Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 20:33, реферат
Цель работы состоит в определении понятия непрерывного образования в современном обществе.
Для выполнения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
- определить понятие непрерывного образования;
- охарактеризовать современное состояние непрерывного образования и перспективы его развития;
- раскрыть зарубежный опыт развития непрерывного образования.
Введение 3
1. Непрерывное образования: история становления и определение понятия 5
2. Современное состояние и перспективы развития непрерывного образования 10
3. Зарубежный опыт развития непрерывного образования 14
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Несколько предположений - какое будет в дальнейшем непрерывное образование:
1. В области профессионального образования - скорее всего, будущая профессиональная школа станет готовить два типа специалистов - по управлению и по технологии. Выпускники первых займут место на одной из ступенек иерархической лестницы управления и в дополнение к базовым качествам потребуют серьезной психолого-педагогической и менеджерской подготовки. Задача вторых - ставить и решать технологические проблемы, продвигать технический прогресс. Разумеется, внутри обоих типов будет существовать большое разнообразие профессиональных направлений. Дальнейшее объективное развитие техники и технологии заставит работника постоянно «надстраивать» знания над своим «базовым» образованием. Для человека - это способ реализации своего творческого потенциала, для общества - механизм воспроизводства и развития рабочей силы.
2. В области интеграции образования - непрерывность образования предполагает осуществление интеграции как ведущей тенденции развития современного образования. Интеграция позволяет обеспечивать оптимальные условия полноценного воспитания, образования и социализации детей и взрослых, их разностороннего развития, социальной защиты, социальной защиты. Целостность системы непрерывного образования придает ей интегративные свойства, ключевыми понятиями которых являются преемственность, прогностичность, гибкость и динамичность9.
3. В области интеграции содержания образования - интеграция содержания образования в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов образования, имеющих дисциплинарно - модульную структуру, основанных на компетенциях, позволит осуществлять содержательную интеграцию при разработке образовательными учреждениями основных профессиональных образовательных программ; разработать различные образовательные траектории для обучающихся образовательных учреждений; проводить независимую аттестацию обучающихся и выпускников и присвоения им соответствующей квалификации.
4. В рамках компетентностного подхода. Компетентностный подход находится в русле концепции «непрерывного образования» поскольку основной целью компетентностного подхода является обеспечение качества образования, а результатом - способность индивидуума действовать в различных проблемных ситуациях. Следовательно, непрерывность образования, имеющая целью формирование высококвалифицированных работников, способны хадаптироваться к изменяющейся ситуации в сфере труда, с одной стороны, и продолжение профессионального роста и образования - с другой, позволит повысить его качество, изменить уровень сложности и совершенствовать методику оценки компетенций и квалификаций обучающихся и выпускников образовательных учреждений, что является необходимым условием развития инновационной экономики в стране.
Таким образом, непрерывное образование - это комплекс государственных, частных и основанных на другой форме собственности образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство, преемственность и взаимосвязь всех звеньев образования, переподготовку и повышение квалификации каждого человека с учетом настоящих и перспективных общественных и экономических потребностей и личных образовательных целей и возможностей.
Идея LLL, как отмечается рядом зарубежных исследователей, сформировалась в середине 50-60-х гг. XX в., хотя упоминаются и более ранние даты, например 1926-1929 гг. Зарождение идей непрерывного образования можно обнаружить у Платона, Конфуция, Сократа, Аристотеля, Сенеки и других выдающихся древних ученых. Идеи непрерывного образования представлены во взглядах Вольтера, Гете, Руссо, которые связывали их с достижением полноты человеческого развития. Первые попытки реализовать идею непрерывности образования были предприняты в XIII-XIV вв. в городах Европы на базе так называемых «цеховых школ».
Обобщение опыта ряда европейских стран по реализации идеи образования в течение жизни и роли вузов в этом процессе, предпринятое некоторыми авторами, привело к выводу о том, что нет и не может быть единого согласованного универсального определения LLL, которое бы включало в себя как концептуальные, так и операционные компоненты. На операционном уровне содержание и морфология LLL варьируют в зависимости от структуры и исторического развития системы образования в каждой отдельно взятой стране. Даже в рамках одной страны значение и содержание данного термина могут меняться с течением времени. Например, такие термины, как непрерывное образование (continuing education), образование для взрослых (adult education), постоянное (в смысле процесса осуществления) образование (permanent education), обучение в течение жизни (lifelong learning), возобновляемое (периодически) образование (recurrent education), образование в течение жизни (lifelong education), применяются, как правило, в одном смысле, хотя и могут быть определены по-разному10.
