Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 19:27, реферат

Краткое описание

Усиление интереса к истокам и развитию отечественной философской
мысли следует рассматривать в контексте общего интереса осмысления народом своего исторического прошлого. И это вполне естественно: в истории нашей философии мы ищем ответы на вопросы о разладе идеалов и действительности и духовную опору, и вечные социальные, нравственные, общемировоззренческие ценности, и основания подлинного национального достоинства и гордости.

Оглавление

Введение…..............................................................................................................3
1 .Основные этапы развития русской философии и их общая
характеристика ………….……………………………………….….................4
2. Славянофилы и западники.…………………………………………………..15
3.Приведите характерные высказывания из любых работ славянофилов и
Западников и прокомментируйте их…………………………………………18
Заключение……. ...................................................................................................19
Список литературы……………………………… ...............................................20

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

Н.В. Федоров (1828 – 1903) сделал основными темами своей философии:

единство  мира; проблему жизни и смерти; проблему морали и правильного (морального) образа жизни. Согласно Федорову мир един. Природа (окружающий мир), Бог, человек являются одним целым и взаимосвязаны между собой, связующим звеном между ними являются воля и разум. Бог, человек и природа взаимовлияют друг на друга, взаимодополняют и постоянно обмениваются энергией, имеют в своей основе единый мировой разум. «Моментом истины» человеческой жизни Федоров считал ее конечность, а самым большим злом – смерть.

Другим  представителем религиозного направления русской философии

был К.Н. Леонтьев (1831 – 1891). Одно из основных направлений философии Леонтьева – критика негативных явлений русской жизни. В центре данной критики был развивающийся капитализм. По мнению Леонтьева, капитализм – царство «хамства и подлости», путь к вырождению народа, гибели России. Спасение для Росси – отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый православно-христианский центр (по образу Византии). Ключевыми факторами жизни спасенной России должны стать помимо православия самодержавие, общинность, строгое сословное деление.

    • Философия Ф.М. Достоевского (1821 – 1881) будущее России

видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» - обычаи, традиции. Ключевую роль, как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла.

Особую  роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано

все его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек: путь человекобожества; путь богочеловека.

    • Философия Л.Н. Толстого (1828 – 1910), создал особую

религиозно-философскую  доктрину – толстовство. Суть толстовства  в следующем: многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия; религия должна стать простой и доступной для народа; Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть; смысл жизни – самосовершенствование; главное зло на Земле – смерть и насилие; необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем; в основе поведения человека должно быть непротивление злу; государство – отживающий институт и, поскольку оно – аппарат насилия, не имеет права на существование; всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его – не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т.д.

    • Революционно-демократическая философия

Общая черта данных направлений – социально-политическая

направленность. Все представители указанных  течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному.

Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего

капитализма в «возвращении к земле» (к идее аграрности России), личной свободе  и общинном укладе жизни.

Народности  ратовали за непосредственный переход к социализму, минуя

капитализм  и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, для свержения, существующего стоя и перехода к  социализму возможны все средства, наиболее эффективным из которых  является террор.

В отличие  от народников, анархисты вообще не видели смысла в

сохранении  государства и считали государство (механизм подавления) источником всех бед.

Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и

Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей  государственной собственностью.

    • Либеральная философия

Наиболее  ярким его представителем является русский философ В.С. Соловьев (1853 – 1900). Основными идеалами его философии были:

идея  всеединства – объединения и  гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.); идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности – право, высший – любовь); идея прогресса – как всеобщей связи поколений; идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, в которой должно стремиться человечество; идея Бога как выражения добра; идея «богочеловека» - жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности; идея Софии – всеобщей божественной мудрости; русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: «Святой Руси» (Москва – Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра I) и «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина).

6. Основные направления  русской философии  ХХ в.

Говоря  в целом о современной русской  философии, следует отметить две

ее  основополагающие черты: сильное влияние советской традиции (например, материализм, формационный подход к истории); обновление, объединение ее различных направлений (советской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближение к мировой философии

    • Русская религиозная философия конца XIX и ХХ вв.

«Золотым  веком» духовной жизни России называется период 90-х годов

XIX в.  – 10-х годов ХХ в. На это  время пришелся новый расцвет  (ренессанс) русской литературы, искусства, философии. Видными представителями религиозного направления того периода были С.Н. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и другие. С.Н. Булгаков (1871 – 1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую «экономическую» Церковь. Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении. В обществе – это разделение на экономическую, политическую, духовную сферы и разобщенность внутри них. В религии – разобщенность христианских церквей (православие, католичество, протестантизм). Выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении всех в едином, абсолютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви.

      Крупным представителем религиозного направления также был философ и священник П.А. Флоренский (1882 – дата смерти спорна – 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении). Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. По Флоренскому, целостный мир антиномичен (соткан из противоречий, например, хаотичность и логичность мира, единство и прочность Бога и т.д.). Знание открывается разуму непосредственно. Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства.

    • Философия космизма

Космизм – направление в философии, которое рассматривало космос,

окружающий  мир (природу), человека как единое взаимосвязанное  целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.

В.И. Вернадский (1863 – 1945) – крупный русский и советский ученый и

философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы. По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера – сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.

А.Л. Чижевский (1897 – 1964) создал уникальную и оригинальную

философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) проходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Всплески активности Солнца на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы – войны, революции.

    • Естественнонаучная философия

Основными направлениями естественнонаучной философии были:

материалистическое; социально-политическое.

Представители материалистического направления (Сеченов, Менделеев,

Тимирязев) рассматривали бытие с точки  зрения естественных наук – химии, биологии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и  различие веществ в зависимости  от внутреннего строения атома и конфигурации атомов (например, Менделеевым). Философы-естествоиспытатели допускали возможность познания, изучали его механизм, были сторонниками материалистического понимания сознания.

Социально-политическое направление было представлено, главным

образом, творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные ученые рассматривали общество как единое целое, имеющее многократную природу, изучали факторы, воздействующие на общество (географические, климатические, экономические и т.д.). Развитие общества, по их мнению, происходит по объективным законам.

    • Советская философия

Начиная с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная

русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным  образом, как советская философия.

В целом советская философия имела ярко выраженный

материалистический  характер и развивалась в жестких  рамках марксистской философии (диалектического  и исторического материализма), что  делало ее несколько догматической.

Большое влияние на советскую философию оказало философское

творчество  В.И. Ленина, который пытался развить  марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.

Можно выделить три этапа развития советской  философии:

1917 –  30-е гг. – время продолжающихся  дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма; 30-е – 50-е гг. – период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние на философию позиции И.В. Сталина по ряду философских вопросов; 50-е – 80-е гг. – время возрождения самостоятельной советской философии.

Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии:

Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики); А. Богданов (теория систем – «текстология»); А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории); А.М. Деборин (творческое понимание материализма); Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза);М.Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности);

В. Асмус (широкий круг исследований); Ю. Лотман (общество, философия, история).

    • Философия «русского зарубежья»

П.С. Мережковский (1864 – 1941) разрабатывал проблемы взаимо

отношений человека и Бога. По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа: языческий; приобщения к христианству; полной внутренней гармонии человека, его слияния с христианством.

Идеалы  человека и общества Мережковского – христианин, гармоничная и

добродетельная  личность, живущая с такими же другими  личностями в религиозном безгосударственном объединении.

Философия Л. Шестова (1866 - 1938) была близка к экстенциализму, и ее

главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права. Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, «герой» же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.

Питирим Сорокин (1889 – 1968) – русский философ, живший и работавший в США, сделал главной темой своей философии  проблемы человека и общества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Западники и славянофилы

В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, ее

Информация о работе Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники