Мировоззрение и его методологические функции в построении картины мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:23, контрольная работа

Краткое описание

Цель нашей контрольной работы – рассмотрение мировоззрения, его исторических типов, их особенности.
Достижению поставленной цели служит решение таких задач:
- подобрать и изучить литературу по теме;
- рассмотреть, что такое мировоззрение;
- проанализировать типы мировоззрения, их особенности;
- обобщив результаты, сделать свои выводы.

Оглавление

Введение 3
1. Мировоззрение и его методологические функции в построении картины мира 4
2. Структура мировоззрения 7
3. Типология мировоззрений 8
3.1. Особенности обыденного мировоззрения 10
3.2. Особенности религиозного мировоззрения 12
3.3. Основные особенности философского мировоззрения 14
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Мировоззрение.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Мировоззрение – система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

   Мировоззрение – это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают группа и личность.

Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального  сознания. Выработка мировоззрения  – существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса. По своей сущности мировоззрение – общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.

Цель нашей контрольной  работы – рассмотрение мировоззрения, его исторических типов, их особенности.

Достижению поставленной цели служит решение таких задач:

- подобрать и изучить  литературу по теме;

- рассмотреть, что  такое мировоззрение;

- проанализировать типы  мировоззрения, их особенности;

- обобщив результаты, сделать свои выводы.

 

1. Мировоззрение и его  методологические функции в построении  картины мира

Различают понятия «мировоззрение», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная взаимосвязь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира – это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественно-научную картину мира, а общественных – социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира – задача всех областей знания.

С помощью мировоззрения  человек строит картину мира определенной эпохи или свою собственную. Мировоззрение – это комплексное воззрение о том, как вести себя в этом мире и по отношению к Пространству, и по отношению ко Времени. Например, мировоззрение западноевропейцев считается активным, рациональным и линейным (культура «мужского типа»), а мировоззрение народов Востока – созерцательным, иррациональным и нелинеаризированным (культуры «женского типа»). Мировоззрение – способ построения картины мира.

Картина мира – это  обобщенное знание о строении, устройстве мира, закономерностях его развития. Картина мира является исходным пунктом и результатом деятельности мировоззрения.

Картина мира задается человеку (или сообществу) извне (т.е. внешними условиями существования) сразу  после рождения в «свернутом»  виде,  а затем, в процессе реальной жизнедеятельности, на основе получаемого опыта жизни,  она дешифруется, корректируется и видоизменяется в соответствии с новыми объективными условиями и субъективными желаниями человека. Картина мира, таким образом, в определенной степени произвольна, а в определенной степени – обусловлена объективными обстоятельствами.

Чем системней, шире и  глубже мировоззрение, тем точнее картина  мира, тем успешней жизнедеятельность  личности  или сообщества людей, потому что точнее и адаптивней становится программа человеческой жизнедеятельности, т.е. ее мировоззренческая стратегия. Это – основная функция мировоззрения. Она называется методологической (метод – способ; логос – учение; функция исполнение), поскольку именно мировоззрение личности или общества определяет какие именно способы будут использоваться для достижения жизненной цели. Дело в том, что люди, осуществляя любую деятельность, живут не только в Настоящем (как животные), но, одновременно, и в Прошлом,  и в Настоящем, и в Будущем. Поэтому, кроме инстинктов и безусловных рефлексов, им требуются особые мыслительные конструкции,  позволяющие людям уверенно чувствовать себя и в самооценке, и в своих прогнозах на будущее. Помимо цели, люди обычно руководствуются в своем поведении и более или менее общими установками, общими правилами действия, запретами, предписаниями и ограничениями. Именно эти общие установки и составляют методологию в широком смысле.

Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью  мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения. Для мировоззрения же характерна еще более высокая  интеграция знаний, чем в общей картине мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.

Мировоззрение у огромного количества совершенно разных людей имеет множество общих черт в различных отношениях. Так, мировоззрение может быть научным или антинаучным,  религиозным или атеистическим, обыденным или философским,  но оно всегда стремится к целостности и успешности  относительно совершенно конкретных обстоятельств. Однако достигаются эта целостность и эта успешность разными способами. Художественное, мифологическое, религиозное мировоззрение формируются  при преимущественном значении мироощущения; научное мировоззрение действует в основном на уровне миропонимания; философское осуществляет попытку системно гармонизировать оба уровня; а обыденное мировоззрение - это произвольное смешение мироощущения с миропониманием.

Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, мировоззрение играет и определенную регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть мировоззрение, хотя каждая из них с необходимостью содержит в себе мировоззренческое начало.

Понятие мировоззрения соотносится  с понятием «идеология», но они не совпадают по своему содержанию: мировоззрение  шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая  ориентирована на социальные явления. Мировоззрение же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.

 

2. Структура мировоззрения

Будучи важной составной  частью внутреннего мира человека, мировоззрение имеет сложную  структуру.

Мировоззрение человека непременно обнаруживает себя в различных феноменах его духовной жизни и поведения: во взглядах, верованиях, убеждениях, поступках и т.п. Но в них самих следует видеть лишь отдельные проявления более глубоких структур или слоев мировоззрения.

Основной структурообразующий  элемент мировоззрения – вопросы, которые возникают перед человеком вместе с началом его сознательной жизни:

- «О сущем» (что значить  существовать и быть действительным  или реальным);

- «О должном» (что обладает высшей ценностью, т.е. является благом, а что ценностью не обладает или является «антиценностью»; к чему в конечном счете следует стремиться и чего избегать);

- «О реализации должного в сущем» (каким образом, какими путями можно достичь должного, короче - как жить в этом мире, руководствуясь избранными ценностями).

