Мировоззрение А.Шопернгаузра

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 11:50, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы и является исследование такого вопроса, как А.Шопенгауэр о смысле и бессмысленности жизни.
В соответствии с данной целью в исследовании данного вопроса, мной были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть Мировоззрение А. Шопернгауэра;
2. Рассмотреть такой вопрос в философии А. Шопернгауэра как «Что есть мир….»;
3. Рассмотреть учение о мировой воле и смысл человеческого существования в философии Шопенгауэра…

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Мировоззрение А. Шопернгауэра…………………………………………..5

2. Что есть мир…. ………………………………………………………………9
3.Учение о мировой воле и смысл человеческого существования в философии Шопенгауэра……………………………………………………...17

Заключение……………………………………………………………………...23

Список использованных источников и литературы ……………………...25

Файлы: 1 файл

философия .паша.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Следующий скачок в ступенях объективации воля делает тогда, когда выводит на арену человека с его мощнейшим оружием - разумом. Разум - ключевой элемент познания, отличающий человека от животных. Основное свойство разума - образовывать понятия, то есть переводить познанное в абстрактное состояние, доступное для дальнейшего познания без непосредственного воздействия раздражения. Говоря по-простому, и человек и животное могут познать какое-то явление, но, в то время как животное осознает связь между причиной и действием явления лишь на рассудочном уровне, и познание это проявляется лишь в минуты непосредственного воздействия раздражения (рефлекс), то человек, в дополнение, способен анализировать причину, следствие и оперировать уже проанализированными понятиями. Так, Шопенгауэр указывает наличие у человека двух миров существования - абстрактный и реальный. Именно в наличии абстрактного мира человек коренным образом отличается от животных. Шопенгауэр заявляет, что именно из-за наличия разума человек есть высшее создание природы, так как единственный из познающих этот мир способен анализировать его.

