Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:11, реферат
Наука зародилась в древности, гении Аристотеля, Архимеда, Евклидатому свидетельство. Ее колыбелью стала Древняя Греция. Но длительное время научное знание находилось в зачаточном состоянии, даже в этом состоянии оно было доступно немногим. Ситуация изменилась в XVI-XVII вв. Именно в новое время произошло то, что дало основание говорить о научной революции — радикальной смене основных компонентов содержательной структуры науки, выдвижении новых принципов познания, категорий и методов.
1.Введение…………………………………………………………………………………..1
2.Периодизация науки…………………………………………………………....2-6
3.Неклассическая наука………………………………………………………….7-13
4.Особенности Неклассической науки………………………………………14
5.Принцыпи Неклассической науки……………………………………………15
6. История естествознания как смена научных парадигм…..…16-18
7.Заключение………………………………………………………....19
8.Список Литературы………………………………………………...20
Описанный процесс очень напоминает эволюцию во времени сложных самоорганизующихся систем, находящихся вдали от состояния теплового равновесия, которые изучаются синергетикой. Поведение таких систем также характеризуется периодом "накопления" неустойчивостей, в результате чего в определенные момент происходит скачкообразная, "катастрофическая" смена структуры, причем какая из возможных структур реализуется - предсказать невозможно.
Следует отметить, что рассмотренный подход к динамике научного знания пока еще находится в стадии развития и имеет немало критиков. В частности, до сих пор нет единого мнения о том, с какого "минимального" уровня уместно вводить понятие парадигмы. Например, относится ли флогистонная и кислородная теория горения к разным химико-физическим концепциям или же эти теории принадлежат к разным парадигмам (как считает Т. Кун).
17
Так или иначе, одна из существующих точек зрения заключается в предельно широком толковании термина парадигма как концептуального и методологического базиса науки. В соответствии с этой точкой зрения за всю историю естествознания существовали парадигмы: ньютоновская и эволюционная. В соответствии с первой природа в целом качественно не развивается, а все изменения связаны лишь с количественными характеристиками существующих материальных связей. Наиболее категорично ньютоновская парадигма проявляет себя в динамических теориях, описывающих однозначное, строго определенное начальными условиями поведение объектов. Но даже в статистических теориях, где описание динамики поведения носит вероятностный характер, однозначность и определенность в поведении рассматриваемых объектов остается, правда, относится она уже не к самим объектам, а к средним значениям, средним отклонениям и другим параметрам, описывающим случайные величины. Очевидно, вплоть до настоящего времени ньютоновская парадигма была характерна для физики, химии и других разделов естествознания, изучающих фундаментальные явления в сравнительно низкоорганизованных структурах.
Иной подход
к явлениям природы характерен для
эволюционной парадигмы. В соответствии
с ней динамика процессов в
природе имеет непредсказуемый, уникальный характер. Это,
конечно, не исключает существования определенных
закономерностей поведения, но эти закономерности
проявляются скорее как тенденции развития,
чем как однозначная зависимость от начальных
условий. Кроме того, в соответствии с
эволюционной парадигмой изменения в
природе могут приводить к появлению качественно
новых объектов (например, рождение звезды
из газопылевого облака), обладающих свойствами,
которые полностью отсутствовали у структурных
единиц, образующих эти объекты. Такое
поведение, в первую очередь, характерно
для космических, биологических, социальных
процессов.
Можно сказать, что ньютоновская парадигма воспринимает природу как "мир существующий", а эволюционная парадигма - как "мир возникающий". Если еще совсем недавно казалось, что только ньютоновская парадигма удовлетворяет критериям научности, то сейчас можно сказать, что эволюционная парадигма является столь же фундаментальным взглядом на материальный мир.
18
Заключение
Главной функцией
науки является выработка и систематизация
объективных знаний о действительности.
Цель науки всегда была связана с
описанием, предсказанием и объяснением
явлений и процессов
неклассическая социально-гуманитарная наука, лишь составляющие
неклассической науки. Причем совершенно очевидно, что искомое
понятие не просто некая условность и придумано оно не ради чисто
словесных удобств: понятие «неклассическая наука» отражает реальность, в которой существуют взаимозависимости и корреляции
между основными
ее составляющими – неклассическим
естествознанием, неклассической математикой
и неклассическими социально-
является отрицанием классической науки и несет в себе радикальную новизну по сравнению с ней.
19
Список Литературы
1. Бряник Н.В. Понятие неклассической науки: толкование и временные рамки.
2. А.Л.Никифоров ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ Москва. 1998г.
3. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов.
4. В. С .Степин, В. Г. Горохов, М.А.Розов Философия науки и техники.
20