Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:44, реферат
Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественно-научного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем ' тенденции, или линии Платона ' в античной философии. 
Сократ - великий античный мудрец,- стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.
     Сократ 
был непримиримым врагом афинских народных 
масс. Он был идеологом аристократии, 
его учение о незыблимости, вечности 
и неизменности моральных норм выражает 
идеологию именно этого класса. Сократовская 
проповедь добродетели имела 
политическое назначение. Он сам говорит 
о себе, что заботится, чтобы подготовить 
как можно больше лиц, способных 
приняться за политическую деятельность. 
При этом политическое воспитание афинского 
гражданина велось им в таком направлении, 
чтобы подготовить 
По Ксенофонту, Сократ восторгается 'самыми древними и самыми образованными государствами и народами', потому что они 'самые набожные'. Больше того:
     ' 
...он думает, что ему не стыдно 
будет взять за образец 
Сократ беседует о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности.
     Он 
хотел бы видеть в афинских гражданах 
людей храбрых, но скромных, не требовательных, 
благоразумных, справедливых в отношениях 
ко своим друзьям, но отнюдь не к 
врагам. Гражданин должен верит в 
богов, приносить им жертвы и вообще 
исполнять все религиозные 
Следует, наконец, упомянуть, что Сократ наметил так же классификацию государственных форм, исходя из основных положений своего этико-политического учения. Государственные формы, упоминаемые Сократом, таковы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия.
     Монархия, 
с точки зрения Сократа, тем отличается 
от тирании, что опирается на законные 
права, а не на насильственный захват 
власти, а поэтому и обладает моральным 
значением, отсутсвующим у тирании. 
Аристократию, которая определяется 
как власть немногих знающих и 
моральных людей, Сократ предпочитает 
всем другим государственным формам, 
в особенности направляя острие 
своей критики против античной демократии 
как неприемлимой с его точки 
зрения безнравственной формы 
Сократ - противник афинской демократии. На место вопроса о космосе, вопрос о человеке со всеми его связями характерен антропозитизм. Сократ претендовал на роль просвятителя. Он же враг изучения природы (вмешательства в дело богов). Задача его философии - обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание природы - безбожное дело. По Сократу, сомнение ведет к самопознанию, затем к пониманию справедливости, права, закона, зла, добра. Он же сказал, что познание человеческого духа - вот главное. Сомнение ведет к субъективному духу (человек), а затем ведет к объективному духу (бог). Опять же по Сократу, особое значение имеет познание сущности добродетели. Он поставил вопрос о диалектическом методе мышления. Он же убедил, что истина - это нравственность. А истинная нравственность - это знание того, что хорошо. И элитарность знания ведет к добродетели. Он дал классификацию государственных форм: монархия, тирания, аристократия, плутократия, демократия. А по Сократу, аристократия - это наилучшая форма государственного устройства.
Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от всех прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же цельным, земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и античного мира.
     Но 
то, чего не сделал сам Сократ, сделала 
за него история. Она хорошо потрудилась 
над тем, чтобы каталогизировать 
одни его высказывания как этические, 
другие - как диалектические, одни - 
как идеалистические, другие - как 
стихийно-материалистические, одни - как 
религиозные, другие - как еритические. 
Его признавали 'своим' самые разные 
идеологические течения, ему в вину 
ставились философские 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