Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 21:10, реферат
Таким образом, целью работы является изучение молодежных субкультур XX и XXI века, выявление их особенностей.
Для достижения заданной цели необходимо решить ряд задач:
дать определение понятию субкультура, раскрыть сущность молодежной субкультуры;
выявить характерные черты молодежных субкультур;
рассмотреть разновидности молодежных субкультур, дать им характеристику.
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава I. Теоретические аспекты молодежной субкультуры………………....4
Понятие субкультуры, сущность молодёжной субкультуры…………..4
Особенности молодёжной субкультуры………………………………….7
История изучения молодежных субкультур…………………………….8
Глава II. Разновидности молодежных субкультур, их характеристика и философия………………………………………………………………………..11
Стиляги……………………………………………………………………11
Хиппи……………………………………………………………………..13
Панки……………………………………………………………………..14
Субкультура «Гламур»………………………………………………….15
«Золотая молодёжь»……………………………………………………..17
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………..20
Молодежная субкультура постепенно изменялась, в ней возникли различные движения, которые связывались уже не только и не столько с модой и музыкой, сколько с общественно-политическими взглядами — этот процесс охватил культуру в 60-70 гг. Тогда и заговорили о «конфликте поколений», а как следствие резко возрос интерес к исследованиям, изучающим эту проблему.5
ГЛАВА II. РАЗНОВИДНОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА И ФИЛОСОФИЯ
2.1 Стиляги
Стиляги - советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х — 1950-х гг., имевшая в качестве эталона западный образ жизни. Субкультура стиляги – это своеобразный протест против стандартных стереотипов поведения, однообразия в одежде и стиле. Одной из главных причин появления движения «стиляг» стала активизация международных контактов СССР как в годы войны, так и после неё. Увеличение числа дипломатических работников автоматически увеличило и количество членов их семей, живущих в другой, «несоветской» реальности, ассоциирующейся с успехом и процветанием.
При этом если официальная пропаганда продолжала игнорировать факты заимствования Советским Союзом зарубежных научных и технических достижений, то на бытовом уровне советские инженеры, копировавшие зарубежные образцы, и экономисты, изучающие конъюнктуру рынков «стран капитала» на предмет экспорта туда сырьевых товаров и закупок оборудования, не испытывали особого почтения к советской идеологии и передавали эти настроения молодому поколению. Те, в свою очередь, способствовали их распространению среди широких слоёв городской молодёжи.
Если для детей советской элиты пристрастие к зарубежной культуре было элементом показательного протеста и признаком «особости», то для большинства молодых людей того времени новая субкультура стала психологической защитой от нищеты и разрухи послевоенных лет. Несоответствие убогой реальности и красочности киномира, запечатлённого в так называемых «трофейных фильмах», вызывало у молодых людей состояние дискомфорта. Кроме того, вернувшиеся из Западной Европы победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений и модных журналов. Эти вышедшие из моды за рубежом предметы и стали основой для создания гардероба стиляг «из народа». Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы. Так, танец линди хоп был впервые увиден советскими людьми во время встречи на Эльбе с американскими солдатами.
Сформированный к 50-м
годам стиль значительно отличался от
коммунистической идеологии. Мужчины
носили узкие брюки (знаменитые «дудочки»),
длинные двубортные пиджаки, яркие рубашки
в сочетании с пестрыми галстуками, остроносые
ботинки и темные очки.
В отличие от мужчин,
девушки так и не сформировали единый
образ. Поэтому минимальной детали, не
соответствовавшей советским стереотипам,
было достаточно для общественного позора
и причислению в «ряды» стиляг. Итак, для
девушек было характерно: нашитые банты
и преобладания большого количества побрякушек.
Одежда состояла из нескольких цветов
и подбиралась с особым вкусом. Светлые
костюмы дополнялись всевозможными аксессуарами
(палками или поясами). Особое предпочтение
отдавалось расцветки в клетку, горох
или крупным полоскам.
Стилягами были дети богатых родителей
(высокопоставленных чиновников или профессоров).
