Мировоззрение А.Шопернгаузра

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 11:50, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы и является исследование такого вопроса, как А.Шопенгауэр о смысле и бессмысленности жизни.
В соответствии с данной целью в исследовании данного вопроса, мной были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть Мировоззрение А. Шопернгауэра;
2. Рассмотреть такой вопрос в философии А. Шопернгауэра как «Что есть мир….»;
3. Рассмотреть учение о мировой воле и смысл человеческого существования в философии Шопенгауэра…

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Мировоззрение А. Шопернгауэра…………………………………………..5

2. Что есть мир…. ………………………………………………………………9
3.Учение о мировой воле и смысл человеческого существования в философии Шопенгауэра……………………………………………………...17

Заключение……………………………………………………………………...23

Список использованных источников и литературы ……………………...25

Файлы: 1 файл

философия .паша.doc

— 135.00 Кб (Скачать)


26

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Мировоззрение А. Шопернгауэра…………………………………………..5

2. Что есть мир….  ………………………………………………………………9

3.Учение о мировой воле и смысл человеческого существования в философии Шопенгауэра……………………………………………………...17

Заключение……………………………………………………………………...23

Список использованных источников и литературы ……………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одни философы полагают, что существование смерти обессмысливает жизнь, если есть смерть, то жизнь теряет смысл. Другие же, наоборот, полагают, что только смерть придает жизни смысл, ибо жизнь бесконечная чревата бессмысленностью.

Утрата смысла жизни характеризуется такими переживаниями, как зависть, скука, депрессия, бездеятельность, тоска, раздражение, отсутствие значимых целей, одиночество, эскапизм, увлечение эрзац-смыслами в виде алкоголизма, наркомании и т. п.

Истоки негативного осмысления человеческого существования можно обнаружить в античности и даже раньше. В египетских текстах есть спор разочарованного со своей душой, где неизвестный автор пишет, что загробное существование проблематично, ибо никто еще не вернулся оттуда, чтобы рассказать об этом. Нравы все хуже и хуже, люди все злее и бессердечнее, бескорыстия и милосердия среди них не встретить. То же мы находим у Платона и Гесиода, которые обозначили эту закономерность как регрессивное развитие человечества. Но ведь почти то же говорят современные старики, что раньше все было лучше, а теперь все стало хуже. В чем же дело? Это связано с психологической закономерностью вытеснять из памяти негативные воспоминания, оставлять только позитивные. Отсюда и происходит склонность к идеализации прошлого и проецированию его в будущее в качестве «светлого будущего».

Зародыши пессимизма можно найти у античных стоиков и скептиков. Проблему бессмысленности человеческого существования хорошо показывают греческие мифы о бочках Данаид, о камне Сизифа, а также произведения Артура Шопенгауэра, Мартина Хайдеггера, Альбера Камю и Жана Поля Сартра. Одним из наиболее ярких сторонников идеи бессмысленности человеческого существования и мировоззренческого пессимизма был Артур Шопенгауэр, полагавший основой мира слепую и бессмысленную волю как энергию, пронизывающую природный мир на всех уровнях: материально-природном, растительном, животном и человеческом. Лишь человеку дано осознать эту волю, неподвластную его слабым возможностям, а то и нередко использующую человека в своих разрушительных энтропийных вихрях. Не в силах ей противостоять, он может лишь испытывать эстетическое чувство возвышенного по отношению к этой разрушительной и могучей стихии, неподвластной ему и не угрожающей непосредственно. Однако «воля к жизни как таковой» - бесцельна, мир как воля есть «вечное становление, бесконечный поток». Пессимизм является выражением негативного отношения к жизни, где невозможно счастье, но торжествуют зло, обман и бессмыслица.

Целью данной работы и является исследование такого вопроса, как   А.Шопенгауэр о смысле и бессмысленности жизни.

