Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:16, реферат
Цель моей работы заключается в следующем: раскрыть тему Общество как развивающаяся система.
Для достижения поставленной цели необходимо выявить основные задачи:
- рассмотреть различные взгляды на общество и его подсистемы;
- показать как взаимодействует общество и личность ;
- рассмотреть ценности человеческого существования..
Введение…………………………………………………………………………………..……..3
1. Различные взгляды на общество………………………………………………………..4-5
1.1. Подсистемы общества……………………………………………………………………5-7
Взаимодействие человека с обществом……………………………………………..8-10
Ценности человеческого существования………………………………………….11-14
Заключение.
Список использованной литературы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирская Государственная Геодезическая Академия
Кафедра гуманитарных наук
Реферат
Общество как развивающаяся система
Проверил:
ст. преподаватель
Л.А. Федорова
г. Новосибирск 2011
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Различные взгляды
на общество……………………………………………………….
1.1. Подсистемы общества……………………………
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Социальная философия: 1) в широком смысле: раздел философии, включающий рассмотрение качественного своеобразия общества (отличие от природы, отношение к государству, религии, морали, духовной культуре), его целей (общественных идеалов), генезиса и развития (социальной истории), судеб и перспектив; 2) в узком смысле: раздел общей социологии, содержащий исследования на званных проблем с помощью категорий теоретической социологии и пограничных с нею научных дисциплин политической экономии, антропологии, психологии, культурологии и т. Д.
Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества. Социальная философия не тождественна социологии, которая является эмпирической наукой, исследующей общественную жизнь в разных ее аспектах, используя всевозможные конкретные методы и частные методики для анализа конкретных событий общественной жизни и их обобщения. Социальная философия опирается на социологические исследования и осуществляет свои собственно философские обобщения.
Цель моей работы заключается в следующем: раскрыть тему Общество как развивающаяся система.
Для достижения поставленной цели необходимо выявить основные задачи:
- рассмотреть различные взгляды на общество и его подсистемы;
- показать как взаимодействует общество и личность ;
- рассмотреть ценности человеческого существования..
3
1. Различные взгляды на общество.
Взгляд на общество как некую развивающуюся систему в значительной степени был присущ во все исторические времена. Так, если мыслители античности понимали общество как часть Космоса, то было естественным рассматривать его как продолжение природных и космических закономерностей. Для религиозных концепций устройство и цель общества божественно предопределены и предполагают процесс очищения, просветления человека для встречи с богом. Идеалистический подход к обществу как развивающейся системе наиболее ярко представлен с философской системе Гегеля, где Абсолютный дух познает себя посредством человеческой истории, растворившись с человеческом материале и затем вместе с растущим сознанием человека, поднимается на новую ступень - этим и определяется направление развития человеческого общества. В основе марксистского понимания общества как развивающейся системы лежит представление об объективных законах общественного развития. ПоМарксу, из определенной формы материального производства «…вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяется как тем, так и другим». Отсюда процесс общественного развития предстает как «естественноисторический процесс», в основе которого лежит действие объективных социальных законов в сочетании с субъективным фактором.
В чем видятся источники развития общества? Представители разных мировоззренческих систем называют разные источники. Среди них - мир природы, взаимодействие общества с окружающей природной действительностью, которая является источником практически всех средств для существования человека. Также источником развития общества являются продукты человеческой деятельности и, прежде всего, труда. Развитие общества тесным образом связано с уровнем существующей техники, технологии, средств труда. Источник развития общества усматривается и в духовной сфер, в мире человеческой субъективности, в мире идей, в морально-религиозном, духовном совершенствовании общества.
Таким образом, под обществом можно понимать определенным образом организованную систему взаимоотношений людей друг с другом и природой, которая исторически сложилась и развивается в результате совместной деятельности и взаимоотношений людей, обусловлена потребностями производства и воспроизводства их жизни и регулируется обычаями, нормами, ценностями.
В вопрос о понимании сущности социальных связей и отношений исторически сложилась два подхода: материалистический и идеалистический. Согласно материалистическим представлениям, в обществе главная роль отводится материальным, экономическим, производственным отношениям, а идеологические, духовные, политические, правовые и другие отношения вторичны и определяются первыми. Совокупность этих отношений определяет сущность данной общественно-экономической формации и специфику ее социальных связей и отношений. В соответствии с идеалистическими представлениями, в основе социальных связей и отношений лежит некое духовное начало как объединяющий системообразующий принцип, который может выступать в виде идеи единого Бога, расы, нации и т.п. В этом случае главенствующая роль в общественном организме принадлежит идеологии, в частности, государственной.
4
Следует отметить и то обстоятельство, что во многих философских взглядах на общество, в общественно-политических концепциях, в том числе и в современных, признается, как значение материальных, экономических отношений, так и духовных, идеологических, способствующих объединению общества в единое целое. То есть современный социальный анализ предполагает спектр всевозможных связей, включающих как идеи, так людей с их деятельностью и предмет материального мира.
