Нравственные ценности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:56, реферат

Краткое описание

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением.

Оглавление

Введение…………………………………….……………….....…….. 3
Развитие этических представлений……………..…………………... 6
Современные этические концепции
Этика ненасилия……………………….……………………….. 15
Идея благоговения перед жизнью……………………………... 19
Немного психологического аспекта………………………………….. 24
Заключение……………………………………………………………. 39
Список литературы……..…………………………………………..… 41

Файлы: 1 файл

Нравственные ценности.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

Так, в теории установки Д.Н. Узнадзе хотя и  не используется понятие "ценностная ориентация", но содержание этого понятия можно объяснить в терминах этой теории как целостное динамическое состояние, определенную психологическую готовность личности оценивать объекты и явления действительности, которые ведут личность к активному овладению этими явлениями в процессе социально ценностной деятельности.

На связь  ценностных ориентаций с потребностями  указывает также исследователь  В.А. Злотников: "Ценностную ориентацию можно рассматривать как одно из проявлений, выражений потребностей... По ценностным ориентациям личности можно судить о системе ее потребностей".

Говоря о  психологическом аспекте ценностей  и ценностных ориентаций, следует  заметить, что эти структурные  элементы нравственного сознания органически  входят в состав мотивов и стимулов всех видов и форм деятельности субъектов, определяя ее направленность.

Следует согласиться  с В.А. Ядовым в том, что включение  ценностных ориентаций в структуру  нравственного сознания "позволяет  уловить наиболее общие социальные детерминанты мотивации поведения, истоки которой следует искать в социально-экономической природе общества и той среды, в которой формировалась личность, и где протекает повседневная жизнедеятельность человека". Усваивая ценности своей среды и превращая их в ценностные ориентации, мотивационные силы своего поведения, человек становится активным субъектом общественной деятельности.

Итак, ценности и ценностные ориентации могут быть представлены как базовые элементы нравственного сознания, связывающие  воедино не только элементы теоретического нравственного сознания, но и обыденного, поскольку граница между этим двумя уровнями очень подвижна, и такие структурные элементы, как оценки и нормы, а также и сами ценности могут складываться как стихийно (на уровне обыденного сознания), так и вырабатываться сознательно (на теоретическом уровне в систематической и логически доказательной форме).

Выражая целенаправленность нравственного сознания, его систему  смыслов, ценности и ценностные ориентации, будучи тесно связанными с мотивами и потребностями, способствуют проявлению сознания человека в деятельности, поведении и отношениях с другими людьми.

Ценности и  ценностные ориентации неразрывно связаны  между собой, что подтверждает, например, характеристика ценностных ориентаций как "направленность личности на те или иные ценности", данная Б.Г. Ананьевым. В этом определении подчеркнуты два очень важных свойства ценностных ориентаций: во-первых, связь их с миром человеческих ценностей; во-вторых, принадлежность не просто к сознанию, но и к поведению личности, иначе говоря, их практически действенный характер.

Обратимся к  понятию "ценность". Под ценностью  обычно понимают объект, явление материальной или духовной культуры человечества, которое приобрело для личности устойчивый смысл, поскольку оно  служит или могло бы служить средством удовлетворения ее потребностей, достижения ее основных целей. Короткое, но очень емкое по содержанию определение данного феномена дает Я. Гудечек: "Ценности - это часть сознания индивида, при этом та ее часть, без которой нет личности".

Мы привели  определения понятия "ценность", но нас интересует в контексте  нашего исследования "нравственная ценность", которая существует и  интерпретируется в двух ипостасях. Во-первых, это объективно существующие, сформированные конкретно-историческим и социальным опытом человечества нравственные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. Во-вторых, нравственная ценность может выступать как личностный феномен, как персонифицированное отношение человека к общественным нравственным ценностям, их принятие, непринятие и т.д.

Нравственные  ценности среди других ценностей  многие исследователи (В.А. Блюмкин, Д.А. Леонтьев, Т.И. Пороховская, А.И. Титаренко  и др.) выдвигают в разряд высших.

