Мифология как вид познания. Древнерусские (славянские) мифы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:28, реферат

Краткое описание

Религия, как и философия, является мировоззрением, правда специфическим, и одновременно включает в себя определенное поведение и действия, которые основываются на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, т. е. такого начала, которое является «священным», сверхъестественным, недоступным пониманию человеческим разумом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..….3
Древнерусские (славянские) мифы………………………………....5
Мифы. Мифология…………………………………………………..9
Взаимосвязь философии и религии…………………………..…....13
Ранние формы существования религии…………………………...17
Заключение………………………………………………………….20
Литература…………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

реферат по философии Мифология как вид познания.docx

— 66.15 Кб (Скачать)

Через легенды, исторические предания, мифологические образы, сюжеты вошли гуманитарную культуру различных народов. Мифами наполнены мировые религии – христианство, ислам, буддизм.

С мифом и мифологией тесно связана и религия. Их содержание на начальных этапах развития человечества во многом совпадает, поскольку они обусловлены уровнем освоения индивидом окружающего мира, степенью его зависимости от природы и социального бытия. Но мифы, в отличие от религии, не требуют веры в реальность представлений и апеллируют не только к чувству, но и к разуму.

С угасанием первобытных  форм общественной жизни миф как  особая ступень развития общественного сознания сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы – о происхождении мира, человека, культурных навыков, тайны рождения и смерти - коренные вопросы всякого мировоззрения. Их унаследовали от мифа две важнейшие формы мировоззрения – религия и философия. В поиске ответов на мировоззренческие вопросы, поставленные мифологией, религия и философия избрали разные пути.

 

 

  1. Взаимосвязь философии и религии

Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при которых земные силы принимают вид неземных.7

Специфической особенностью религиозного мировоззрения является формирование в сознании человека особого ирреального, сверхъестественного и сверхчувственного мира, который невозможно познать с помощью разума. Этот мир постижим лишь с помощью веры в сверхъестественные силы, в существование одного или нескольких богов, в какое-либо “священное” начало, находящееся за пределами понимания человека. Именно вера, а не знание, является основой религиозного мировоззрения. Именно вера в чудо, таинство и авторитет служит способом его существования.

Вера – способ существования  религиозного сознания, особое настроение, характеризующее его внутреннее состояние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ  – система утвердившихся ритуалов, догматов.

Религия – социально  организованная вера человеческих сообществ, форме их поклонения “высшим силам”, а тем самым воплощенным в  них наиболее почитаемым данным обществом  ценностям. Таинственные силы природы  и истории (рока, судьбы) осмысливались  как “высшие силы”. В представлении  о “высших силах” сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время  развивались параллельно. Отсюда смешанное  чувство страха и уважения верующих по отношению к “высшим силам”. От кошмара злых духов верующие искали спасения в обращении к божественным силам. Поклонение “высшим силам” постепенно приводит к понятию (образу) бога – высшего существа, достойного поклонения. Бог мыслится и как блюститель обычая, традиции, нравственности, связующих людей культурных уз, почитаемых в обществе духовных ценностей.

Религия – сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое не укладывается в  однозначные характеристики. Одной  из исторических миссий религии, приобретающих  в современном мире небывалую  актуальность, выступало и выступает  формирование сознания единства человеческого  рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, непреходящих ценностей. Но в  религиозном же мировоззрении могут  выражаться и совсем другие настроения, идеи: фанатизм, вражда к людям другой веры, чему немало примеров в прошлом  и настоящем. Опыт наших дней дает примеры непримиримой вражды и между  разными группами людей одной  веры.

Религия - это сложное  совокупное понятие, включающее в себя определенную мифологию, систему догматов, культовые и обрядовые действия, социализированные религиозные  институты, конкретные формы взаимоотношений  между верующими и религиозной  организацией и многое другое. Для  каждой религии все эти моменты  имеют свое специфическое смысловое  наименование, свою историю возникновения  и дальнейшего существования, свое, каждый раз особенное, преломление  через этническую, национальную, классовую  и индивидуально-личностную призму. Вместе с тем эта проблематика имеет и другой общефилософский  аспект, связанный с изучением  различных форм общественного сознания.

