Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 22:16, реферат
Понятие общественное производство – одно из основных понятий исторического материализма. По сути дела, оно определяет наш подход к рассмотрению исторического прошлого, реального настоящего и предвидимого будущего.
Данное понятие нужно брать не изолированно, но лишь в связи с другими понятиями и основными положениями исторического материализма, в которых мы выражаем наш опыт и наши предположения о процессе исторического развития.
Введение……………………………………………………………………………2
Производство, его факторы и результаты.
Сущность общественного производства………………………..……………..3
Производственные силы общества…………………………………………….5
Производственные отношения. Способы производства………………………….6
Структура общественного производства…..………………………………………8
Материальное и духовное производство………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………………15
Список литературы…………
Утверждения
о непроизводственном труде непроизводственной
сферы принижают значение духовного производства,
тормозят его развитие, а вместе с этим
и развитие всего, в том числе и материального
производства.
Материальное
и духовное производство.
Социально-философский
анализ материального производства
предполагает рассмотрение следующих
основных компонентов материально-
1) труда, как
комплексного социального
2) способа производства материальных благ;
3) закономерностей
и механизмов функционирования
материально-производственной
Труд явление
сложное, многокачественное и
Таким образом процесс труда, с самого начала производства и заканчивая произведенным продуктом включает в себя природное основание. Природное в процессе труда выступает не в "чистом виде", оно неразрывно связано с социальным в самых различных "пропорциях". Тем не менее природное всегда сохраняет в труде свое фундаментальное значение. Поэтому есть все основания рассматривать труд и как природный процесс. Сказанное имеет большое значение для диалектико-материалистического понимания общества. Хотя человек в процессе своего общественного развития создал социальный мир, "вторую природу", общество это совсем не отдельное и самостоятельное образование. Подчеркивая природную суть общественного труда мы, тем самым, указываем на неразрывность связи общества и природы. Это ориентирует общество на усиление внимания к вопросам рационального использования природных ресурсов, решению проблем экологии, которые в настоящее время, благодаря интенсивному "наступлению" человека на природу стали глобальными.
Очень важно рассмотреть труд и с позиции диалектики материального и идеального. Конечно, в процессе труда следует прежде всего вычленить материальную сторону. Средства труда представляют собой материальные условия производства. Вместе с тем необходимо видеть и роль сознания, идеального как важного и отличительного компонента трудовой деятельности.
Если материальность труда в определенной мере связана с природным бытием, то идеальность труда проистекает из того, что это деятельность человека, общественного субъекта, наделенного сознанием и стремящегося к осуществлению поставленных целей. Труд это взаимосвязи, взаимопереходы материальной и идеальной сторон. Идеальное через живую деятельность человека материализуется, воплощается в изменении материальных факторов труда. Природа не строит городов и машин все это продукты человеческого труда, овеществленная сила знания. В свою очередь материальные факторы труда, отражаясь в сознании субъекта, становятся основой нового целеполагания труда. Весь трудовой процесс поэтому, следует рассматривать как развивающуюся, обогащающуюся диалектику материального и идеального, их непрерывно взаимопревращения. Результаты труда так же являются воплощением и материальных, и идеальных факторов труда, материальное и идеальное превратились в разветвленную общественную систему, охватывающую все стороны жизнедеятельности людей.
Смысл труда заключается в достижении определенных результатов, реализации поставленных целей, он есть процесс созидания, положительная творческая деятельность. Продуктами труда являются материальные (продукты питания, жилье, транспорт, одежда, услуги, без которых немыслима жизнь) так и духовные (достижения науки, искусства, идеологии и т.д.) блага. Но продукты труда не исчерпываются материальными и духовными благами. Новые политические, организационные формы человеческой жизни, более эффективные механизмы общественного управления также являются результатами труда. Созидаемые в труде предметы разнообразны, как разнообразны потребности и запросы людей, вся их общественная жизнь. Но труд несет в себе и другой, не менее важный, социальный результат. В процессе труда развивается сам субъект труда, человек. Таким образом человек, общество, общественные отношения являются всегда конечными результатами труда. Только в процессе труда, напрягая постоянно свои физические и духовные силы, ставя перед собой новые более масштабные цели и задачи растет и развивается человек. Роль труда в развитии человека огромна. Труд не только создал человека, но его непрерывно совершенствует. Поэтому действительным богатством, создаваемым в труде, является не только мир материальной и духовной культуры, но и человек субъект и продукт своей трудовой деятельности. Следует особо сказать об объективности трудовой деятельности. На любом отрезке истории трудовая деятельность развертывается в рамках определенного наличного уровня предметной вооруженности человека, воплощенной в системе орудий и средств производства, в рамках развития самого человека как субъекта труда. Этот объективный уровень и определяет масштабы, возможности его трудовой деятельности. Люди правда, всегда стремятся выйти за пределы достигнутого. Но даже выходя за пределы наличного материального производства, несмотря на полеты фантазии человек практически вынужден исходить все же из возможностей самого этого уровня. Он меняет орудия и средства производства ровно настолько насколько они позволяют это делать, т.е. исходя из объективных условий, достижений своих предшественников. Трудовая деятельность человека многопланова и разнообразна. На этой основе раскрывается вся мощь и сила человеческого разума, воли, желания, целей. Воплощая в жизнь объективные возможности труда, развивая свои способности, люди через свой труд постоянно идут к поставленным ими целям. В этом и проявляется развитие общества, оно раскрывается именно как общество высшая форма движения материи.