Но что же при этом служит критерием такой оценки? В.А. Блюмкин предлагает, например, исходить из учета структуры человеческих потребностей и интересов при выстраивании иерархии ценностей. "Очевидно, - пишет он, - высшие ценности те, которые соответствуют высшим, наиболее важным человеческим потребностям, без удовлетворения которых невозможно счастье и само существование людей. Самые сущностные характеристики человека выражаются его высшими потребностями в труде, творчестве, в общении, познании, в красоте и добре. Этим высшим потребностям соответствуют и высшие ценности: благо человека и человечества, справедливость, альтруизм, бескорыстие, благодарность, честь, совесть. Все остальные ценности (материальные и духовные блага) могут быть рассмотрены как средства, как условия достижения высших ценностей".

Итак, что же такое "нравственная ценность"? Под  данным феноменом мы понимаем интегральное образование нравственного сознания, включающее в себя нравственные нормы, оценки, понятия, принципы, идеалы, тесно  связанное с мотивами и потребностями  индивида, обеспечивающее направленность его сознания на достижение высших нравственных целей, выполняющее функции оценивания, регулирования поведения человека на основе добра и зла.

Структурные элементы нравственных ценностей составляют определенную иерархию. Исторически и онтологически восхождение человека к вершине своего нравственного развития происходило постепенно: от приобщения индивида к моральным нормам общества, формирования на их основе оценочных суждений, затем более сложных смысловых образований (моральных понятий, принципов) до выработки нравственного идеала как наиболее обобщенного мировоззренческого понятия, вобравшего в себя все лучшее, что выработано моралью на данном этапе ее развития и представленном в одной личности.

При этом следует  заметить, что структурные элементы подвижны, развиваясь или регрессируя, они могут менять свое положение в системе. Так, например, широко распространенный в нравственном сознании эпохи феодализма принцип сословной чести постепенно утратил свое значение, произошло преобразование данного принципа в частную моральную норму, которая звучит примерно так: "положение обязывает". С другой стороны, моральная норма "не ленись" постепенно приобрела статус принципа трудолюбия.

Обратимся теперь к анализу структурных элементов.

Ценностный характер моральных норм отчетливо прослеживается уже в их дефиниции: "Моральные нормы - это устойчивая, утвердившаяся в общественном сознании расстановка узловых моральных ценностей...". В моральных нормах, по справедливому замечанию В.А. Василенко, "моделируется ценностная структура определенного вида поступков и отношений".

Ценностная  основа моральных норм состоит в  том, что в них содержится информация о правильном и неправильном, о  добре и зле, руководствуясь которой  человек выбирает оптимальный вариант нравственного поведения. Задавая определенную меру, рамки индивидуальному поведению, нормы способствуют упорядочению человеческих отношений. Особой глубиной ценностного содержания характеризуются общечеловеческие моральные нормы: не убий, не кради, не лги, не завидуй, помогай слабым, беззащитным и т.п.

Являясь составной  частью нравственных ценностей, моральные  нормы отличаются тем, что составляющее их основу долженствование содержит предпосылки добровольного признания  их личностью, возможность свободы выбора необходимой линии поведения.

Следующим элементом  в иерархии ценностей является нравственная оценка, может носить объективный  и субъективный характер. Объективная  сторона оценки обусловливается  общественной практикой и абстрактными смыслами, субъективная - потребностями и интересами субъекта оценки, имеющими самую разную природу. В связи с этим та или иная ценность может быть отражена в оценке с той или иной степенью адекватности. В процессе оценивания смысл ценностей может очень существенно трансформироваться, искажаться.

Как справедливо  замечает Т.И. Пороховская, "процесс  оценивания заключается в соотнесении  двух видов информации: знания о  предмете оценки и знания о субъекте оценки, его потребностях и интересах. С одной стороны, сам субъект может быть отражен с большей или меньшей степенью полноты, с другой - потребности и интересы могут быть также отражены неадекватно, субъективно, предвзято".

Таким образом, несоответствие оценок ценностям выражается в неполноте, неадекватности отражения  либо объекта оценки, либо потребностей и интересов, либо того и другого одновременно. Однако специфика оценок состоит не в этом: при одной и той же степени полноты отражения оценки у разных людей могут быть различными и даже взаимоисключающими. Это зависит от индивидуальности субъекта оценки, его жизненного опыта, его потребностей и интересов.

