Мировоззрение и его исторические типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 12:24, реферат

Краткое описание

Термин мировоззрение имеет немецкое происхождение. Первым его упоминает Кант, однако не отличает его от миросозерцания. Современное значение термин приобретает у Шеллинга. В качестве специальной темы мировоззрение выделяет Дильтей. В русский язык термин попал как калька (не позже С.Л. Франка). Вместе с тем, в советский период понятие мировоззрения стало центральным для понимания философии.

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

Мировоззренческие   конструкции,   включаясь   в   культовую   систему,

приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению  особый духовно-практический  характер.  Мировоззренческие  конструкции  становятся основой формальной регуляции и  регламентации,  упорядочения  и сохранения нравов, обычаев, традиций.

С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

Мифологическое сознание исторически предшествует религиозному сознанию.

Религиозное мировоззрение  более совершенно, чем мифологическое, в логическом плане. Системность, религиозного сознания предполагает его логическую упорядоченность, а преемственность  с мифологическим сознанием обеспечивается за счет использования в качестве основной лексической единицы образа. Религиозное мировоззрение «работает» на двух уровнях: на теоретико-идеологическом (в форме теологии, философии, этики, социальной доктрины церкви), т.е. на уровне миропонимания, и общественно-психологическом, т.е. уровне мироощущения. На обоих уровнях религиозность характеризуется верой в сверхъестественное  -  верой в чудо. Чудо противоречит закону. Законом называют неизменность в изменениях, непременную однородность действия всех однородных вещей. Чудо противоречит самой сущности закона: Христос шёл по воде, аки по суше и сие чудо есть. Мифологические представления не имеют представления о чуде: для них естественно самое противоестественное. Религиозное мировоззрение уже различает естественное и противоестественное, уже имеет ограничения. Религиозная картина мира гораздо контрастнее, чем мифологическая, богаче красками. 
Она намного критичнее мифологической, и менее самонадеянна. Однако всё,  выявленное миропониманием непонятное, противоречащее рассудку, религиозное мировоззрение объясняет универсальной силой, способной нарушить естественный ход вещей и гармонизировать любой хаос. 

Вера в эту  внешнюю сверхсилу и является основой религиозности. Религиозная философия, таким образом, так же как и теология, исходит из тезиса о наличии в мире некой идеальной сверхсилы, способной по своему произволу манипулировать и природой, и судьбами людей. При этом и религиозная философия,  и теология, обосновывают и доказывают  теоретическими средствами и необходимость Веры, и наличие идеальной сверхсилы – Бога.  

Религиозное мировоззрение  и религиозная философия являются разновидностью идеализма, т.е. такого направления в развитии общественного  сознания, в котором исходной субстанцией, т.е. основанием мира, выступает Дух, идея.  Разновидностями идеализма являются субъективизм, мистицизм и др. Противоположностью религиозного мировоззрения является атеистическое мировоззрение. 

В наше время  религия играет не малую роль, стало  больше открываться религиозных учебных заведений, в педагогической вузовской и школьной практике  активно развивается направление культурологического представления религий в рамках цивилизационного подхода, в то же время сохраняются атеистические образовательные стереотипы и встречается религиозно-сектантская апологетика под лозунгом абсолютного равенства всех религий. Церковь и Государство в настоящее время идут на равных, вражды между ними нет, они  лояльно относятся друг другу, идут на компромисс.

Религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности. Важнейшими чертами религии являются жертвенность, вера в рай, культ в Бога.

Немецкий теолог Г.Кюнг считает, что религия имеет будущие, ибо:

1) современный  мир с его непосредственностью  не находится в должном порядке, он возбуждает тоску о Другом;

2) трудности  жизни ставят этические вопросы, перерастающие в религиозные;

3) религия означает  развитие отношений к абсолютному  смыслу бытия, а это касается каждого человека.

2.3  Философское мировоззрение

Мировоззрение — понятие более широкое, чем  философия. Философия — это понимание  мира и человека с позиции разума и знаний.

