И далее, если приближать прямодушных
людей и ставить их выше лукавых, то простолюдины
будут послушны. Если же приближать лукавых
людей и ставить их над прямодушными людьми,
то простолюдины не будут послушны. Из
сказанного следует, что взаимоотношения
между людьми должны строиться на нравственных
принципах, а руководство обществом и
государством должно осуществляться с
учетом обычаев, традиций страны, уважения
к предшествующим поколениям, с опорой
на порядочность и здравый человеческий
разум.
В том, что касается осмысления
и познания окружающего мира, Конфуций
в основном повторяет идеи, высказанные
его предшественниками, и в частности,
Лаоцзы, в чем-то даже уступая ему. Так,
окружающий мир, природу Конфуций, по существу,
суживает и ограничивает лишь небесной
сферой. Существенным элементом природы
у него выступает судьба, как нечто врожденно
предопределяющее сущность и будущее
человека. Так он говорит: «Что можно сказать
о небе? Смена четырех времен года, рождение
всего сущего». О судьбе говорится: «Все
первоначально предопределено судьбой,
и тут ничего нельзя ни убавить, ни прибавить.
Бедность и богатство, награда и наказание,
счастье и несчастье имеют свой корень,
создать который сила человеческой мудрости
не может». Анализируя природу человеческого
знания и возможности познания, Конфуций
считает, что по своей природе люди сходны
между собой. Лишь высшая мудрость и крайняя
глупость неизменны. Люди начинают различаться
друг от друга благодаря привычкам и воспитанию.
Что же касается уровней знания, то он
проводит следующую градацию: «Высшее
знание — это врожденное знание. Ниже
— знания, приобретенные учением. Еще
ниже — знания, приобретенные в итоге
одоления трудностей. Наиболее ничтожен
тот, кто не желает извлекать поучительные
уроки из трудностей».
Итак, можно с полным основанием
утверждать, что Лаоцзы и Конфуций своим
философским творчеством заложили прочный
фундамент для развития китайской философии
на многие века вперед.
3. Философия в
Древней Греции
Европейская и значительная часть
современной мировой цивилизации
прямо или косвенно являются продуктом
древнегреческой культуры, важнейшей
частью которой является философия. С
учетом этой парадигмы наше отношение
к древнегреческой культуре не может быть
беспристрастным и даже более того, требует
большего внимания и заинтересованного
отношения. Собственно говоря, эти мысли
не являются оригинальными. Все или почти
все европейские исследователи если не
преувеличивали роль и значение Древней
Греции в развитии современной цивилизации,
то, по крайней мере, никогда эту роль не
преуменьшали.
Напомним, что под Древней Грецией
подразумевается цивилизация, которая
в VII — VI вв. до н. э. включала
в себя ряд рабовладельческих
государств, расположенных на юге
Балканского полуострова, островах
Эгейского моря, побережье Фракии
и западной береговой полосе Малой Азии
и распространивших свои владения в период
греческой колонизации (VIII — V вв. до н.
э.) на Южную Италию и Восточную Сицилию,
на юг Франции, северное побережье Африки,
побережья Черного моря и черноморских
проливов.
Философия в Древней Греции
возникает на рубеже VII—VI вв. до
н. э. Известно, что первыми
греческими философами были Фалес,
Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор,
Ксенофан, Гераклит, чья жизнь и
деятельность выпадает на VI в.
до н. э.
При анализе греческой философии
в ней выделяют три периода: первый — от
Фалеса до Аристотеля; второй — греческую
философию в римском мире и, наконец, третий
— неоплатоновскую философию. Хронологически
эти периоды охватывают свыше тысячи лет,
с конца VII в. до н. э. до VI в. текущего летоисчисления.
Объектом нашего внимания будет только
первый период. В свою очередь первый период
целесообразно разделить на три этапа.
Это необходимо для того, чтобы более четко
обозначить развитие древнегреческой
философии как по характеру исследуемых
проблем, так и их решению. Первый этап
первого периода — это в основном деятельность
философов Милетской школы Фалеса, Анаксимандра,
Анаксимена (название получила по наименованию
ионийского города Милет); второй этап
— это деятельность софистов, Сократа
и сократиков и, наконец, третий включает
в себя философские идеи Платона и Аристотеля.
