Немецкая классическая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:10, реферат

Краткое описание

Особенности немецкой классической философии: идеи рационализма и активно-деятельной духовной сущности человека (И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Им. Кант, Г.В.Ф. Гегель).
Идея границ познания и учение о нравственности и долге в философии Им. Канта.
Диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля.
Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Файлы: 1 файл

Философия контрольная.docx

— 51.00 Кб (Скачать)

Другим важнейшим принципом  гегелевской диалектики является принцип  совпадения исторического и логического. Под «историческим» Гегель понимает реальное развитие мира и историческое развитие человеческого познания. Под «логическим» им понимается логическое движение мысли, или (что, по Гегелю, одно и то же) развитие разума. Совпадение исторического и логического имеет несколько аспектов. Во-первых, оно означает, что развитие мира происходит, в общем и целом, в соответствии с законами развития логики или разума. Конечно, полного соответствия быть не может — мир порой подвержен изменениям, нелогичным по своей сути. Однако главная линия становления и последующего развития мироздания совпадает с этапами последовательного логического мышления.

Совпадение основных этапов развития разума и развития мира означает, что Гегель признает разумность, то есть логическую оправданность, устройства мироздания, логичность всех важнейших  явлений природного и социального  мира. Его идею можно сформулировать предельно кратко: разум правит миром. Правда, сам Гегель предпочитает излагать свои мысли в усложненной форме, скрывающей от неискушенного читателя главные идеи за сложными философскими рассуждениями. Это не случайно: согласно Гегелю, истина, выраженная прямо и непосредственно, «слепит глаза», поэтому не будет воспринята адекватно. Невозможность прямо высказать истину не связана с психологией человека, а является объективным свойством самой истины, проявлением «хитрости» объективного «диалектического разума». Поэтому «истина не есть отчеканенная монета, которую можно положить в карман», пишет Гегель. И вообще, понятия «истинное» и «неистинное» не могут быть отнесены к отдельному, изолированному суждению, а только — к теоретической системе. Постижение истины требует колоссальных умственных усилий по построению стройной и всеобъемлющей теоретической системы и напряженного внимания для ее восприятия. Вот почему Гегель восклицает: «При слове "истина" должна высоко вздыматься грудь и учащенно биться сердце!»

Раскрытие первого аспекта  принципа совпадения исторического  и логического осуществляется в  гегелевской философии через  понятие Абсолютной идеи. Она является первичной формой существования разума в мире. В связи с этим она является субстанцией — основой мира. Но поскольку она есть форма разума, то обладает активностью, то есть является еще и субъектом. Разумная субстанция-субъект обладает способностью к саморазвитию. Ее саморазвитие и есть порождение (или творение) мира, а также его развитие согласно законам разума. Таким образом, первый аспект принципа совпадения исторического и логического состоит в том, что возникновение и развитие мироздания подчинено законам мышления, логике, то есть в своей основе разумно.

Второй аспект тесно связан с первым: история человеческого  познания, то есть история идей, в  основных этапах повторяет логический процесс становления и развития мира. Так, первые (древнегреческие) философы были заняты проблемами субстанции, затем перешли к осмыслению понятий движения и развития, затем обнаружили объективную разумную основу мира (теория идей Платона); христианская философия признала фундаментальной основой мира единого Бога, который в философской терминологии Гегеля как раз и есть субстанция-субъект; философия Нового времени пришла к выводу о разумности мироздания и т. д.

Наконец, третий аспект принципа совпадения исторического и логического  связан с утверждением о том, что  умственное развитие личности — от детства до зрелости — в основных чертах сокращенно повторяет логику развития познания человечества в целом. Здесь речь идет о том, что первоначально  внешний мир предстает перед  человеком в качестве чуждого, порой враждебного. Однако постепенно человек осваивается в мире. Его сознание приобретает способность мысленно поставить себя на точку зрения внешних предметов, «зажить жизнью изучаемого объекта». В этом индивиду помогают выработанные историей человеческого познания категории, знания и опыт предыдущих поколений. Гегель отвергает наличие врожденных форм познания, существующих до всякого опыта. Хотя он и признает, что для осуществления процесса познания необходимы определенные предпосылки, но они не являются врожденными, а «впитываются» индивидом начиная с раннего детства через общение со старшим поколением. Индивид не начинает познания с нулевой отметки: предпосылки познания он заимствует в готовом виде из опыта прошлого. Познающий индивид — это не «гносеологический Робинзон», а общественно-исторический субъект, включающийся новым звеном во всемирно-историческую преемственность процесса общечеловеческого познания.

Третий диалектический принцип  Гегеля вошел в историю философии  как принцип «отрицания отрицания», или двойного отрицания. Он характеризует процесс развития как внешнего мира (в основе которого лежит развитие объективного разума), так и человеческого познания. Этот принцип, во-первых, содержит утверждение о том, что переход к новому этапу не может произойти, если он не подготовлен предшествующим развитием. Во-вторых, новый этап предполагает удержание «положительного» содержания предыдущих этапов. В-третьих, процесс развития предполагает возврат на «новом уровне» к ранее уже преодоленному этапу, то есть воспроизведение некоторых черт пройденного этапа с учетом новых условий и достижений. Принцип двойного отрицания предполагает наличие одной главной линии развития, все другие рассматриваются как несущественные ответвления от нее. В нем также ярко выражено представление о кумулятивном характере всякого развития. Представление о кумулятивности развития исключает сколько-нибудь значительную роль кризисов, утрат прошлых достижений, возвратов к тому, что было категорически отброшено как безнадежно устаревшее или ошибочное. Выражая процесс развития через закон отрицания отрицания, Гегель в отчетливой форме выразил представление о развитии, остававшееся господствующим вплоть до конца XIX в.

