Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:44, реферат
Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественно-научного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем ' тенденции, или линии Платона ' в античной философии.
Сократ - великий античный мудрец,- стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский
Государственный Университет»
Миасский
филиал
Нравственная
философия Сократа
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
философия
Выполнил: Мязина Т. М.
Группа: МФЗ-101
Проверил:
Малькова Т.В.
2009/2010 уч. год
ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА
Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественно-научного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем ' тенденции, или линии Платона ' в античной философии.
Сократ - великий античный мудрец,- стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.
Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество, трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было. В цетре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. И сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.
Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества,'столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение'. Нужны гадания, а не научные исследования, чтобы получить указания богов относительно их воли. И в этом отношении Сократ ничем не отличался от любого невежественного жителя Афин. Он следовал указаниям дельфийского оракула и советовал делать это своим ученикам. Сократ аккуратно приносил жертвы богам и вообще старательно выполнял все религиозные обряды.
Основной
задачей философии Сократ признавал
обоснование религиозно-
Сомнение ('я знаю, что ничего не знаю') должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию ('познай самого себя'). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды,- необходимо поэтому, согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем найти основу религии и морали. Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу - к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию.
Развивая
свое религиозно-нравственное учение,
Сократ в противоположность
Сократ выступает против детерминизма древнегреческих материалистов и намечает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходным пунктом для него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеет своей целью пользу человека.
Телеология Сократа выступает в крайне примитивной форме. Органы чувств человека, согласно этому учению, своей целью имеют выполнение определенных задач: цель глаз - видеть, ушей - слушать, носа - обонять и т.п. Равным образом боги посылают свет, необходимый людям для зрения, ночь предназначена богами для отдыха людей, свет луны и звезд имеет своей целью помогать определению времени. Боги заботятся о том, чтобы земля производила пищу для человека, для чего введен соответсвующий распорядок времен года; более того, движение солнца происходит на таком расстоянии от земли, чтобы люди не страдали от излишнего тепла или чрезмерного холода и т.п.
Своего
философского учения Сократ в письменную
форму не обликал, но распространял
его путем устной беседы в форме
своеобразного, методологически направленного
к определенной цели спора. Не ограничиваясь
руководящей ролью в пределах
своего философско-политеческого
Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа.
Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такае добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как 'всеобщее', служащее основной всех частных добродетелей.
Задаче нахождения 'всеобщего' должен был, по мысли Сократа, способствовать его особый философский метод.
'Сократический'
метод, имевший своей задачей
обнаружение 'истины' путем беседы,
спора, полемики, явился источником
идеалистической 'диалектики'. 'Под
диалектикой понимали в
Между тем как Гераклит учил о борьбе противоположностей, как о движущей силе развития природы, сосредоточив свое внимание, главным образом, на объективной диалектике, Сократ, опираясь на элейскую школу ( Зенон ) и софистов ( Протагор ), впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом способе мышления. Основные составные части 'сократического' метода: 'ирония' и 'майевтика' - по форме, 'индукция' и 'определение' - по содержанию. 'Сократический' метод - это прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом и состоит сократовская 'ирония'. Однако Сократ ставил своей задачей не только 'ириническое' раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться 'истины'. Поэтому продолжением и дополнением 'иронии' служила 'майевтика' - 'повивальное искусство' Сократа ( намек на профессию его матери ). Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям родиться к новой жизни, к познанию 'всеобщего' как основы истинной морали. Основная задача 'сократического' метода - найти 'всеобщее' в нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача должна быть разрешена при помощи своеобразной 'индукции' и 'определения'.
Беседа
Сократа исходит из фактов жизни,
из конкретных явлений. Он сравнивает
отдельные этические факты, выделяет
из них общие элементы, анализирует
их, чтобы обнаружить препятствующее
их объединению противоречащие моменты,
и, в конечном счете, сводит их к высшему
единству на основе отысканных существенных
признаков. Таким путем он достигает
общего понятия. Так, например, исследование
отдельных проявлений справедливости
или несправедливости открывало
возможность определения
Если 'индукция' - это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения, то 'определение' - это установление родов и видов, их соотношения, 'соподчинения'.
Вот как, например, в разговоре с Евтидемом, готовившимся к государственной деятельности и желавшим знать, что такое справедливость и несправедливость, Сократ применил свой 'диалектический' метод мышления.
Сначала
Сократ предложил дела справедливости
заносить в графу 'дельта', а дела
несправедливости - в графу 'альфа',
затем он спросил Евтидема, куда
занести ложь. Евтидем предложил
занести ложь в графу 'альфа' (несправедливости).
То же предложил он и в отношении
обмана, воровства и похищения
людей для продажи в рабство.
Равным образом на вопрос Сократа
можно ли что-либо из перечисленного
занести в графу 'дельта' (справедливости),
Евтидем отвечал решительным
отрицанием. Тогда Сократ задал Евтидему
вопрос такого рода: справедливо ли
обращение в рабство жителей
несправедливого
Эту
кражу, или этот грабеж, Евтидем также
вынужден занести в графу
Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью.
Тремя основными добродетелями Сократ считал:
1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти)
2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности)
3.
Справедливость (знание, как соблюдать
законы божественные и
Только 'благородные люди' могут претендовать на знание. А 'земледельцы и другие рабочие очень далеки от того, чтобы узнать самих себя... ведь они знают только то, что имеет отношение к телу и служит ему... А потому, если познание самого себя есть признак разумности, никто из этих людей, не может быть разумным в силу одного своего ремесла'. Рабочему, ремесленнику, земледельцу, т.е. всему демосу (не говоря уже о рабах), недоступно знание.