Неклассический этап развития науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:11, реферат

Краткое описание

Наука зародилась в древности, гении Аристотеля, Архимеда, Евклидатому свидетельство. Ее колыбелью стала Древняя Греция. Но длительное время научное знание находилось в зачаточном состоянии, даже в этом состоянии оно было доступно немногим. Ситуация изменилась в XVI-XVII вв. Именно в новое время произошло то, что дало основание говорить о научной революции — радикальной смене основных компонентов содержательной структуры науки, выдвижении новых принципов познания, категорий и методов.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………………………..1
2.Периодизация науки…………………………………………………………....2-6
3.Неклассическая наука………………………………………………………….7-13
4.Особенности Неклассической науки………………………………………14
5.Принцыпи Неклассической науки……………………………………………15
6. История естествознания как смена научных парадигм…..…16-18
7.Заключение………………………………………………………....19
8.Список Литературы………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

Реферат по методологии научного познания.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

8

Далеко за рамки естествознания вышла сформулированная Н. Бором и ставшая основой в неклассической физике идея дополнительности. В соответствии с этим принципом, получение экспериментальной информации об одних физических величинах, описывающих микрообъект, неизбежно связано с потерей информации о  других величинах, дополнительных к первым. Такими взаимно дополнительными величинами являются, например, координаты и импульсы, кинетическая и потенциальная энергия, напряженность электромагнитного поля и число фотонов. Для неклассического естествознания характерно объединение противоположных классических понятий и категорий. Например, в современной науке идеи непрерывности и дискретности уже не являются взаимоисключающими, а могут быть применены к одному и тому же объекту, в частности, к физическому полю или к микрочастице.

 Изменяются  идеалы и нормы доказательности  и обоснования знания. В отличие  от классических образцов, обоснование  теорий в квантово-релятивистской  физике предполагало экспликацию  при изложении теории операциональной основы вводимой системы понятий  и выяснение связей между новой и предшествующими ей теориями. Новая система познавательных идеалов и норм обеспечивала значительное расширение поля исследуемых объектов, открывая пути к освоению сложных саморегулирующихся систем. В отличие от малых систем такие объекты характеризуются уровневой организацией, наличием относительно автономных и вариабельных подсистем, массовым стохастическим взаимодействием их элементов, существованием управляющего уровня и обратных связей, обеспечивающих целостность системы. Именно включение таких объектов в процесс научного исследования вызвало резкие перестройки в картинах реальности ведущих областей естествознания.

9

Процессы интеграции этих картин и развитие общенаучной  картины мира стали осуществляться на базе представлений о природе как сложной динамической системе. Этому способствовало открытие специфики законов микро-макро и мега-мира в физике и космологии, интенсивное исследование механизмов наследственности в тесной связи с изучением надорганизменных уровней организации жизни, обнаружение кибернетикой общих законов управления и обратной связи. Тем самым создавались предпосылки для построения целостной картины природы, в которой прослеживалась иерархическая организованность Вселенной как сложного динамического единства. Картины реальности, вырабатываемые в отдельных науках, на этом этапе еще сохраняли свою самостоятельность, но каждая из них участвовала в формировании представлений, которые затем включались в общенаучную картину мира. Последняя, в свою очередь, рассматривалась не как точный и окончательный портрет природы, а как постоянно уточняемая и развивающаяся система относительно истинного знания о мире.

Все эти радикальные  сдвиги в представлениях о мире и  процедурах его исследования сопровождались формированием новых философских оснований науки. Идея исторической изменчивости научного знания, относительной истинности вырабатываемых в науке онтологических принципов соединялась с новыми представлениями об активности субъекта познания. Он рассматривался уже не как дистанцированный от изучаемого мира, а как находящийся внутри него, детерминированный им. Возникает понимание того обстоятельства, что ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов, который зависит от исторического развития средств и методов познавательной деятельности. На этой основе вырастало новое понимание категорий истины, объективности, факта, теории, объяснения.

