Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 12:44, контрольная работа
Что такое "общество"? Думается, каждому приходилось слышать вы-ражения такого типа: "Какое приятное общество собралось", "сливки обще-ства", "общество защиты прав потребителей", "общество любителей пива", - да мало ли еще вариантов, когда термин "общество" кажется вполне умест-ным! Вместе с тем, философию врядли может интересовать общество люби-телей пива или общество охраны прав потребителей, ибо она изучает наибо-лее общие понятия. Философия изучает общество в целом. Разберемся с тем, что же интересует философов в обществе, на какие проблемы его развития они обращают внимание.
1. Введение.
2. Генезис историко-философских воззрений на общество.
3. Субъекты и движущие силы исторического развития.
4. В чем состоит различие «формационной» и «цивилизационной» концепций анализа общества?
5. Список использованной литературы.
Особенно рельефно решающая
Эти личности группы и
Перед делеммой, кто значимей, народные
массы или выдающиеся личности истории,
стояли многие философы, многие склонялись
к тому или иному мнению, потому что народным
массам необходимо направление выдающейся
личности, а выдающейся личности необходима
опора народных масс. Поэтому, на мой взгляд,
эти две категории равнозначны и неразрывны.
4.
В чем состоит
различие «формационной»
и «цивилизационной»
концепций анализа
общества?
Формационная концепция К. Маркса была представлена во второй части данной работы, поэтому представление мы о ней уже имеем. А вот циаилизационный подход все-таки отличается от концепции формаций.
Немецкий социальный философ О. Шпенглер (1880-1936) создал знаменитый труд «Закат Европы», который содержит в себе своего рода биологическую философию истории. Всемирная история является не все дальше текущим процессом (как у Маркса к формационной концепции), а существованием и чередованием различных культур, имеющих свою особую душу. Культуры – это своего рода живые организмы, живущие под знаком подъема и упадка, роста и увядания, юности и старости. По Шпенглеру восемь великих культур являются носителями всемирной истории: египетская, вавилонская, индийская, китайская, мексиканская, античная, арабская и европейская, «фаустовская » культура. Все они имеют схожее строение, развитие и равную длительность. У этих культур есть свои эпохи расцвета, и все они «впадают» в эпоху окостенения цивилизации, когда невозможны какие-либо великие творения науки, искусства, религии, а происходит лишь созидание техники и организации.
Если мне удалось все правильно
понять и описать, то Шпенглер видит отрицательное
влияние цивилизации, которая как бы убивает
культуру и возвращает общество в «феллахство»
(феллах – крестьянин-земледелец в арабских
странах). Маркс же, наоборот, в смене общественно-экономических
формаций видит движение общества вперед,
его развитие, усложнение социальных и
экономических отношений, общество эволюционирует.
5.
Список использованной
литературы.
1. «Философия», учебник под редакцией профессора В.Н. Лавриненко, профессора В.П. Ратникова. Москва «Культура и спорт» Издательское объединение «ЮНИТИ» 1998.
2. А.А. Радугин: Философия – курс лекций. Москва «Владос» 1995.
3. «Философия», учебник для высших учебных заведений под редакцией Л.Г. Кононовича, Г.И. Медведевой. Ростов н\Д «Феникс» 1997.
4. «Социальная
философия», учебник для ВУЗов,
В.С. Барулин, издание 2-е,
5. «Философия»,
А.Г. Спиркин, издание второе, Москва
ГАРДАРИКИ 2006.