Общественный характер труда заключается в исторической его перманентности, непрерывности возрастания потребностей общества в труде и его продуктах, непрерывности самой жизнедеятельности общественного субъект труда народа, его сопряженностью со всеми сторонами жизни. Только труд как совокупная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ является основной причиной общественного богатства. Люди взаимодействуют друг с другом не только в силу общественного разделения труда, что заставляет их, с одной стороны, индивидуанализировать, а с другой стороны, кооперировать свою деятельность, но и потому, что в процессе труда, в своей непосредственной жизненной практике они приобретают и используют знания, навыки, умения, полученные другими людьми, предшествующими поколениями. Они приобщаются к опыту прошлого, т.е. социализируются.
Производство
всегда является общественным потому,
что люди не могут производить
не соединяясь известным образом
для совместной деятельности и для
взаимного обмена этой деятельностью.
Каждая ступень общественного
2) целенаправленную созидательную
деятельность человека для удовлетворения постоянно растущих, возрастающих его потребностей;
3) оптимизацию
создания, использования и
4) совершенствование самого человека как субъекта общественного производства и личности.
Будучи вечным естественным условиям жизни человека, труд всегда осуществляется в рамках определенной формы
общества и посредством нее. Практическое воплощение это получает в таком фундаментальном явлении общественной жизни как способ производства.
Производство всегда осуществляется в исторически определенных форма, каждая ступень ее развития представляет собой соединение производителей с техникой в процессе их совместной деятельности. При этом первое составляет содержание, а второе социально-экономическую форму процесса производства. Этот двуединый процесс фиксируется в понятие "способ производства". Оно обозначает тот общественный вид и способ, которым люди производят материальные блага, необходимые для удовлетворения их потребностей.
Способу производства материальных благ принадлежит особая роль в общественной жизни, он является основным фактором, определяющим развитие взаимосвязь и взаимодействие различных сторон и сфер общественной жизни: экономики и политики, науки и техники, идеологии и культуры и т.д. Материализм подчеркивает, что в конечном счете именно способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процесс жизни вообще, история общества рассматривается в первую очередь как история способов производства. Экономические эпохи различаются не тем, что производится, и как производится, какими средствами труда. Каждый способ производства, развивая способности человека является определенным видом и способом производства субъективных человеческих сил, способом развития производительно действующего индивида. Способ производства в конце концов утверждает и определенный образ жизни людей.
При наличии ряда общих моментов с материальным производством духовное производство имеет свою специфику. Предметом труда в нем выступают не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и субъект духовного производства, и орудия его деятельности. В обществе формируется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием духовных ценностей. В массе своей это представители интеллигенции.
Но создание
ценностей духовной жизни, духовная культура
вообще не могут развиваться вне народа,
который и является ее основным творцом
и потребителем. Таким образом, духовная
культура развивается народом. Лучшие
образцы духовного производства, получив
социальную оценку, входят в фонд духовной
культуры социума, становятся его достоянием.
Потребляя духовные ценности, человек
формируется как личность и в этом качестве
выступает и как объект, и как субъект
духовного производства. Для духовного
формирования используются система образования,
воспитания, средства коммуникативного
воздействия и т.д. Важную роль играет
и самостоятельное усвоение субъектом
духовных ценностей, самообразование
и самовоспитание.
Заключение
В данном реферате мы познакомились с основными понятиями, такими как:
общественное производство, производственные силы общества, производственные отношения.
Также
узнали, что диалектика производительных
сил и производственных отношений
заключается в том, что производственные
отношения должны быстро реагировать
на рост производственных отношений.
Список литературы
отношений /Москва/ 1977.
При подготовке
данной работы были использованы материалы
с сайтов: http://www.referat.ru и http://www.bankreferatov.ru