Следует отметить, что о деятельности
первых древнегреческих философов
практически, за небольшим исключением,
достоверных сведений не сохранилось.
Так, например, о философских воззрениях
философов Милетской школы, а в значительной
степени и о философах второго этапа, известно,
главным образом, из произведений последующих
греческих и римских мыслителей и в первую
очередь благодаря работам Платона и Аристотеля.
4. Древнерусская философия
Как ни парадоксально, но духовные
истоки России, российского государства
до настоящего времени продолжают
оставаться недостаточно изученными
и малоизвестными широкому кругу
наших соотечественников. В школах
и вузах, академиях и университетах
русская философская, социальная и религиозная
мысль, к сожалению, не является еще объектом
глубокого изучения и исследования. Справедливости
ради, надо признать, что в последние годы
начали выходить работы отечественных
мыслителей, которые ранее не были известны
даже многим специалистам. Именно это
обстоятельство послужило веским основанием
для включения данного раздела в учебник
по философии. По-видимому, нет необходимости
лишний раз напоминать, что для понимания
настоящего и прогнозирования будущего
необходимо глубоко знать прошлое своей
страны. Знание истории отечественной
философии, замыслов и деяний наших далеких
предков — важнейший элемент культуры
и практической деятельности образованного
человека.
Появление философии на Руси с
полным на то основанием можно датировать
первой половиной XI века. Одним из убедительных
свидетельств этого является труд киевского
митрополита Ила-риона, русского по происхождению
(до него киевскими митрополитами после
принятия Русью Христианства были греки),
«Слово о законе и благодати», появившийся
приблизительно около 1049 г. Из сохранившихся
и дошедших до нашего времени произведений,
в которых были поставлены философские
проблемы, — это самое древнее, но, возможно,
не единственное сочинение. Можно с большой
степенью вероятности утверждать, что
среди уничтоженных или утраченных за
время более, чем двухсотлетнего татаро-монгольского
ига литературных памятников были труды
и с философским содержанием. Вероятно,
именно по этой причине о философской
мысли в первые столетия существования
Российского государства сохранилось
мало письменных источников.
Решающая роль в становлении
философской мысли в Древней
Руси, несомненно, принадлежит православному
духовенству. Объясняется это
весьма просто. В период Средневековья
духовная жизнь, а в значительной степени
и все другие формы человеческого бытия,
определялась деятельностью церкви. Кстати,
как уже отмечалось выше, первыми церковными
иерархами в Киевской Руси после принятия
Христианства, как правило, были греки.
Немало их было и среди духовенства русской
церкви.
Необходимо отметить, что изучение
истории русской философии происходило
не без сложностей и не без
искажений. Одни, пишущие по этой
проблеме, по существу, пытались
отрицать ее историческое существование,
сводя ее возникновение к XVIII веку, другие
— наоборот, непомерно возвеличивали,
возводя ее в ранг мировых. Превознесение
или же уничижение национальной культуры
того или иного народа — явление, к сожалению,
в мире довольно распространенное. Неоригинальным
является и стремление вести отсчет существования
русской философии с XVIII в. Если обратиться
к истории мировой философии, то можно
привести множество примеров, когда региональной
или национальной философиям отказывали
в праве на существование. Вот лишь один
из них. Известно, что Гегель вел отсчет
философской мысли, начиная с греческих
мыслителей, и, по существу, отказывал
в праве на подобное существование древнеиндийской
и древнекитайской философии. Более того,
порой, он существенно преуменьшал значение
философии в историческом и сущностном
плане в жизни некоторых европейских народов,
в том числе и России. Так, в одной из своих
лекций он заявил, что в ряде европейских
стран, в которых «ревностно занимаются
науками и совершенствованием ума и где
эти занятия пользуются уважением, философия,
за исключением названия, исчезла до такой
степени, что о ней не осталось даже воспоминания,
не осталось даже смутного представления
о ее сущности — она сохранилась лишь
у немецкого народа, как некоторое ее своеобразие.
