Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:10, реферат
Особенности немецкой классической философии: идеи рационализма и активно-деятельной духовной сущности человека (И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Им. Кант, Г.В.Ф. Гегель).
Идея границ познания и учение о нравственности и долге в философии Им. Канта.
Диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля.
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Другим важнейшим принципом гегелевской диалектики является принцип совпадения исторического и логического. Под «историческим» Гегель понимает реальное развитие мира и историческое развитие человеческого познания. Под «логическим» им понимается логическое движение мысли, или (что, по Гегелю, одно и то же) развитие разума. Совпадение исторического и логического имеет несколько аспектов. Во-первых, оно означает, что развитие мира происходит, в общем и целом, в соответствии с законами развития логики или разума. Конечно, полного соответствия быть не может — мир порой подвержен изменениям, нелогичным по своей сути. Однако главная линия становления и последующего развития мироздания совпадает с этапами последовательного логического мышления.
Совпадение основных этапов развития разума и развития мира означает, что Гегель признает разумность, то есть логическую оправданность, устройства мироздания, логичность всех важнейших явлений природного и социального мира. Его идею можно сформулировать предельно кратко: разум правит миром. Правда, сам Гегель предпочитает излагать свои мысли в усложненной форме, скрывающей от неискушенного читателя главные идеи за сложными философскими рассуждениями. Это не случайно: согласно Гегелю, истина, выраженная прямо и непосредственно, «слепит глаза», поэтому не будет воспринята адекватно. Невозможность прямо высказать истину не связана с психологией человека, а является объективным свойством самой истины, проявлением «хитрости» объективного «диалектического разума». Поэтому «истина не есть отчеканенная монета, которую можно положить в карман», пишет Гегель. И вообще, понятия «истинное» и «неистинное» не могут быть отнесены к отдельному, изолированному суждению, а только — к теоретической системе. Постижение истины требует колоссальных умственных усилий по построению стройной и всеобъемлющей теоретической системы и напряженного внимания для ее восприятия. Вот почему Гегель восклицает: «При слове "истина" должна высоко вздыматься грудь и учащенно биться сердце!»
Раскрытие первого аспекта принципа совпадения исторического и логического осуществляется в гегелевской философии через понятие Абсолютной идеи. Она является первичной формой существования разума в мире. В связи с этим она является субстанцией — основой мира. Но поскольку она есть форма разума, то обладает активностью, то есть является еще и субъектом. Разумная субстанция-субъект обладает способностью к саморазвитию. Ее саморазвитие и есть порождение (или творение) мира, а также его развитие согласно законам разума. Таким образом, первый аспект принципа совпадения исторического и логического состоит в том, что возникновение и развитие мироздания подчинено законам мышления, логике, то есть в своей основе разумно.
Второй аспект тесно связан с первым: история человеческого познания, то есть история идей, в основных этапах повторяет логический процесс становления и развития мира. Так, первые (древнегреческие) философы были заняты проблемами субстанции, затем перешли к осмыслению понятий движения и развития, затем обнаружили объективную разумную основу мира (теория идей Платона); христианская философия признала фундаментальной основой мира единого Бога, который в философской терминологии Гегеля как раз и есть субстанция-субъект; философия Нового времени пришла к выводу о разумности мироздания и т. д.
Наконец, третий аспект принципа совпадения исторического и логического связан с утверждением о том, что умственное развитие личности — от детства до зрелости — в основных чертах сокращенно повторяет логику развития познания человечества в целом. Здесь речь идет о том, что первоначально внешний мир предстает перед человеком в качестве чуждого, порой враждебного. Однако постепенно человек осваивается в мире. Его сознание приобретает способность мысленно поставить себя на точку зрения внешних предметов, «зажить жизнью изучаемого объекта». В этом индивиду помогают выработанные историей человеческого познания категории, знания и опыт предыдущих поколений. Гегель отвергает наличие врожденных форм познания, существующих до всякого опыта. Хотя он и признает, что для осуществления процесса познания необходимы определенные предпосылки, но они не являются врожденными, а «впитываются» индивидом начиная с раннего детства через общение со старшим поколением. Индивид не начинает познания с нулевой отметки: предпосылки познания он заимствует в готовом виде из опыта прошлого. Познающий индивид — это не «гносеологический Робинзон», а общественно-исторический субъект, включающийся новым звеном во всемирно-историческую преемственность процесса общечеловеческого познания.
Третий диалектический принцип Гегеля вошел в историю философии как принцип «отрицания отрицания», или двойного отрицания. Он характеризует процесс развития как внешнего мира (в основе которого лежит развитие объективного разума), так и человеческого познания. Этот принцип, во-первых, содержит утверждение о том, что переход к новому этапу не может произойти, если он не подготовлен предшествующим развитием. Во-вторых, новый этап предполагает удержание «положительного» содержания предыдущих этапов. В-третьих, процесс развития предполагает возврат на «новом уровне» к ранее уже преодоленному этапу, то есть воспроизведение некоторых черт пройденного этапа с учетом новых условий и достижений. Принцип двойного отрицания предполагает наличие одной главной линии развития, все другие рассматриваются как несущественные ответвления от нее. В нем также ярко выражено представление о кумулятивном характере всякого развития. Представление о кумулятивности развития исключает сколько-нибудь значительную роль кризисов, утрат прошлых достижений, возвратов к тому, что было категорически отброшено как безнадежно устаревшее или ошибочное. Выражая процесс развития через закон отрицания отрицания, Гегель в отчетливой форме выразил представление о развитии, остававшееся господствующим вплоть до конца XIX в.
