Наука как особое явление общественной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:12, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является попытка разъяснения понятия «наука», определения характерных черт науки, выявления научных методов и способов исследования, а также выяснения отличий науки от других отраслей культуры.

Оглавление

Введение

I. Наука как особое явление общественной жизни……………………………. 3

II. Характерные черты науки и отличие ее от других отраслей культуры……9

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 33.90 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

 

I.  Наука как особое явление общественной жизни……………………………. 3

 

II.  Характерные черты науки и отличие ее от других отраслей культуры……9

 

Заключение 

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопрос о том, что представляет собой наука, чем она отличается от других сфер современной культуры, например от техники или искусства, каковы ее структура и роль в обществе, занимает одно из центральных мест в рассуждениях философов XX в. именно потому, что сама наука в этом столетии приобрела решающее значение в жизни человеческого общества. Степень развития в той или  иной стране сегодня в значительной степени определяет место этой страны в мировой цивилизации. Количество научных организаций и работающих в них ученых, объемы финансирования являются сегодня не только общегосударственным  делом отдельной страны, но и заботой  всего мирового сообщества. На науку  возлагаются надежны и простых людей, и правительств в разрешении таких насущных для человечества проблем, как обеспечение энергией, развитие новых транспортных средств и коммуникаций, избавление от до сих пор неизлечимых болезней и т. д. Вопрос о том, что представляет собой наука, становится предметом, исследования не только философии, но и науковедения — науки о науке, которая возникла в связи с необходимостью управления развитием науки в современном обществе, планирования и организации научно деятельности, взаимопроникновением науки и техники и даже производства. Именно в науковедении возникло представление о науке как о совокупности отдельных дисциплин, в свою очередь обладающих сложной структурой.

 

Целью данной работы является попытка разъяснения понятия  «наука», определения характерных  черт науки, выявления научных методов  и способов исследования, а также  выяснения отличий науки от других отраслей культуры.

 

 

 

Наука как особое явление общественной жизни

Наука - важнейший элемент  духовной культуры, высшая форма человеческих знаний, которые достигаются посредством  соответствующих методов познания, выражаются в точных понятиях, истинность которых проверяется и доказывается практикой. Наука - система понятий  о законах и явлениях внешнего мира или духовной деятельности людей, дающая возможность предвидения  и преобразования действительности, исторически сложившаяся форма  человеческой деятельности, «духовного производства», имеющая своим содержанием  и результатом целенаправленно  собранные факты, выработанные гипотезы и теории с лежащими в их основе законами, приемы и методы исследования.

Понятие науки применяется  для обозначения как процесса выработки научных знаний, так  и всей системы проверенных практикой  знаний, представляющих объективную  истину, а также для указания на отдельные области научных знаний, на отдельные науки. Современная  наука - это чрезвычайно разветвленная  совокупность отдельных научных  отраслей. Посредством науки человечество осуществляет свое взаимодействие с  природой, развивает материальное производство, преобразует общественные отношения. Наука способствует выработке мировоззрения, освобождает человека от суеверий и  предрассудков, расширяет его кругозор, совершенствует его умственные способности, формирует нравственные убеждения.

Слово «наука» буквально  означает «знание»1. Под знанием имеются в виду надежные сведения о материальных и духовных пилениях, верное их отражение в сознании человека. Знание противоположно незнанию, т.е. отсутствию проверенной информации о чем-либо. Наш разум движется от незнания к знанию, от поверхностного знания ко все более глубокому и всестороннему. Знания могут быть различными: элементарными, житейскими, донаучными, научными, эмпирическими и теоретическими.