Уясняя описанную структуру, отметим, что разум способен оперировать только познанным. И, хотя по возможностям познания стоит выше рассудка, но целиком и полностью опирается на него. Отсюда следует важное заключение - в понятиях человека нет ничего, что не познавалось бы до этого рассудком.
     Для сохранения ровности изложения напомню, что и разум и рассудок есть только способы познания, которое в свою очередь есть лишь ступень объективации воли. Это ни на мгновение не следует выпускать из внимания.
     Как познаваемое рассудком делится на действительность и призрак, так и познаваемое разумом делится на истину - верно познанное, и заблуждение - познанное неверно. Истина и заблуждения составляют понятия. Понятия- это особые субстанции, продукты познания разумом. Мы не можем постигнуть их сущности, а можем их только мыслить. Предметами истинного опыта служат лишь действия, основанные на понятиях - язык, наука, вообще "всякая планомерная деятельность" а не сами понятия. Это еще раз демонстрирует нам, что мы можем познать лишь результат действия воли, но не ее саму. Именно так, потому что в данном случае понятие есть ступень объективации воли, лежащая вне мира как представления.
    Другим критерием разделения понятий является деление на абстрактные и конкретные. Вторые ближе к рассудку, так как имеют свое основание в реальном мире. Это такие понятия, которые мы всегда мыслим, говоря об идеях Платона - идеи лошади, стола, авторучки и так далее. Абстрактные понятия не имеют коррелятов в реальном мире, а выводятся исключительно из других понятий. Таких понятий великое множество. и только деление их на категории отняло бы значительное время. Каждый сам сможет привести примеры абстрактных понятий - мощность, доброта, страх и т. д.
     Признав наличие понятий, Шопенгауэр вводит способность суждения - понимание отношений между понятиями. Кроме того, он определяет знание, как наличие во власти человеческого духа таких суждений, которые находят себе достаточную основу познания в чем либо вне себя самих. Иначе говоря, знание - есть закрепление в понятиях разума того, что познано иным путем. В качестве противоположности знания как оформившегося понятия Шопенгауэр противопоставляет чувство - нечто, данное в рассудочном познании, но не оформившееся как понятие. Именно чувствам он приписывает основную роль в формировании характера индивида. Здесь чувства не могут быть выражены словами, так как слова есть орудия понятий, а чувства гораздо шире, глубже, искренней и, как правило, истинней. Чувственный мир человека приближает его к животным в том, что касается познания реальной действительности. Но при суждении - оперировании абстрактными понятиями - человек также обращается к чувствам, и во многом благодаря им познает истину, так как чувственное познание первично по отношению к разуму. Именно поэтому Шопенгауэр посвящает несколько глав обсуждению вопроса превосходства искусств над точными науками, так как последние используют преимущественно абстрактные понятия для своего развития, в то время, как первые оперируют чувствами. Наглядность всегда имеет преимущество перед логикой. Именно это утверждение приводит Шопенгауэра к критике геометрии. Он утверждает, что человеку для познания свойств геометрических фигур гораздо проще взглянуть на нее, чем строить у себя в уме сложные умозаключения.
     В качестве крайней вершины развития, которой может достичь человек, Шопенгауэр указывает максимальное развитие практического разума - перевод всех познанных идей в категорию абстрактных истин. Именно такое развитие разума дает человеку возможность всестороннего обзора жизни в ее целом. То есть человек будет иметь достаточно материала для познания в себе самом, а не во внешнем мире, что приведет к уменьшению влияния внешнего мира на суждение и сознание человека, что приведет к душевному спокойствию - идеалу стоического мудреца, каким его видит Шопенгауэр.
     Итак, мы подошли к самой интересной, опасной и захватывающей части доклада. Перед тем, как сделать короткий и неутешительный вывод, я попробую вкратце повторить описанные шаги размышления. Мир есть воля. Сущность этой воли есть стремление. Воля дана нам лишь в своих проявлениях и непознаваема нами, так как все возможные формы познания относятся лишь к проявлению воли, а не к ней самой (к примеру, мы так же не можем познать неведомое нам животное по одному его следу на снегу). Проявления воли -,объективации, выстраиваются по ступеням, начиная с самых нижних "сил природы" и ко все более высоким. На одной из ступеней объективации возникает познание и, следом за ним, мир как представление. Где представление - способ существования познания, подразумевающий синтез субъекта и объекта. На самой высокой ступени объективации стоит разум - способ познания, присущий только человеку. Особенностью разума является возможность подчинять себе более низкие степени объективации воли, познавая их. То есть воля достигает в разуме возможности познать самое себя. Это заключение понадобится Шопенгауэру позднее, при выводе этических правил... А теперь зададим вопрос - зачем живет человек?
     Попробуем ответить на этот вопрос с позиции философии Шопенгауэра. Человек есть ступень объективации воли и как тело и как разум. Но говорить о цели существования ступени объективации воли бессмысленно, как бессмысленно спрашивать, зачем деревья качаются, и зачем падает камень. Дозволен здесь только вопрос "почему", приводящий нас к причинной связи человека и воли. То есть, мы должны были бы задать вопрос "зачем воля стремится?". Но и этот вопрос некорректен, так как несет в себе оттенок формы познания (причина, время, пространство), а формы познания не присущи воле. Я даже устал это повторять. Объяснение может показаться запутанным, но Шопенгауэр позаимствовал у Спинозы замечательный пример о мыслящем камне. Проведя аналогию между пущенным камнем и человеком, мы можем только догадываться о целях руки, нас запустившей, но никогда их не узнаем. Так же и человек. Он живет только потому, что его живет жизнь, и ни цели, ни исходной посылки мы никогда не узнаем. А раз так, то мы можем сколько угодно придумывать любые цели для жизни, оправдывать их какими угодно мотивами. Все они одинаково безосновательны для существования человека. Говорю теперь совсем просто - смысла в человеческой жизни нет и быть не может.
     Вот к такому выводу приходит Шопенгауэр в своей философской работе "Мир как воля и представление". Необходимо отметить, конечно, что здесь речь идет о человеке, как о высшей форме существования, а не о его животном начале, смысл существования которого ясен и раскрывается Шопенгауэром во всей своей правде - это только стремление продолжить род. Стремление продолжить стремление. Но к отдельному индивидууму с его эгоистическим внутренним я (а это тоже ступень объективации воли), этот смысл существования никакого отношения не имеет. Теперь каждый вправе сделать для себя вывод - кто я (тварь дрожащая, или имею право...): животное или человек. Если я живу только рассудком и всем, что ниже него, то моей целью останется воспроизведение себе подобных. Если же я смею назвать себя человеком, то смысла в моей жизни нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Учение о мировой воле и смысл человеческого существования в философии Шопенгауэра

 

