Направления средневековой философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:55, контрольная работа

Краткое описание

Цель написания моей контрольной работы заключается в изучении периода развития святоотеческой литературы (патристики).
Я выделяю следующие задачи, которые нужно решить при выполнении контрольной работы:
1. дать общую характеристику святоотеческой литературы (патристики);
2.подробно изучить концепцию взглядов христианского мыслителя средневековой патристики - Аврелия Августина;
3. рассмотреть несколько направлений средневековой философии.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1.Общая характеристика святоотеческой литературы (патристики):
а) что такое патристика?...................................................................................4
б) периодизация средневековой патристики………………………………...6
в) период развития христианства в средневековой патристики. Основные течения ……………………………………………………………………………7
г) философия крупнейшего христианского мыслителя средневековой
патристики - Аврелия Августина……………………………………………....14
2.Направления средневековой философии:
а) теоцентризм………………………………………………………………..20
б) креационизм……………………………………………………………….22
в) провиденциализм………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………24
Приложение - тест……………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………..26

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

     Августин заложил основы новой  христианской философии. Он отбросил  классический подход греков, основанный  на объективизме и интеллектуализме, его подход был интроспективным,  воле он приписывал первенство  над разумом. Греки склонялись к финализму и натурализму, Августин представлял бога как бесконечность, а мир - как продукт сверхъестественной силы и творение милости. Интроспективная позиция переходит в персонализм, бог - это прежде всего персона, сущностью которой является воля; этим самым философия Августина отворачивается от универсализма древних. Она основана на доверии к силам воли, веры, любви и милости, но ни в коем случае не к силам разума и доказательств. 
 
 
 
 

      2. Направления средневековой философии. 

а) Теоцентризм.

     Теоцентризм - обращение к богу, его сущности, как первопричины  и первоосновы мира.

      В основе средневекового человекознания лежали религиозные (теоцентристские) о своей сути установки о том, что Бог — начало всего сущего. Он создал мир, человека, определил нормы человеческого поведения. Первые люди (Адам и Ева), однако, согрешили перед Богом, нарушили его запрет, захотели стать наравне с ним, чтобы самим определять, что есть добро и зло. В этом заключается первородный грех человечества, который частично искупил Христос, но который должен искупиться и каждым человеком через раскаяние и богоугодное поведение, Средневековая философия поставила принципиальные вопросы о сущности и существовании, о Боге, человеке и Истине, смысле вечности, соотношении градов «земного» и «Божьего» (Августин, Боэций, Эриугена, Альберт Великий и др.).
На  вершине средневекового интеллектуального  мышления стоит Фома Аквинский. Согласно Фоме Аквинскому, «есть некоторые  истины, которые превосходят сколь  угодно мощный разум: например, Бог един в трех лицах. Другие истины вполне доступны разуму: например, что Бог существует, что Бог един и подобные этому». Фома Аквинский впервые ввел различие истин факта и веры, которое широко распространилось в религиозной философии.
Бог —  действующая и конечная причина мира, мир создан Богом «из ничего»; душа человека бессмертна, его конечная цель — блаженство, обретаемое в созерцании Бога в загробном мире; сам человек тоже творенье Божье, а по своему положению — промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами.
В целом  влияние Фомы Аквинского на европейскую  культуру трудно переоценить, поскольку  именно он синтезировал христианство и идеи Аристотеля, гармонизировав соотношение веры и знания. В его  концепции они не противостоят друг другу, а сливаются в целое, что достигается допущением возможности рационального постижения сущности универсума, созданного Творцом.
Наиболее  емко философско-антропологические  взгляды Средневековья представлены в трудах Августина Блаженного. Он утверждал, что человек — это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело, плоть — презренны и греховны. Душа есть только у людей, животные ее не имеют. Человек полностью и всецело зависим от Бога, он несвободен и не волен ни в чем. Человек создавался Богом как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошел против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. С момента грехопадения люди предопределены ко злу, творят его даже тогда, когда стремятся делать добро.
Главная цель человека, считал Августин, — спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви как «граду Божьему».
     Таким образом, в средневековой философии господствует теоцентристское понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом. Тело (природное) и душа (духовное) противопоставлены друг другу.
 
 

 
 
 
 
 

б) Креационизм.

     Креационизм - (от лат. creare - создавать) - религиозное учение о сотворении мира богом из ничего. В патристике и схоластике - точка зрения согласно которой в результате зачатия возникает только тело, душа же создаётся богом из ничего и соединяется с телом.

