Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 21:10, реферат
Таким образом, целью работы является изучение молодежных субкультур XX и XXI века, выявление их особенностей.
Для достижения заданной цели необходимо решить ряд задач:
дать определение понятию субкультура, раскрыть сущность молодежной субкультуры;
выявить характерные черты молодежных субкультур;
рассмотреть разновидности молодежных субкультур, дать им характеристику.
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава I. Теоретические аспекты молодежной субкультуры………………....4
Понятие субкультуры, сущность молодёжной субкультуры…………..4
Особенности молодёжной субкультуры………………………………….7
История изучения молодежных субкультур…………………………….8
Глава II. Разновидности молодежных субкультур, их характеристика и философия………………………………………………………………………..11
Стиляги……………………………………………………………………11
Хиппи……………………………………………………………………..13
Панки……………………………………………………………………..14
Субкультура «Гламур»………………………………………………….15
«Золотая молодёжь»……………………………………………………..17
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………..20
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты молодежной субкультуры………………....4
Глава II. Разновидности молодежных
субкультур, их характеристика и философия………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..20
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы «Молодёжные субкультуры XX и XXI века» заключается в том, что субкультуры, как социокультурное явление всегда были, есть и будут, потому что их возникновение обусловлено объективными психологическими и социальными факторами. Главной функцией молодежных субкультур является социализация молодого человека в общество и становления себя как личности на определенном этапе развития, поэтому к молодежным субкультурам можно относиться как к разнообразным формам проявления познания личностью мира, своего места в нем. Молодежные субкультуры являются ступенькой на пути к индивидуальному становлению молодого существа как члена мини-общества.
На личностном уровне юношеская субкультура – это способ компенсации негативного отношения к себе, недостаточного самоуважения, непринятия образа собственного тела и стиля поведения. Факт вхождения в субкультурную группу позволяет преувеличить свою непохожесть, придать себе ореол исключительности, особенности. Социально-психологические причины связаны с эмоциональной привлекательностью неформального стиля жизни, который не предъявляет (в отличие от нормативного, школьного) повышенных требований к целенаправленности, целеустремленности, ответственности.
Таким образом, целью работы является изучение молодежных субкультур XX и XXI века, выявление их особенностей.
Для достижения заданной цели необходимо решить ряд задач:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
1.1 Понятие субкультуры, сущность молодежной субкультуры.
Субкультура - это культура различных социальных групп (возрастных, профессиональных, территориальных, поселенческих и др.). Они выражают специфику положения интересов, потребностей групп и поэтому видоизменяют общепринятыез нормы и ценности, отклоняются от них. Каждая субкультура имеет специфические правила и образцы поведения, стиль одежды, речь (жаргон), манеры, символы. Место и роль субкультуры в обществе зависят от ее численности, консолидированности, активности. характера ценностей, образа жизни, ситуации в обществе.1
По своей сути субкультуры – это отражение сложного процесса усвоения социокультурных ценностей различными слоями общества. Понятие субкультура применимо к любой части населения, которая отличается от остальной массы своими культурными традициями. Под него подходит очень широкий спектр направлений человеческой деятельности: это могут быть и натуралисты, и ценители готического искусства, и компьютерные хакеры, и футбольные фанаты, и растаманы, и любители хип-хопа. Некоторые люди стремятся отождествить себя с какой-то конкретной субкультурой, в то время как остальные могут свободно вращаться в среде представителей нескольких субкультур.2
Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды.хНекоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений.хНекоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества.хИногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.
Различают традиционалистские (нормативные) и инновационно-авангардные субкультуры. В том случае,лхкогда ценностные установки представителей данной субкультуры не противоречат традиционным ценностям целостности общества, речь идет о традиционалистских культурах. В рамках определенной субкультуры существуют свои нормы, обычаи, ценности, иногда социальные институты.
Если хже преобладающими становятся инновации, мы лговорим об инновационно-авангардных субкультурах. И нормативные, и инновационные субкультуры подразделяются по этапам жизненного цикла (культура детства, молодежная культура, культура зрелых людей, культура пожилых) и профессиональной (корпоративной) принадлежности (музыкальная, инженерная, политическая и др.). То же можно сказать об этнических и о религиозных субкультурах. Инновационно-авангардные субкультуры могут вступать в противоречие с традиционной культурой. В ххэтом случаел возможно введение разного рода санкций, запретов в отношении представителей той или иной субкультуры. Если противоречия обостряются и субкультура протестует против традиционных ценностей, возможен ее переход в область контркультуры.
Молодежная субкультура – это модели поведения, стили одежды, музыкальные предпочтения, язык (сленг), специфические ценности и их символические выражения, характерные для групп молодых людей (12−25 лет). Молодежныее субкультуры предполагают формирование собственных мировоззренческих установок, ххвкусов, стиля одежды, причесок, манеры поведения, организации досуга. Именно в рамках молодежных субкультур зачастую осуществляются процессы социализации.3
ПоЪсоциально-правовомуЪпризнак
1) просоциальные, или социально-активные,
с позитивной направленностью деятельности.
