Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:38, контрольная работа
Основная масса знаний приобретается людьми в процессе повседневной практики и через системы обучения. Но в обществе уже давно существует особый социальный институт, основное предназначение которого - добывать систематизированное, теоретическое, концептуальное и обоснованное знание. Таким институтом выступает наука.
К теоретическим методам научного познания относятся: идеализация, формализация, абстрагирование, анализ, синтез, аналогия, индукция, дедукция и др. Идеализация, например, состоит в мысленном или предметном создании образца объекта познания, наиболее возможной копии совершенного и желаемого знания и отражаемого им объекта. Наиболее распространенными идеализациями являются мыслительно-теоретические образы (модели) совершенного человека или гармоничного общества.
Формализация предусматривает создание модели объекта познания с помощью искусственных языков или форм логического мышления. Абстрагирование представляет временное отвлечение в процессе познания от тех свойств и элементов содержания объекта исследования, которые на данный момент не составляют цели познания. Наибольшей абстракцией обладают всеобщие понятия. Они универсальны, имеют в основном философско-мировоззренческий характер, отражают важнейшие и предельно широкие свойства и связи бытия. Такие понятия, как «бытие», «материальное», «идеальное», «связь», «изменение», «покой» и другие являются всеобщими, но наиболее «бедными» по содержанию.
По мере конкретизации понятий их содержание обогащается, что создает возможности индивидуализации и типизации объектов, которые отражаются данными понятиями. Идеализация и формализация могут рассматриваться разновидностями абстрагирования. Аналогия, индукция и дедукция - методы преимущественно формально-логического познания. Существует много других методов научно-теоретического познания. Они применяются избирательно, должны соответствовать объекту и цели исследования, ими должен владеть субъект познания. Всякие методы научного познания соотносятся с возможностью проверки знаний, которые добываются с использованием тех или иных методов, а также с основными формами научного познания.
Форма научного познания — относительно самостоятельное выражение познавательного цикла и его результатов на различных стадиях и этапах исследования. Типовой схемой исследования выступает:
а) обнаружение каких-либо несоответствий в функционировании объектов и процессов действительности с существующими научными знаниями или необходимость специального изучения вновь создаваемых явлений культуры, новых элементов бытия. Формулируются цель и задачи исследования, разрабатывается методика и выбираются методы, анализируется имеющаяся материальная и теоретическая база;
б) разрабатываются возможные варианты проведения исследования и егo ожидаемые результаты;
в) проведение самого исследования на эмпирическом и теоретическом (рациональном) уровнях;
г) закрепление результатов исследования и их выражение в знаковых системах.
Каждому из этих условно выделенных этапов соответствуют свои формы научного познания. Основные из них; научный факт; проблема; гипотеза, ее доказательство или опровержение; теория. Научный факт представляет выраженный средствами науки факт действительности, который не совпадает с имеющимся теоретическим объяснением процесса, к которому он принадлежит. Факт науки может возникать и в ходе новых необходимых исследований различных областей бытия. В факте науки констатируются события, свойства предметов и явлений, другие обнаруженные новшества, которые необходимо изучить, научно объяснить. Содержание факта науки может составлять ненаблюдаемое, необнаруженное, но предполагаемое событие или процесс. Один или совокупность научных фактов образуют предмет исследования. Область действительности, к которой принадлежат факты науки, выступает объектом исследования.
Для второго этапа научного познания характерна проблема как форма выражения знания. Научная проблема - объективно возникающие в процессе осмысления научных фактов вопрос или группа вопросов, ответы на которые для науки и практики имеют существенное значение. Научная проблема формируется с использованием научного аппарата, нацелена на достаточно глубокое и всестороннее исследование фактов науки и фактов действительности.
Поставить (сформулировать) научную проблему означает или использование уже имеющейся парадигмы, или разработку новых исходных принципов и оснований, идей и стандартов, которые составляют содержание кардинально иного решения научной проблемы. Смена парадигм в науке часто связана с научными революциями. Примером научных революций, означающих смену парадигм, могут служить: гелиоцентрическая концепция Коперника, эволюционное учение Дарвина, теория относительности Эйнштейна, многие великие открытия в математике и физике на рубеже XIX-XX веков. Революции в науке вызывают постановку и решение новых, сложных и значимых для общества проблем. Наука переходит при этом на более высокий уровень развития. Удачно и точно сформулировать научную проблему на основе новых научных фактов - важнейшее условие успешного исследования.
Следующим шагом (этапом) научного исследования является разработка программы. Она формируется в ходе дифференциации проблемы на более конкретные предположения и логику их обоснования, на определение этапов и процедур. Логически связанные или противоположные варианты решения научной проблемы формулируются в гипотезах.
Гипотеза - форма исследования и логического мышления, представляющая обоснованный вариант решения проблемы или ее части с целью выявления причин и закономерностей предмета исследования. Гипотеза в этом плане отличается от всяких догадок, предположений, воображения тем, что она опирается на факты науки, в ней используются категории науки. Гипотеза выдвигается на основе известных уже законов и теорий, но может в последующем и не согласовываться с ними.
