Наука как особое явление общественной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:12, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является попытка разъяснения понятия «наука», определения характерных черт науки, выявления научных методов и способов исследования, а также выяснения отличий науки от других отраслей культуры.

Оглавление

Введение

I. Наука как особое явление общественной жизни……………………………. 3

II. Характерные черты науки и отличие ее от других отраслей культуры……9

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 33.90 Кб (Скачать)

Фрагментарность — наука  изучает не бытие в целом, а  различные фрагменты реальности или ее параметры; сама же делится  на отдельные дисциплины. Понятие  бытия как философское не применимо  к науке, представляющей собой частное  познание. Каждая наука как таковая  — это определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий  области, представляющие интерес для  ученых в данный момент.

Общезначимость — научные  знания пригодны для всех людей; язык науки — однозначно фиксирующий  термины, что способствует объединению  людей.

Безличность — ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах  научного познания. Например, в законе всемирного тяготения нет ничего от личности Ньютона.

Систематичность — наука  имеет определенную структуру, а  не является бессвязным набором частей.

Незавершенность — хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.

Преемственность — новые  знания определенным образом и по определенным правилам соотносятся  со старыми знаниями.

Критичность — наука готова поставить под сомнение и пересмотреть свои (даже основополагающие) результаты. Внутринаучная критика не только возможна, но необходима.

Достоверность — научные  выводы требуют, допускают и проходят в обязательном порядке проверку по определенным сформулированным правилам.

Внеморальность — научные  истины нейтральны в морально-этическом  плане, а нравственные оценки могут  относиться либо к получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к  его применению.

Рациональность — наука  получает знания на основе рациональных процедур. Составными частями научной  рациональности выступают: понятийность, т.е. способность определять термины  путем выявления наиболее важных свойств данного класса предметов; логичность — использование законов  формальной логики; дискурсивность — способность раскладывать научные утверждения на составные части.

Чувственность — научные  результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

Эти свойства науки образуют шесть диалектических пар, соотносящихся  друг с другом: универсальность —  фрагментарность, общезначимость —  безличность, систематичность —  незавершенность, преемственность  — критичность, достоверность —  внеморальность, рациональность —  чувственность.

Кроме того, для науки  характерны свои, особые методы и структура  исследований, язык, аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки:

    • Отмеченные характерные черты науки позволяют отличить ее от всех других отраслей культуры.
    • Отличие науки от мистики заключается в стремлении не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию и воспроизведению.
    • От искусства наука отличается рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий.

В отличие от мифологии  наука стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов развития природы, допускающих  эмпирическую проверку. От философии науку отличает то, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос «почему?», а на вопросы «как?», «каким образом?». Наука отличается от религии тем, что рациональность и опора на чувственную реальность имеют в ней большее значение, чем вера. По сравнению с идеологией научные истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества. В отличие от техники наука нацелена не на использование полученных знаний о мире для его преобразования, а на познание мира. Теоретическим освоением действительности наука отличается от обыденного сознания.

Ведущие мыслители того времени  начали остро сознавать необходимость  внедрения в производство научных  принципов и взывали к разработке такой науки, с помощью которой, по словам Р. Декарта: «...зная силу и  действие огня, воды, воздуха, звезд, небес  и всех других окружающих нас тел  так же отчетливо, как мы знаем  различные занятия наших ремесленников, мы могли бы точно таким же способом использовать их для всевозможных применений...»5. Весь следующий ход истории представляет собой в этом аспекте неуклонный и все более углубляющийся процесс «онаучивания» производства.

Этот процесс осуществляется многими путями и, прежде всего, путем создания теоретической основы для конструирования все более совершенных инструментов и машин. Ныне он выражается в автоматизации производства, в частичной замене работы человеческого мозга кибернетическими устройствами. Введение автоматических устройств позволяет интенсифицировать производственные процессы, уменьшить затраты ручного труда.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Роль науки в развитии производства увеличивалась по мере расширения и обобществления производства. Лишь зарождавшиеся в недрах феодального  общества рыночные отношения впервые  поставили такие практические проблемы, которые могли быть разрешены  только научно, производство достигло такого масштаба, который делал необходимым  применение механики, математики и  т.д. Наука все больше становится духовным содержанием производительных сил, ее достижения воплощаются в  технических нововведениях.

Таким образом подводя  итог вышесказанному можно выделить следующие функции, которые выполняет  наука в современном социологическом  обществе:

    • познавательно-объяснительная — заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир, и каковы законы его развития;
    • мировоззренческая — помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;
    • прогностическая — наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений.

Однако, необходимо помнить  слова выдающегося физика XX века С.И. Вавилова, который предупреждал: «Наука - обоюдоострое всемогущее орудие, которое, в зависимости от того, в  чьих руках оно находится, может  послужить либо к счастью и  благу людей, либо к их гибели»6. В то же время Ф. Жолио-Кюри отмечал, что «виноваты только те люди, которые плохо используют достижения науки».

Список литературы

1.  Тютюнников Ю.Б., Шульга  И.В., Филоненко Ю.Я. Концепции  современного естествознания. Часть  I: учебное пособие. – Липецк, Издательство  ЛЭГИ, 2000.

2.  Горелов А.А. Концепции  современного естествознания: учебное  пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2009.

3.  Горелов А.А. Концепции  современного естествознания: учебное  пособие для вузов. – М.:ООО  «Издательство Астрель»; ООО «Издательство  АСТ», 2004.

4.  Горохов В.Г. Концепции  современного естествознания: учебное  пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.

5.  Бернал Дж. Роль науки  в жизни общества. – М.: Наука, 1985.

 

 

1 Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 335 с.

2 Горохов В.Г. Концепции современного естествознания: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 412 с

3 Бернал Дж. Роль науки в жизни общества. – М.: Наука, 1985. – 126 с.

4 Бернал Дж. Роль науки в жизни общества. – М.: Наука, 1985. – 127 с.

5 Тютюнников Ю.Б., Шульга И.В., Филоненко Ю.Я. Концепции современного естествознания. Часть I: учебное пособие. – Липецк, Издательство ЛЭГИ, 2000 – 23с.

6 Горохов В.Г. Концепции современного естествознания: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 415 с.

 


Информация о работе Наука как особое явление общественной жизни