Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:17, контрольная работа
Наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом. Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли. Ни одна из крупнейших философских концепций XX века не могла обойти феномена науки, не выразить своего отношения к науке в целом и к тем мировоззренческим проблемам, которые она ставит. Что такое наука? Какова главная социальная роль науки? Существуют ли границы научного познания и познания вообще? К
Содержание
Введение. 3
Понятие науки. Отличие науки от обыденного знания………………………... 4
Эмпирическое и теоретическое знание 8
Фундаментальные и прикладные науки, их взаимосвязь……………………..14
Заключение 17
Список литературы………………………………………………………………18
Система научного знания каждой дисциплины гетерогенна. В ней можно обнаружить различные формы знания: эмпирические факты, законы, принципы, гипотезы, теории различного типа и степени общности и т.д. Все эти формы могут быть отнесены к двум основным уровням организации знания: эмпирическому и теоретическому. В методологических исследованиях до середины нашего столетия преобладал так называемый «стандартный подход», согласно которому в качестве исходной единицы методологического анализа выбиралась теория и ее взаимоотношение с опытом. Но затем выяснилось, что процессы функционирования, развития и трансформации теорий не могут быть адекватно описаны, если отвлечься от их взаимодействия. Выяснилось также, что эмпирическое исследование сложным образом переплетено с развитием теорий и нельзя представить проверку теории фактами, не учитывая предшествующего влияния теоретических знаний на формирование опытных фактов науки. Но тогда проблема взаимодействия теории с опытом предстает как проблема взаимоотношения с эмпирией системы теорий, образующих научную дисциплину. В этой связи в качестве единицы методологического анализа уже не может быть взята отдельная теория и ее эмпирический базис. Такой единицей выступает научная дисциплина как сложное взаимодействие знаний эмпирического и теоретического уровня, связанная в своем развитии с интердисциплинарным окружением (другими научными дисциплинами). Тогда анализ структуры научного исследования целесообразно начать с такого выяснения особенностей теоретического и эмпирического уровней научной дисциплины, при котором каждый из этих уровней рассматривается в качестве сложной системы, включающей разнообразие типов знания и порождающих их познавательных процедур.
По проблеме теоретического и эмпирического
имеется обширная методологическая
литература. Достаточно четкая фиксация
этих уровней была осуществлена уже в
позитивизме 30-х годов, когда анализ языка
науки выявил различие в смыслах эмпирических
и теоретических терминов. Такое различие
касается и средств исследования. Рассмотрим
более детально эти различия. Начнем с
особенностей средств теоретического
и эмпирического исследования. Эмпирическое
исследование базируется на непосредственном
практическом взаимодействии исследователя
с изучаемым объектом. Оно предполагает
осуществление наблюдений и экспериментальную
деятельность. Поэтому средства эмпирического
исследования необходимо включают в себя
приборы, приборные установки и другие
средства реального наблюдения и эксперимента.
В теоретическом же исследовании отсутствует
непосредственное практическое взаимодействие
с объектами. На этом уровне объект может
изучаться только опосредованно, в мысленном
эксперименте, но не в реальном. Кроме
средств, которые связаны с организацией
экспериментов и наблюдений, в эмпирическом
исследовании применяются и понятийные
средства. Они функционируют как особый
язык, который часто называют эмпирическим
языком науки. Смыслом эмпирических терминов
являются особые абстракции, которые можно
было бы назвать эмпирическими объектами.
Эмпирические объекты - это абстракции,
выделяющие в действительности некоторый
набор свойств и отношений вещей. Что же
касается теоретического познания, то
в нем применяются иные исследовательские
средства. Здесь отсутствуют средства
материального, практического взаимодействия
с изучаемым объектом. Но и язык теоретического
исследования отличается от языка эмпирических
описаний. В качестве его основы выступают
теоретические термины, смыслом которых
являются теоретические идеальные объекты.
Их также называют идеализированными
объектами, абстрактными объектами или
теоретическими конструктами. Это особые
абстракции, которые являются логическими
реконструкциями действительности. Ни
одна теория не строится без применения
таких объектов. Эмпирические знания могут
быть представлены гипотезами, обобщениями,
эмпирическими законами, описательными
теориями, но направлены они на объект,
который дан наблюдателю непосредственно.
Эмпирический уровень выражает объективные
факты, выявленные в результате экспериментов
и наблюдений, как правило, со стороны
их внешних и очевидных связей. Теоретический
уровень познания также предполагает
связь с действительностью, однако связь
эта не прямая, а опосредованная. На теоретическом
уровне мы не найдем фиксации или сокращенной
сводки эмпирических данных; теоретическое
мышление нельзя свести к суммированию
эмпирически данного материала. Получается,
что теория вырастает не из эмпирии, но
как бы рядом с ней, а точнее, над ней и
в связи с ней. И если эмпирический уровень
предполагает обобщение фактических данных,
опытных зависимостей, индуктивных законов,
мир теоретического знания составляют
идеи, концепции, идеальные объекты, которые
нигде не встречаются в действительности.
В основе деятельности теоретика лежит
создание и исследование таких идеальных
теоретических объектов .
Эмпирический и теоретический типы познания
различаются не только по средствам, но
и по методам исследовательской деятельности.
