Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:10, реферат
Особенности немецкой классической философии: идеи рационализма и активно-деятельной духовной сущности человека (И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Им. Кант, Г.В.Ф. Гегель).
Идея границ познания и учение о нравственности и долге в философии Им. Канта.
Диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля.
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Соответственно этим трем вопросам, обращенным на три способности познания, гносеология Канта делится на трансцендентальную эстетику, трансцендентальную аналитику и трансцендентальную диалектику. Два последних образуют трансцендентальную логику.
Термин «трансцендентальный» у Канта означает то, что является всеобщим, предшествует опыту и предназначено для того, чтобы сделать возможным (всеобщим, необходимым и истинным) опытное познание. Поэтому трансцендентальное познание предмета означает не столько познание самого предмета, сколько осознание того, как возможно это познание.
Кант рассматривает четыре антиномии «чистого разума», называя их диалектикой.
1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. - Мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве.
2. Существует только простое и то, что сложено из простого. - В мире нет ничего простого.
3. Существует не только причинность по законам природы, но и свобода. - Нет никакой свободы, все совершается согласно законам природы.
4. Существует безусловно необходимое существо, то есть Бог, как причина мира. - Нет никакого абсолютно необходимого существа как причины мира.
Kaнт считает эти противоречия неразрешимыми, но этим самым он одновременно признает, что разумному мышлению присущи диалектические противоречия.
Вместе с тем главная задача разума есть достижение абсолютной целостности в понятиях рассудка, овладение «трансцендентальными идеями», которые не соприкасаются с чувственным опытом. Таких идей три: о Душе, как безусловном единстве всех психических процессов; о мире, как безусловном единстве всех условных, причинных явлений, о Боге, как безусловной причине всего сущего и мыслимого. Доказать их теоретически невозможно, но противоречия, рожденные размышлениями о них, как и антиномии, мнимые.
По мнению Канта, знания только тогда имеют ценность, когда позволяют человеку стать лучше, гуманнее. Следовательно, практический разум выше, совершеннее теоретического, а мораль автономна от каких-либо условий жизни и представляет собой область свободы, в которой властвует единое, внутреннее повеление, главный нравственный закон – категорический императив. Суть его философ сформулировал следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Это требование может противоречить внешним условиям существования и интересам отдельного человека, но оно запрещает действия, которые никогда не станут - общечеловеческими нормами поведения.
Учение о нравственности и долге в философии Канта
Обстоятельную разработку кантовская концепция морали получила в таких трудах, как «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Метафизика нравов» (1792). К ним примыкают работы Канта «Об изначально злом в человеческой природе» (1792), «Религия в пределах только разума» (1793).
Понимание оснований и сути, нравственных правил Кант считал одной из важнейших задач философии. Он говорил: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Согласно Канту, человек поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом: как явление среди других явлений природы человек подчинен необходимости, а как нравственное существо он принадлежит миру умопостигаемых вещей — ноуменов. И в этом качестве он свободен. Как нравственное существо человек подчиняется только нравственному долгу.
Нравственный долг Кант формулирует в форме нравственного закона, или нравственного категорического императива. Закон этот требует, чтобы каждый человек поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения всех. Если к поступкам, совпадающим с велением нравственного закона, человека влечет чувственная склонность, то такое поведение, считает Кант, не может быть названо моральным. Поступок будет моральным только в том случае, если он совершается из уважения к нравственному закону. Стержнем нравственности является «добрая воля», которая выражает поступки, совершаемые лишь во имя нравственного долга, а не ради каких-то других целей (например, из-за страха или чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей, ради корыстных целей, например, выгоды и т.п.). Поэтому кантовская этика нравственного долга противостояла утилитаристским этическим концепциям, а также религиозно-теологическим этическим учениям.
В кантовском учении о нравственности следует различать «максимы» и «закон». Первые означают субъективные принципы воли данного единичного лица, а закон — это выражение общезначимости, принцип волеизъявления, имеющий силу для каждой личности. Поэтому такой закон Кант называет императивом, то есть правилом, которое характеризуется долженствованием, выражающим обязательность поступка. Кант подразделяет императивы на гипотетические, исполнение которых связывается с наличием определенных условий, и категорические, которые обязательны при всех условиях. Что касается нравственности, то в ней должен быть только один категорический императив как высший ее закон.