В соответствии с данной целью в исследовании данного вопроса, мной были поставлены следующие задачи:

1.      Рассмотреть Мировоззрение А. Шопернгауэра;

2.      Рассмотреть такой вопрос в философии А. Шопернгауэра  как «Что есть мир….»;

3.      Рассмотреть учение о мировой воле и смысл человеческого существования в философии Шопенгауэра…

 

 

 

 

 

1. Мировоззрение А. Шопернгауэра

В начале 19 века на горизонте философии взошла новая яркая звезда - Иммануил Кант. Своим светом она сняла покров неясности с вопросов, которые раньше философы изучали на ощупь, натыкаясь на новые и новые подробности. Человечество получило как бы еще один способ познания истины. Естественно, что нашлось немало желающих погреться в лучах этого солнца и отразить его свет. Родилась немецкая классическая философия. Ее основные представители (Шеллинг, Фихте, Гегель...) взяли основной вопрос, который человек задавал себе в то время, а это, напомню, Новое время, - время грандиозных технических переворотов, воин и прочих потрясений, - что есть мир? Перед этим вопросом блекли все другие - в чем первопричина мира и т.д. Поэтому построение крепкой системы мировоззрения стало основным занятием для философов того времени. Однако, все они так или иначе опирались на учение Канта, в чем-то признавая его правоту, а где-то находя недостатки, и строя на попытках преодолеть эти недостатки свои теории. Особенно преуспел в последнем Гегель. Его "История философии" до сих пор считается классическим трудом, поражающим своей основательностью.

            В то время, когда Гегель, будучи профессором, читал свои лекции в одном из немецких университетов, прямо у него под боком зрела оппозиция в лице коллеги - доцента того же университета, Артура Шопенгауэра. Шопенгауэр считал философию Гегеля, мягко говоря, неправильной и недоумевал, почему же студенты предпочитают посещать лекции красноязычного болтуна вместо того, чтобы знакомится с истинным учением, каковым он признавал свою философию[1]. Надо отметить, что во всех своих книгах Шопенгауэр никогда не стеснялся в выборе выражений и эпитетов для своих оппонентов. Эта острота придает вкуса при потреблении его трудов, но на память приходит его же замечание, что ругается тот, кто не в силах привести разумных доводов в защиту своей точки зрения. Впрочем, достается не только Гегелю сотоварищи, но и Канту. Правда, именно Канта Шопенгауэр называет величайшим философом за то, что он открыл для людей новый взгляд на мир, но не упускает возможности покритиковать слабые, с его точки зрения, места кантовской философии. И критика эта, в частности критика кантовских категорий, довольно объемна.

Шопенгауэр строит свою систему мировоззрения и посвящает ее изучению всю свою жизнь. Читая его книги, особенно популярно написанные, поражаешься образованности автора, обилию цитат, приведенных к месту и вовремя, что немаловажно. Первый том своей главной книги - "Мир как Воля и Представление" Шопенгауэр закончил в 1818 году, в тридцатилетнем возрасте. Второй том появился как дополнение к первому четверть века спустя. Что интересно, Шопенгауэр остался верен своей философии. Правда, встречаются и спорные моменты, как, например, в первом томе стоическая философия превозносится над всеми остальными, а во втором подвергается резкой критике и отвергается как неприемлемая. Но такого рода поправки естественны для человека, прошедшего длинный жизненный путь, тем более, что основной идее Шопенгауэр не изменяет. За свою жизнь он написал несколько книг. Каждая из них вполне самостоятельна, но и необходима для полного понимания предмета. Шопенгауэр не признавал повторений и не считал возможным списывать у себя самого свои же мысли. Зато цитатами и заимствованиями из других авторов его книги пестрят сверх меры. Особенно Шопенгауэр любил цитировать Гете. При чтении иногда создается впечатление, что философ выступает в роли комментатора того или иного произведения. Этому можно найти объяснение. Шопенгауэр стремится сделать свои мысли доступными для понимания, облегчить чтение философской литературы. Специально для широкого круга людей он пишет "Афоризмы житейской мудрости" в духе популирных изданий Бальтазара Гарсиана и т.п. Книга эта довольно необычна. В первых же строках ее Шопенгауэр признает, что она не совместима с его собственной философией, но в то же время является учебником жизни, сборником правил, придерживаясь которых человек сможет прожить свою жизнь по возможности счастливее. Здесь очевидно проступает противоречие между онтологией и этикой Шопенгауэра. Говоря об этом противоречии, следует повторить, что философ отвечал на вопрос "что такое мир?", и ответил вполне сносно. А вот этика из его ответа отнюдь не вытекала и ему пришлось пришивать ее сбоку, идя при этом на конфликт со своим же учением...