10

Радикально  видоизменялась и "онтологическая подсистема" философских оснований науки. Развитие квантово-релятивистской физики, биологии и кибернетики было связано с включением новых смыслов в категории части и целого, причинности, случайности и необходимости, вещи, процесса, состояния и др. В принципе можно показать, что эта "категориальная сетка" вводила новый образ объекта, который представал как сложная система. Представления о соотношении части и целого применительно к таким системам включают идеи несводимости состояний целого к сумме состояний его частей. Важную роль при описании динамики системы начинают играть категории случайности, потенциально возможного и действительного. Причинность не может быть сведена только к ее формулировке - возникает понятие "вероятностной причинности", которое расширяет смысл традиционного понимания данной категории. Новым содержанием наполняется категория объекта: он рассматривается уже не как себетождественная вещь (тело), а как процесс, воспроизводящий некоторые устойчивые состояния и изменчивый в ряде других характеристик. Все описанные перестройки оснований науки, характеризовавшие глобальные революции в естествознании, были вызваны не только его экспансией в новые предметные области и обнаружением новых типов объектов, но и изменениями места и функций науки в общественной жизни.

Основания естествознания в эпоху его становления (первая революция) складывались в контексте  рационалистического мировоззрения  ранних буржуазных революций, формирования нового (по сравнению с идеологией средневековья) понимания отношений человека к природе, новых представлений о предназначении познания, истинности знаний и т.п.

 

 

11

Становление оснований  дисциплинарного естествознания конца XVIII - первой половины XIX в. происходило  на фоне резко усиливающейся производительной роли науки, превращения научных знаний в особый продукт, имеющий товарную цену и приносящий прибыль при его производственном потреблении. В этот период начинает формироваться система прикладных и инженерно-технических наук как посредника между фундаментальными знаниями и производством. Различные сферы научной деятельности специализируются и складываются соответствующие этой специализации научные сообщества.

Переход от классического  к неклассическому естествознанию был подготовлен изменением структур духовного производства в европейской культуре второй половины XIX - начала XX в., кризисом мировоззренческих установок классического рационализма, формированием в различных сферах духовной культуры нового понимания рациональности, когда сознание, постигающее действительность, постоянно наталкивается на ситуации своей погруженности в саму эту действительность, ощущая свою зависимость от социальных обстоятельств, которые во многом определяют установки познания, его ценностные и целевые ориентации. Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). При этом возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия.

12

 При решении  ряда задач неклассические представления  о мире и познании оказывались  избыточными, и исследователь  мог ориентироваться на традиционно классические образцы (например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать нормы квантово-релятивистского описания, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования). Точно так же становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению всех представлений и познавательных установок неклассического и классического исследования. Они будут использоваться в некоторых познавательных ситуациях, но только утратят статус доминирующих и определяющих облик науки.

Когда современная  наука на переднем крае своего поиска поставила в центр исследований уникальные, исторически развивающиеся  системы, в которые в качестве особого компонента включен сам  человек, то требование экспликации  ценностей в этой ситуации не только не противоречит традиционной установке на получение объективно-истинных знаний о мире, но и выступает предпосылкой реализации этой установки. Есть все основания полагать, что по мере развития современной науки эти процессы будут усиливаться. Техногенная цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска.

 

 

 

 

 

13

Особенности неклассической науки

 

  1. Возрастание роли философии в развитии естествознания и других наук.
  2. Противоречие рассматривается как существенная характеристика объектов материального мира (например, противоречие квантовой и волновой структуры элементарных частиц).
  3. Сближение объекта и субъекта познания, зависимость знания от применяемых субъектом методов и средств его получения.
  4. Укрепление и расширение единства природы, повышение роли целостного и субстанциального подходов. Целостность природы имеет качественное своеобразие на каждом из структурных уровней развития материи. Субстанциальный подход – стремление найти первосубстанцию.
  5. Определяющее значение статистических закономерностей по отношению к динамическим.
  6. Изменение представлений о механизме возникновения научной теории.
  7. Формирование нового детерминизма, основанного на всеобщей причинности.
  8. Вытеснение метафизики в науке диалектикой (изменение способа мышления).

