О специфике философского мировоззрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:16, курс лекций

Краткое описание

О специфике философского мировоззрения. — Мировоззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени ". —Деятельностный аспект, историческая оптика, этническая архитектоника мировоззрения.— Структурные компоненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оценок, целепалагающих ориентиров. — Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. — Миропонимание — мироощущение — мировосприятие. — Убеждение, установка, уверенность, вера — результативные составляющие мировоззрения. — Теоретический и практический уровни мировоззрения. — Обыденное мировоззрение повседневности. — Догматизм и скептицизм — два полюса мировоззрения. — Смысл подлинного этического мировоззрения.

Файлы: 1 файл

Философия. Конспекты к сдаче кандидатского экзамена.doc

— 5.62 Мб (Скачать)

 

410

 

 

образная осуществленность возможностей, заложенных в нем, как достижение "цели" становится инструментом изучения стадий его развития, поиском момента его возникновения. Логическое помогает нам "опознать" прошлое, в результате чего логика развития предмета и его реальная история совпадают. Этот принцип неотделим от принципа тождества бытия и мышления в его гегелевской интерпретации: общее ("логическое") начинает жить своей самостоятельной жизнью в ткани истории, на определенной стадии оно начинает рефлектировать над собой и возвращается к своим истокам с помощью рефлектирующего мышления. И хотя в материалистической диалектике этот принцип лишь указывает пути человеческому познанию истории, исследователи, пытаясь воспроизвести этот принцип во всем объеме своих смысловых оттенков, пришли к идее объективного существования логического как идеального в истории (Э.В.Ильенков). Другой нетривиальный вывод из принципа единства логического и исторического - обращенность диалектики в прошлое, но не в будущее. "Сова Минервы вылетает в полночь" - человек не может уловить пути, направление трансформаций предмета в будущем, поскольку закономерности, "логика" его еще не сформировалась, она еще тонет в бесчисленных внешних связях-возможностях. Судить можно только о прошлом, когда мы имеем уже путеводительную нить в виде результата процесса, достигшего своего предельного смыслового развития. Попытка предвидения будущего на основе наших знаний еще не развившегося предмета, еще не устоявшейся целостности неизбежно ведет к произволу мышления. Такой вывод никак не согласовывался с пафосом обращенности материалистической диалектики в будущее. Система Гегеля неотделима от его метода, идеалистическая система "притягивала" диалектику к себе, не давала ей возможности жить жизнью материального мира.

 

1.3. Философия Платона и Аристотеля

ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА АРИСТОТЕЛЯ

(384 г. до н. э.)

 

     Философия Аристотеля является не  только определенным  обобщением,  но, можно  сказать, логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии.

Творчество Аристотеля  является  вершиной не только античной философии, но  и всего  древнего  мышления, наиболее  обширной  и в  логическом  смысле наиболее   разработанной  системой  познания.

              Аристотель смог не только упорядочить, но и систематически обобщить достижения познания своего времени.  Он дал начало в том  или  ином смысле большинству последующих  философских систем. По своему характеру его  творчество  было  выдающимся вкладом  в  развитие научных,  в частности    естественнонаучных,    исследований.     Содержательность     и разработанность философской системы Аристотеля были универсальны. Длительное время его определяли как Философа с большой буквы.

     Аристотель родился в. в г. Стагире (Македония). Его отец Никомах  был  придворным  лекарем  македонского  царя  Аминта  II.  В  семье Аристотель приобрел определенные знания и глубокий интерес к естествознанию.  В 17 лет под влиянием молвы об Академии Платона он покидает Стагиру и уходит в Афины, где  становится  учеником Платона. В Академии  Аристотель в течение почти 20 лет развивает свои творческие способности.

Аристотель – создатель самой обширной научной системы из существовавших в античности, опиравшуюся на на обширный эмпирический материал как из области естествознания,  так и из области общественных наук, который  систематически собирали и накапливали его ученики.

Научная деятельность Аристотеля - это не только вершина  античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, он вместе с учениками систематизировал науки, определял предмет и методы отдельных наук.

 

Написал более 150 научных трудов и трактатов.