Скорее всего, поэтому они и видели в коммунистической
системе фальшь. Своим внешним видом молодежь
протестовала против «уравниловки» в
музыке и одежде, поскольку считала себя
выше нищих ровесников. Возможно, именно
поэтому субкультура стиляги оказала
некий толчок для последующего развития
современной молодежи. Нынешние подростки
стараются достичь чего-то нового, выделиться
из толпы и раскрыть собственное «Я». 6
2.2 Хиппи
Хиппи — философия и субкульту
Расцвет движения пришелся
на конец 1960-начало 1970 годов. Первоначально хиппи
выступали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали
стремление вернуться к природной чистоте
через любовь и пацифизм. Один из самых известных лозунгов хиппи: «Mak
Хиппи верит:
Хиппи протестовали против
войны во Вьетнаме, расовой дискриминации
и бездуховности. Хотя общество негативно
восприняло новое молодёжное движение,
число поклонников хиппи-культуры по всему
миру росло с каждым днём. Хиппи пропагандировали
пацифизм, вегетарианство и свободу и
предпочитали объединяться в коммуны-общины,
которые называли «семьями». Коммуны организовывались
в малозаселённых посёлках, где можно
было найти заброшенный дом и там вести
хозяйство на своё усмотрение. Жильём
для себя хиппи также избирали фургон
или автобус, в котором можно было путешествовать.
Но излюбленным способом передвижения
у хиппи был автостоп. Работа ограничивает
свободу человека, а настоящий хиппи должен
быть свободным и, следовательно, не работать.
В идеале хиппи – это свободный ремесленник,
который работает лишь для того, чтобы
удовлетворить свои потребности в еде
и одежде.
В
своих религиозных воззрениях хиппи обращались
к восточным религиям и философиям – даосизму,
буддизму, индуизму и т.д., поскольку нормы
христианской морали противоречили основным
идеям хиппи. Одной из таких идей была
идея свободной любви (free-love). Общество
расценило это как распущенность, однако
сами хиппи назвали свои беспорядочные
половые связи свободой проявления чувств.
Хиппи также стали первопроходцами в популяризации
нудистских пляжей. Вообще они многие
свои антисоциальные действия объясняли
свободой, ибо свобода – высшая ценность,
которая есть у каждого человека.7
2.3 Панки
Движение панков зародилось в середине 1970-х гг. XX вв. в Англии в период тяжелого экономического кризиса. Главный лозунг панков – «Нет будущего!». Философия панков – философия «потерянного поколения», простая до предела: «в свинарнике лучше и самим быть свиньями». Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест. По политическим пристрастиям панки считаются анархистами. Отсюда их основной символ – стилизованная буква «А».
Идеология панка сосредоточена на реализации права каждого индивидуума на свободу, а также жизненный уклад, на который не осуществляется давление. Этика этого движения признает великую роль личного выбора в развитии или просто поисках свободы. В целом этика панк-культуры радикально отрицает любой конформизм. Она подразумевает самостоятельность, прямые действия по смене политического уклада и непринятие общественной культуры широкого потребления.
Политические взгляды приверженцев панка обычно относятся ко всей политической системе, но сами себя они относят либо к левым, либо к прогрессивным силам. Панки постоянно принимают участие в политических протестах локального, национального или глобального масштабов. Некоторые современные тенденции в политике а-ля панк это анархизм, антиавторитаризм, антимилитаризм, антикапитализм, антирасизм, антисексизм, антинационализм, защита прав животных.
Панки стремятся выразить свою принадлежность к субкультуре и свою собственную индивидуальность благодаря виртуозному сочетанию одежды, прически, косметики, татуировок, украшений и другим способам. Социальный протест панков выражался (и выражается) в пренебрежении общепринятыми нормами морали и эстетики. Панки также протестовали против массовой культуры и массового производства. Главная ценность в жизни – свобода, и никто не имеет права её ограничивать, поэтому каждый может вести себя, как хочет и делать, что хочет. Среди прочих идейных направлений в субкультуре панков имеют место НС-панки, sXe-панки и панки-вегетарианцы. Такие панки считают, что здоровый образ жизни – это тоже протест против общества, где подавляющее большинство курит, употребляет алкоголь и наркотики. В СССР панковская субкультура проникла в 1979 г.8
2.4 Субкультура «Гламур»
Субкультура Гламур, является одной из самых молодых субкультур нашего времени. Энциклопедии до сих пор не дают определения этому слову как культурному течению, хотя оно уже вовсю активизировалось с началом нового тысячелетия. Приставку «глэм» получили практически все музыкальные направления: глэм-готик, глэм-гараж, глэм-рок и даже глэм-панк. В мировой культуре, например в Великобритании, возникновение гламурной субкультуры датируется еще семидесятыми-восьмидесятыми годами, но ввиду некоторых обстоятельств продолжительное время оно находилось в подполье.
