Мировоззрение и философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:26, реферат

Краткое описание

Цель работы – дать сравнительную характеристику понятий мировоззрение и философия, определить структуру мировоззрения, его компоненты и свойства, выделить исторические формы и уровни мировоззрения.

Оглавление

Введение 3
1. Структура мировоззрения, его компоненты 5
2. Мировоззрение: исторические формы и уровни 14
3. Философия как теоретическая основа мировоззрения 19
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Мировоззрение и философия(!) (2).doc

— 110.50 Кб (Скачать)

       Религия — явление многоплановое и  многозначное. Сегодня, несмотря на научные  достижения, которые, казалось бы, отрицают ее мировоззренческие положения, религия  продолжает быть большой социально  организованной и организующей силой в мире. Это в значительной мере связано с тем, что она по-своему отображает большой жизненный опыт человечества, сохраняет систему эмоционально-образных представлений и переживаний, ценностей, норм жизни, моральных идеалов, которые так нужны современному человечеству. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, добра, терпимости, сочувствия, милосердия, долга, справедливости. Но в религиозном мировоззрении могут отражаться и противоположные настроения, идеи: фанатизм, враждебное отношение к людям другой веры и т. п.

       Философское мировоззрение. Этот тип мировоззрения в современных условиях рассматривается как один из влиятельных и действенных типов. Он, как и религия, развился из первичной мифологии, унаследовав ее мировоззренческие функции. Но что же роднит философию с рассмотренными типами мировоззрения и что от них отличает?

       Объединяет  их общая направленность — дать картину мира, включая человека с  его отношением к окружающей реальности, и выяснить смысл человеческого бытия. Тем не менее, ответы на эти вопросы представители различных видов мировоззрения ищут своими путями. Что же касается современного философского мировоззрения, то необходимо обратить внимание на такие его особенности:

       а) философскому мировоззрению присуща не чувственно-образная, как в предшествующих типах мировоззрения, форма постижения действительности, а абстрактно-понятийная. У него предельно широкий уровень обобщения (категории, принципы), которые выходят на границу бытия и небытия;

       б)  философское мировоззрение —  это теоретическая форма мировоззрения, исторически возникшая и первая форма систематизированного теоретического мышления вообще. Оно направлено на критическое исследование и решение мировоззренческих проблем с целью повышения степени достоверности и надежности таких решений;

       в) отличие философского мировоззрения  от мифологического и религиозного состоит в том, что религия  и мифология совпадают с соответствующим  мировоззрением, тогда как философия  составляет ядро научного мировосприятия и обеспечивает ему целостность, взаимосвязь и определенность;

       г) в отличие от религии и мифологии, философия в осмыслении мира систематически опирается на научные знания. Но если в начале своего существования  философское мировоззрение базировалось на частичных, не систематизированных знаниях, то современное мировоззрение имеет возможность полного использования, как теперь говорят, Большой науки. Вместе с тем философия оказывает огромное влияние на развитие науки. Она выступает общей методологией научного познания;

       д) философия стремится ставить  и решать предельные, абсолютные проблемы человеческого бытия;

       Таким образом, философское мировоззрение  — закономерный этап в духовном развитии человечества, которое было переловлено как изменениями  в общественном бытии людей, так и развитием различных областей общественного сознания.

       Перечисленные исторические типы мировоззрения есть не что иное, как типизированные и абстрагированные формы деятельности человека в определенные исторические промежутки времени в соответствии с развитием культуры и познания. Эти формы деятельности выступают проявлением и выражением сознания и самосознания человека, практически ориентированных на преобразование мира и самого себя в соответствии с нормами культуры и цивилизации.

       3. Философия как теоретическая основа мировоззрения

       Мировоззрение — система наиболее общих представлений  о мире в целом и месте человека в нем. Данное определение принимается  как исходное. В нем представлен  основной, универсальный вопрос мировоззрения  — вопрос об отношении человека к миру. Имеется множество других определений, соподчиненных данному. В понятие «мировоззрение» входят «мир» и «человек», две так называемые субстратные подсистемы и четыре подсистемы, выявляющие отношения между ними:

       1) генетическая подсистема, раскрывающая природную и социальную обусловленность индивида и человечества в целом;

       2) гносеологическая, теоретикопознавательная  подсистема;

       3) аксиологическая (ценностноориентационная)  подсистема;

       4) духовнопрактическая подсистема (общие принципы познания, нормы морали и т. п.). Во всех своих аспектах предмет мировоззрения концентрирует