Для него становится тогда ясным и несомненным, что он не знает, ни солнца, ни земли, а знает только глаз, который видит солнце, руку, которая осязает землю; что окружающий его мир существует лишь как представление, т. е. исключительно по отношению к другому, представляющему, каковым является сам человек. Итак, нет истины более несомненной. менее нуждающейся в доказательстве, чем та, что все существующее для познания, т. е. весь этот мир, является только объектом по отношению к субъекту, созерцанием для созерцающего - короче говоря, представлением. " Что никто из нас не в силах выскочить из себя, чтобы увидеть вещи сами по себе, что всё наиболее очевидное – в сознании, находится внутри него самого, - эта истина была знакома и древней, и новой философии – от Декарта до Беркли; что существование и воспринимаемость взаимообратимы – философская основа Веданты. Мир есть представление. А у представления есть две существенные, необходимые и неотделимые друг от друга цели – субъект и объект. Субъект представления есть тот, кто всё познаёт, сам не познанный никем. «Субъект – опора мира, всеобщее условие, любым феноменом, любым объектом подразумеваемый: в самом деле, всё существует не иначе, как в функции субъекта»[4]. Объект представления как познанное обусловлен априорными формами пространства и времени, в силу чего и есть множественность. Субъект, «напротив, вне времени и пространства, он целостен и индивидуален в каждом существе, способном иметь представления. Чтобы сконструировать мир из миллиона представлений, достаточно одного субъекта. Но с исчезновением субъекта нет мира как представления. «Субъект и объект, следовательно, неотделимы: каждая из двух половинок осмысленна только посредством другой, то есть каждая существует рядом с другой, с ней же вместе исчезает»[5].Ошибка материализма, полагает немецкий философ, в редукции субъекта к материи. Напротив, идеализм, например фихтеанского толка, сводя объект к субъекту, делает ошибку – крен в противоположную сторону. Тем не менее идеализм, освободившийся от абсурдности «университетской философии», неопровержим. Истина в том, что экзистенция абсолютная и сама в себе объективная немыслима. Всё, что объективно, всегда имеет свою экзистенцию в субъекте, а значит, явленность и представление обусловлены субъектом. Другими словами, мир, как он предстаёт в своей непосредственности и понимаемый как реальность в себе, есть совокупность представлений, обусловленных априорными формами сознания, каковыми являются, по Шопенгауэру, время, пространство и казуальность. Мы можем познавать названные формы представления, "не познавая самого объекта, а исходя из одного субъекта": то есть мы можем помыслить и время, и пространство, и причинность, отделив их от какого бы ни было предметно-событийного наполнения. Итак, мир - это мой мир, мой в том смысле, что я его вижу таким, каким мне его позволяет видеть моя собственная способность представления. Но ведь мир отнюдь не только мой мир, он еще и независим от меня, самостоятелен, неподатлив. О независимости мира, о его объективной реальности свидетельствует и наука: ". наблюдение и исследование природы неизбежно приводят нас к достоверной гипотезе, что каждое высоко организованное состояние матери следовало во времени лишь за более грубым, что животные были раньше людей, рыбы - раньше животных суши, растения раньше последних, неорганическое существовало раньше всего органического; что, следовательно, первоначальная масса должна была пройти длинный ряд изменений, прежде чем мог раскрыться первый глаз".

Мир вдруг показывает свою другую сторону. До сих пор он был только волей – теперь он становится и представлением, объектом для познающего субъекта. Непогрешимая точность и закономерность, с которою она до сих пор действовала в неорганической и растительной природе основывалась на том, что она действовала в первоначальной своей сущности. Без помощи, но и без помехи со стороны другого мира – мира как представления. Мир как представление, являясь только отпечатком ее собственного существа, тем не менее теперь вторгается в связь ее явлений. С этих пор прекращается и ее непогрешимая уверенность – животные уже подвержены призракам и ошибкам, в то время как они обладают только созерцательным представлением – у них нет ни понятий, ни рефлексии. Привязанные к настоящему, они не могут соображать будущего. Наконец, там, где воля достигла высшей степени своей объективации, в человеке – к уму должна была присоединиться как бы возвышенная степень созерцательного познания, его рефлексия: разум как орудие отвлеченных понятий. С ним появилась обдуманность, содержащая в себе обзор будущего и прошедшего, как следствие этого – размышление, забота, способность к преднамеренному действию и вполне ясное осознание собственной решимости воли, как таковой. Уверенность и безошибочность проявлений воли как это было в неорганической природе почти совершенно пропадает: инстинкт окончательно исчезает, обдуманность, которая должна заменить теперь все, порождает колебание и неуверенность. Становится возможным заблуждение. Воля уже приняла в характере свое определенное и неизменное направление, тем не менее заблуждение может исказить его проявления. Например, воображаемые мотивы принуждают человека к действию, совершенно противоположному тому, как бы действовала его воля в настоящих обстоятельствах. Познание – разумное и созерцательное, исходит первоначально из самой воли, принадлежит к существу высших ступеней ее объективации, в качестве простого механизма «приспособления». Предназначенное к служению воле, исполнению ее целей. но в отдельных людях познание может освобождаться от этой служебности, свергать свое ярмо. Чтобы свободное от всех целей хотения существовать чисто само по себе, в качестве ясного зеркала мира, откуда возникает искусство. В силу этого рода познания, когда оно воздействует на волю, может возникать самоуничтожение последней, то есть покорность, которая и есть конечная цель, глубочайшая сущность всякой добродетели и святости и избавления от мира. О ничтожестве и горестях жизни. Суть мира – ненасытная воля, суть воли – конфликт, боль и мучения. Чем изощреннее познание, тем сильнее страдания; чем человек умнее, тем невыносимее мучения. Гений страдает больше всех. Воля – непрерывное напряжение, ибо действие начинается с чувства лишенности чего-то, неудовлетворенности собственным состоянием. Но любое удовлетворение недолговечно, и в этом зародыш нового страдания. Нет ни меры, ни конца мучениям. Пробудившись от бессознательного состояния, воля видит себя индивидуум в бесконечном и безграничном среди бесчисленных индивидуумов, которые все к чему-то стремятся, страдают, блуждают.