Гипотеза есть научное предположение, выраженное достаточно просто и понятно языком науки. Она должна быть проверяема, т.е. должна существовать реальная возможность ее доказательства или опровержения. В начале гипотеза строится (накапливаются, анализируются и обобщаются факты науки с их первичным, предположительным объяснением), затем проверяется (на основе способов и форм логического мышления, сопоставления логических заключений с исходными научными фактами), а потом доказывается (эмпирическое исследование, сопоставление полученных знаний с фактами действительности, проверка научных выводов).
В ходе доказательства гипотезы объясняются факты науки, которые противоречат уже известным знаниям, обосновываются новые свойства, структуры, законы объектов бытия. Закон в науке - установленные существенные, необходимые, объективные, внутренние, универсальные для определенного класса явлений и повторяющиеся связи бытия. Закон - важнейшее звено и основание научной теории. Обоснование в процессе доказательства гипотезы новых свойств и связей объекта исследования формируется в логическую систему знаний, которая называется теорией.
Теория является заключительной формой процесса научного познания. Она представляет совокупность достоверных научных знаний об определенной стороне бытия. Знания систематизированы, логически взаимосвязаны и представляют целостную концепцию (учение). Теория содержит суждения, на основании которых можно получить новые суждения с помощью средств и способов логического мышления. Теория содержит возможность предвидения, так как в нее входят открытые законы, принципы последующего познания. Теория объясняет сущностное функционирование фрагментов бытия, обладает эвристической функцией. Она побуждает к новым исследованиям и открытиям. Теория, как правило, открытая форма научного знания. Ее можно дополнять новыми знаниями, считать утратившими достоверность или ценность те «истины», которые опровергнуты или не находят применения на практике. Теория преемственна в своем развитии и совершенствовании.
Главная задача всякой науки — добыть не просто истинные знания, а объединить их в теорию - достаточно масштабное и глубокое систематизированное концептуальное знание.
Понятие «теория» употребляется еще в двух значениях. Теория означает всякое, не обязательно истинное, но систематизированное знание с использованием категориального аппарата и логического мышления. Теории обоснования бытия Бога, оккультно-мистические теории, многие социальные утопии - примеры нестрогого употребления данного термина как научно-истинной теории. Понятие «теория» соотносится также с понятием «практика».
В этом соотношении теоретическое охватывает все содержание, способы и формы проявления сознания субъектов. В сознании, в чувствах и уме — как бы все теоретическое (не нашедшее еще воплощения в жизни), а сама жизнь людей, их конкретно-созидательная деятельность — это практика.
Философские теории имеют в своем содержании научно-теоретическиe знания, если их можно экспериментально обосновать или опровергнуть, т.е. проверить. Так, философские законы верифицируемы в том случае, когда они применяются (изучается их действие) к конкретным объектам бытия. Противоречивость развития, причинно-следственная зависимость, взаимосвязь сущности и явления, содержания и формы и другие философские знания научно проверяемы.
Но, как отмечалось, специфика философии состоит в том, что многие ее постулаты имеют мировоззренческий характер, основаны на свободном выборе той или иной точки зрения. Такие философские знания имеют теоретический характер, но вопрос об их истинности является некорректным. Знания о многих атрибутивных свойствах бытия, другие подобные знания не нуждаются в экспериментальной проверке. Имеет ли, например, бытие в целом какие-либо границы или оно их не имеет – это для человеческого сообщества важно, вызывает на протяжении веков постоянный интерес.
Таким образом, наука в современном обществе — неотъемлемый его атрибут. Наука по своему содержанию и сферам исследования чрезвычайно многообразна.
Философия является наукой, ей присущи основные признаки науки как общественного явления. Но философское знание с точки зрения его научно-истинной характеристики не все является таковым. Оно содержит в себе и мировоззренчески-теоретическую часть, когда вопрос об истинности, т.е. об адекватности знания объекту познания, не ставится и не должен ставиться.
Мировоззренческое философское знание основано на свободном выборе, на естественном праве человека самостоятельно выбирать тип мировоззрения и следовать ему на практике.
Список использованных источников
1. Демидов, А.Б. Философия и методология науки: курс лекций / А.Б.Демидов., 2009 - 102 с.
2. Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия: Учебное пособие. / Под. ред. д.ф.н., проф.Б.И. Каверина - М.: Юриспруденция, 2001. - 272 с.
3. Спиркин А.Г. Философия / Спиркин А.Г. 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с
4. Алексеев П.В. Философия /Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — 608 с.
1. Философия. Ч2. Учебно-практическое пособие / Под науч. ред. Ерёмина – Ростов н/Д: Филиал МГТА, 2002. Глава 8
2. Основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. Несмеянова Е.Е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. Р VII
3. Философия: учеб / Под ред. Кохановского В.П. – Ростов н/Д, Феникс, 2006. Глава XII
4. Миронов В.В. Философия: учеб. – М: ТК Велби, Проспект, 2006. Раздел 3, глава 2 §4
1. Специфика и структура научного знания.
2. Методы эмпирического и теоретического исследования.
3. Проблема развития научного знания.