Например: группы экологической защиты,
охраны памятников, окружающей=среды.
2) социально-пассивные, деятельность. которых нейтральна по отношению
к социальным процессам. ххНапример: музыкальные и спортивные
фанаты.
3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки,
наркоманы и т.п.
По направленности интересов
социолог М.Топалов так классифицирует
молодежные=объединения=и=групп
Профессор С.А.Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных=субкультур:
Профессор З.В. Сикевич\ хдает несколько иную характеристику
неформального самодеятельного движения
молодежи с учетом того, что причастность
к той или иной группе может быть связана:
1)со способом
времяпрепровождения - музыкальные и спортивные
фанаты,=металлисты,=люберы=и=д
2)с=социальной=позицией=-=экок
3) с образом
жизни - "системники" и их многочисленные
ответвления;
4)с альтернативным
творчеством - официальноэ не признанные живописцы, скульпторы,
музыканты, актеры, писатели и другие.4
1.2 Особенности молодежной субкультуры
Молодежь, как наиболее чуткая из восприимчивая группа, первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Еее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. И молодежь придумывает свой способ.
Одной изз отличительных особенностейщ молодежных субкультур является наличие сленга.Сленг - неофициальный, неформальный язык, а точнее — диалект (можно сказать субязык), на котором общается какая-то часть людей ( субкультура ), но не признанный официозом, не включенный в академические словари. Для молодых людей использование сленга - это способ самовыражения. Нужно отметить, что большинство сленгов, которые используются современной молодёжью, появились ещё в далекие 1960-1970 гг.
Неформальныещ группы появляются обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они играют важную роль в жизни подростков, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто говорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей.шг
Неформальные группы в большинстве своем немногочисленны, объединяют подростков различного возраста, пола и социальной принадлежности и функционируют, как правило, вне контроля взрослых. Структура их зависит от многих факторов, но главным образом, от устойчивости (стабильности), функциональной направленности и взаимоотношений между членами. С возрастом подростковая конформность снижается, авторитарное влияние группы уменьшается, и тогда уже выбор жизненного пути зависит от личностных качеств юноши и социальной среды за пределами группы.гггг
Также другими важными отличительными особенностями современных молодежных субкультур являются, во-первых, увеличение числа деятельностных объединений (то есть тех, в которых организуется какая-либо специфичная, относительно новая молодежная деятельность); во-вторых, погруженность современных молодежных субкультур в просторы Интернета, где ищут «своих», организуют встречи и акции, вычленяют кумиров, используют его возможности для организации соответствующей деятельности.зззз
Главная социально-психологическая особенность неформальных молодежных объединений – символизация внешнего вида, образа жизни, образа поведения, в частности, одежды, стиля говорения.
1.3 История изучения молодежных субкультур
Ненормативное (отклоняющееся от принятых в обществе норм, асоциальное) поведение молодых людей впервые стало объектом внимания ученых в Соединенных Штатах Америки в 30-50 гг. XX века. Ученые-социологи, психологи, правоведы изучали возникновение и функционирование молодежных бандш в больших городах, в первую очередь Чикаго. Здесь рассматривалось ненормативное (то есть нестандартное с точки зрения общественных норм) поведение молодежи. Исследования показали, что члены таких бандитских объединений живут в соответствии с собственными правилами и нормами, которые являются отклонением от базовой социально-культурной нормы. Именно к ним, этим объединениям, и было впервые применено понятие «субкультура». В этой концепции субкультурой является такое сообщество, где нетипичное («асоциальное») поведение рассматривается как конформизм, то есть норма. Субкультурой стали называть такую подсистему общества, которая не признается обществом в целом, в первую очередь государственной властью.
Первоначально подход к субкультурам был чисто социологическим. Затем интересшш к этому феномену перемещается в более широкую сферу гуманитарных интересов — сферу культурологии.
После второй мировой войны термин «молодежная субкультура» вошел в обиход социологов и стал употребляться не только применительно к преступным формированиям, но и ко всем явлениям культуры, связанным с молодежью. Отмечалось, что рост благосостояния ведет к повышению покупательной способности молодежи, а это в свою очередь порождает возникновение нового, самостоятельного рынка товаров и услуг, ориентированного на молодого покупателя.
Это было названо «прорывом тинейджерской культуры». Впрочем, в этот период отклонения от базовых норм и ценностей общества у молодежи было незначительным и многие исследователи на этом основании отрицали существование понятия «молодежная культура», аргументируя свою позицию тем, что в руках старшего поколения сосредоточены мощные средства влияния и контроля над образом жизни молодого поколения.
Но правы оказались те, кто рассматривал тинейджерство как начало нового внутрикультурного процесса. Производство широкодоступных «культурных товаров» (поп-музыка, мода т.п.) привело к тому, что тинейджерство стало международным стилем-движением, продуцирующим и потребляющим не только разнообразные варианты моды и музыки.