Немецкая классическая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 15:58, реферат

Краткое описание

Во-первых, философов, причисляемых к немецкой классической философии, объединяет сходное понимание роли философии в истории человечества и культуры. Они считали, что философия призвана критически осмысливать историю человечества.
Во-вторых, в философских системах немецких мыслителей была разработана целостная, диалектическая концепция развития, позволяющая исследовать все сферы человеческой жизни.
В-третьих, для немецкой классической философии характерен научно-теоретический подход к исследованию истории, отказ от ее интуитивного постижения. Философы пытались выделить закономерности исторического развития, которые они понимали как принципы исторической «разумности».

Оглавление

Основные принципы немецкой классической философии ……………………3
Философия И. Канта: активность субъекта познания, постулаты практического разума……………………………………………………………..4
Система и метод философии Гегеля……………………………………………..7
Сущность антропологического материализма Л. Фейербаха………………...11
Список использованной литературы …………………………………………..13

Файлы: 1 файл

Философия (немецкая классическая философия).docx

— 29.05 Кб (Скачать)

 Однако Гегель непоследователен  в проведении своих диалектических  принципов.

 Диалектический метод исходит  из всеобщности и необходимости  развития во всех сферах, а  его философская система требует  оборвать развитие с достижением  абсолютной идеей высшей стадии  развития.

 Диалектический метод Гегеля  основан на всеобщности противоречий, а система же, обрывая развитие, требует установления непротиворечивого  абсолютно истинного состояния.

 Диалектический метод предполагает  преобразование существующей действительности, а система, напротив, ее оправдывает. Из-за своей противоречивости  философия Гегеля давала простор  для различных политических выводов.

 

Сущность антропологического материализма Л. Фейербаха

Людвиг Фейербах – философ-материалист и атеист. В противоположность Гегелю, который выводил природу из абсолютной идеи, Фейербах провозгласил, что природа существует вечно, она не имеет ни начала, ни конца, как во времени, так и в пространстве. Природа, доказывал Фейербах, человеку дана, ее не надо из чего-либо выводить. Напротив, все порождения человеческого сознания, в том числе и идея Бога, представляют собой «перевод на человеческий язык закономерностей природы». Фейербах называл философию Гегеля – «рациональной теологией», поскольку абсолютная идея Гегеля есть не что иное, как разум, оторванный от человека и превращенный в творящее мир начало. Абсолютная идея Гегеля - это новое название Бога.

 Опровергая Гегеля, Фейербах  утверждал, что мышление не может  существовать независимо от человека, так как оно неразрывно связано  с человеческим мозгом. Отсюда  он делал вывод о первичности  материи и вторичности сознания.

 В центре философии Фейербаха  стоял человек, которого он рассматривал  как часть природы. Предметом  его философии стали природа  и человек как биологическое  существо, поэтому материализм Фейербаха  называют антропологическим (от antropos – человек).

 Антропологический принцип  философии позволил Фейербаху  преодолеть дуализм души и  тела, свойственный идеализму и  религии. Нет самостоятельно существующего, а тем более первичного по  отношению к миру вещей мира  идей. В человеке обнаруживается  единство материального и духовного, и изучая его, писал Фейербах, мы устанавливаем вторичность  сознания по отношению к первичному  материальному субстрату – мозгу.

 Идеи возникают из общения  между людьми. Поэтому отношение  человека к природе опосредуется  отношением человека к человеку. В ходе общения индивидуальная жизнь соединяется с родовой, человек превращает продукты культуры в свои сущностные силы и способности.

 Фейербах был глубоко уязвлен  внечеловеческой сущностью философии  Гегеля. Вместе с тем рассмотрение  человека только как природной  сущности неизбежно приводило  Фейербаха к метафизической трактовке  природы и общества, идеализму  в объяснении социальных процессов. Человек Фейербаха – это биологический индивид, искусственно вырванный из социальной среды, исследуемый вне конкретно-исторических условий его бытия, его практической деятельности. Это абстрактный человек с неизменной биологической природой, с вечными, определенными биологическими свойствами, стремлениями и вытекающими из них поступками. В таком подходе к человеку ярко обнаруживается метафизический характер его философии. Поэтому очевидным является тот факт, что, отвергнув идеализм Гегеля, Фейербах отказался от рационального зерна его философии – диалектического метода. Абстрактный человек с неизменной биологической природой становится исходным в анализе Фейербахом общественных отношений.

 Во всех отношениях между  людьми Фейербах видел лишь  этические отношения, основанные  на врожденном стремлении к  счастью. Представление о наличии  у человека стремления к счастью, вытекающего из неизменной биологической  природы, привело философа к конструированию  общечеловеческой морали, скроенной  для всех времен и народов, которая, по существу, сводилась  к призыву любить друг друга  независимо от социальной принадлежности, пола и звания. Фейербах предложил  так перестроить сознание людей, чтобы их представления о счастье  стали тождественными. При таком  подходе определяющая роль в  общественном развитии отводится  духовным факторам.

 Со взглядами Фейербаха на  мораль тесно связаны и его  религиозные воззрения. Фейербах  стремился найти земные корни  религии. По его мнению, не Бог создал человека, а человек – Бога по своему образу и подобию. Но сами эти корни философ истолковывал как природные, увидел их в психологии биологических чувствований.

Список использованной литературы

  1. Мир философии. – М.: 1991г.
  2. Введение в философию. – М.: 1989г.
  3. Советский энциклопедический словарь. – М.: 1986г.
  4. Человек: мыслители прошлого, настоящего и будущего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. – М.: 1995г.

 

 


Информация о работе Немецкая классическая философия