Так Совет Европы и Европейский парламент объявили 1996 г. годом LLL в Европе, и именно тогда практически одновременно на саммитах трех основных международных организаций: ОЭСР, ЮНЕСКО и Совета Европы - концепция LLL нашла отражение в ряде документов, центральной идеей которых в большинстве случаев было создание стратегий, обеспечивающих возможности получения образования и обучения для всех людей на протяжении всей их жизни.
ЮНЕСКО в своем видении LLL предложила позиционировать университеты не только как центры, играющие важнейшую роль в образовательном сообществе, но и диверсифицировать их роль, превратить их в своего рода «перекрестки обучения» на протяжении всей жизни граждан. Деятельность ЮНЕСКО существенно повысила интерес правительств, исследователей, граждан к изучению вопросов, связанных с ролью LLL в современном мире, в частности на международном уровне. ОЭСР выпустила в 1973 г. документ под названием «Стратегия в области периодического образования», целью которого являлось «расширение реализации образовательных возможностей в течение жизни индивидуума». Совет Европы предложил всестороннюю концепцию непрерывного обучения в качестве основы для новых образовательных политик, «восприимчивых к ожиданиям быстро растущего числа и еще более диверсифицированных образовательных потребностей каждого индивидуума, молодого или в возрасте, проживающего в новом европейском обществе».
Саммит Европейского совета в Лиссабоне (Португалия) в марте 2000 г. выступил с инициативой создания общеевропейской системы LLL и утвердил положение о том, что успешный «переход к экономике и обществу, базирующимся на знаниях, должен сопровождаться переходом к концепции обучения в течение жизни». Эти решения были приняты во внимание в 2000г. Европейским союзом при обсуждении вопросов разработки всесторонней стратегии реализации LLL на индивидуальном и институциональном уровнях, а также во всех сферах общественной и частной жизни. В некотором смысле результатом этих обсуждений стало рабочее определение понятия LLL как «всесторонне направленной обучающей деятельности, осуществляемой на постоянной основе с целью повышения уровня знаний, навыков и профессиональной компетенции», данное Еврокомиссией и представителями стран - членов Евросоюза в рамках Европейской стратегии занятости (EES) и принятое в качестве точки отсчета для последующих обсуждений и действий.
Таким образом, в европейском сообществе формируется единый подход к пониманию содержания образования в течение жизни, непрерывного образования. Вместе с тем в разных странах сохраняются различия и неоднозначность в определениях и подходах к LLL.
На государственном уровне в Финляндии, например, понятие LLL трактуется очень широко, как общий принцип, который действует сразу на нескольких уровнях. Наряду с индивидуумом он охватывает сообщества, в которых люди живут и работают, а также социальные параметры, которые создают возможности для их деятельности. В основе этого принципа лежит управление образовательной карьерой граждан, деятельностью сообществ и меры, направленные на продвижение обучения, с целью дать им возможность осуществлять в рамках всего общества базовый и непрерывный процесс обучения.
Во Франции понятие LLL уходит корнями в события Французской революции 1794 г., когда была создана Национальная школа искусств и ремесел как научный, технологический музей и институт высшего образования для взрослых. Именно CNAM остается до сих пор самым большим поставщиком услуг LLL на образовательном рынке Франции. В нем обучается 30 % от общего числа зарегистрированных студентов. В начале 50-х гг. XX в. во Франции появилась концепция постоянно осуществляемого образования (education permanente), которая первоначально включала всю образовательную деятельность после базового образования11. Понятие LLL все чаще используется наряду с термином «education permanente», но среди специалистов оно рассматривается в качестве образования, более ориентированного на рынок труда, инструмента развития экономики через обучение граждан.
В Великобритании общепринятого определения LLL до настоящего времени нет, используется несколько трактовок этого термина:
- общий взгляд на образование - «от колыбели до могилы»;
- обозначение обучения на более поздних этапах жизни человека по завершении «изначального образования»;
- постобязательное образование, включающее в себя как послешкольное образование (возраст обучающихся 16-19 лет), так и высшее образование;
- образование или обучение, которое имеет место после того, как человек завершил full-time образование.
