Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:12, реферат
Целью данной работы является попытка разъяснения понятия «наука», определения характерных черт науки, выявления научных методов и способов исследования, а также выяснения отличий науки от других отраслей культуры.
Введение
I. Наука как особое явление общественной жизни……………………………. 3
II. Характерные черты науки и отличие ее от других отраслей культуры……9
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
I. Наука как особое явление общественной жизни……………………………. 3
II. Характерные черты науки и отличие ее от других отраслей культуры……9
Заключение
Список литературы
Введение
Вопрос о том, что представляет
собой наука, чем она отличается
от других сфер современной культуры,
например от техники или искусства,
каковы ее структура и роль в обществе,
занимает одно из центральных мест
в рассуждениях философов XX в. именно
потому, что сама наука в этом
столетии приобрела решающее значение
в жизни человеческого
Целью данной работы является попытка разъяснения понятия «наука», определения характерных черт науки, выявления научных методов и способов исследования, а также выяснения отличий науки от других отраслей культуры.
Наука как особое явление общественной жизни
Наука - важнейший элемент
духовной культуры, высшая форма человеческих
знаний, которые достигаются
Понятие науки применяется
для обозначения как процесса
выработки научных знаний, так
и всей системы проверенных практикой
знаний, представляющих объективную
истину, а также для указания на
отдельные области научных
Слово «наука» буквально означает «знание»1. Под знанием имеются в виду надежные сведения о материальных и духовных пилениях, верное их отражение в сознании человека. Знание противоположно незнанию, т.е. отсутствию проверенной информации о чем-либо. Наш разум движется от незнания к знанию, от поверхностного знания ко все более глубокому и всестороннему. Знания могут быть различными: элементарными, житейскими, донаучными, научными, эмпирическими и теоретическими.
Элементарные знания свойственны
животным, которые располагают верной
информацией о некоторых
Научные знания предполагают не только констатацию фактов и их описание, но и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Житейское познание констатирует, да и то весьма поверхностно, как протекает то или иное событие. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает именно таким образом: сущность научного знания заключается в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно видит, необходимое, закономерное, за единичным - общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений, объектов и событий,
Существенным признаком научного познания является его системность, т.е. такая совокупность знаний, которая приведена в порядок на основании определенных теоретических принципов. Собрание разрозненных знаний, не объединенных в систему, еще не образует науку. В основе научных знаний лежат определенные исходные положения, закономерности, позволяющие объединять соответствующие знания в единую систему. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов и их описание доводятся до уровня их включения в систему понятий, в состав теории. У древних народов были накоплены немалые знания о количественных отношениях вещей. На основе этих знаний строились довольно сложные сооружения: дворцы, пирамиды и т.д. Но эти элементарные математические и физические знания долгое время носили лишь донаучный характер: они не были объединены в логически связную систему на основе общих принципов, закономерностей.
Научное познание мира существенно отличается от «эстетической формы»2 сознания. Хотя и наука, и искусство есть отражение действительности, но в науке это отражение осуществляется в форме понятий и категорий, а в искусстве - в форме художественных образов. И научное понятие, и художественный образ представляют собой обобщенное воспроизведение действительности. Но в силу понятийного характера научного мышления взаимоотношения общего, особенного и единичного в научном познании происходят иначе, чем в искусстве. В науке единство общего, особенного и единичного выступает в форме общего, в форме понятий, категорий, а в искусстве то же самое единство выступает в форме такого образа, который сохраняет непосредственную наглядность единичного жизненного явления. Научное познание стремится к максимальной точности и исключает что-либо личностное, привнесенное ученым от себя: наука - это всеобщая общественная форма развития знания. Вся история науки свидетельствует о том, что любой субъективизм всегда рано или поздно беспощадно отбрасывался с дороги научного знания, сохранялось в науке лишь подлинное, объективное. Для научного познания существенно, прежде всего, то, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, тогда как ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает природу метода исследования. Предметом науки является вся действительность, т.е. различные формы и виды движущейся материи, а также формы отражения их в сознании человека. Об Уровне развития той или иной науки можно судить по характеру применяемых ею методов. Виды и формы методов в науке можно подразделить на ряд групп.
Общие методы касаются всей науки, т.е. любого ее объекта. Сравнительный метод предусматривает изучение не изолированного объекта, а объекта вместе со всей совокупностью его связей с другими объектами. С помощью сравнительного метода, например Д.И. Менделеев раскрыл всеобщую вязь химических элементов - периодический закон, в соответствии с которым свойства элементов находятся в периодической зависимости от их атомных масс.3
С помощью исторического
метода раскрывается и обосновывается
принцип развития в той или
иной области явлений
Особенные методы применяются во всех отраслях науки, но для исследования лишь отдельных сторон объектов. Поскольку путь познания идет от изучения непосредственных явлений к раскрытию их сущности, постольку отдельным ступеням этого общего хода познания соответствуют конкретные приемы исследования:
Когда роль теоретического
мышления делается достаточно большой,
формой развития науки становится гипотеза.
Теоретическое обобщение
В современной науке получили развитие новые способы и методы исследований, среди которых следует выделить:
Частные методы, или методы частных наук, связаны со специфическим характером предметов отдельных наук.
Необходимым условием научного исследования является установление факта или фактов. Их осмысление ведет к построению теории, представляющей собой важнейшую составную часть любой науки. В научных исследованиях существуют как бы разные уровни: одни из них отвечают ближайшим и непосредственным нуждам практики, другие рассчитаны на более или менее отдаленную перспективу. Они нацелены на решение стратегических задач, на раскрытие больших и широких возможностей практики будущего и на внесение коренных изменений в существующую практику.
Характерные черты науки и отличие ее от других отраслей культуры
Рассматривая такое
Универсальность — научные знания истинны для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком. Научные законы действуют во всей Вселенной, как, например, закон всемирного тяготения.
Информация о работе Наука как особое явление общественной жизни