Кант считал необходимым подробно исследовать всю совокупность нравственных обязанностей человека. На первое место он ставит долг человека заботиться о сохранении своей жизни и соответственно здоровья. К порокам он относит самоубийство, пьянство, обжорство. Далее он называет добродетели правдивости, честности, искренности, добросовестности, собственного достоинства, которым противопоставлял пороки лжи и раболепия.
Важнейшее значение Кант придавал совести как «нравственному судилищу». Двумя главными обязанностями людей в отношении друг к другу Кант считал любовь и уважение. Любовь он толковал как благоволение, определяя «как удовольствие от счастья других». Участливость он понимал как сострадание другим людям в их несчастьях и как разделение их радостей.
Кант осуждал все пороки, в которых выражается человеконенавистничество: недоброжелательность, неблагодарность, злорадство. Главной добродетелью он считал человеколюбие.
Таким образом, философия нравственности И. Канта содержит богатую палитру добродетелей, что свидетельствует о глубоком гуманистическом смысле его этики. Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практическое значение: оно ориентирует человека и общество на ценности моральных норм и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов.
Кант был убежден, что
неизбежная конфликтность
Нельзя не отметить и такую ныне актуальную проблему, которая рассматривается в социальной философии И. Канта, как проблема первенства морали по отношению к политике. Кант выступает против таких принципов аморальной политики: 1) при благоприятных условиях захватывай чужие территории, подыскивая затем оправдания этим захватам; 2) отрицай свою виновность в преступлении, которое ты сам совершил; 3) разделяй и властвуй.
Кант считает необходимым средством борьбы против этого зла гласность, рассмотрение политики с точки зрения ее гуманистического смысла, устранения из нее бесчеловечности. Кант утверждал: «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти».
Как и в теории познания, в этике Кант тоже пытается отыскать априорные, сверхэмпирические основания нравственности. Это должен быть всеобщий принцип (закон для всех). Всеобщий закон нравственности возможен и необходим потому, настаивает Кант, что в мире имеется нечто такое, существование чего заключает в себе и высшую цель и высшую ценность. Это «нечто» — человек! Такой закон, как априорный принцип конечной цели, Кант называет категорическим императивом (обязательным повелением): каждый человек, независимо от его положения в обществе, должен поступать так, чтобы этот поступок могли бы — к всеобщему благу — совершить и все другие, или, иначе говоря, — чтобы воля индивида могла стать всеобщим законодательством.
Кант отклоняет религиозную мораль: мораль, считает он, не должна зависеть от религии. Напротив, религия должна определяться требованиями морали. Человек, другими словами, не потому морален, что верит в Бога, а потому верит в Бога, что это вытекает как следствие из его нравственности. Но, так или иначе, мораль и вера открывают, по Канту, для человека вход в тот мир, который закрыт для науки. Кант прямо заявляет, что вынужден был ограничить место знанию, чтобы освободить его для веры.
Нравственная воля, вера, желание — это особая способность человеческой души, существующая наряду со способностью познания (но отличная от нее). Рассудок выводит нас к природе, разум (если не теоретический, то практический) — вводит во вневременной, трансцендентный мир свободы.
Мир природы — мир феноменальный. Мир свободы — мир умопостигаемый (мир вещей-в-себе). Они так бы и оставались несоприкасаемыми, чуждыми друг другу, если бы между областями природы и свободы не был переброшен «мост» — не выявлена была бы еще одна способность души, равно возвышающаяся над первыми двумя и объединяющая их. Такой способностью является способность суждения (в эстетике — это суждения вкуса: суждения о прекрасном и возвышенном). Она глубочайшим образом связана со способностью человека (данной ему культурой) испытывать чувство удовольствия от соприкосновения с феноменом целесообразности мира — природного и сотворенного самим человеком. Но последнее — сотворенная целесообразность — есть искусство. Ему принадлежит величайшая роль — увенчать культуру, преодолеть антиномию явления и сущности, природы и свободы.