В истории русской философии
можно выделить несколько исторических
этапов. Главнейшими критериями
для подобной периодизации, на
наш взгляд, должны быть, прежде
всего, постановка и разработанность
философских проблем, степень
влияния философских идей на становление
государственности, формирование основных
качеств, духовной жизни русского человека,
рост национального самосознания, в частности,
соборности (общинность, коллективизм)
как важнейшей черты общественной жизни
русских, а в последующем и других народов
российского государства. Одной из существенных
особенностей русской философии, и в частности,
той ее части, которую сейчас именуют философией
политики, являлась концентрация внимания
на решение теоретических проблем национального
развития. Эта особенность в значительной
степени была обусловлена обширностью
территории, полиэтническим составом
населения, существованием различных
религиозных конфессий и самое главное
— постоянной необходимостью защиты от
нападений и консолидации национальной
государственности и территории.
Одна из важнейших особенностей
древнерусской философии, заметно
отличавшей ее от европейской,
состоит в том, что на Западе
в период Средневековья философия
выступала главным образом как
«служанка богословия». Ее право
на существование в целом оправдывалось
тем, в какой степени она помогала богословию
распространять его влияние на сознание
людей. Философия в Киевской Руси и в течении
нескольких последующих столетий выступала
как социально ориентированная философия.
Древнерусские мыслители ратовали за
создание централизованного государства,
рассматривая его как необходимое условие
для будущего развития России (кстати,
напомним, что Платон и Аристотель были
сторонниками сильного централизованного
государства, предпочитая целое его частям).
В дальнейшем, в связи с татаро-монгольским
нашествием и установлением оккупационного
режима, предпосылок для достойного
развития философии было немного.
Но и в этих условиях время
от времени появлялись работы,
(например «Задонщина», «Сказание
о Мамаевом побоище»), в которых ставились
и разрабатывались интересные и глубокие
проблемы. Только после того, как Россия
избавилась от татаро-монгольского гнета,
внутренних смут и нашествий и произошла
стабилизация внутренней ситуации, а это
случилось к концу XVII века, в России начинают
вновь творить глубокие мыслители и появляются
оригинальные философские работы.
Первый этап хронологически охватывает
период с момента возникновения
русского государства в конце
Х века, а если точнее с 988
года, когда на Руси официально было введено
христианство и до монголо-татарского
нашествия в 1242 году. Как известно, в это
время российское государство называлось
Киевской Русью. Духовное и интеллектуальное
содержание этого периода характеризуется
официальным введением на Руси христианства
и появлением первых литературных произведений,
в которых делается попытка философского
осмысления мира, выяснения причин, обусловливающих
общественные изменения, как в уже упоминавшемся
«Слове о законе и благодати». Имеется
немало убедительных свидетельств, подтверждающих
высокий уровень развития, в том числе
и в духовной области, древнерусского
государства, в первые столетия своего
существования.
Второй этап — это период
сражений русского народа за
освобождение от монголо-татарской
оккупации, за создание единого русского
государства, борьбы со смутой и за престол
с российскими боярами и пришельцами из-за
рубежа. Хронологически этот этап можно
пролонгировать до избрания в 1613 году
на царский престол представителя рода
Романовых. В философском отношении этот
период был мало продуктивным и это понятно,
поскольку условия для подобной деятельности
были самыми неблагоприятными. Тем не
менее философская нива не заросла травой.
Главными темами социальной философии,
которые оказались в центре внимания в
первую очередь священнослужителей, в
частности, Сергия Радонежского, стали
обоснование необходимости единения русского
народа в борьбе за освобождение от иноземного
гнета и идея создания сильного централизованного
православного государства. Особое место
в этот период принадлежит православию,
его организационной и духовной роли в
обретении и утверждении русским народом
своего национального самосознания.
Среди мыслителей-просветителей
этого периода следует выделить
преподобного Иосифа Волоцкого (1440—1515),
в миру Ивана Санина, сыгравшего большую
роль в деле укрепления духовности русского
народа, яростного обличителя еретического
учения жидовствующих, стремившихся подорвать
православие и основные устои русского
государства.
Большая роль в развитии философской мысли
отводится Максиму Греку (1470—1556), греку
по рождению, проведшему большую часть
своей жизни в России. Круг его интересов
был весьма широк — от переводческой деятельности
до создания оригинальных работ: «Беседа
души и ума» и «Беседует ум к душе своей»,
в них показана важность очищения и просветления
человеческой души как необходимый шаг
к нравственному совершенствованию.