Заслуживающую внимания, на мой взгляд, шкалу оценок ценностной системы предложил Я. Гудечек. Первая шкала представлена оценками, в которых заключается  активное отношение субъекта к системе ценностей, что выражается в высокой степени интериоризации ценностей. Вторая - оценками, выражающими конформистское отношение человека к ценностям, что характеризуется внешним приспособленчеством его к нравственным ценностям без их интериоризации. Третью шкалу составляют оценки, в которых проявляется индифферентность субъекта к системе ценностей, выражающаяся в его безразличии, безучастности, пассивности, отсутствии интереса к нравственным ценностям. В четвертой шкале - отрицательные оценки, через которые проявляется несогласие индивида с ценностной системой, ее критика, стремление к ее изменению. Пятая шкала представлена оценками, в которых выражается активное противодействие субъекта ценностной системе, основанной на внутреннем и внешнем ее отрицании.

Таким образом, посредством нравственных оценок, с  одной стороны, выражается отношение  субъекта к существующей системе  ценностей, а с другой - возможность  определить ценностное значение поступков, поведения индивида, соответствия их моральным нормам, принципам, идеалам.

Следующую ступень "ценностной пирамиды" занимают моральные  понятия, представляющие собой высший уровень обобщения, к которым  относятся добро и зло, справедливость, счастье, смысл жизни и др. Рассматриваемые  понятия вырабатывались веками в совместной жизни людей как проявление определенных сторон моральных отношений, поэтому они являются общеупотребительными и распространенными. Одними из первых сформированных теоретических понятий общественного морального сознания стали добро и зло. Эти ценностные понятия нравственного сознания представляют собой форму отражения взаимодействия и взаимоотношений между людьми и носят исторически изменчивый характер. Через понятие "добро" может раскрываться ценность поступка; "добро" может рассматриваться как нравственная цель поведения и в таком случае оно выступает как мотив поступка; наконец, "добро" (добродетель) может быть и моральным качеством личности.

Такое многозначное определение понятия "добро" вытекает из самой природы морали, которая пронизывает собой все стороны жизнедеятельности людей. Добру, как известно, всегда противостоит зло, что подтверждают народная мудрость: "Нет худа без добра", а также изречение греческого философа Гераклита: "И добро, и зло - одно".

Добро и зло  тесно связаны с другими моральными понятиями - счастье, совесть, долг не могут быть адекватно поняты и тем более не могут стать актуальными принципами поведения, если у личности не сформировано правильное понимание добра и зла.

Несмотря на исторически изменчивый характер понятий добра и зла, суть их заключается в том, что под "добром" в любые времена и эпохи понимали то, что считается нравственным, достойным подражания, а под "злом" - противоположное значение: безнравственное, достойное осуждения. Поступки людей оцениваются как добро, если они находятся в соответствии с моральными нормами общества, и как зло, если противоречат этим нормам.

Другим ценностным понятием, носящим общий характер, является справедливость. В данном понятии, по очень точному замечанию  М.Н. Руткевича, "фиксируется нравственное представление о том, что соответствует и что не соответствует господствующей в обществе морали, что заслуживает нравственного признания, а что нет".

Интересным, на наш взгляд, является определение  понятия "справедливость", данное З.А. Бербешкиной: "Это понятие морального сознания, характеризующее меру воздействия и требования прав и благ личности или социальной общности, меру требовательности к личности, обществу, правомерность оценки экономических, политических, нравственных явлений действительности и поступков людей с позиции определенного класса или общества". В этом определении автор выделяет императивную направленность понятия "справедливость", которая в целом характерна для морального сознания.

Посредством данного понятия люди определяют ценность тех или иных явлений общественной жизни, принятых решений, затрагивающих их коренные интересы. Факты социальной несправедливости, если они повторяются часто, ведут к разочарованию, утрате веры в разумность существующей действительности. С понятием "справедливость" люди связывают такое устройство общества, где утверждается равноправие наций, равенство граждан перед законом, создаются условия для гармоничного развития личности, обеспечиваются ей широкие социальные гарантии. Как видим, в данном понятии заключен ярко выраженный ценностный аспект.

Особо значимым для человека является понятие "счастье". Среди множества определений  данного феномена мы выбрали то, где подчеркивается его связь  с понятием "ценность". "Счастье - ценность, мера добра в жизни человека, идеал совершенства личности и бытия вообще".

Информация о работе Нравственные ценности