Кроме упомянутых уже популярных книг, для качественного знакомства с философией Шопенгауэра необходимо прочитать его конкурсную работу "О свободе воли".  Ответ на вопрос о свободе воли различен в различных философских школах. Шопенгауэр выводит его достаточно четко и последовательно, строя аргументацию на основе своих предыдущих положений. Работа эта была заслуженно увенчана  Норвежской Королевской Академией Наук, в отличие от другой, "Об основе морали", не получившей награды от Датской Академии, за что Академия удостоилась ряда неприятных  эпитетов от автора[2].

            Однако, вернемся к системе мировоззрения . В ее основе лежит индийская философия. Именно ведическая литература, а также множество дошедших до нас творений древнегреческой культуры использовал Шопенгауэр в своих изысканиях на тему "что есть мир?" Ниже мы рассмотрим эту систему подробнее... Выстроив основу мировоззрения, философ начинает задавать второстепенные (относительно главного) вопросы и искать на них ответы. Вопрос о смысле жизни человека, выведенный в качестве темы данного реферата является у Шопенгауэра проходным и служит лишь отправной точкой для дальнейших моральных рассуждений. Противоречие вновь возникает здесь в том, что Шопенгауэр в морали рисует поступательное движение к некоторой цели, и в то же время, постоянно повторяет, что цель эта всего лишь призрак, и смысла в существовании нет. Он практически без изменений позаимствовал этику у буддистов, лишь переведя ее, как мне кажется, на более доступный пониманию современников язык, с использованием соответствующих примеров. С христианством отношения Шопенгауэра складываются не так безоблачно. Говоря о христианской этике, он подчеркивает, что церковь подчинила своим интересам идеи, существовавшие задолго до христианства, а в то же время онтологическое начало не выдерживает никакой критики... Впрочем, подробнее этику философии Шопенгауэра я также разберу ниже.

            Теперь, совершив небольшой исторический экскурс и  набросав пути, по которым нам надо будет двигаться, приступим, наконец, к сжатому изложению основных положений философии Шопенгауэра и связанных с ней вопросов.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Что есть мир….

Как и следует из названия его главной книги, Шопенгауэр разделяет весь окружающий нас мир на волю и представление. Напомню, "что есть мир" - это основной философский вопрос для Шопенгауэра.

Ранее я описывал, что свою философию Шопенгауэр строит на культуре Древней Индии, а также на буддизме, являющемся по сути своей пантеистической философией. В качестве первоначала Шопенгауэр указывает субстанцию, называемую им воля, так как это слово, по его мнению, наиболее верно передает сущность этой субстанции - беспрерывное стремление, хотение, воление. Если угодно, волю можно назвать законом существования мира, его основной причиной и наполнением. Мир есть воля. Основным же свойством воли Шопенгауэр признает объективацию в своих стремлениях, то есть проявление своей сущности посредством взаимодействия различных объектов (К глубочайшему моему сожалению, я вынужден использовать здесь точку зрения человека., каковым сам являюсь. Так, для меня как для человека мир есть не только воля, но и представление, и все что я познаю, я познаю лишь как свое представление. Может возникнуть естественный вопрос - если воля есть все, а выражаться она должна через что-то еще, но тогда это второе - не воля. Немного не так. Воля есть все. Подробнее это будет описано позднее, А пока что представьте, что проявление воли есть крупицы песка и капли воды. А вот идея прилива - есть воля). Воля объективируется ступенями. Именно это разделение на ступени позволяет Шопенгауэру построить свою грандиозную систему мировоззрения, вывести из нее ответы на очень многие вопросы и в конце концов придти к очень спорному заявлению о совершенстве человека, как высшей ступени объективации воли.