 Сторонники креационизма разрабатывали совокупность идей — от сугубо богословских и философских до претендующих на научность, хотя в целом современное научное сообщество относится к таким идеям критически   Особенностью многих религий, в том числе монотеистических (христианства, иудаизма и ислама), является наличие кодифицированных священных текстов (соответственно Библия, Танах и Коран), содержащих в том или ином варианте фрагменты, описывающие сотворение мира и человека. Накопление данных различных наук (от астрономии до геологии и биологии), в особенности появление в XIX веке теории эволюции, привело к возникновению противоречия между буквальным прочтением этих текстов и научными данными и теориями. Результатом этого противоречия стал креационизм как совокупность телеологических концепций, являющихся религиозной реакцией на научные представления об эволюции живой и неживой природы. В рамках таких концепций фундаменталистские течения настаивали на буквальной интерпретации священных текстов, объявляя воззрения науки на происхождение мира и человека неверными, в то время как более либеральные течения пытались найти компромисс между ними.

Православные церкви единой официальной позиции по отношению к теории эволюции и, соответственно, креационизму не имели. 
Некоторые группы православных верующих (например, «Православное общество защиты и раскрытия святоотеческого учения о сотворении мира» тем не менее, настаивали на обязательности принятия всеми православными младоземельного креационизма (вплоть до отказа причащать сторонников теистического эволюционизма как еретиков)
 

в) Провиденциализм - (от лат. providentia - провидение) - понимание истории как проявление воли внешних сил по отношению к процессу, богу. Введенный еще Августином провиденциалистский путь  к "царству Божию" лег в основу всей средневековой схоластики [1-523].

Провиденциалистское понимание исторического процесса как пути к эсхатологическому царству Божию легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии. В произведениях христианских философов Евсевия и Иеронима (IV в.) всемирная история впервые стала рассматриваться как часть библейской священной истории. В трудах бл. Августина (прежде всего в «De civitate Dei») было показано, что движущей пружиной исторического процесса является Божественная воля: история развивается по Божественному плану, имеющему конечной целью торжество ценностей Нового Завета и достижения всеми верными Царствия Божьего. Августин дал христианскую периодизацию истории: от сотворения мира до Христа и — после Христа; по шести «возрастам мира» (по аналогии с библейскими шестью днями Творения); по четырём «мировым» монархиям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

заключение 

Я закончила  выполнение контрольной работы и  могу сделать следующее выводы по данной теме:

1. Средневековая  патристика являлась важным периодом  в развитие философии.

2. Философские  мыслители, жившие во времена средневековой патристики упорядочили различные стороны церковной жизни, углубили разработку вероучения и философию христианства.

3. Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из "отцов церкви" был Аврелий Августин. Главной из проблем в философии Августина была оценка зла и добра и их различение. Большое значение в своей философии Августин придавал христианской основе. Он сделал бога центром философского мышления, его мировоззрение было теоцентрическим.

    Идеи патристики наложили неизгладимый  отпечаток на мировоззрение и культуру не только той эпохи в которой жили и творили святые Отцы церкви. Их влияние стало определяющим и для последующего культурного развития на всём обширном культурном пространстве распространения христианства, а в определённой мере - и за его пределами. Патристика дала начало западной схоластической философии, остававшейся господствующей формой философствования вплоть до 16 - 17 вв. Святоотеческая литература была главным питательным источником русской культуры и философии до 18 в., а влияние её отчётливо ощущается в русской философии на протяжении всей истории, в том числе в философии 19 - начала 20 в. 
 
 
 
 

приложение 

Тест 

1. Что такое патристика?

     а) учение о ценностях;

     б) общее название литературы, написанной отцами церкви;

     в) наука о воспитании.

Ответ: б

 2. Какой период приходится на деятельность «святых отцов церкви»:

      а) 1-9 вв. до н.э.;

      б) 6-10 вв. до н.э.;

      в) 3-8 вв. до н.э.

 Ответ:  в

 3. Кто являлся крупнейшим христианским мыслителем  периода развития    

     патристики:

   а) Аврелий Августин;

   б) Платон;

   в) Фома Аквинский.

 Ответ:  а

4. Что по мнению Августина было центром философского мышления:

     а) человек;

     б) природа;

    в) бог.

Ответ: в

5. Что такое теоцентризм?

     а) религиозное учение о сотворении мира богом из ничего;

     б) обращение к богу, его сущности, как первопричины и первоосновы         

     мира;

     в)  понимание истории как проявление воли внешних сил по отношению

     к  процессу, богу.   Ответ: б 

список  используемой литературы 

1. Губский С.Ф. Философский энциклопедический словарь. М.: издательство «ИНФРА - М», 1998 - 789 с.

2. Гуревич  П.С. Основы философии. М.: издательство  «Юристъ», 2000-276 с.

3.Мареев  С.Н. История философии. М.: издательство  «Академический проект», 2003 - 319 с.

4.Фролов  И.Т. Введение в философию. М.: издательство «Политическая литература», 1989 - 367 с.

5. Шаповалов  В.Ф. Основы философии. М.: издательство  «ФАИР - ПРЕСС», 2001 - 458 с. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Направления средневековой философии