Нет ни одного народа, который  не знал бы религии и, следовательно, возникновение и развитие религиозных  представлений, вне зависимости  от их конкретного смыслового наполнения, связано с какими то социально- психологическими свойствами и потребностями человека, которые, так или иначе, удовлетворяются  различными вариантами конкретных религий. В этом смысле и принято говорить о религиозном сознании как об одной из форм общественного сознания. Понятие религиозной формы общественного  сознания, таким образом, подчеркивает тот факт, что наличие религиозных представлений соответствует духовным потребностям человека - это с одной стороны, а с другой - религия как форма общественного сознания является отражением реальных сторон общественного бытия. В общем виде общественное бытие можно представить как совокупность действий и отношений, складывающихся на определенном этапе исторического развития общества. Содержанием общественного бытия являются во - первых, отношения между людьми складывающиеся в процессе совместного производства, обмена и потребления, во - вторых, это непосредственная связь людей с природой, со средствами производства материальных благ, в - третьих, отношения индивидуальные, семейные, групповые, национальные, религиозные.

В самой общей форме  можно сказать, что религия есть сфера духовной жизни общества, группы, индивида, что она есть особый способ практически - духовного освоения мира и область духовного производства. По отношению к обществу в целом  религия предстает как общественная подсистема, сложное образование, в  котором осуществляется деятельность, складывается сложная структура.

Корни религиозного мировоззрения имеют различный характер

Социальные корни связаны  с условиями общественного бытия  человека. Они выражают зависимость  человека от сложившихся на данном историческом этапе социальных отношений, из которых он не может вырваться  самостоятельно, с помощью только своих собственных сил.

Гносеологические корни  связаны с определенным уровнем  развития сознания человека, появлением абстрактного мышления, которое таит в себе возможность отрыва мысли  от действительности. Человек научается  воображать, представляя в своих  фантазиях даже то, чего нет в  реальной действительности. Кроме того, возникновение религии связано  и с недостаточностью знаний, накопленных  к тому времени человеком, что  лишало его возможности рациональным образом объяснить многие природные явления и процессы.

Психологические корни связаны  с тем, что человек во многих случаях  своей жизни оказывался бессильным перед природой, что вызывало страх  перед ее необъяснимыми силами, побуждало  к поиску средств, с помощью которых  он мог бы им противостоять. Еще древние  мыслители говорили, что страх  породил богов. Но было бы неправильным преувеличивать роль страха и других отрицательных эмоций в формировании религиозных верований. Фейербах заметил, что “для объяснения религии необходимо брать не только отрицательные, но и  положительные мотивы, не только невежество и страх, но и чувства противоположные  страху - положительные чувства радости, благодарности, любви и почитания  ”.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ранние формы существования религии

Характеризуя возникновение  религии, необходимо указать на предпосылки  ее возникновения и ранние формы  ее существования. Религиозное мировоззрение  возникает в первобытном обществе сначала как вера в магическую родственную связь между человеком  и каким-либо животным, растением, явлением природы или предметом – тотемом. Каждое племя, каждый род и даже каждый отдельный член этих общностей может  иметь свой собственный тотем. В  Древнем Египте, например, почитали корову, шакала, кошку, змею, пчелу, водяную  лилию, жука-скоробея и т.д. Близость между человеком и его тотемом выражалась, прежде всего, в запрете убивать и использовать в пищу животное – тотем, уничтожать тотем – растение. С точки зрения религионоведов, тотемизм возник как фантастическое отражение в сознании людей складывающихся родовых отношений.9

Тотемистические представления  лежат в основе всех мифов, волшебных  сказок и входят в качестве особых ритуальных предметов в развитые религии.

Более высокой формой первобытных  верований является анимизм –  вера в духов и душу, т.е. всеобщую одухотворенность природы. Первобытный  человек населяет духами весь окружающий его мир, а душой наделяет животных и растения, явления и предметы природы и быта. У древнеславянских племен широко была распространена вера в духов, покровительствующих семье  и дому (домовой), лесу (леший), водной стихии (водяной) и т.п.

Вера в самостоятельную  жизнь освободившейся от телесной оболочки души порождает веру в возможность  контакта с умершими душами. В основе этого лежит особенность первобытного мышления, связанная с неразличимостью  объективного, того, что находится  вне человека, и субъективного, того, что является продуктом его разума. Так, например, образы, видимые человеком во сне, воспринимались столь же реально, как и окружающий его мир, и то и другое было объективно значимо. Поэтому общение во сне с умершими или отсутствующими людьми воспринималось так же, как встреча с живыми, что закрепилось в особых ритуалах и обрядах.