Огромность мира, тревожившая нас раньше, теперь покоится в нас: наша зависимость от него уничтожается его зависимостью от нас. - Все это. проявляется лишь как предчувствие того, что в известном смысле (разъясняемом только философией) мы едины с миром и потому его неизмеримость не подавляет нас, а возвышает". Итак, полная оторванность от нас природы, ее недоброжелательная противопоставленность нам, ее детям, враждебное равнодушие ее сил и ее беспредельность оборачиваются не просто негативной от нее зависимостью, но и прямо противоположным эффектом - свободой. Эта свобода - результат открытия в нас самих идеального, чего-то и объективного и сверхприродного одновременно; чего-то такого, что по своей универсальной значимости эквивалентно всему остальному миру и совпадает с ним, и само при этом входит в его состав, причем - как его внутренняя сущность: это и наше внутреннее "я", и сущностное "я" мира одновременно. Но тогда кто же тот, кому принадлежит "единое мировое око, смотрящее из всех мировых существ", кто "говорит" языком прекрасных форм природы, грозно "повышая голос" в возвышенном? Формально Шопенгауэр не задается данным вопросом, и все же он, сообразно логике своего рассуждения, должен так или иначе отвечать на него. Возможен следующий ответ: мировое око - спроецированная самим человеком на этот мир его собственная ценностная мерка (мера), "человечность". То есть, попросту говоря, сам этот вопрос - результат непроизвольного очеловечивания мира, тем более что в пользу такого ответа может свидетельствовать то обстоятельство, что, по Шопенгауэру, мировые события имеют значение "лишь постольку, поскольку они - буквы, по которым может быть прочитана идея человека", а внутренняя значимость явлений - "это глубина прозрения в идею человечества". Такое толкование снимало бы покров таинственности с идеальной сущности мира, если бы не одно обстоятельство. И чувство прекрасного и чувство возвышенного свидетельствуют, что именно мир (природа) как бы провоцирует наше преображение (достигаемое в эстетическом созерцании чувство свободы от мира): ведь это событийный ряд самого мира приводит к высшей степени неслучайному для нас, отвечающему нашей глубинной потребности результату, освобождению, и поэтому допустимо предположение о существовании промысла, устраивающего эти события ради нас, ради нашего совершенствования, и, естественно, "устроителя", который стоит за всем этим. Возможность двух взаимоисключающих толкований, отсутствие однозначного определения открывающейся в эстетическом созерцании идеальной значимости человека и мира (относящейся то ли исключительно к потребности самого человека, то ли к скрытой способности мира к целеполаганию) свидетельствует о своеобразной неопределенности эстетической ценности, или - о неопределенности, неполноте идеала человечности, взятого в форме эстетической ценности. Во-первых, эстетическое значение мира раскрывается только как видение иного мира, мира бесконечной свободы от всех условий и условностей - идеальной сферы возможности безболезненно-игрового действия, понимания и согласия. Во-вторых, такое видение зависит от индивидуальных способностей, доступно не всем в равной мере. Эстетическое освобождение поэтому не преодолевает полностью разрыва между идеальным и реальным; искусство как результат запечатления эстетических идей - уникально значимых образцов этого "иного мира", содержащих задание по его построению - противостоит обыденно-реальному, сама идея - понятию, гений в качестве выразителя идеи - толпе, духовной черни[6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Шопенгауэр был современником бурной эпохи всемирной истории. Это было время Великой французской революции (1789‑1794) и многочисленных европейских войн, заложниками и жертвами которых стали десятки тысяч людей, когда рушились государства и царства и на их месте возникали новые, когда народы Европы стонали под пятой нового наполеоновского порядка, когда они, воодушевленные победоносной отечественной войной русского народа против Бонапарта, поднимались на национальное сопротивление захватчику, когда в постреволюционную эпоху складывались и новый экономический и политический порядок, и новый уклад жизни.

Шопенгауэр непосредственно не был вовлечен в катаклизмы эпохи: он не восторгался революцией; лично не страдал от войн, но подростком, испытывая тяготы военного времени в путешествиях по Европе, глубоко переживал бедствия, постигшие людей; он не воодушевлялся идеями спасения Германии от наполеоновского ига; он был лишь наблюдателем происходящего, но горячо переживал разруху, человеческие страдания и жертвы.

Смысл жизни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой.

Информация о работе Мировоззрение А.Шопернгаузра