Мировоззрение и его исторические типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 12:24, реферат

Краткое описание

Термин мировоззрение имеет немецкое происхождение. Первым его упоминает Кант, однако не отличает его от миросозерцания. Современное значение термин приобретает у Шеллинга. В качестве специальной темы мировоззрение выделяет Дильтей. В русский язык термин попал как калька (не позже С.Л. Франка). Вместе с тем, в советский период понятие мировоззрения стало центральным для понимания философии.

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

Введение

Термин мировоззрение  имеет немецкое происхождение. Первым его упоминает Кант, однако не отличает его от миросозерцания. Современное  значение термин приобретает у Шеллинга. В качестве специальной темы мировоззрение  выделяет Дильтей. В русский язык термин попал как калька (не позже С.Л. Франка). Вместе с тем, в советский период понятие мировоззрения стало центральным для понимания философии.

Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Существуют различные способы  типологии мировоззрений, построенные  на разных философских и методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение.

В данной работе рассмотрим основные исторические типы:

- Мифологическое

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Мифологическое  мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.

- Религиозное

Религиозное мировоззрение  основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в  мире и жизни людей.

- Философское

Философия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — одна из форм мировоззрения, а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания, теория или наука. Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Философия (как  особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время» (термин Ясперса), откуда и распространилась впоследствии по всему миру.

 

1.Понятие мировоззрения. Классификация и структура

Мировоззрение –  это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. В нем присутствуют различные компоненты:

- знания и убеждения;

- верования и настроения;

- стремления и ценности;

- нормы и идеалы и т.д.

Мировоззрение–взгляд на мир–наиболее общее представление человека об окружающем мире и месте в нем человека.

По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня (пласта) мировоззрения:

1. Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.

2.  Теоретический - Более высокий уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия.

Мы воспринимаем только целостно (в логике–можно раздробить явление). Целостность–одна из особенностей мировоззрения. Мировоззрение по содержанию может быть:

- научным и ненаучным;

- материалистическим и идеалистическим;

- консервативным и реформаторским;

- революционным и либеральным;

- мифологическим, религиозным, научным, философским и т.д.

В познавательном отношении:

- догматическое и скептическое (скептики сомневаются в правомерности существующей картины мира, их соотносят с разрушительной силой).

- коллективистское (альтруистическое) или эгоистическое (разумный эгоизм лучше неразумного коллективизма)

- оптимистическим и пессимистическим;

- системным (на одном учении, религии) и бессистемным;

- последовательным или непоследовательным;

- рациональным и интуитивным и т.д.

Мировоззрение – личностный фактор и имеет выход через практику (нам безразлично, что он думает, но не безразлично, что он делает).

Структура мировоззрения:

а) мировосприятие (мироощущение)

б) миропонимание.

Мировосприятие основано на чувственно–наглядном (эмоционально–образном) восприятии. Определяет эмоциональный настрой(оптимизм-пессимизм, дружба-вражда и т.д.)

Миропонимание. Основано на познавательной, практической деятельности человека. Основные элементы: истинное знание и заблуждение. Знания возникают по причине – опыт конкретного человека + практика всего общества.

Философия и мировоззрение. Мировоззрение как целостный взгляд на мир шире, чем философия. Философия претендует на то, что она обеспечивает мировоззрение. Эта ее претензия дает право утверждать, что философия – теоретическое ядро мировоззрения. Философия–это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Философия–система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Основные компоненты философского мировоззрения:

  1. научно–теоретическое знание;
  2. духовная практика;
  3. ценностная ориентация.

 

 

 

 

 

2. Исторические типы мировоззрения

2.1 Мифологическое мировоззрение

Первой формой мировоззрения исторически  считается мифология.

Мифология  - (с греческого — предание, сказание, слово, учение), это способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития, в форме общественного сознания.

Мифы — древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев.

Мифологическим мировоззрением –  независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится, мы назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения.

Она появилась на самой ранней стадии общественного развития. Когда человечество в форме мифа, сказания, предания пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы, как произошёл и устроен  мир в целом, объяснить различные явления природы, общества  в те далёкие времена, когда люди только начинали вглядываться в окружающий мир, только приступать к его исследованию.