Самой низкой ступенью объективации Шопенгауэр называет силы природы. Те силы, которые действуют везде и всегда - магнетизм, электричество, гравитация, химические силы. Мы не можем описать ни чем вызваны эти силы, ни что является конечной целью их действия. Существование этих сил доступно нам только через их воздействие на материю. и, так как мы имеем в познании лишь результат этого воздействия, то невозможно говорить о причине появления этих сил. Я хочу подчеркнуть здесь слово "невозможно". Допустим, что идя по лесу, мы увидели сломанную ветку. Сломал ли ее ветер, неосторожный зверь или человек оставил себе заметку, чтобы не сбиться с дороги - мы узнать не можем, а видим лишь проявление какой-то другой силы. Также мы не можем познать причину тяжести, электромагнетизма, радиации - это просто выше нашей познавательной способности. Во всех науках действие подобных сил считается аксиомой и дальнейшие выводы делаются с их учетом.
     При рассматривании дальнейших ступеней объективации Шопенгауэр выводит интересную закономерность: более высокая ступень объективации может существовать, только подчиняя себе более низкие ступени объективации. Так, магнетизм может подавлять силу тяжести, химические силы способны побеждать магнетизм и так далее. Химическим силам, кстати, надо отдать пальму первенства в построении системы. Здесь не место подробно описывать путь организации простейших молекул в сложные соединения и биологически активные вещества, но следует признать, что именно наличие каких-то, нашему пониманию не доступных химических законов, вызвало появление сложных органических форм, подчинивших себе более низкие степени объективации воли, но сохранивших в себе стремление как основную сущность воли. Таким химическим силам Шопенгауэр уделяет крайне мало места., и это упущение вызывает недопонимание перехода от падающих камней к растениям и животным, который читателю приходится домысливать самостоятельно. На данном этапе такой скачек простителен, но в дальнейшем упущение такого ключевого перехода привело бы к потери нити изложения и приходится быть предельно внимательным, чтобы уследить в зигзагообразных плутаниях мысли Шопенгауэра осноную идею развития его системы. Итак, при некотором переходе от растений к животным, происходит качественный переворот. Появляется восприятие. Здесь под восприятием будем понимать способность организма (пусть это будет уже организм, а не просто физическое тело, как если бы речь по-прежнему бы шла о притяжении и электричестве) изменять направление своего стремления в зависимости от внешних раздражений. Очень важно, что изменение стремления носит локальный характер и не подменяет конечную цель стремления. Удачной аналогией здесь будет следующая: когда утром я иду из дома в магазин, я обхожу канавы, деревья, людей. Но конечная цель пути – магазин при этом не изменяется, то есть стремление не меняет своей сущности.
     Шопенгауэр вводит далее очень важный, концептуальный элемент в своей философии - мир как представление[3]. Под представлением понимается разделение мира на объект и субъект.Такое разделение является следствием появления познания, так как каждое познание предполагает наличие познающего - субъекта и познаваемого - объекта. Описывая основные черты мира как представления, Шопенгауэр особо отмечает взаимосвязь и взаимозависимость объекта и субъекта, говоря, что их существование немыслимо друг без друга. Философ здесь прямо заявляет о нелепости вопроса первичности субъекта или объекта именно потому, что они подразумевают друг друга. Второй особенностью существования мира как представления является то, что время, пространство и материя могут существовать только как формы познания и не присущи воле и ее проявлениям как таковым до познания. Отсюда вытекает важное следствие: все вопросы с оттенком времени, пространства и причинности неприменимы к воле. Мы просто не имеем права задавать такие вопросы, так как воля не обладает перечисленными характеристиками. Это заключение уже приводит нас к ответу на основной вопрос данного реферата, но мы подождем пока.
     Самым первым способом познания является рассудок - свойство мозга сопоставлять воздействующие на организм раздражения с последствиями, к которым они приводят. Рассудком обладают все животные и именно им они отличаются от растений. Познание рассудком имеет своим результатом либо действительность - познанное верно, либо призрак - то, что рассудок познал неправильно. Рассудок является коррелятом материи, то есть познает причинность в действии раздражения. Бытие материи состоит в ее действии и именно это действие познается рассудком.

Информация о работе Мировоззрение А.Шопернгаузра