Антропологический материализм Л. Фейербаха
Людвиг Фейербах (1804—1872) — немецкий философ-материалист и атеист, острый и бескомпромиссный критик религии и идеализма. Родился в семье известного юриста. Учился в Гейдельбергском и Берлинском университетах (где слушал лекции Гегеля). По окончании последнего и защиты диссертации стал (с 1828 г.) приват-доцентом Эрлангенского университета. С 1830 г. Фейербах ведет уединенную жизнь (преимущественно в деревне), публикуя свои труды, в которых он постепенно отходит от гегелевского учения, завершая тем самым немецкую классическую философию. Основные работы: «Сущность христианства» (1841) и «Основные положения философии будущего» (1843).
Согласно Фейербаху, единственными объективными реальными вещами являются природа и человек. Он призывает перейти от размышлений о потусторонних сущностях, как это делают идеалисты, к изучению природы и человека. Основой философии, ее исходным пунктом должен быть человек, а не абсолютная идея. Поэтому Фейербах сам назвал свою философию «антропологией».
За отправной пункт
решения вопроса о соотношении
бытия и мышления берется человек.
Человек, по Фейербаху, есть единство материального
и духовного. Однако для него человек
— это абстрактное
Фейербах делает попытку, исходя из антропологического материализма, рассмотреть различные формы общественного сознания и прежде всего религию. Не Бог создал человека, а человек Бога. Божественная сущность, утверждает Фейербах, это не что иное, как человеческая сущность, освобожденная от индивидуальных границ, объективированная, а затем — обожествленная, почитаемая в качестве потусторонней сущности, то есть Бога.
Буквально все вопросы бытия и познания Фейербах рассматривает исходя из человеческой сущности как природной, ибо он не противопоставляет человека природе, а считает человека частью природы.
Приступая к характеристике природы, Фейербах указывает, прежде всего, на ее материальный характер. Природа телесна, материальна, чувственна. Материя вечна, не имеет начала и конца, т.е. бесконечна; она никем не сотворена. Причина природы находится в самой природе. «Природа есть причина себя самой», — повторяет он вслед за Спинозой. Природа — это свет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, растения, человек и т.д. Качество неотделимо от бытия предметов и составляет их действительное бытие. Формами существования материи являются пространство и время. Он утверждал, что необходимость, причинность, закономерность представляют собой естественные силы. Фейербах выступал не только против идеализма, но и против вульгарного материализма Фохта, Молешотта, которые сводили психические явления к материальным физико-химическим и физиологическим процессам. Он постоянно подчеркивал, что истина не есть ни материализм (имея в виду вульгарный материализм), ни идеализм, а только антропология.
Немецкий мыслитель считает, что не «мыслящее Я», не «абсолютная идея», а природа есть объективно обоснованное подлинное начало философии. Он не отвергает принципа тождества бытия и мышления, но — в отличие от Гегеля — понимает его материалистически, усматривая в гегелевской трактовке данного принципа только тождество мышления с самим собой. Фейербах заявил, что единство бытия и мышления истинно и имеет смысл только тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется Человек, а не сверхчеловеческое Я, не идеалистически абсолютизированный разум.
Коль скоро человек — наиболее совершенная часть вечной природы (а не творение Бога, не самосознание) и «высший предмет философии», то задача последней (если она истинная) заключается, согласно Фейербаху, не в том, «чтобы творить книги, а в том, чтобы творить людей». Человек, прежде всего, материальное тело (а не только «мыслящее существо») и потому он обладает способностью ощущать и чувствовать.
Духовное начало в человеке не может быть, по Фейербаху, отделено от телесного, дух и тело — две стороны той реальности, которая называется человеческим организмом. Однако в единстве указанных двух сторон именно тело в его целостности (а не мышление) составляет сущность человеческого Я.
В целом Фейербах толковал человека преимущественно биологически и не дошел до понимания общественной сущности человека и его сознания, хотя определенные догадки по этому вопросу у него имеются. Таков, например, его афоризм о том, что человек — «продукт культуры, истории». Кроме того, немецкий философ отмечал, что отдельный, обособленный человек не заключает в себе человеческой сущности; последняя налицо только в общении, в единстве человека с человеком. Это единство философ называл «величайшим и последним принципом философии», а все существенные отношения, принципы различных наук — это только различные виды и формы этого единства.
Итак, вопреки своей «
Заключение
Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. На всю последующую жизнь человечества они зажглись на небосклоне немецкой, европейской, мировой культуры.
Список используемой литературы