О специфике философского мировоззрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:16, курс лекций

Краткое описание

О специфике философского мировоззрения. — Мировоззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени ". —Деятельностный аспект, историческая оптика, этническая архитектоника мировоззрения.— Структурные компоненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оценок, целепалагающих ориентиров. — Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. — Миропонимание — мироощущение — мировосприятие. — Убеждение, установка, уверенность, вера — результативные составляющие мировоззрения. — Теоретический и практический уровни мировоззрения. — Обыденное мировоззрение повседневности. — Догматизм и скептицизм — два полюса мировоззрения. — Смысл подлинного этического мировоззрения.

Файлы: 1 файл

Философия. Конспекты к сдаче кандидатского экзамена.doc

— 5.62 Мб (Скачать)

Это  и  есть  имманентная  задача научного  познания.   Научное   познание (эпистема),   опирающееся  на  чувственно   познаваемую  действительность  и постигающее  посредством абстракции  понятие, отличается  от  мнения (докса).  

Мнение также опирается  на  чувства, но оно – совокупность более или менее случайных фактов. Поэтому оно в лучшем случае может относиться лишь к единичному и случайному. Задача же научного познания  сводится к постижению необходимого и всеобщего.

С позитивным развитием теории познания связана и критика Платоновой концепции идей.  Арист. отводил важную роль чувственному познанию реального  мира  в  процессе  образования  общих  понятий,  Платон  в  этом  вопросе  занимал  противоположную  позицию.  Он показывает,  что  концепция Платона  о мире идей не  способствует  пониманию реального бытия, но  скорее, наоборот, его затемняет. Более того, эта теория

во многих отношениях спорна с точки зрения логики. 

     Важное  место в  наследии  Аристотеля  занимают  труды,   посвященные проблемам  логики. Логика – это орудие   познания,  точнее,  научного  познания (труды - "Органон"  Этот комплекс   образован  из  работ:   "Категории",   "О   выражениях",  "Первые аналитики",    "Вторые    аналитики",    "Топики"    и   "О    софистических доказательствах".

Логическое мышление Аристотеля развивалось в тесной взаимосвязи  как  с  его философскими воззрениями  (в  частности, в  области теории  познания),  так и с  его  изучением  природы  и  общества.  Оно было вершиной логико-методологических воззрений  древней философии  и  почти 2000 лет  определяло  дальнейшее развитие  логического  мышления.  

Аристотель заложил теоретические основы  логики как  науки. Ему принадлежит заслуга формулирования  закона противоречия и  закона исключенного третьего.

              Закон  противоречия в  сущности  гласит,  что при  неизменных  условиях невозможно, чтобы  были  одновременно истинными  и некоторое высказывание, и его отрицание.

              Закон исключенного третьего объясняет тот факт,  что  из двух взаимно противоположных  суждений  в  данных  условиях  истинным  может быть только одно.

 

     Важным вкладом  в развитие логического мышления было и  создание первой цельной  логической  теории о  категорическом  силлогизме. Вся  Аристотелева теория силлогизма  тесно связана  с  его  общефилософскими,  и  в  частности методологическими,  воззрениями. Огромное значение имели  и взгляды Аристотеля по вопросам  дефиниций  и  определения и  взгляды, касающиеся образования, построения научных систем.  В них Аристотель подходит к  двум основным принципам.

1. убеждение,  что доказательство  может быть  доказательством  лишь тогда,  когда  оно реализовано  необходимым числом  шагов.  В каждом научномположении  следует исходить  из неких  очевидных  утверждений,   которые принимаются  без  каких-либо (научных)  доказательств  или  обоснований.  В случае, когда  теория строится дедуктивно, такие очевидно ясные  утверждения можно считать  аксиомами. 

2. необходимо принимать правила, гарантирующие формальную правильность  выводов.

Эти  два принципа характеризуют не только значение Аристотелевой  дедуктивной логики, но и его подход к построению дедуктивной научной теории.

