Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:55, контрольная работа
Цель написания моей контрольной работы заключается в изучении периода развития святоотеческой литературы (патристики).
Я выделяю следующие задачи, которые нужно решить при выполнении контрольной работы:
1. дать общую характеристику святоотеческой литературы (патристики);
2.подробно изучить концепцию взглядов христианского мыслителя средневековой патристики - Аврелия Августина;
3. рассмотреть несколько направлений средневековой философии.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Общая характеристика святоотеческой литературы (патристики):
а) что такое патристика?...................................................................................4
б) периодизация средневековой патристики………………………………...6
в) период развития христианства в средневековой патристики. Основные течения ……………………………………………………………………………7
г) философия крупнейшего христианского мыслителя средневековой
патристики - Аврелия Августина……………………………………………....14
2.Направления средневековой философии:
а) теоцентризм………………………………………………………………..20
б) креационизм……………………………………………………………….22
в) провиденциализм………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………24
Приложение - тест……………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………..26
Федеральное агентство по образованию
Муромский институт (филиал)
Государственного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет»
Контрольная
работа
По____________________________
Тема__________________________
______________________________
Группа________________________
Муром 2007год.
содержание
Введение………………………………………………………
1.Общая характеристика святоотеческой литературы (патристики):
а) что
такое патристика?...................
б) периодизация средневековой патристики………………………………...6
в) период развития христианства в средневековой патристики. Основные течения ……………………………………………………………………………7
г) философия крупнейшего христианского мыслителя средневековой
патристики - Аврелия
Августина……………………………………………....
2.Направления средневековой философии:
а)
теоцентризм…………………………………………………
б)
креационизм…………………………………………………
в)
провиденциализм………………………………………
Заключение……………………………………………………
Приложение - тест……………………………………………………………….
Список используемой
литературы……………………………………………..
введение
Цель написания моей контрольной
работы заключается в изучении
периода развития
Я выделяю следующие задачи, которые нужно решить при выполнении контрольной работы:
1. дать общую характеристику святоотеческой литературы (патристики);
2.подробно изучить концепцию взглядов христианского мыслителя средневековой патристики - Аврелия Августина;
3. рассмотреть несколько
1.Общая характеристика святоотеческой литературы (патристики):
а) Что такое патристика?
Важнейшие положения христианского учения были разработаны в многочисленных трудах выдающихся богословов, которых с почтением называют «святыми Отцами и Учителями церкви». Их деятельность приходится главным образом на период 3-8 вв. до н.э. Жили и творили святые отцы и Учителя церкви на территории Римской империи, а после падения Западной Римской империи (476 г.) - в Византии. Христос, как отмечалось, проповедовал устно, доверившись живому слову. По смерти его словесная проповедь была записана. Записи появились начиная с середины 1 в. до н.э., причём в разнообразных вариантах. По мере распространения христианства и укрепления церкви возрастала необходимость решения задач, связанных с упорядочением различных сторон церковной жизни, углубленной разработкой вероучения и философии христианства. Эти задачи и решались святыми Отцами церкви на протяжении длительного времени. Творения святых Отцов церкви составили весьма значительный корпус произведений, названный святоотеческой литературой или патристикой.
Патристика (от лат. pater - отец) - общее название литературы, написанной так называемыми «отцами церкви». В теологии патристика является частью догматики, с которой она по преимуществу отождествляется. В истории философии это понятие используется для обозначения христианской теологии и философии I-VIII вв., когда ее представители защищали христианскую доктрину от "язычников", евреев, государственной власти и античной философии. Начиная с III столетия патристика, наоборот, стремится приспособиться к неоплатонизму и использовать его философские основы для обоснования христианства.
Само понятие «патристика» имеет как минимум два значения: прежде всего, это особая форма построения христианской культуры и одновременно её саморефлексия; во-вторых, это специальная научная дисциплина (её можно назвать также «патрологией»), которая изучает патристику в первом её значении. Взятая в этом значении, патристика есть весьма сложное явление, а потому сочинения отцов церкви могут рассматриваться по крайне мере с трёх точек зрения: догматико-теологической, историко-литературной или историко-философской. С последней точки зрения, патристика есть по преимуществу совокупность принципов и методов христианского философствования [4-209].
Традиционно
патристику делят на греческую и
латинскую, или на восточную и
западную. Помимо чисто языкового
критерия, нужно иметь в виду, что греческой
патристике, опиравшейся на изощренную
платоническую метафизику, свойственно
большее внимание к высокой теологии.
Для латинского Запада, исторически и
географически удаленного от крупных
центров греческой философии, характерен
интерес к проблемам христианского социума
и христианского индивида, т.е. к антропологии,
психологии, этике, и праву.
б) Периодизация средневековой патристики.
1) апологетика (ранняя патристика 2-3 вв.) - сыграла важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения. Её представителей называли апологетами. Достижения апологетов стали неотъемлемым достоянием всей истории христианства. Однако собственные теологические успехи апологетов были очень скромны, а их рассуждения являлись лишь приблизительно абрис развитых систем зрелой патристики. Бог понимается апологетам как существо непостижимое, трансцендентное миру, вечное, неизменное и самодостаточное.