Основные темы мифов:

- космические — попытка ответа на вопрос о начале устройства мира, возникновения явлений природы;

- о происхождении людей — рождении, смерти, испытаниях;

- о культурных достижениях людей — добывания огня, изобретение ремёсел, обычаях, обрядах.

Таким образом, мифы имели в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств.

Основными функциями мифом считалось, что с их помощью прошлое связывалось  с будущим, обеспечивало связь поколений; закреплялись понятия ценностей, поощрялись, определённые формы поведения; искались пути разрешения противоречий, пути единения природы и общества. В период господства мифологического мышления ещё не возникла потребность в получении специальных знаний.

Таким образом, миф представляет собой  не первоначальную форму знаний, а  особый вид мировоззрения, специфическое  образное   синкретическое  представление   о явлениях природы и коллективной жизни. Миф считается как наиболее ранняя форма человеческой культуры, в которой объединились зачатки знаний, религиозных верований, нравственная эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.

Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном сознании,  мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее - с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил.

Так, в знаменитой «Теогонии»  Гесиода  и  в «Илиаде»  и  «Одиссее»  Гомера — наиболее полном собрании древнегреческих мифов —  процесс  творения мира представлялся следующим образом.  Вначале  существовал  лишь  вечный, безграничный, темный  Хаос.  В  нем заключался  источник  жизни  мира.  Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир  и  бессмертные  боги.  Из  Хаоса произошла и богиня Земля — Гея. Из  Хаоса,  источника  жизни,  поднялась  и могучая, все оживляющая любовь — Эрос. Безграничный Хаос породил Мрак — Эреба и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и  радостный  светлый  День  —  Гомера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо —  Урана, и раскинулось  Небо  над Землей.  Гордо  поднялись  к  нему  высокие  Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы  и  Море рождены матерью Землей, у них нет отца. Дальнейшая история  порождения  мира связана с браком Земли и Урана —  Неба  и  их  потомков. 

Аналогичная  схема присутствует в мифологии других народов мира. Например, можем познакомиться с такими представлениями древних евреев по Библии — Книга Бытия.

«... Авраам родил Исаака; Исаак родил  Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его ...»

Мифологическая культура, вытесненная  в более поздний период философией, конкретными науками и творениями искусства, сохраняет свою значимость на всём протяжении всемирной истории до настоящего времени. Никакая философия и наука и жизнь вообще не властны, разрушить мифы: они неуязвимы и бессмертны. Их нельзя и оспорить, потому что они не могут быть обоснованы и восприняты сухой силой рациональной мысли. И всё-таки надо их знать — они составляют значимый факт культуры. 

2.2 Религиозное мировоззрение.

Религия — это  форма мировоззрения, основу которой  составляет вера в существование  сверхъестественных сил. Это специфическая  форма отражения действительности и до сих пор она остаётся значительной организованной и организующей силой в мире.

Религиозное мировоззрение  представлено формами трёх мировых  религий:

1. Буддизм -  6-5 вв. до н.э. Впервые появился в Древней Индии, основатель — Будда. В центре — учение о благородных истинах (Нирвана). В буддизме нет души, нет Бога, как творца и высшего существа, нет духа  и истории;

2. Христианство — 1век н.э., впервые появился в Палестине, общий признак вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Главный источник вероучения Библия (Священное писание). Три ветви христианства: католицизм, православие, протестантизм;

3. Ислам -  7 век нашей эры, образовался в Аравии, основатель — Мухаммед, главные принципы Ислама изложены в Коране. Основной догмат: поклонение единому богу Аллаху, Мухаммед — посланник Аллаха. Основные ветви Ислама — суннизм, шиннизм.

Религия выполняет  важные исторические функции: формирует  сознание единства человеческого рода, развивает общечеловеческие нормы; выступает носительницей культурных ценностей, упорядочения и сохранения нравов, традиций и обычаев. Религиозные идеи содержатся не только в философии, но и в поэзии, живописи, архитектурном  искусстве, политике, обыденном сознании.

Информация о работе Мировоззрение и его исторические типы