Антропологический материализм Л. Фейербаха

Людвиг Фейербах (1804—1872) — немецкий философ-материалист и атеист, острый и бескомпромиссный критик религии и идеализма. Родился в семье известного юриста. Учился в Гейдельбергском и Берлинском университетах (где слушал лекции Гегеля). По окончании последнего и защиты диссертации стал (с 1828 г.) приват-доцентом Эрлангенского университета. С 1830 г. Фейербах ведет уединенную жизнь (преимущественно в деревне), публикуя свои труды, в которых он постепенно отходит от гегелевского учения, завершая тем самым немецкую классическую философию. Основные работы: «Сущность христианства» (1841) и «Основные положения философии будущего» (1843).

Согласно Фейербаху, единственными  объективными реальными вещами являются природа и человек. Он призывает  перейти от размышлений о потусторонних  сущностях, как это делают идеалисты, к изучению природы и человека. Основой философии, ее исходным пунктом  должен быть человек, а не абсолютная идея. Поэтому Фейербах сам назвал свою философию «антропологией».

За отправной пункт  решения вопроса о соотношении  бытия и мышления берется человек. Человек, по Фейербаху, есть единство материального  и духовного. Однако для него человек  — это абстрактное биологическое, природное существо, поэтому Фейербах не смог ответить на вопрос, почему сознание людей разных социальных групп неодинаково.

Фейербах делает попытку, исходя из антропологического материализма, рассмотреть различные формы  общественного сознания и прежде всего религию. Не Бог создал человека, а человек Бога. Божественная сущность, утверждает Фейербах, это не что  иное, как человеческая сущность, освобожденная  от индивидуальных границ, объективированная, а затем — обожествленная, почитаемая в качестве потусторонней сущности, то есть Бога.

Буквально все вопросы  бытия и познания Фейербах рассматривает  исходя из человеческой сущности как  природной, ибо он не противопоставляет  человека природе, а считает человека частью природы.

Приступая к характеристике природы, Фейербах указывает, прежде всего, на ее материальный характер. Природа  телесна, материальна, чувственна. Материя  вечна, не имеет начала и конца, т.е. бесконечна; она никем не сотворена. Причина природы находится в  самой природе. «Природа есть причина  себя самой», — повторяет он вслед  за Спинозой. Природа — это свет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, растения, человек и т.д. Качество неотделимо от бытия предметов и составляет их действительное бытие. Формами существования материи являются пространство и время. Он утверждал, что необходимость, причинность, закономерность представляют собой естественные силы. Фейербах выступал не только против идеализма, но и против вульгарного материализма Фохта, Молешотта, которые сводили психические явления к материальным физико-химическим и физиологическим процессам. Он постоянно подчеркивал, что истина не есть ни материализм (имея в виду вульгарный материализм), ни идеализм, а только антропология.

Немецкий мыслитель считает, что не «мыслящее Я», не «абсолютная  идея», а природа есть объективно обоснованное подлинное начало философии. Он не отвергает принципа тождества  бытия и мышления, но — в отличие  от Гегеля — понимает его материалистически, усматривая в гегелевской трактовке  данного принципа только тождество  мышления с самим собой. Фейербах заявил, что единство бытия и мышления истинно и имеет смысл только тогда, когда основанием, субъектом  этого единства берется Человек, а не сверхчеловеческое Я, не идеалистически абсолютизированный разум.

Коль скоро человек  — наиболее совершенная часть  вечной природы (а не творение Бога, не самосознание) и «высший предмет  философии», то задача последней (если она истинная) заключается, согласно Фейербаху, не в том, «чтобы творить  книги, а в том, чтобы творить  людей». Человек, прежде всего, материальное тело (а не только «мыслящее существо») и потому он обладает способностью ощущать и чувствовать.

Духовное начало в человеке не может быть, по Фейербаху, отделено от телесного, дух и тело — две стороны той реальности, которая называется человеческим организмом. Однако в единстве указанных двух сторон именно тело в его целостности (а не мышление) составляет сущность человеческого Я.

В целом Фейербах толковал человека преимущественно биологически и не дошел до понимания общественной сущности человека и его сознания, хотя определенные догадки по этому  вопросу у него имеются. Таков, например, его афоризм о том, что человек  — «продукт культуры, истории». Кроме того, немецкий философ отмечал, что отдельный, обособленный человек не заключает в себе человеческой сущности; последняя налицо только в общении, в единстве человека с человеком. Это единство философ называл «величайшим и последним принципом философии», а все существенные отношения, принципы различных наук — это только различные виды и формы этого единства.

Итак, вопреки своей «биологизаторской позиции», Фейербах утверждает, что «только общение создает человечество» и что «только общественный человек является человеком». Но эти идеи не были проведены им последовательно.

Заключение

Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. На всю последующую жизнь человечества они зажглись на небосклоне немецкой, европейской, мировой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Б. Рассел «История западной философии II» изд.  «Миф» г.Москва, 1999г.
  2. В.А. Кондрашов Новейший философский словарь: спр. изд. / Под ред. А. П. Ярещенко. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  3. А.Н. Волкова, В.С.Горнев, Р.Н. Данильченко «История философии» г. Москва, 2000г.
  4. В.И Курбатов «История философии.Конспект», 1999г.
  5. В.А.Канке «Философия», 1999г.
  6. В.А. Кохановский, В.П.Яковлев «История философии», 2001г.
  7. «Философия» 2-е изд. Под ред. В.Н. Лавриненко, 1998г.
  8. Хрестоматия по истории философии. Учебное пособие для вузов.       От Лао-цзы до Фейербаха. М.: Владос, 1997.
  9. В.Ф. Шаповалов «Философия науки и техники» уч.пособие, 2004г.

 


Информация о работе Немецкая классическая философия