Кант подчинил интеллектуальной деятельности всю свою жизнь, смирив телесные немощи, ограничив себя во впечатлениях и общении, подавив веления страстей и эмоций. Все было подчинено работе, и когда не осталось сил ее выполнять, жизнь потеряла смысл, жить стало нечем. Кант умер в 1804 году.
Диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) получил образование в Тюбингенском теологическом институте. Несколько лет работал домашним учителем в богатых семьях. Затем стал профессором университета в Йене, впоследствии работал директором гимназии в Нюрнберге, а с 1818 г. и до конца жизни он — профессор Берлинского университета. В берлинский период философия Гегеля приобрела широкую известность. Всеобщая Наука, или философия, по мысли Гегеля, включает в себя основные принципы, на которых строится научное познание и которые разработаны предшествующей философией. Среди этих принципов — такие, как принцип объективности (вынесение субъекта за скобки объекта), наличие научного метода, выявление законов изучаемого объекта, построение логически стройной теории.
Диалектика Гегеля представляет собой диалектическое развитие понятия, образ самораскрытия понятия, существующего в движении и движущегося в противоречиях. Наиболее полно гегелевская диалектика раскрывается в первой части его системы — в Логике. Необходимо помнить, что Гегель написал два труда, специально посвященных логике. Первый, более подробный, — «Наука Логики» (его принято еще называть «Большая логика») и второй, более краткий, ставший первой частью его фундаментального труда «Энциклопедия философских наук». Диалектические идеи, развитые в «Науке Логики», Гегель применяет во всех своих произведениях. Они служат ему методом изучения самых разнообразных сфер реальности, природы, общества и человека.
Важнейшим принципом гегелевской диалектики является принцип тождества субъекта и объекта. Он означает, что разработанное предшествующей новоевропейской философией понимание процесса познания как противостояния между субъектом и объектом имеет ограниченное и условное значение. В действительности в своей глубине субъект и объект совпадают между собой, тождественны друг другу. Их тождество основывается на глубинной логичности или разумности мироздания. Именно разум лежит в основе мира. Поэтому человеческое познание есть своеобразная встреча двух разумов — субъективного разума человека и объективного разума, скрытого в познаваемом объекте.
В познаваемом объекте разум присутствует в виде внутренних закономерностей, которые человеку предстоит открыть в процессе познания. Но пока закономерности не познаны, не открыты, объект представляется субъекту как чуждый, как резко отделенный от него, иной по своей природе. Отсюда и возникает зафиксированное догегелевеской философией представление о противопоставленности субъекта объекту и наоборот. Но, по Гегелю, это характерно только для начальной фазы познания; сам же процесс познания состоит во взаимном проникновении субъекта и объекта, преодолении их чуждости, в конечном итоге — в осознании тождества, которое существовало изначально, но в неосознанной форме. Субъект в процессе познания должен мысленно «зажить жизнью изучаемого объекта», то есть, мысленно поставив себя на место объекта, вместе с ним пройти путь его становления и развития, пережить этапы и перипетии этого пути в своем сознании. Только в этом случае становится достижимым полное познание объекта, или тождество субъекта и объекта в познании.
Гегель полагает, что современная ему наука останавливается на первом, начальном этапе — на разделенности субъекта и объекта. По этой причине она не проникает в сущность того, что подлежит изучению, ограничиваясь познанием его внешних свойств. Объект остается чуждым субъекту. Для познания, не способного зажить жизнью объекта, сущность его, конечно же, остается непознаваемой. Поэтому, по мнению Гегеля, в утверждении непознаваемости для науки сущности вещей Кант относительно прав, если иметь в виду ту ограниченную форму познания, которая сложилась в науке того времени. Но в абсолютном смысле он ошибается, поскольку может и должна существовать более совершенная форма научного познания, которую Гегель и разрабатывает на основе принципа тождества субъекта и объекта.