 

Космос,  по Аристотелю, так же как и Земля, которая  является его центром, имеет форму шара.  Он состоит из  многих  концентрических  небесных сфер, в  которых движутся отдельные звезды. Ближе  всего к  Земле  находится сфера Луны, дальше идет Солнце и другие планеты, а наиболее удалена от Земли сфера  неподвижных звезд. Все,  что находится в  пространстве от  лунной  сферы  до  Земли,  наполнено материей, которую   Аристотель  определяет  как  "сублунарную".  Она  состоит  из  уже упомянутых  4  элементов. Все, что находится  в пространстве от лунной сферы до Солнца,  планет и звезд вплоть до границ Космоса, наполнено эфиром,  пятым  элементом,  материей  надлунных  сфер. Образованные  из  нее небесные тела являются  неизменными и находятся  в постоянном  кругообразном движении. Земля же изменяется, но остается неподвижной.

Неотделимой  частью  творчества  Аристотеля  являются  его воззрения на развитие  и  организацию  общества  и  учение  о  государстве,  изложенные в трактате  "Политика".

Идеал  государства - общество,  которое  опирается на частную  собственность на  орудия  труда,  земли и рабов.

 

Добродетели бывают:

1.              дианоэтические (разумные)  добродетели. 

 

Они относятся прежде  всего к  интеллектуальной  и умственной деятельности.

 

2.              Этические  добродетели, относящиеся к характеру человека.

 

Добродетели первой  группы  возникают  преимущественно путем обучения, второй - результат, прежде всего привычки. 

Если речь  идет о собственно поведении человека,  то Аристотель видит гарантию добродетельной жизни, в частности, в уклонении от крайностей.

Он отвергает чрезмерное  обогащение, чрезмерную власть и идеал чрезмерной бедности, и отречение от материальных  благ. 

Основа  уравновешенной  и благополучной жизни - умеренность.

Проходит принцип  активной  деятельности  человека.  При  этом  Аристотель  отвергает усилия, направленные на обретение  власти и  наслаждений.  Жизнь, в  которой

преобладают такие  цели - паразитическая и "животная",  свидет. о  "рабском образе мышления". 

Достойной свободного  гражданина  он  считает  жизнь практическую (наполненную политической деятельностью) либо  теоретическую  (наполненную познавательной

деятельностью и размышлениями). 

Форма  как  активный принцип  творит  из  материи действительность.

Аристотель исходит   из   существования   окружающего  мира. 

 

МЕТАФИЗИКА И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ПЛАТОНА

 

Наиболее выдающимся учеником, последователем и в определенном смысле "систематизатором" его воззрений был Платон. Именно он поднял наследие Сократа на качественно новый уровень.

 

Платон

 

(427-347  до  н.э.)

 

Сын  афинского  гражданина. По  своему социальному   происхождению   принадлежал   к   афинской   рабовладельческой аристократии и потому был  своим человеком в кружке Сократа.

 

     Платон оставил обширное философское наследие. Кроме "Апологии Сократа", "Законов", писем  и  эпиграмм он написал еще 34 работы в форме диалога.

              Творчество Платона  имеет  приблизительно три  этапа.

1.              Началом первого является  смерть  Сократа. После его  смерти,  во время  пребывания  в Мегаре, он создает первые диалоги и трактат "Апология Сократа".

Большое внимание в этот период Платон  уделяет вопросам метода познания идеи. Он  использует для  его определения термин "диалектика" и приравнивает этот  метод к  трению  дерева  о  дерево, которое  в конце концов приводит к возникновению искры познания.

     Знаменательным переломом в развитии взглядов, Платона  является диалог "Парменид" начало 3 закл. периода творчества П.

•              В нем Платон подвергает переоценке свое  прежнее  понимание идеи, рационализирует его,  придавая ему характер  общности. Вместе с тем понимание идеи, приобретает определенную косность (застылость).

Храктерным для этого периода является объединение теории "идей" с пифагорейской мистикой чисел. Это связано и с укреплением личных связей с пифагорейцами,  установившихся во время путешествия Платона в Сиракузы.

     В трудах Платона своеобразным способом отражены почти все элементы прежних идеалистических философских учений.

Философия Платона  - качественно более высокая ступень развития идеалистической  мысли. Платон создает рациональную идеалистическую систему с  рационально  обоснованными принципами.

Основной вопрос философии он решает однозначно - идеалистически.

              Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является лишь "тенью" и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются, идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания.