В то же время боязнь явления  умерших душ порождает целую  систему предохранительных обрядов, цель которых - не позволить им являться в виде призраков. Это можно наблюдать  в обряде похорон (особый порядок  выноса тела из дома, положение тела при захоронении, сам факт обязательного  захоронения, поминальные обряды и  т.д.).

Привидения являются живым  людям в виде призраков, т.е. бесплотных теней. Особенно часто и непрошено  являются призраки тех душ, тела которых  не были погребены согласно обычаю, а также души самоубийц или  насильно убитых. Признаки анимизма в  той или иной форме присутствуют во всех религиях.

Следующая форма верований - фетишизм - вера в сверхъестественные свойства особых предметов (фетишей), в  качестве которых могло выступать  что угодно - от камня необычной  формы, куска дерева или части  животного до изображения в виде статуэтки (идолы). С.Л.Токарев отмечает, что фетишизм, по-видимому, возникает  как форма "индивидуализации религии" и связан с распадом старых родовых  связей. "Отдельная личность, чувствуя себя недостаточно защищенной родовым  коллективом и его покровителями, ищет для себя опоры в мире таинственных сил".10

Фетиши развиваются в  систему талисманов, в качестве которых  выступают статуэтки богов, которые  помещались в жилище, или амулетов - предметов для ношения на теле с различными заклинаниями, которые  также выполняли защитные функции. Наделение талисмана волшебными излечивающими функциями связано с первобытными представлениями о том, что в ряде предметов может воплощаться дух болезни. Люди носят талисманы, веря в их таинственную силу. Постепенно это приобретает характер традиции, когда изначальное значение талисмана забывается, и он превращается в предмет украшения.

Первобытным представлением о возможности сверхъестественного  воздействия злых или добрых сил  на других людей, домашний скот, жилище и т.д. является магия. В основе веры в магические силы и средства лежит  способность человеческого сознания к ассоциациям, которая позволяет  соединять в мышлении вещи, несоединимые в реальности. В результате создается  система связей, вымышленных закономерностей, благодаря которым можно воздействовать на мир. Субъективные переживания и  базирующаяся на них вера в существование  злых и добрых духов были для человека столь же реальны, как и его  окружающий мир. И так же как человек  строил свои взаимоотношения с реальным миром, он пытался их построить и  с миром духов.

Магическое знание носит  неявный, тайный характер. Результат  магических действий не мог носить общезначимого характера, он был  всегда индивидуален и выполнял магическое действие лишь посвященные в это  люди. Поэтому эффективность магических действий и заклинаний определялась лишь по результату, т.е. задним числом, а в случае негативного результата всегда можно было сослаться на невыполнение каких-то магических действий или просто более сильное противодействие  других духов.

Магия как средство практического  воздействия на мир связана с  конкретными формами жизнедеятельности  людей. Можно выделить хозяйственную, лечебную (белая), вредоносную (черная) магию. Несмотря на то, что целый  ряд религий не одобряет магию  и колдовство, в снятом виде элементы магических действий и обрядов присутствуют во всех религиях.

 

 

 

 

  1. Заключение

Мифология, религия и  философия тесно взаимосвязаны между собой. Истоками философии явились мифология и религия, но в отличие от них, философия в объяснении мира и человека опирается не на веру, а на мощь разума, на способность его к научному исследованию реальности, в результате чего становится основой научного мировоззрения.

Религия представляет собой  один из основных вариантов существования  системы нравственных норм. Религиозное  мышление фокусируется на пограничных  жизненных ситуациях, когда для  человека более важным может стать  утешение и сострадание, а не рациональная аргументация, доказывающая, что смерть, к примеру, естественный и необходимый  процесс. В ней формулируются  абсолютно истинные нравственные заповеди, которым человек должен следовать  в жизни. С одной стороны, это  вроде бы ущемление свободы человека, признание его "тварью божьей", абсолютно зависимой от высшего  существа. С другой стороны, религия  есть консолидирующий фактор общественной жизни, регулирующий взаимоотношения  между людьми, что особо важно  для обществ, в которых человек  воспринимает свою свободу как вседозволенность.

Информация о работе Мифология как вид познания. Древнерусские (славянские) мифы