       лишь  всеобщие моменты. Кроме аспектов, мировоззрение  имеет уровни. На уровне живого, конкретнообразного созерцания имеются мироощущение, мировосприятие и миропредставление; рациональному уровню соответствуют миропонимание, мироразмышление и т. п. Существуют различные формы мировоззрения. Они выделяются по способам духовного освоения мира, по уровням субъекта мировоззрения, по характеру всеобщего метода, по общей ориентации в мире и т. п. В качестве наиболее распространенных в истории человеческой культуры и наиболее значимых для ее развития выступают следующие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, обыденное, сциентизированное и философия как самостоятельная форма мировоззрения. Главные истоки проблем мировоззрения:

       1) индивидуальноэкзистенциальные;

       2) социальноклассовые;

       3) внутринаучные;

       4) художественноэтические.

       Проблемы  философского мировоззрения являются порождением многообразных потребностей человека и детерминируются его многообразной деятельностью. Все множество проблем философского мировоззрения может быть сведено в пять больших групп: онтологическую, антропологическую, аксиологическую, гносеологическую,

праксеологическую. Интегратором, ядром всех проблем выступает основной вопрос философии. Основной вопрос, или основная проблема, философии фиксирует онтологическое и гносеологическое отношение материи и сознания и является центром философской проблематики, отражающим реальное ядро предмета философского исследования. Первым компонентом, инициирующим отношение субъекта к объекту, являются потребности. Потребности делятся на витальные и социальные. Формой выражения потребностей является интерес. Интерес как осознанная потребность задает определенную направленность субъекта к объекту, инициирует его активность. Следующим компонентом структуры мировоззрения являются знания. В системе субъектнообъектного отношения выделяются два уровня знания: знания объекта и знания субъекта. Своеобразным «редактором» знаний человека о мире и о себе являются ценности. Знания, пропущенные через ценности, обеспечивают еще один компонент структуры мировоззрения. Это — идея как звено, связующее объект и субъект.

       Философия — это такая форма общественного  и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать. Поэтому понятие «мировоззрение» шире понятия «философия».

       В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека.

       Философия как едино-цельное мировоззрение  есть дело не только каждого мыслящего  человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов.

       Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.

       Таким образом, определение соотношения философии и мировоззрения можно сформулировать так: философия — это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

       В заключение мы пришли к следующим  выводам:

       Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей. 

       В истории человечества ранее всех возникло мифологическое мировоззрение, в котором человек предстает не отделяется ни от природы, ни от своего рода. Религиозному мировоззрению присуще разделение мира на земной, естественный и сверхъестественный, небесный. Философия от мифологических и религиозных форм мировоззрения отличается тем, что реализует свою мировоззренческую функцию на основе критического отношения к действительности.

       Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, вокруг которой образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень — обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также сфера нравственной жизни общества.

       По  моему личному мнению, мировоззрение  у каждого человека должно быть сформировано с детства и, по большому счету, не должно кардинально меняться. Так называемые «вечные» ценности всегда были и останутся неизменными. Это общеизвестные библейские заповеди: «не убий», «не   укради» и т. д. Мировоззрение складывается в течение всей жизни, но основы закладываются в детстве родителями ребенка. Поэтому очень важно, чтобы сами родители имели правильное мировоззрение, тогда не будет таких социальных проблем, какие есть сейчас и наши дети будут жить в более стабильном и гармоничном обществе.

Список  литературы 

  1. Арцишевский Р. А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. Львов, 1986.
  2. Булгаков С.Н. Сочинения: В 2 т. М., 1993.
  3. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии: В 3 кн. СПб., 1993-1994.
  4. Данильян О. Г. Философия: учебник / О. Г. Данильян, В. М. Тараненко. – М.: Эксмо, 2007.
  5. Зеленов Л.A. Система философии. Нижний Новгород, 1991.
  6. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.
  7. История философии: Учебник для вузов / В. Ильин. - СПб., 2003.
  8. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. -М., 2005.
  9. Коган В.А. О будущем философии // Вопросы философии. 1996. №  7.
  10. Лосев А. Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.
  11. Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – 2-изд. М.: Гардарики,  2008.
  12. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. М.; Л., 1928-1958. Т. 18.
  13. Тургенев И. А. Собрание сочинений. М., Академия. Т. 8.
  14. Философия и мировоззрение. М.: Наука, 1990.

Информация о работе Мировоззрение и философия