Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:16, реферат
Цель моей работы заключается в следующем: раскрыть тему Общество как развивающаяся система.
Для достижения поставленной цели необходимо выявить основные задачи:
- рассмотреть различные взгляды на общество и его подсистемы;
- показать как взаимодействует общество и личность ;
- рассмотреть ценности человеческого существования..
Введение…………………………………………………………………………………..……..3
 
1. Различные взгляды на общество………………………………………………………..4-5
1.1. Подсистемы общества……………………………………………………………………5-7
 
Взаимодействие человека с обществом……………………………………………..8-10
 
Ценности человеческого существования………………………………………….11-14
 
 
Заключение.
Список использованной литературы.
Многообразие потребностей, интересов человека и общества формирует сложную систему ценностей, которая может быть классифицирована по разным основаниям. Если брать проблему ценностей человеческого существования в самом общем плане, тогда в качестве критериев выступают общечеловеческие ценности, к которым относят истину, добро, красоту. Именно они выражают степень как духовного развития, так и социального прогресса человечества. К общечеловеческим ценностям также обычно относят: здоровье, семью, определенный уровень материального благосостояния, качество общественных отношений, обеспечивающих социальную справедливость, право, свободу, самореализацию личности и др.
   При более узком подходе 
к определению ценностей, выделяют: экономические, 
политические, эстетические, нравственные, 
религиозные ценности. Ценности могут 
различаться по субъекту - носителю ценностного 
отношения, т.е. личностные, групповые, 
национальные, общечеловеческие. Также 
можно говорить о материальных ценностях, 
производственно-
12
Таким образом, развитая система ценностей позволяет осуществлять оценку действительности с позиций должного и недолжного, справедливого и несправедливого, благого и пагубного, красивого и безобразного и т.д. с позиций человека, социальной группы, человечества.
   Среди ценностей человеческого 
существования важная роль может быть 
отведена эстетическим ценностным. 
Эта проблема рассматривается в разделе 
философского знания, который получил 
название эстетика. В нем 
занимаются исследованием искусства, 
форм его осознания, закономерностей развития 
художественной культуры. Значимость 
эстетических идей для общества отмечалась 
еще философами античности. Так, пифагорейцы, Сократ, Платон пы
В разные исторические эпохи эстетические ценности обретали различный характер. Например, в средневековье эстетические проблемы были тесно связаны с религиозными. При этом искусство не рассматривалось как самоценная область духовной деятельности, а считалось средством выражения Бога как источника красоты и гармонии. В эпоху Возрождения эстетические интересы перемещаются в сторону человека как мыслящего, создающего, творящего мир красоты, т.е. здесь доминировал дух гуманизма. В эпоху Просвещения ее идеи активно проникали и в эстетическую теорию: осмысливалось общественное предназначение искусства в деле демократизации общества, подчеркивалась его воспитательная, просветительская функция, т.е. с помощью искусства пытались решить социальные задачи. В эстетической концепции ХХ века преобладает смещение акцентов в сторону интереса к творческой личности, т.е. рассматривается в качестве средства самораскрытия внутреннего мира художника, а также универсального средства общения и осмысления действительности.
Нравственные ценности занимают совершено особое место в системе человеческих ценностей, т. к. именно моральное сознание определяет поведение людей, формирует то или иное качество отношений между людьми, социальными группами, в социуме в целом. Нравственный критерий как оценочное основание применим ко всем сторонам человеческой жизнедеятельности.
Проблемами нравственного осмысления действительности занимается специальная отрасль философского знания, которая получила название этика. Она возникает в античности. Аристотель в работе «Никомахова этика» разрабатывает категории блага, добродетели, счастья, определяет критерий нравственной оценки, анализирует главные пороки и морально недостойные поступки, объясняет понятие справедливости и несправедливости. Стоики и эпикурейцы обращают внимание на проблему добра и зла. Важнейшей этической идеей христианства является идея духовного равенства - равенства всех перед Богом, а также идеи гуманизма - человеколюбие, бескорыстие, милосердие. Этика эпохи Возрождения сформировала идею принципиального равенства всех людей независимо от их происхождения и положения в обществе.
13
Религиозные ценности. В определении понятия религии существуют значительные разногласия. Большинство же специалистов связывает феномен религии с особой формой человеческого опыта - верой в священное. Представления о священном, особенно на ранних этапах, у разных народов отличаются и лишь позднее они обретают этические характеристики, связанные с понятиями абсолютного блага, истины, красоты. Существует три мировых религии: буддизм, христианство и ислам.
   Несмотря на имеющиеся 
отрицательные оценки роли религии в человеческой 
культуре относился к религии как к искаженной 
форме сознания, которая способствует 
эксплуатации народных масс; З. Фрейд рассматривал 
религию как своеобразную болезнь общества, 
как форму наркотического опьянения), 
преобладающее большинство исследователей 
согласны, что она выполняет важнейшие 
функции в общественной жизни - выступает 
как мощное средство социальной интеграции, 
формирует нравственные нормы взаимоотношений 
между людьми, удовлетворяет экзистенциальные
Поскольку религия, ее сокровенная суть остается для современного человека, для науки тайной, то остается неизведанной и область глубоких философских мировоззренческих изысканий в данной сфере.
Основная мысль философов эпохи Просвещения - в условиях цивилизованного общества человек утрачивает мораль и свободу. Поскольку собственность делает человека зависимым, то истинная свобода состоит не в обладании, а в отказе от собственности, что возможно лишь в обществе, возвращенном в «естественное состояние».
И. Кант в основу своей этики положил внутренний нравственный закон личности или категорический императив, в основе которого лежит понятие долга. С кантовскими созвучны этические представления Гегеля, в особенности его рассуждения о долге «всеобщего человеколюбия» и обязанностях. Гегель также рассматривает мораль в соотношении с правом. Ницше же считает, что совершенный человек не нуждается в несовершенной морали - он выше всех нравственных установлений. Л.Н. Толстой как представитель этики ненасилия считал, что главное заблуждение авторов политических учений в том, что они считают возможным посредством насилия соединить людей так, чтобы они все, не противясь, подчинились одному и тому же устройству жизни. Интересными являются идеи современной этической концепции Альберта Швейцера - это благоговение перед жизнью в любой форме, сохранение жизни, облегчение страданий живущим.
14
Заключение.
Под обществом можно понимать определенным образом организованную систему взаимоотношений людей друг с другом и природой, которая исторически сложилась и развивается в результате совместной деятельности и взаимоотношений людей, обусловлена потребностями производства и воспроизводства их жизни и регулируется обычаями, нормами, ценностями.
Человек и общество - противоречивое социальное единство. Как человек не может состояться без общества, так и общество являет собой результат человеческой деятельности и взаимоотношений людей.
Возникновению и укреплению тесного взаимодействия человека и общества способствовала естественным образом возникающая система личной взаимозависимости людей, обусловленная технологическими требованиями общественного производства. В начале - при переходе от этапа охоты и собирательства к ручному труду, затем - к машинному, индустриальному обществу. Еще более прогрессировал процесс взаимосвязи и взаимозависимости человека и общества в современных условиях научно-технической революции, доходя до проявления антигуманных тенденций и возникновения глобальных проблем человечества.
Ценности формируют ценностные ориентации, которые выражают личную значимость определенных явлений в жизни человека, направленность его духовные устремлений и практической деятельности.
Список использованной литературы.