Элементарные знания свойственны  животным, которые располагают верной информацией о некоторых свойствах  вещей и их простейших отношениях, что является необходимым условием их верной ориентировки в окружающем мире. Некоторыми житейскими знаниями располагают дети раннего возраста. Каждый человек в ходе своей жизни приобретает множество эмпирических сведений о внешнем мире и о самом себе. Уже первобытные люди обладали немалыми знаниями в форме передаваемых из поколения в поколение полезных сведений, обычаев, эмпирического опыта, производственных рецептов, они многое умели делать, и их умения основывались на их знаниях. И житейские, и донаучные, и научные знания основаны на практике. Все виды знания являются верным отражением вещей. Но, тем не менее, научные знания существенным образом отличаются от донаучных и житейских знаний. Житейские эмпирические знания, как правило, сводятся к констатации фактов и их описанию. Например, моряки превосходно знали, как надо пользоваться рычагами, а купцы - весами.

Научные знания предполагают не только констатацию фактов и их описание, но и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Житейское познание констатирует, да и то весьма поверхностно, как  протекает то или иное событие. Научное  познание отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает  именно таким образом: сущность научного знания заключается в достоверном  обобщении фактов, в том, что за случайным оно видит, необходимое, закономерное, за единичным - общее  и на этой основе осуществляет предвидение  различных явлений, объектов и событий,

Существенным признаком  научного познания является его системность, т.е. такая совокупность знаний, которая  приведена в порядок на основании  определенных теоретических принципов. Собрание разрозненных знаний, не объединенных в систему, еще не образует науку. В основе научных знаний лежат определенные исходные положения, закономерности, позволяющие объединять соответствующие знания в единую систему. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов и их описание доводятся до уровня их включения в систему понятий, в состав теории. У древних народов были накоплены немалые знания о количественных отношениях вещей. На основе этих знаний строились довольно сложные сооружения: дворцы, пирамиды и т.д. Но эти элементарные математические и физические знания долгое время носили лишь донаучный характер: они не были объединены в логически связную систему на основе общих принципов, закономерностей.

Научное познание мира существенно  отличается от «эстетической формы»2 сознания. Хотя и наука, и искусство есть отражение действительности, но в науке это отражение осуществляется в форме понятий и категорий, а в искусстве - в форме художественных образов. И научное понятие, и художественный образ представляют собой обобщенное воспроизведение действительности. Но в силу понятийного характера научного мышления взаимоотношения общего, особенного и единичного в научном познании происходят иначе, чем в искусстве. В науке единство общего, особенного и единичного выступает в форме общего, в форме понятий, категорий, а в искусстве то же самое единство выступает в форме такого образа, который сохраняет непосредственную наглядность единичного жизненного явления. Научное познание стремится к максимальной точности и исключает что-либо личностное, привнесенное ученым от себя: наука - это всеобщая общественная форма развития знания. Вся история науки свидетельствует о том, что любой субъективизм всегда рано или поздно беспощадно отбрасывался с дороги научного знания, сохранялось в науке лишь подлинное, объективное. Для научного познания существенно, прежде всего, то, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, тогда как ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает природу метода исследования. Предметом науки является вся действительность, т.е. различные формы и виды движущейся материи, а также формы отражения их в сознании человека. Об Уровне развития той или иной науки можно судить по характеру применяемых ею методов. Виды и формы методов в науке можно подразделить на ряд групп.

 Общие методы касаются всей науки, т.е. любого ее объекта. Сравнительный метод предусматривает изучение не изолированного объекта, а объекта вместе со всей совокупностью его связей с другими объектами. С помощью сравнительного метода, например Д.И. Менделеев раскрыл всеобщую вязь химических элементов - периодический закон, в соответствии с которым свойства элементов находятся в периодической зависимости от их атомных масс.3

С помощью исторического  метода раскрывается и обосновывается принцип развития в той или  иной области явлений действительности. В биологии этот метод, как показал  К.А. Тимирязев, является общей методологической основой эволюционной теории Дарвина, в соответствии с которой виды животных и растений не постоянны, а  изменчивы, ныне существующие виды произошли  естественным путем от других видов, существовавших ранее, наблюдаемая  в живой природе целесообразность создавалась и создается путем  естественного отбора полезных для  выживания организма изменений.4 Исторический метод в геологии опирается на всемерное использование наблюдений над современными явлениями природы и геологическими процессами, которые принимаются как исходный пункт для суждений о процессах и физико-географических условиях минувших геологических периодов и их изменениях в ходе развития Земли. В астрономии, используя этот же подход, на основании современных наблюдений состояния и развитии небесных тел, развивается космогония - наука о происхождении и развитии небесных тел.