2) классическая патристика (зрелая патристика 4-5 вв.) - систематизация христианского учения. В эту эпоху христианство становится государственной религией, а патристика достигает наивысшего расцвета. Основные особенности периода: подъём общего уровня теоретизирования; создание многочисленных универсальных теологических систем на основе платонизма и неоплатонизма; сочетание философских конструкций с проблематикой догматических споров и окончательное преодоление чрезмерно «логичного» представления о боге.
3) Заключительный
период (поздняя патристика 5-8
вв.) - этот период не принёс крупных
новаций. Основные интересы концентрировались
в области систематизаторства и комментаторства.
Влияние неоплатонизма и мистические
тенденции усиливались, но при этом всё
заметнее начинало проявляться влияние
аристотелизма. Христианское философствование
понемногу начинает приобретать переходные
к схоластике формы.
в) Период развития христианства в средневековой патристики.
Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Лишь те философы, которые разделяли религиозные и светские позиции христианства могли рассчитывать на известность и признание. Этим четко определенным содержанием и направленностью средневековая философия отличается от предшествующей античной и последующей философии Ренессанса. Христианство возникает в I-II столетиях нашего летосчисления в восточных провинциях Римской империи и распространяется на Средиземном побережье. Время его возникновения характеризовалось глубоким кризисом рабовладельческого строя, сопровождавшимся усиленной эксплуатацией народов в Римской империи, в частности рабов и свободной бедноты. Многочисленные восстания рабов подавлялись, их сопротивление было бесполезным- они не могли стать революционным носителем новых общественных отношений. Все попытки изменить реальные общественные условия терпели поражение, оставалось лишь верить и надеяться на чудо, на помощь "божьего спасителя" и его сверхъестественные силы. Эту веру принесла новая религия - христианство, которая кроме всего прочего обратилась ко всем людям, без различия их национальности и сословий как к равным перед богом. Официальная римская религия не могла предложить утешение массам, ибо она была слишком тесно связана с римским деспотическим государством. Росло влияние различных культов восточных религий (культа египетских Изиды и Осириса, иранского бога Митры и т.д.), в которых подчеркнуты были именно те элементы, которые позже заимствовало у них христианство,- страдания умирающего бога и его воскрешение, надежда на загробную жизнь. Так, в произведениях римского философа- стоика Сенеки, названного Ф. Энгельсом "дядей христианства", содержатся некоторые общие с ранним христианством воззрения, согласно которым земная жизнь преходяща и праведно живущих ожидает блаженство. Он провозглашал также и равенство всех людей перед силами судьбы.
Основным источником христианства была иудейская религия, самая монотеистическая из всех религий античности (культ бога Яхве). Христиане полностью приняли еврейский Старый завет. Например слово "Христос" является греческим переводом староеврейского "машиах" (мессия). что значит "помазанный". Одним из источников христианского учения о Христе стали философские воззрения "отца христианства", как назвал Ф. Энгельс Филона Александрийского. Первоначально христианство формировалось как движение недовольных масс, рабов, вольноотпущенников и свободной бедноты. Оно выражало протест угнетенных и одновременно давало им иллюзорное утешение - надежду на лучшее будущее в посмертной жизни. К христианству, однако, постепенно приходят и состоятельные слои римского общества из рядов римской и провинциальной аристократии, богачи, купцы, владельцы ремесленных мастерских, положение которых вследствие политического бесправия также стало весьма тяжелым. Социальная структура христианских общин, состоявших сначала лишь из рабов и свободной бедноты, начала меняться. Возникает клир (епископы, священники), в котором решающее слово имеют именно имущие. Формируется церковная организация, возглавленная монархическим епископатом. Распространение христианства и начала христианской философии приходятся на период, когда с разложением Римской империи развиваются религиозно-мистические аспекты в идеалистической философии. Упадок римского общества ярчайшим образом характеризуют такие направления, как неопифагорейство, учение Филона Александрийского и неоплатонизм. Неопифагореизм воскрешает древнюю греческую числовую мистику. В свое время неопиафагореизм выступал как идеологический противовес христианству. Его содержанием являются магия, религиозное шарлатанство, обман. Основные черты этого псевдофилософского направлении наиболее ярко отражены, в частности, в творчестве одного из главных представителей неопифагореизма I столетия-Аполлония из Тианы (Каппадокия), мистика, аскета, чудотворца, который приписывал себе божественную, чудесную, сверхчеловеческую силу, аналогичную силе Иисуса. Это было учение, как бы сделанное по мерке римских патрициев. В философском отношении оно, в общем, не имеет ценности, посвящается в целом религиозно-мистическим вопросам, главной целью его философии является поклонение богу.
Наиболее выраженным показателем упадка греческой философии в Риме является неоплатонизм, корни которого, вульгаризированные и заметно мистифицированные, содержатся в идеализме Платона. Его виднейшим представителем был Плотин- мистик, аскет, который стыдился своего тела. Плотин провозглашал иерархическую теорию бытия. Бог является первым существом, "единичным", из которого постепенно эманируют разум, душа и, наконец, природа. Это постепенное нисхождение от света к тьме, от совершенства к несовершенству. Его последователь- Прокл из Константинополя систематизировал это учение дальше, но вошел в средневековую философию главным образом благодаря комментариям к Платону. Неоплатонизм первоначально играл роль противовеса христианству, однако после признания христианства государственной религией его главные идеи были переняты парадоксальным образом. Впоследствии он становится одной из важнейших исходных точек средневековой философии и теологии.