жилых домов и учреждений культуры, сокращении рабочего дня трудящихся, снижении розничных цен на товары народного потребления и т. п.

Диалектический материализм, обобщая достижения науки, и практической деятельности, утверждает единство сущности  и явления. Сущность и явление взаимосвязаны, неразрывны. Явление – это та же сущность, но взятая со стороны проявления ее в непосредственной действительности. Внешняя, поверхностная сторона действительности, отдельные свойства, моменты, стороны вещей и составляют явление. Сущность – это те же явления, те же многообразные моменты, стороны, но взятые в их наиболее устойчивом, глубоком, общем виде.

 

 

Категории диалектики как узловые пункты в истории  развития человеческого познания.

Информация о работе Общие характеристики категорий диалектики