Труды coxpaнились  у его учеников и последователей: "Метафизика", "Физика", "О небе", "О возникновении и гибели", "Метеорология", "О возникновении животных", "Политика", "Никомахова этика",  "Эвдемова   этика", "Риторика", раздел "Органон"  (сюда относятся работы "Категории", "Об объяснении", "Первые аналитики",  "Вторые аналитики", "Топики", "О софистических доказательствах").

 

Систематически через призму собственных воззрений, он рассматривает фил. уч. от древнейших мыслителей до своих современников. В этом смысле о нем можно говорить и  как об историке философии. Больше внимание он  уделяет наиболее существенным вопросам  философии, ядром которой он считает онтологию – науку о сущем.

     Основа всякого бытия – так  называемую первую материю.

•              Она принципиально неопределима ни одной из категорий, кот.  мы определяем реальные состояния сущего. Она образует, "потенциальную" предпосылку существования.  И  хотя  она  является  основой  всякого  бытия,  ее  нельзя отождествлять  с бытием  и  даже  нельзя  считать  простой составной частью конкретного бытия.

     Наипростейшая определенность этой первой категории -4  элемента:

огонь,                               воздух,                                       вода                        земля.

Они представляют  определенную промежуточную ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим  миром, который   чувственно  воспринимаем. У воспринимаемых  чувствами  вещей можно различить две пары взаимно  противоположных свойств - тепло и холод, влажное и   сухое.

4  основных  соединения  этих   свойств,  характеризуют 4 основных элемента:

огонь является соединением теплого и сухого,

воздух - теплого и  влажного,

вода - холодного и влажного,

а земля - холодного и сухого.

     Эти четыре элемента - основа реальных (чувственно воспринимаемых) вещей.

Позже  вводит  5 элемент  -  эфир.

Допускает  возможность  замены  одного  элемента другим, так как все  элементы  являются  в  принципе модификацией одной и той же первой материи.

     Конкретные, чувственно воспринимаемые вещи - результат взаимодействия всевозможных комбинаций этих элементов. В отличие от  первой  материи  они постижимы  и  определимы посредством основных категорий. Они - суть соединения материи и образа, формы. Форма образует из потенциального бытия (первой материи, 4 основных эл.) действительное, реальное бытие, явл.  единством  материи и формы.

По-новому решает проблему  отношения  единичного  и  общего  -  как  отношение  двух сторон действительности.  Этим он преодолевает  разрыв  между идеальным  и реальным миром.

     При изучении конкретных вещей как реального  бытия Аристотель говорит о первых  и вторых сущности. Первые сущности он отождествляет с индивидуальным бытием, с субстратом, с конкретной вещью как таковой.  Характеризует ее  как "то,  в  чем  сказываете  все  остальное,  в  то время  как  сам он  уже  не сказывается в другом".

Вторые сущности, производные от первых, не постигают конкретное индивидуальное бытие, а явл. в большей или меньшей степени родовым либо видовым  определением.

Приоритет индивидуального, чувственно воспринимаемого.  Вторичные  сущности – производны по отношению к конкретному, чувственно воспринимаемому бытию.

Категории сущности (усиа) Аристотель - основное средство познаваемости мира.   Все  другие  категории  служат  для  их  определения. 

              Движение тесно   связывается  с   конкретными   формами   бытия. Движения помимо вещей не существует. Дв. вечно, оно "всегда было и во всякое время будет".

Несколько   противоречивы  взгляды  Аристотеля,   касающиеся  источника движения. С одной стороны, движение, присуще самим  вещам и  является самодвижением,

С другой стороны, возможно объяснение  источника  движения  при помощи  неподвижного первого двигателя.

Этот первый двигатель  (бог) служит  внешней причиной всякого движения, ему  же  движение не сообщается ниоткуда. Только ему одному движение присуще имманентно.

В "Категориях" Аристотель различает 6  видов движения:

1.              "возникновение,

2.              гибель,

3.              увеличение,

4.              уменьшение,

5.              перемену

6.              изменение места".

     Движение тесно связано с изменением. В "Физике" он приводит 4 главных вида  изменений:

(1)              относящиеся к сущности,

(2)              количеству, качеству

(3)              и  месту.