Центральная проблема мировоззрения  – вопрос о месте и назначении человека в мире. От ее решения зависят  ответы на другие мировоззренческие  вопросов. Хотя и они, в свою очередь, влияют на решение этой проблемы.

Указанным группам мировоззренческих  проблем-вопросов соответствуют познавательная, ценностная и программно-поведенческая  подсистемы мировоззрения, в которых  и происходит формирование взглядов, убеждений, жизненных стратегий.

 

3. Типология мировоззрений

Мировоззрение каждого  человека глубоко индивидуально. Оно  несет в себе черты, обусловленные  особенностями исторической эпохи, в которую живет человек, его  воспитанием и образованием, профессиональной деятельностью. На нем оставляют отпечаток состояние физического и душевного здоровья и многое другое. Различаются не только конкретные взгляды, но и сами способы осмысления мировоззренческих проблем, роль логики и образности в построении мировоззрения, степень и характер его эмоциональности.

Но мировоззрения людей не только отличаются. В них много общего. И по содержанию - есть взгляды, широко распространенные и даже господствующие в обществе или его отдельных  слоях. Например, религиозные воззрения  определенного толка. И по способам организации этих взглядов. Например, придание особого значения личному авторитету человека, формулирующему взгляды, или, напротив придание большего значения логической стройности самих взглядов и т.п.

Наличие общих черт позволяет рассматривать  мировоззрение уже не отдельного человека, хотя и оно подчас представляет интерес, а тип мировоззрения, присущий большому числу людей.

В самом общем виде и с известной долей условности все типы мировоззрений можно  разделить на социально-исторические и экзистенциально-личностные.

Социально-исторические типы формируются на различных этапах развития человечества и отличаются прежде всего способом, каким мировоззрение становится доступным людям в различные исторические эпохи. Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: архаический, или самый древний (анимизм, тотемизм, фетишизм и т.п.), мифологический, религиозный и философский. Они отличаются не просто разной постановкой мировоззренческих проблем, но и принципиально различными способами их решения.

Экзистенциально-личностные типы мировоззрения формируются на различных стадиях духовного становления человека и различаются, главным образом, тем способом, каким индивид усваивает себе мировоззренческие достижения человечества и сам продуцирует их. Мировоззрение отдельного человека может формироваться либо стихийно, либо целенаправленно. В последнем случае роль индивида может быть либо, по-преимуществу, пассивной, когда он некритически (догматически) усваивает готовые взгляды, либо активной, когда он ведет осознанный (интенциональный - намеренный) мировоззренческий поиск. В последнем случае ему необходимо критически отнестись к собственному внутреннему миру и заняться рефлексией, то есть дать себе отчет в том как, какими средствами, на каких основаниях будет строится его мировоззрение. Этим индивидуальным способам формирования мировоззрения соответствуют стихийный, догматический и интенционально-рефлексивный типы мировоззрения.

Следует сказать, что  по другим основаниям можно выделять и другие типы мировоззрения.

Рассмотрим три типа мировоззрения более подробно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Особенности  обыденного мировоззрения

Обыденное (житейское) мировоззрение – исторически первичная форма мировоззрения как в онто-, так и филогенезе. Целостность обыденного мировоззрения достигается за счет преобладания в мышлении ассоциативности  и установления произвольной связи знаний о разных сферах бытия; путем случайного (неупорядоченного) смешения результатов мироощущения и результатов миропонимания в единое целое. Главная особенность обыденного мировоззрения – его фрагментарность, эклектичность и бессистемность.

Только категориальное мышление способно развиваться из содержательного, а не формального противоречия, потому что формальные противоречия устраняются из такого мышления автоматически, на уровне безусловных рефлексов. Без развитого категориального мышления мировоззрение зачастую остаётся противоречивым не только  на содержательном, но и на формально-логическом уровне.

При деятельности такого типа мировоззрения обычно нарушаются все законы формальной логики.

На основе обыденного мировоззрения исторически первым стихийно рождается миф – т.е. творческое отображение мира сознанием, главной отличительной особенностью которого  являются логические обобщения,  нарушающие логический закон достаточного основания. Логические посылки для  мифологизированного восприятия действительности  при этом имеются, они лежат в основании практического опыта человека, но выводы о строении и законах существования действительности в мифе, как правило, вполне соответствующие наблюдаемым фактам из жизни природы, общества и человека, соответствуют этим фактам лишь в произвольно выбираемом числе взаимосвязей.

Миф - это наиболее простой  творческий способ преодоления незнания путем прямого моделирования  в сфере незнаемого знакомых (известных) связей и закономерностей. Огромное подспорье при мифологизации  обыденного мировоззрения играет потребность и способность человека к фантазии, формируемая в обществе в силу уже упоминавшейся необходимости существования человека одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, да к тому же при преобладании условных связей над безусловными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Особенности  религиозного мировоззрения

Мифологическое сознание исторически предшествует религиозному. Религиозное мировоззрение более  системно, чем мифологическое, оно  более совершенно в логическом плане. Системность религиозного сознания предполагает его логическую упорядоченность, а преемственность с мифологическим сознанием обеспечивается за счет использования в качестве основной лексической единицы образа.

Религиозное мировоззрение  «работает» на двух уровнях: на теоретико-идеологическом (в форме теологии, философии, этики, социальной доктрины церкви), т.е. на уровне миропонимания, и общественно-психологическом, т.е. уровне мироощущения. На обоих уровнях религиозность характеризуется прежде всего верой в сверхъестественное (сверхприродное), верой в чудо. Чудо противоречит закону. Законом называют неизменность в изменениях, непременную однородность действия всех однородных вещей. Чудо противоречит самой сущности закона: Христос шёл по воде, аки по суше и сие чудо есть. Мифологические представления не имеют представления о чуде: для них естественно самое противоестественное.

Информация о работе Мировоззрение и его методологические функции в построении картины мира