Само происхождение слова возводят либо к английскому glamour («очарование»), либо к французскому glamour («яркий, блестящий»). Однако в русском языке прилагательное гламурный описывает скорее целый комплекс качеств по которым тот или иной объект можно отнести к этой субкультуре. Среди особенностей этой субкультуры выделяют: следование моде, но такой, которая претендует на утонченность, стремление постоянно приукрашивать одежду, речь, образ жизни, музыкальные предпочтения, в которых нет место другим субкультурам: рэпу, року, хип-хопу, металлу, готике и так далее, чаще всего – просто поп-музыка.
Если говорить об идеологии этого направления, то она довольно проста. Здесь обходится без высоких идей борьбы за мир, свержения государственной тирании, устранения национальных или других меньшинств. Гламурный человек должен выглядеть красиво, а красиво расшифровывается как шикарно. Одежда, обувь, аксессуары – все это должно быть непременно фирменным, причем таким, которое находится на гребне модной волны. Внешний вид представителя гламура предписывает дамам высокие каблуки, вечерние платья и обязательно сверкающий блестящий макияж. В гардеробе должны наличествовать меха, а в сумочке – мобильный телефон, покрытый кристаллами Swarowski или Tiffany. Образ мужчины – узкие, практически женоподобные брюки, обтягивающие рубашки или майки. Если для мужчин пиджак еще может быть допустим, то для женщины – нет. В гардеробе мужчины также могут присутствовать меха.
Идеи гламура, по сути своей, позитивны. Они не несут постоянных неразрешимых этических, социальных или личных проблем. Скорее, наоборот, гламур это манифестация жизни без проблем вообще, яркого непреходящего праздника. Гламур еще иногда называют субкультурой позитива, где представители течения живут в искусственно созданном мире, в котором все хорошо, много друзей и постоянные вечеринки. Главная цель представителей этого направления – следовать идеалам, создаваемым глянцевыми журналами. Гламур породил соответствующее направление в кино, литературе и изобразительном искусстве, в частности, в фотографии. 9
2.5 «Золотая молодежь»
Выражение jeunesse doree – дословно «позолоченная молодёжь» появилось во Франции в самом начале XIX века, после Термидорианского переворота, когда к власти пришли представители буржуазии. Так стали называть молодых щёголей, спешивших пользоваться жизнью после стеснений, пережитых во время террора, и составлявших одно из главных орудий антиякобинской реакции. Впоследствии так стали часто называть модных представителей светской молодежи. Это название для молодых людей (как правило, отпрысков богатых и знаменитых личностей), живущих в роскоши и позволяющих себе абсолютно всё, что только заблагорассудится, сохранилось и по сей день. Кстати, в английском языке представителей золотой молодёжи именуют bright young things – «молодые яркие штучки». В речи этот оборот имеет слегка негативный оттенок
Золотая молодежь, она же элита. Выделяется исключительно по социальным признакам (своего рода имущественный ценз). Отличительные признаки: самые дорогие марки всего - от автомобиля до шариковой ручки. Обилие ярких цветов.
В среде золотой молодежи котируется положение родителей в обществе и связанные с ним перспективы собственной жизни и карьеры. Однако, ценится и высокий уровень успеваемости в школе и ВУЗе. Отношение к сверстникам из «простых» семей — покровительственное, снисходительное или презрительное, хотя чаще — равнодушное. Идеология мажоров ограничивается возможностями и кошельком состоятельных родителей. Их философия – «деньги и возможности папы». Они снисходительно относятся к ровесникам из «простых» семей. Легко и непринуждённо идут по жизни, зная, что любые вопросы будут решены. В почёте у представителей данной молодежной субкультуры предприимчивый молодой человек, знающий 2-3 иностранных языка. Они выступают против наркотиков и занимаются модными видами спорта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, изучив тему «Молодежные субкультуры XX и XXI века» можно сделать ряд выводов:
1) Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются.
2) Молодежная субкультура – это модели поведения, стили одежды, музыкальные предпочтения, язык (сленг), специфические ценности и их символические выражения, характерные для групп молодых людей (12−25 лет).
3) Субкультура молодежи получила заметное развитие в 60- 80 е годы в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная не занятость трудом, акселерация. Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, фактором социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей.
4) Современные молодежные субкультуры достаточно разнообразны. Они основаны на идейных взглядах, убеждения и даже на смысле жизни. Поклонники субкультур демонстративно показывают свое единство, которое проявляется в стиле одежды или поведении, применение в качестве аксессуаров специфической символики.
Таким образом, цель работы была достигнута.
СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