Платон писал  - «Философия — это наука о сущем как таковом».  По Платону, стремление к осмыслению бытия как целого, дало нам философию, и «большего дара людям, как этот дар Бога, никогда не было и не будет» (Г.Гегель).

Термин «философия»  происходит от греческих слов «philia» (любовь) и «sophia» (мудрость). По преданию, это слово впервые ввел в обиход греческий философ Пифагор, живший в 6 веке до н.э. В таком понимании философии как любви к мудрости коренится глубокий смысл. Идеал мудреца (в отличие от ученого, интеллектуала), – это образ нравственно совершенного человека, который не только ответственно строит свою собственную жизнь, но и помогает окружающим людям решать их проблемы и преодолевать житейские невзгоды. Но что же помогает мудрецу жить достойно и разумно, подчас вопреки жестокости и безумию своего исторического времени? Что ему ведомо в отличие от других людей? 

Здесь и начинается собственно философская сфера: мудрец-философ  ведает о вечных проблемах человеческого  бытия (значимых для каждой личности во все исторические эпохи) и стремится  найти на них обоснованные ответы.

В философии  выделяются  две сферы деятельности:

- сфера материального, объективная реальность, то есть  предметы, явления существуют в действительности, вне сознания человека (материя);

- сфера идеального, духовного, субъективная реальность является отражением объективной реальности в сознании человека (мышление, сознание).

Основные философские  вопросы — это 

1. что первично: материя или сознание; материя определяет сознание или наоборот;

2. вопрос об отношении сознания к материи, субъективного к объективному;

3. познаваем ли мир и если да, то в какой степени.

Зависимости от решения первых двух вопросов в философских  учениях издавна сложилось два  противоположных направления: 

Материализм -  первичным и определяющим  является материя, вторичным и определяемым — сознание;

Идеализм -  дух первичен, материя вторична, в свою очередь подразделяется на: 

1. Субъективный идеализм — мир создаётся субъективным сознанием каждого отдельного человека (мир лишь комплекс человеческих ощущений);

2.    Объективный идеализм — Мир  «творит» некое объективное сознание, некий извечный « Мировой дух», абсолютная идея.

Последовательный  субъективный идеализм неизбежно ведёт  к своему крайнему проявлению —  СОЛИПСИЗМУ.

Солипсизм - это  отрицание объективного существования  не только окружающих неодушевлённых предметов, но и других людей, кроме самого себя (существую лишь Я один остальное моё ощущение).

Фалес первым в  Древней Греции поднялся до понимания  материального единства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении  единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всего сущего – воду, они находили иные материальные основания: Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь.

При ответе на вопрос познаваем ли Мир или нет, можно  выделить следующие направления  философии:

1. Познаваемого оптимизма, который в свою очередь можно подразделить на:

Материализм —  объективный мир познаваем и  это познание безгранично;

Идеализм — мир познаваем, но человек познаёт не объективную действительность, а собственные мысли и переживания или «абсолютную идею,  мировой дух». 

2.   Познаваемого пессимизма, из которого вытекают:

- агностицизм — мир полностью или частично не познаваем;

- скептизм — возможность познания объективной действительности сомнительна.

Философская мысли -  есть  мысль о вечном.  Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское сознание – это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно – умозрительная. Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания – духовно-практический. Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом. Было время, когда никакой науки никогда еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития. Философия является общей методологией для всех частных наук, естественных и общих, иначе говоря, она — царица (мать) всех наук. Особенно большое воздействие философия оказывает на формирования мировоззрения.

Высказывание  Эпикура, из письма к Менекею: «...Пусть  никто в молодости не откладывает занятий философией ...»

Отношение человека к миру – вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, "Человеческое" измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.

Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его  высшими идеалами, придать его  жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. 

Главными функциями  философии являются выработка общих  представлений людей о бытие, природной и социальной действительности человека и его деятельности, о  доказательстве возможности познания мира. 

Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо, так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.




Информация о работе Мировоззрение и его исторические типы