Движение, относящееся к сущности, не м.б. признано  действительным, потому что в  нем  нельзя найти "противное". Покой – притивен движению. Противным  отдельных  движений являются  отдельные движения, возникновению - гибель, увеличению - уменьшение, а изменению места - покой на месте. Наибольшая  противоположность - это изменение противоположных мест, например  движение  вниз - движению  вверх и  движение вверх -  движению  вниз".

Тем самым движение становится практически универсальным  свойством сущего.

Процесс  осуществления, т. е. переход возможности в  действительность, тесно связан со взаимоотношением материи и формы. Движение является определенной, тенденцией материи к осуществлению,  реализации формы.

     Шаг вперед сделал Аристотель в понимании времени и пространства. Он видит  тесную связь между  конкретным  бытием  и временем,  подчеркивает взаимосвязь  времени  и движения.

     Пространство Аристотель также связывает с движением  тел, признает  его субъективное  существование, однако понимает его  как  "особую"  необходимую реальность, которая может проявляться в движении  тел, существуя  независимо от  них.  В  этом смысле понятие  пространства  у  Аристотеля  приобретает определенные метафизические черты.

Столкновение материалистических и идеалистических  подходов проявляется и в Аристотелевой концепции причинности. Он  различает 4 основных вида причин:

•              материальную,

•              формальную,

•              активную,

•              или воздействующую,

•              и  причину конечную, или целевую (кауза финалис).

•             

Материальная причина содержится в самой первой материи, в ее характере(как потенциальная причина выступ.).

 

Формальная причина соединена с формой как активным принципом, который творит из материи (как потенциал бытия) "истинную  реальность".

 

Активная,  или  воздействующая (движущая), причина также соединена с источником движения и с процессом собственно перехода возможности в  действительность. 

 

Наиболее  высоко Аристотель  ставит целевую, или  конечную, причину, которая объясняет цель и смысл движения.

 

     Для  понимания и объяснения сущего необходимо познать  все виды причин.

 

     Хотя  в  онтологических воззрениях  Аристотеля проявляются определенные элементы идеализма и метафизичности,   принципа  целесообразности  или  понятия, его убеждение в реальности внешнего мира, подчеркивание значения первых сущностей и производности вторичных, как и его рассуждения о движении в  связи  с  существованием  в  нем  противоречий,  несут  в  себе  зародыши материалистического и диалектического  понимания  действительности,  что отмечалось во многих позднейших материалистических концепциях.

Душа присуща всем объектам, принадлежащим к живой природе, т. е. растениям, животным и человеку.  Отношение  души и тела является в определенном смысле аналогией более общего отношения материи и формы.

     Душа имеет  3 различных уровня: вегетативный – душа растений (об определенной способности к жизни), чувственный,  преобладающий  в  душах животных,  и  разумный, присущий  лишь человеку, явл. той частью души,  которая мыслит и познает.

Восприятие, т. е.  способность  иметь ощущения, характерно для низших  ступеней души, однако  способность мыслить  является привилегией разумной  души.

 

Выск. о  сущности познания.

Признает первичность материального мира относительно оспринимающего субъекта. Основным и исторически первым  уровнем познания считает  чувственное  познание. При  помощи чувственного  познания человек, таким  образом,  овладевает   единичным, индивидуальным. Чувственный уровень - основа всего познания

     Познание  - развивающийся  процесс, раз. от  простейших ступеней к предельно абстрактным. Научное познание - вершина  всего процесса познания.  Его  содержанием  является  познание общего.

Так, собственно, возникает  определенное диалектическое противоречие между  ограниченностью чувственного восприятия познавать только единичное  и возможностями научного познания постигать общее.

     Чувственное познание - в своей основе истинно. Ощущение, согласно  его представлениям, непосредственно отражает индивидуальное бытие.

И  лишь  когда  процесс  познания  от  уровня  ощущений  и  непосредственных восприятии переходит  к представлениям, возникают ошибки. Они преодолеваются соединением чувственно  воспринимаемого предмета с соответствующим понятием.

Информация о работе О специфике философского мировоззрения