Говоря об обществе, можно отметить, что это многостороннее образование, представляющее собой сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Оно проходит последовательные стадии качественных превращений и общие закономерности этой системы определяют характер элементов, входящих в эту систему, направляют их развитие. Отсюда, всякий элемент этой системы может быть правильно понят лишь в связи с целым.
Современное общество может быть охарактеризовано как целостное и устойчивое образование, функционирующее на основе внутренних механизмов воспроизводства, самоуправления и самоорганизации. Целостность общества обеспечивается общественным производством или многообразным процессом, включающим в себя: воспроизводство самих людей, материальное производство, т.е. создание материальных условий жизни; духовное производство, т.е. производство знаний, опыта, ценностей; управление людьми, обеспечивающее координацию деятельности и целостность общества. Каждый из названных аспектов общественного производства жизни предполагает систему специфических общественных отношений или форм взаимодействия, взаимосвязи. Среди них могут быть названы: семейно-бытовые, производственные, социальные, духовные, идеологические, политические, которые в развитом обществе складываются в его специфические подсистемы, выполняющие необходимые для всего социального организма функции.
Важнейшие подсистемы общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.
Экономическая подсистема представляет собой совокупность форм производственной деятельности и отношений людей в этом процессе.
Важнейшими элементами производства являются работники, их труд и материально-технические средства производства, т.е. производительные силы общества.
В процессе производства складываются многообразные отношения между людьми, среди которых главные:
1) производственно-
2) организационно-экономические,
связанные с вопросами
3) социально-экономические,
включающие в себя отношения, возникающие
в процессе производства, обмена, распределения
и потребления благ и услуг, создаваемых
в процессе производства.
Вся система экономических отношений регулируется социальными нормами, а также нормами права и зависит от характера собственности на средства общественного производства. Собственность определяет кто обладает экономической властью, кто распределяет доходы от хозяйственной деятельности и намечает перспективу развития производства. Формы собственности связаны со степенью реального обобществления производства и, в целом, развития общества.
Духовная подсистема включает в себя совокупность форм духовной деятельности людей, связанных с удовлетворением их духовных потребностей, важнейшие из которых - познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, потребность в общении.
По мере развития общества в нем возникали различные отрасли духовного производства, направленные на удовлетворение многообразных духовных потребностей. Это и научные институты, занимающиеся познанием природы, общества, человека. Это и средства массовой информации, направленные на удовлетворение потребностей в обмене информацией. Это воспитание и образование человека, в том числе нравственное, эстетическое, религиозное, осуществляемое высшими учебными заведениями, детскими дошкольными учреждениями, школами, в учебных религиозных учреждениях, с помощью искусства, а также в кругу семьи, друзей, с помощью органов правопорядка и средств массовой информации.
Духовная система общества связана с формированием мировоззрения, сознания человека и общества, поэтому ее значение переоценить невозможно.
Социальная подсистема представляет собой совокупность конкретно-исторических социальных общностей и групп, взятых в их взаимодействии и специальных институтов и учреждений, регулирующих эти взаимодействия или отношения.
Существование социальной подсистемы связано с социальным расслоением и неравенством людей, возникшими с разделением труда и специализацией в общественном производстве на определенном историческом этапе развития человеческого общества. Процесс разделения труда и возникновение института собственности способствовали формированию относительно обособленных социальных общностей и групп, выполняющих только им свойственные функции и занимающих определенное положение в обществе. Они в своей основе, при влиянии факторов, связанных с территорией, языком, верованиями и т.д., сформировали социальную структуру общества, в которой могут быть выделены:
- классовая структура;
- этническая структура;
- демографическая структура отражает соотношение людей по полу, возрасту, их рождаемость, смертность, миграции и т.д.);
- профессионально-
- поселенческая структура.
6
Политическая подсистема представляет собой совокупность государственных и политических организаций, институтов и учреждений, регулирующих политические отношения. Возникновение этой подсистемы общества связано с усложнением социальной структуры общества и возникшей необходимостью согласования действий и интересов количественно и качественно разнородных социальных групп.
Политическая система общества имеет сложное строение. Ее центральным элементом является государство - социально-политический институт общества, наделенный верховной властью на определенной территории и использующий ее для управления поведением людей, социальных групп и объединений.
Государство может иметь различные формы правления и формы государственного устройства. Функционирование государства, как правило, осуществляется на основе конституции или основного закона государства, закрепляющего основы политического, социально-экономического строя, права и обязанности граждан, механизм образования, принципы функционирования основных государственных органов, основы избирательной системы и т.д. В правовом государстве конституция также ограничивает власть или сферу деятельности государства закреплением всего, кроме того, что разрешено законом. Также важнейшими признаками правового государства являются - верховенство закона и всеобщность права, которые в равной мере распространяются на всех граждан, в том числе и на органы государства, разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.