Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:55, контрольная работа
Цель написания моей контрольной работы заключается в изучении периода развития святоотеческой литературы (патристики).
Я выделяю следующие задачи, которые нужно решить при выполнении контрольной работы:
1. дать общую характеристику святоотеческой литературы (патристики);
2.подробно изучить концепцию взглядов христианского мыслителя средневековой патристики - Аврелия Августина;
3. рассмотреть несколько направлений средневековой философии.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Общая характеристика святоотеческой литературы (патристики):
а) что такое патристика?...................................................................................4
б) периодизация средневековой патристики………………………………...6
в) период развития христианства в средневековой патристики. Основные течения ……………………………………………………………………………7
г) философия крупнейшего христианского мыслителя средневековой
патристики - Аврелия Августина……………………………………………....14
2.Направления средневековой философии:
а) теоцентризм………………………………………………………………..20
б) креационизм……………………………………………………………….22
в) провиденциализм………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………24
Приложение - тест……………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………..26
Августин заложил основы новой
христианской философии. Он
2.
Направления средневековой
философии.
а) Теоцентризм.
Теоцентризм - обращение к богу, его сущности, как первопричины и первоосновы мира.
В основе средневекового человекознания лежали религиозные (теоцентристские) о своей сути установки о том, что Бог — начало всего сущего. Он создал мир, человека, определил нормы человеческого поведения. Первые люди (Адам и Ева), однако, согрешили перед Богом, нарушили его запрет, захотели стать наравне с ним, чтобы самим определять, что есть добро и зло. В этом заключается первородный грех человечества, который частично искупил Христос, но который должен искупиться и каждым человеком через раскаяние и богоугодное поведение, Средневековая философия поставила принципиальные вопросы о сущности и существовании, о Боге, человеке и Истине, смысле вечности, соотношении градов «земного» и «Божьего» (Августин, Боэций, Эриугена, Альберт Великий и др.). |
На вершине средневекового интеллектуального мышления стоит Фома Аквинский. Согласно Фоме Аквинскому, «есть некоторые истины, которые превосходят сколь угодно мощный разум: например, Бог един в трех лицах. Другие истины вполне доступны разуму: например, что Бог существует, что Бог един и подобные этому». Фома Аквинский впервые ввел различие истин факта и веры, которое широко распространилось в религиозной философии. |
Бог — действующая и конечная причина мира, мир создан Богом «из ничего»; душа человека бессмертна, его конечная цель — блаженство, обретаемое в созерцании Бога в загробном мире; сам человек тоже творенье Божье, а по своему положению — промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами. |
В целом влияние Фомы Аквинского на европейскую культуру трудно переоценить, поскольку именно он синтезировал христианство и идеи Аристотеля, гармонизировав соотношение веры и знания. В его концепции они не противостоят друг другу, а сливаются в целое, что достигается допущением возможности рационального постижения сущности универсума, созданного Творцом. |
Наиболее
емко философско-антропологические
взгляды Средневековья |
Главная цель человека, считал Августин, — спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви как «граду Божьему». |
Таким образом, в средневековой философии господствует теоцентристское понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом. Тело (природное) и душа (духовное) противопоставлены друг другу. |
б) Креационизм.
Креационизм - (от лат. creare - создавать) - религиозное учение о сотворении мира богом из ничего. В патристике и схоластике - точка зрения согласно которой в результате зачатия возникает только тело, душа же создаётся богом из ничего и соединяется с телом.
Сторонники креационизма разрабатывали совокупность идей — от сугубо богословских и философских до претендующих на научность, хотя в целом современное научное сообщество относится к таким идеям критически Особенностью многих религий, в том числе монотеистических (христианства, иудаизма и ислама), является наличие кодифицированных священных текстов (соответственно Библия, Танах и Коран), содержащих в том или ином варианте фрагменты, описывающие сотворение мира и человека. Накопление данных различных наук (от астрономии до геологии и биологии), в особенности появление в XIX веке теории эволюции, привело к возникновению противоречия между буквальным прочтением этих текстов и научными данными и теориями. Результатом этого противоречия стал креационизм как совокупность телеологических концепций, являющихся религиозной реакцией на научные представления об эволюции живой и неживой природы. В рамках таких концепций фундаменталистские течения настаивали на буквальной интерпретации священных текстов, объявляя воззрения науки на происхождение мира и человека неверными, в то время как более либеральные течения пытались найти компромисс между ними.
Православные
церкви единой официальной позиции по
отношению к теории эволюции и, соответственно,
креационизму не имели.
Некоторые группы православных верующих
(например, «Православное общество защиты
и раскрытия святоотеческого учения о
сотворении мира» тем не менее, настаивали
на обязательности принятия всеми православными
младоземельного креационизма (вплоть
до отказа причащать сторонников теистического
эволюционизма как еретиков)
в) Провиденциализм - (от лат. providentia - провидение) - понимание истории как проявление воли внешних сил по отношению к процессу, богу. Введенный еще Августином провиденциалистский путь к "царству Божию" лег в основу всей средневековой схоластики [1-523].
Провиденциалистское
понимание исторического
заключение
Я закончила выполнение контрольной работы и могу сделать следующее выводы по данной теме:
1. Средневековая
патристика являлась важным
2. Философские мыслители, жившие во времена средневековой патристики упорядочили различные стороны церковной жизни, углубили разработку вероучения и философию христианства.
3. Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из "отцов церкви" был Аврелий Августин. Главной из проблем в философии Августина была оценка зла и добра и их различение. Большое значение в своей философии Августин придавал христианской основе. Он сделал бога центром философского мышления, его мировоззрение было теоцентрическим.
Идеи патристики наложили
приложение
Тест
1. Что такое патристика?
а) учение о ценностях;
б) общее название литературы, написанной отцами церкви;
в) наука о воспитании.
Ответ: б
2. Какой период приходится на деятельность «святых отцов церкви»:
а) 1-9 вв. до н.э.;
б) 6-10 вв. до н.э.;
в) 3-8 вв. до н.э.
Ответ: в
3. Кто являлся крупнейшим христианским мыслителем периода развития
патристики:
а) Аврелий Августин;
б) Платон;
в) Фома Аквинский.
Ответ: а
4. Что по мнению Августина было центром философского мышления:
а) человек;
б) природа;
в) бог.
Ответ: в
5. Что такое теоцентризм?
а) религиозное учение о сотворении мира богом из ничего;
б) обращение к богу, его сущности, как первопричины и первоосновы
мира;
в) понимание истории как проявление воли внешних сил по отношению
к
процессу, богу. Ответ: б
список
используемой литературы
1. Губский С.Ф. Философский энциклопедический словарь. М.: издательство «ИНФРА - М», 1998 - 789 с.
2. Гуревич П.С. Основы философии. М.: издательство «Юристъ», 2000-276 с.
3.Мареев С.Н. История философии. М.: издательство «Академический проект», 2003 - 319 с.
4.Фролов
И.Т. Введение в философию. М.:
издательство «Политическая
5. Шаповалов
В.Ф. Основы философии. М.: издательство
«ФАИР - ПРЕСС», 2001 - 458 с.