Платон  объясняет подобие всех существующих в материальном мире столов наличием идеи стола  в  мире  идей. Все существующие столы  - лишь тень, отблеск вечной  и неизменной  идеи стола.

В действительности идея  стола  возникает как  абстракция, как  выражение определенного подобия (т. е. абстрагирование от  отличий)  многих отдельных, конкретных столов.

Идею  Платон  отрывает от реальных предметов (единичных), абсолютизирует и провозглашает априорной по отношению  к   ним   же.  Идеи  суть  подлинные  сущности,   существуют  вне материального  мира и не  зависят  от  него,  объективны, материальный  мир  им лишь  подчинен. В этом -  ядро объективного идеализма Платона.

     Между миром  идей,  как подлинным, реальным  бытием,  и небытием существует,  по  Платону,  кажущееся бытие,  производное  бытие, которое отделяет истинное бытие от небытия.

Действительные, реальные  вещи представляют  собой соединение априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной, бесформенной "принимающей" материей (небытием).

     Отношение идеи  (бытия) и реальных  вещей (кажущегося  бытия) - важная  часть  фил.  учения   П.. 

Чувственно  воспринимаемые предметы не  что  иное, как подобие,  тень,  в которых отражены определенные образцы  - идеи.

У  Платона можно  встретить  и утверждение противоположного характера. Он говорит, что идеи присутствуют в  вещах.

     Много  внимания  Платон  уделяет,  в частности,  вопросу  "иерархизации идей".  Эта иерархизация - определенная упорядоченная система объективного идеализма.

Выше всего стоит идея красоты, и добра. Она  не только превосходит все реально существующее добро и красоту тем, что совершенна, вечна и неизменна, но и стоит  выше других  идей.   Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни (Пир", "Закон", "Федон" и "Федр").

 

 

Диалектика чувственно вопринимаемого  мира  определена  вечным  конфликтом  бытия  и небытия,  идеи и материи. Это мир,  в  котором нет ничего (вечного), ибо все течет (изменяется, развивается,  возникает  и  гибнет).

Отрывает  чувственное познание от  рационального. 

              Чувственное  познание,  предметом  которого  является  материальный  мир,  выступает  как вторичное,  несущественное,  потому что  информирует  нас  лишь  о кажущемся бытии,  но  ни в  коем  случае  не о бытии  подлинном.

 

              Истинное,  настоящее познание, согласно Платону,- это познание, проникающее в мир идей,  познание разумное. Ядром его гносеологических концепций является теория воспоминания.

              Душа вспоминает идеи, с которыми она  встречалась и которые она познала в то время, когда еще  не соединилась  с  телом,  когда  свободно существовала  в царстве идей. Эти воспоминания  тем  сильнее и интенсивнее, чем  больше душе удается отстраниться от телесности.

 

     Гносеологические и онтологические взгляды Платона  перекликаются с его понятием души. Душа бестелесна, бессмертна, она не возникает одновременно с телом, но существует извечно. Тело однозначно подчиняется ей. Состоит она из 3 иерархически упорядоченных  частей:

•              Высшей частью - разум,

•              затем идут воля и благородные желания и,

•              третья, самая  низшая часть - влечения и чувственность.

В соответствии с тем,  какая из этих частей  души преобладает, человек ориентируется либо  на  возвышенное и благородное, либо на дурное и низкое. Души, в которых преобладает разум, поддерживаемый  волей и  благородными   устремлениями,  продвинутся  наиболее  далеко  в  процессе воспоминания

     Последовательным идеализмом отличались и космологические представления Платона. Он отвергает учение о материальной сущности  мира.

Космос "только один", он не вечен, ибо был сотворен. Он конечен  и  имеет  шаровидную  форму.  Центром  космоса  является  Земля, окруженная планетами и неподвижными звездами,  которые находятся  па седьмой отдаленной сфере.

     Создание мира Платон видит следующим  образом: "...пожелавши, чтобы все было хорошо и чтобы ничто по возможности не было дурно,  бог позаботился обо всех  видимых  вещах, которые  пребывали  не  в  покое,  но  о нестройном  и беспорядочном движении; он  привел их из беспорядка  в порядок, полагая, что второе, безусловно,  лучше  первого. 

Информация о работе О специфике философского мировоззрения