При этом развитие LLL рассматривается не как правительственная программа или интерес одного института, а как широкомасштабная задача, имеющая отношение к поведению и отношениям многих работодателей, частных лиц и организаций. Государство при этом играет определенную роль в этом процессе, но не может обеспечить практической реализации идей образования в течение жизни.
В Швеции образование для взрослых играло главную роль в формировании современного шведского общества, его индустриального и экономического развития и его политической культуры. Оно было законодательно закреплено и получило государственное признание в 1923 г. В конце 60-х - начале 70-х гг. XX в. акцент был смещен от образования для взрослых в сторону «периодического обучения». Реформа высшего образования 1977 г. включала множество идей, связанных с развитием «периодического образования», и закрепила их в новых организационных формах и структурах, которые до сих пор регулируют деятельность университетов в этой области. Фактически вследствие этой реформы высшему образованию Швеции стали присущи многие черты LLL, несмотря на то, что официально это нигде не было зафиксировано.
Существенные меры по продвижению идей LLL, в том числе и на государственном уровне, были предприняты в Японии. В 1984 г. был организован Специальный совет по реформе сферы образования как временный консультационный комитет при премьер-министре страны. В рекомендациях совета отмечалось, что в будущем LLL должно стать основным исходным условием развития образования, и особое значение придавалось смещению от системы образования, разделяемой на две составляющие (школьного и социального образования), в сторону LLL.
Парламентом Японии в 1990 г. был принят Закон «О развитии образования в течение жизни», предписывающий к исполнению ряд мер по поддержке LLL, включающих организацию советов по LLL на национальном уровне и уровне префектур, поддержку продвижения образования в течение жизни на местном уровне, а также осуществление исследований по выявлению образовательных потребностей и спроса на образователь-ные услуги со стороны населения префектур12.
Таким образом, идея LLL, как один из путей достижения социально-экономического развития и как инструмент для продвижения идей информационного общества и общества, основанного на знаниях, сформировалась в середине 60-х гг. XX в. и нашла отражение в различного рода документах трех ведущих международных организаций: ОЭСР, ЮНЕСКО и Совета Европы. В конце 90-х гг. XX в., во многом благодаря деятельности Совета Европы в европейском сообществе начинает формироваться единый подход к пониманию содержания образования в течение жизни, непрерывного образования, но вместе с тем в разных странах все еще сохраняются различия и неоднозначность в определениях и подходах к LLL.
Непрерывное образование - это комплекс государственных, частных и основанных на другой форме собственности образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство, преемственность и взаимосвязь всех звеньев образования, переподготовку и повышение квалификации каждого человека с учетом настоящих и перспективных общественных и экономических потребностей и личных образовательных целей и возможностей.
Согласно большинству оценок, экономическое возрождение России невозможно без кардинального улучшения качества кадров, обеспечивающих конкурентоспособность страны и развитие всех сфер жизни государства и общества, а значение профессионального образования, основного и дополнительного, которое выполняет функции адаптации профессиональной компетентности кадров к быстро меняющимся требованиям экономики, резко возрастает. Основным направлением решения кадровой проблемы считается создание и развитие системы непрерывного образования, или «образования в течение жизни».
Концепцией модернизации российского образования было определено одно из приоритетных направлений решения задач обеспечения качества, доступности и эффективности образования - развитие системы непрерывного профессионального образования. Для решения поставленных задач в среднесрочном периоде необходимо обеспечить развитие инфраструктуры непрерывного профессионального образования, включающей:
- создание общенациональной системы оценки качества образования на всех его уровнях, а также при прохождении различных образовательных программ, обеспечивающих повышение квалификации, профессиональную переподготовку, смену форм и областей профессиональной деятельности;
- расширение числа организаций, реализующих образовательные программы непрерывного профессионального образования (в первую очередь повышения квалификации и переподготовки кадров) за счет привлечения в эту сферу различных необразовательных организаций, имеющих ресурсы для осуществления разнообразных дополнительных профессиональных программ в рамках внутрифирменного обучения;
- развитие общественно-профессиональных организаций с широким представительством работодателей, деятельность которых будет направлена на формирование адекватных запросам рынка труда квалификационных требований к уровню подготовки специалистов, поиск и отбор современных образовательных технологий, а также оценку (аттестацию и аккредитацию) качества образовательных программ;
- переход к модульному принципу построения программ непрерывного профессионального образования, обеспечивающему повышение образовательной мобильности, а также большую гибкость системы образования, ее ориентированность на индивидуальные потребности обучающегося и запросы рынка труда;