Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:12, реферат
Целью данной работы является попытка разъяснения понятия «наука», определения характерных черт науки, выявления научных методов и способов исследования, а также выяснения отличий науки от других отраслей культуры.
Введение
I. Наука как особое явление общественной жизни……………………………. 3
II. Характерные черты науки и отличие ее от других отраслей культуры……9
Заключение
Список литературы
Фрагментарность — наука изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры; сама же делится на отдельные дисциплины. Понятие бытия как философское не применимо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая — это определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент.
Общезначимость — научные знания пригодны для всех людей; язык науки — однозначно фиксирующий термины, что способствует объединению людей.
Безличность — ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания. Например, в законе всемирного тяготения нет ничего от личности Ньютона.
Систематичность — наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.
Незавершенность — хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.
Преемственность — новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносятся со старыми знаниями.
Критичность — наука готова поставить под сомнение и пересмотреть свои (даже основополагающие) результаты. Внутринаучная критика не только возможна, но необходима.
Достоверность — научные выводы требуют, допускают и проходят в обязательном порядке проверку по определенным сформулированным правилам.
Внеморальность — научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к его применению.
Рациональность — наука получает знания на основе рациональных процедур. Составными частями научной рациональности выступают: понятийность, т.е. способность определять термины путем выявления наиболее важных свойств данного класса предметов; логичность — использование законов формальной логики; дискурсивность — способность раскладывать научные утверждения на составные части.
Чувственность — научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.
Эти свойства науки образуют шесть диалектических пар, соотносящихся друг с другом: универсальность — фрагментарность, общезначимость — безличность, систематичность — незавершенность, преемственность — критичность, достоверность — внеморальность, рациональность — чувственность.
Кроме того, для науки характерны свои, особые методы и структура исследований, язык, аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки:
В отличие от мифологии наука стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку. От философии науку отличает то, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос «почему?», а на вопросы «как?», «каким образом?». Наука отличается от религии тем, что рациональность и опора на чувственную реальность имеют в ней большее значение, чем вера. По сравнению с идеологией научные истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества. В отличие от техники наука нацелена не на использование полученных знаний о мире для его преобразования, а на познание мира. Теоретическим освоением действительности наука отличается от обыденного сознания.
Ведущие мыслители того времени
начали остро сознавать необходимость
внедрения в производство научных
принципов и взывали к
Этот процесс осуществляется многими путями и, прежде всего, путем создания теоретической основы для конструирования все более совершенных инструментов и машин. Ныне он выражается в автоматизации производства, в частичной замене работы человеческого мозга кибернетическими устройствами. Введение автоматических устройств позволяет интенсифицировать производственные процессы, уменьшить затраты ручного труда.
Заключение
Роль науки в развитии производства увеличивалась по мере расширения и обобществления производства. Лишь зарождавшиеся в недрах феодального общества рыночные отношения впервые поставили такие практические проблемы, которые могли быть разрешены только научно, производство достигло такого масштаба, который делал необходимым применение механики, математики и т.д. Наука все больше становится духовным содержанием производительных сил, ее достижения воплощаются в технических нововведениях.
Таким образом подводя
итог вышесказанному можно выделить
следующие функции, которые выполняет
наука в современном
Однако, необходимо помнить слова выдающегося физика XX века С.И. Вавилова, который предупреждал: «Наука - обоюдоострое всемогущее орудие, которое, в зависимости от того, в чьих руках оно находится, может послужить либо к счастью и благу людей, либо к их гибели»6. В то же время Ф. Жолио-Кюри отмечал, что «виноваты только те люди, которые плохо используют достижения науки».
Список литературы
1. Тютюнников Ю.Б., Шульга И.В., Филоненко Ю.Я. Концепции современного естествознания. Часть I: учебное пособие. – Липецк, Издательство ЛЭГИ, 2000.
2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2009.
3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов. – М.:ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2004.
4. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.
5. Бернал Дж. Роль науки в жизни общества. – М.: Наука, 1985.
1 Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 335 с.
2 Горохов В.Г. Концепции современного естествознания: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 412 с
3 Бернал Дж. Роль науки в жизни общества. – М.: Наука, 1985. – 126 с.
4 Бернал Дж. Роль науки в жизни общества. – М.: Наука, 1985. – 127 с.
5 Тютюнников Ю.Б., Шульга И.В., Филоненко Ю.Я. Концепции современного естествознания. Часть I: учебное пособие. – Липецк, Издательство ЛЭГИ, 2000 – 23с.
6 Горохов В.Г. Концепции современного естествознания: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 415 с.
Информация о работе Наука как особое явление общественной жизни