 

 

 

 

 

 

14

Принципы  неклассической науки

 

1.  Переход от исследования структурных равновесных организаций к анализу неравновесных, нестационарных структур, ведущих себя как открытые системы.

2. Мир - многоуровневая система. Существуют различные уровни мира-микро-макро и мега- в каждом своя специфика.

3. Введение  объектов осуществляется на пути  математизации, которая выступает  основным индикатором идей в  науке. Математизация ведет к повышению уровня абстракции теоретического знания, что влечет за собой потерю наглядности.

4. Принцип  дополнительности.

5. Наука  стала ориентироваться не на  изучение вещей как неизменных, а на изучение тех условий,  попадая в которые они ведут  себя тем или иным образом.

6.Статистические  и вероятностные законы используются  для описания сложно - организованных  систем.

7. Осмысливаются  связи между знаниями объекта  и характером средств и операций  деятельности субъекта. Экспликация  этих связей рассматривается  в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира.

8. Установка на невозможность описать мир сам по себе. Обязательный учет средств познавательной деятельности, которые взаимодействуют с объектом познания.

 

 

 

 

 

15

История естествознания как смена научных парадигм

 До последнего  времени развитие науки обычно  рассматривалось как постепенный  процесс накопления знаний, при  котором теории, факторы, методы  исследований слагаются во все  возрастающей запас достижений. Однако, то, что далеко не все  из прошлого науки выдерживает испытание временем и сохраняет актуальность, свидетельствует не столько о монотонном накоплении, сколько о постоянном переосмыслении накапливаемой информации, ревизии достигнутых результатов, смене приоритетов и направлений научного поиска. Понимание этого привело в начале 60-х годов нашего века к появлению нового подхода к вопросу о сущности и закономерностях прогресса в науке, который базируется на представлении о скачкообразной смене основных концептуальных схем, моделей постановки проблем и их решений - того, что обычно понимают под термином парадигма. Автор этого подхода, американский историк и философ Т. Кун, обратил внимание на чередование определенных фаз познавательной активности, которые характерны как для узких областей знания, так и для целых направления в науке. Большая часть исторического времени приходится, по его мнению, на период "нормальной" науки, которая представляет собой в высшей степени кумулятивный процесс, направленный на постоянное расширение научного знания и его уточнение в рамках общепринятой парадигмы. Парадигма является для "нормальной" науки и критерием истины, и критерием научности, и критерием значимости, в соответствии с которым определяются приоритетные направления исследований. Все, что не вписывается в парадигму, объявляется ненаучным и не заслуживающим внимания членов научного сообщества. В качестве примеров можно упомянуть корпускулярную парадигму в ньютоновской оптике (свет - поток частиц) и впоследствии сменившую ее волновую парадигму в классической теории электромагнетизма (свет - волна).

16

По мере углубления и расширения фронта научных исследований в рамках "нормальной" науки, совершенствования  научных средств и методов, в  поле зрения ученых все чаще попадают факты, не вписывающиеся в общепринятую парадигму. Если в начале эти факты после попыток "привязать" их к парадигме, объявляются неактуальными, то после того, как информация об "аномалиях" набирает "критическую массу", происходит научная революция, сопровождающаяся не просто уточнением или переосмыслением старой парадигмы, а переходом на новую парадигму, для которой характерен принципиально новый взгляд на природу. В результате научной революции происходит не столько скачок на более высокий уровень знани, сколько перестройка самих взглядов на проблему, "реструктуризация" научной информации. После этого вновь наступает кумулятивный период "нормальной" науки, но уже в рамках новой парадигмы.

Информация о работе Неклассический этап развития науки