Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 12:24, реферат
Термин мировоззрение имеет немецкое происхождение. Первым его упоминает Кант, однако не отличает его от миросозерцания. Современное значение термин приобретает у Шеллинга. В качестве специальной темы мировоззрение выделяет Дильтей. В русский язык термин попал как калька (не позже С.Л. Франка). Вместе с тем, в советский период понятие мировоззрения стало центральным для понимания философии.
Мировоззренческие
приобретают характер
вероучения. И это придает мировоззрению
особый духовно-практический
С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.
Мифологическое сознание исторически предшествует религиозному сознанию.
Религиозное мировоззрение
более совершенно, чем мифологическое,
в логическом плане. Системность, религиозного
сознания предполагает его логическую
упорядоченность, а преемственность
с мифологическим сознанием обеспечивается
за счет использования в качестве основной
лексической единицы образа. Религиозное
мировоззрение «работает» на двух уровнях:
на теоретико-идеологическом (в форме
теологии, философии, этики, социальной
доктрины церкви), т.е. на уровне миропонимания,
и общественно-психологическом, т.е. уровне
мироощущения. На обоих уровнях религиозность
характеризуется верой в сверхъестественное - верой
в чудо. Чудо противоречит закону. Законом
называют неизменность в изменениях, непременную
однородность действия всех однородных
вещей. Чудо противоречит самой сущности
закона: Христос шёл по воде, аки по суше
и сие чудо есть. Мифологические представления
не имеют представления о чуде: для них
естественно самое противоестественное.
Религиозное мировоззрение уже различает
естественное и противоестественное,
уже имеет ограничения. Религиозная картина
мира гораздо контрастнее, чем мифологическая,
богаче красками.
Она намного критичнее мифологической,
и менее самонадеянна. Однако всё, выявленное
миропониманием непонятное, противоречащее
рассудку, религиозное мировоззрение
объясняет универсальной силой, способной
нарушить естественный ход вещей и гармонизировать
любой хаос.
Вера в эту внешнюю сверхсилу и является основой религиозности. Религиозная философия, таким образом, так же как и теология, исходит из тезиса о наличии в мире некой идеальной сверхсилы, способной по своему произволу манипулировать и природой, и судьбами людей. При этом и религиозная философия, и теология, обосновывают и доказывают теоретическими средствами и необходимость Веры, и наличие идеальной сверхсилы – Бога.
Религиозное мировоззрение
и религиозная философия
В наше время религия играет не малую роль, стало больше открываться религиозных учебных заведений, в педагогической вузовской и школьной практике активно развивается направление культурологического представления религий в рамках цивилизационного подхода, в то же время сохраняются атеистические образовательные стереотипы и встречается религиозно-сектантская апологетика под лозунгом абсолютного равенства всех религий. Церковь и Государство в настоящее время идут на равных, вражды между ними нет, они лояльно относятся друг другу, идут на компромисс.
Религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности. Важнейшими чертами религии являются жертвенность, вера в рай, культ в Бога.
Немецкий теолог Г.Кюнг считает, что религия имеет будущие, ибо:
1) современный
мир с его непосредственностью
не находится в должном порядке
2) трудности
жизни ставят этические вопросы
3) религия означает
развитие отношений к
2.3 Философское мировоззрение
Мировоззрение — понятие более широкое, чем философия. Философия — это понимание мира и человека с позиции разума и знаний.
Платон писал - «Философия — это наука о сущем как таковом». По Платону, стремление к осмыслению бытия как целого, дало нам философию, и «большего дара людям, как этот дар Бога, никогда не было и не будет» (Г.Гегель).
Термин «философия» происходит от греческих слов «philia» (любовь) и «sophia» (мудрость). По преданию, это слово впервые ввел в обиход греческий философ Пифагор, живший в 6 веке до н.э. В таком понимании философии как любви к мудрости коренится глубокий смысл. Идеал мудреца (в отличие от ученого, интеллектуала), – это образ нравственно совершенного человека, который не только ответственно строит свою собственную жизнь, но и помогает окружающим людям решать их проблемы и преодолевать житейские невзгоды. Но что же помогает мудрецу жить достойно и разумно, подчас вопреки жестокости и безумию своего исторического времени? Что ему ведомо в отличие от других людей?
Здесь и начинается собственно философская сфера: мудрец-философ ведает о вечных проблемах человеческого бытия (значимых для каждой личности во все исторические эпохи) и стремится найти на них обоснованные ответы.
В философии выделяются две сферы деятельности:
- сфера материального, объективная реальность, то есть предметы, явления существуют в действительности, вне сознания человека (материя);
- сфера идеального, духовного, субъективная реальность является отражением объективной реальности в сознании человека (мышление, сознание).
Основные философские вопросы — это
1. что первично: материя или сознание; материя определяет сознание или наоборот;
2. вопрос об отношении сознания к материи, субъективного к объективному;
3. познаваем ли мир и если да, то в какой степени.
Зависимости от решения первых двух вопросов в философских учениях издавна сложилось два противоположных направления:
Материализм - первичным и определяющим является материя, вторичным и определяемым — сознание;
Идеализм - дух первичен, материя вторична, в свою очередь подразделяется на:
1. Субъективный идеализм — мир создаётся субъективным сознанием каждого отдельного человека (мир лишь комплекс человеческих ощущений);
2. Объективный идеализм — Мир «творит» некое объективное сознание, некий извечный « Мировой дух», абсолютная идея.
Последовательный субъективный идеализм неизбежно ведёт к своему крайнему проявлению — СОЛИПСИЗМУ.
Солипсизм - это отрицание объективного существования не только окружающих неодушевлённых предметов, но и других людей, кроме самого себя (существую лишь Я один остальное моё ощущение).
Фалес первым в
Древней Греции поднялся до понимания
материального единства мира и высказал
прогрессивную мысль о
При ответе на вопрос познаваем ли Мир или нет, можно выделить следующие направления философии:
1. Познаваемого оптимизма, который в свою очередь можно подразделить на:
Материализм — объективный мир познаваем и это познание безгранично;
Идеализм — мир познаваем, но человек познаёт не объективную действительность, а собственные мысли и переживания или «абсолютную идею, мировой дух».
2. Познаваемого пессимизма, из которого вытекают:
- агностицизм — мир полностью или частично не познаваем;
- скептизм — возможность познания объективной действительности сомнительна.
Философская мысли - есть мысль о вечном. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское сознание – это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно – умозрительная. Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания – духовно-практический. Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом. Было время, когда никакой науки никогда еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития. Философия является общей методологией для всех частных наук, естественных и общих, иначе говоря, она — царица (мать) всех наук. Особенно большое воздействие философия оказывает на формирования мировоззрения.
Высказывание Эпикура, из письма к Менекею: «...Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией ...»
Отношение человека к миру – вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, "Человеческое" измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.
Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
Главными функциями философии являются выработка общих представлений людей о бытие, природной и социальной действительности человека и его деятельности, о доказательстве возможности познания мира.
Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо, так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.