На эмпирическом уровне в качестве основных
методов применяются реальный эксперимент
и реальное наблюдение. Важную роль также
играют методы эмпирического описания,
ориентированные на максимально очищенную
от субъективных наслоений объективную
характеристику изучаемых явлений. Что
же касается теоретического исследования,
то здесь применяются особые методы: идеализация
(метод построения идеализированного
объекта); мысленный эксперимент с идеализированными
объектами, который как бы замещает реальный
эксперимент с реальными объектами; особые
методы построения теории (восхождение
от абстрактного к конкретному, аксиоматический
и гипотетико-дедуктивный методы); методы
логического и исторического исследования
и др.
Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На этом уровне познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их конкретную оболочку. На уровне же теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Изучая явления и связи между ними, эмпирическое познание способно обнаружить действие объективного закона. Но оно фиксирует это действие, как правило, в форме эмпирических зависимостей, которые следует отличать от теоретического закона как особого знания, получаемого в результате теоретического исследования объектов. Эмпирическая зависимость является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет собой вероятностно-истинное знание. Теоретический же закон - это всегда знание достоверное. Получение такого знания требует особых исследовательских процедур. Итак, выделив эмпирическое и теоретическое познание как два особых типа исследовательской деятельности, можно сказать, что предмет их разный, т. е. теория и эмпирическое исследование имеют дело с разными срезами одной и той же действительности. Эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции; в этих корреляциях, в отношениях между явлениями оно может уловить проявление закона. Но в чистом виде он дается только в результате теоретического исследования. Следует подчеркнуть, что увеличение количества опытов само по себе не делает эмпирическую зависимость достоверным фактом, потому что индукция всегда имеет дело с незаконченным, неполным опытом. Сколько бы мы ни проделывали опытов и ни обобщали их, простое индуктивное обобщение опытных результатов не ведет к теоретическому знанию. Теория не строится путем индуктивного обобщения опыта. Это обстоятельство во всей его глубине было осознано в науке сравнительно поздно, когда она достигла достаточно высоких ступеней теоретизации. Итак, эмпирический и теоретический уровни познания отличаются по предмету, средствам и методам исследования. Однако выделение и самостоятельное рассмотрение каждого из них представляет собой абстракцию. В реальности эти два слоя познания всегда взаимодействуют.
Выделив эмпирический и
Различие между данными
В конкуренции различных подходов и концепций
она выявила многие важные характеристики
научной эмпирии, хотя и на сегодняшний
день проблема далека от окончательного
решения. Определенный вклад в ее разработку
был внесен и позитивизмом, хотя нелишне
подчеркнуть, что его стремление ограничиться
только изучением внутренних связей научного
знания и абстрагироваться от взаимоотношения
науки и практики резко суживали возможности
адекватного описания исследовательских
процедур и приемов формирования эмпирического
базиса науки. Важно сразу же уяснить,
что научное наблюдение носит деятельностный
характер, предполагая не просто пассивное
созерцание изучаемых процессов, а их
особую предварительную организацию,
обеспечивающую контроль за их протеканием.
Деятельностная природа
Перейдем теперь к анализу теоретического уровня познания. Здесь тоже можно выделить (с определенной долей условности) два подуровня. Первый из них образует частные теоретические модели и законы, которые выступают в качестве теорий, относящихся к достаточно ограниченной области явлений. Второй - составляют развитые научные теории, включающие частные теоретические законы в качестве следствий, выводимых из фундаментальных законов теории. Примерами знаний первого подуровня могут служить теоретические модели и законы, характеризующие отдельные виды механического движения: модель и закон колебания маятника (законы Гюйгенса), движения планет вокруг Солнца (законы Кеплера), свободного падения тел (законы Галилея) и др. Они были получены до того, как была построена ньютоновская механика. Сама же эта теория, обобщившая все предшествующие ей теоретические знания об отдельных аспектах механического движения, выступает типичным примером развитых теорий, которые относятся ко второму подуровню теоретических знаний.
Своеобразной клеточкой
Богатство связей и отношений, заложенное в теоретической модели, может быть выявлено посредством движения в математическом аппарате теории. Решая уравнения и анализируя полученные результаты, исследователь как бы развертывает содержание теоретической модели и таким способом получает все новые и новые знания об исследуемой реальности. Теоретические модели не являются чем-то внешним по отношению к теории. Они входят в ее состав. В основании развитой теории можно выделить фундаментальную теоретическую схему, которая построена из небольшого набора базисных абстрактных объектов, конструктивно независимых друг от друга, и относительно которой формулируются фундаментальные теоретические законы. Когда эти частные теоретические схемы включены в состав теории, они подчинены фундаментальной, но по отношению друг к другу могут иметь независимый статус. Образующие их абстрактные объекты специфичны. Они могут быть сконструированы на основе абстрактных объектов фундаментальной теоретической схемы и выступать как их своеобразная модификация. Итак, строение развитой естественнонаучной теории можно изобразить как сложную, иерархически организованную систему теоретических схем и законов, где теоретические схемы образуют своеобразный внутренний скелет теории. Чтобы применить к опыту фундаментальные законы развитой теории, из них нужно получить следствия, сопоставимые с результатами опыта.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому.
Фундаментальные и прикладные науки, их взаимосвязь
Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Оно закрепляется в форме знаний мысленного (понятийного, концептуального, интеллектуального) моделирования действительности. Соответственно этому науку определяют как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Однако производство знаний не является самодостаточным для общества, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека. Становление и развитие опытной науки XVII века привело к кардинальным преобразованиям в образе жизни человека. Словами Б. Рассела: «Почти все, чем отличается новый мир от более ранних веков, обусловлено наукой, которая достигла поразительных успехов в XVII веке… Новый мир, насколько это касается духовных ценностей, начинается с XVII века» (Рассел Б. История западной философии. – М., 1959).