Особенные методы применяются  во всех отраслях науки, но для исследования лишь отдельных сторон объектов. Поскольку  путь познания идет от изучения непосредственных явлений к раскрытию их сущности, постольку отдельным ступеням этого  общего хода познания соответствуют  конкретные приемы исследования:

  • непосредственное наблюдение явлений в естественных условиях;
  • эксперимент, с помощью которого изучаемое явление воспроизводится искусственно и ставится в заранее определенные условия;
  • сравнение,
  • измерение - частный случай сравнения, представляющий собой особого рода прием, при помощи которого находится количественное отношение между изучаемым объектом и другим известным объектом, принятым за единицу сравнений;
  • индукция (от частного к общему);
  • дедукция (от общего к частному) - о помощью двух последних приемов логически обобщаются эмпирические знания и выводятся логические следствия - анализ и синтез, позволяющие раскрывать закономерные связи между объектами путям их расчленения и воссоздания из частей.

Когда роль теоретического мышления делается достаточно большой, формой развития науки становится гипотеза. Теоретическое обобщение опытных  данных совершается при помощи неумных  абстракций, понятий, накапливаемый  эмпирический материал вызывает необходимость  пересмотра и ломки прежних теоретических представлений и выработки новых путем обобщения вновь накопленных опытных данных.

В современной науке получили развитие новые способы и методы исследований, среди которых следует  выделить:

  • метод аналогии, под которым подразумевается раскрытие внутреннего единства различных явлений, единства в их сущностях, общности в их законах. Создан целый класс вычислительных машин - аналоговых, в которых моделирование самых различных процессов осуществляется с помощью исследования электрических цепей переменного тока, колебания в которых описываются теми же дифференциальными уравнениями (как правило, второго порядка), что и моделируемый процесс;
  • метод формализации, основанный на обобщении форм различных по своему содержанию процессов, на абстрагировании их формы от содержания с целью выработки общих приемов оперирования с ней;
  • метод математизации, который является конкретизацией предыдущего метода, распространенного на изучение и обобщение количественной стороны, общих связей и структуры изучаемых предметов и процессов;
  • методы статистики и теории вероятностей, а также вопросы применения цифровых электронно-вычислительных машин;
  • метод моделирования, также неразрывно связанный с предыдущими, при котором моделируется именно сущность явлений действительности путем искусственного перевоплощения ее в образ вещественной или абстрактной модели.

Частные методы, или методы частных наук, связаны со специфическим  характером предметов отдельных  наук.

Необходимым условием научного исследования является установление факта  или фактов. Их осмысление ведет  к построению теории, представляющей собой важнейшую составную часть любой науки. В научных исследованиях существуют как бы разные уровни: одни из них отвечают ближайшим и непосредственным нуждам практики, другие рассчитаны на более или менее отдаленную перспективу. Они нацелены на решение стратегических задач, на раскрытие больших и широких возможностей практики будущего и на внесение коренных изменений в существующую практику.

 

 

 

 

Характерные черты  науки и отличие ее от других отраслей культуры

Рассматривая такое многогранное явление, как наука, можно выделить три его стороны: отрасль культуры; способ познания мира; специальный  институт (в понятие института  здесь входит не только высшее учебное  заведение, но и научные общества, академии, лаборатории, журналы и  т.п.). Как и другим сферам человеческой деятельности, науке присущи специфические черты.

Универсальность — научные  знания истинны для всего универсума при тех условиях, при которых  они добыты человеком. Научные законы действуют во всей Вселенной, как, например, закон всемирного тяготения.

Информация о работе Наука как особое явление общественной жизни