Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:18, реферат
Мифология — способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Из различных мифов времен и народов, можно сделать вывод, что каждый конкретный миф в той или иной степени отражает восприятие человеком какого-либо природного явления или исторического события. Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире.
Введение...........................................................................................................3
1. Понятие мифологии ……………………………………………………...……5
2. Методология изучения мифологии как исторического типа мировоззрения …….7
3.Мировоззренческий символизм мифа…………………………………………7
4. Мифология и религия…………………………..................................................9
5.Мифология как исторический тип мировоззрения…………………………12
Заключение............................................................................................................16
Список литературы..........................................................................................17
«Международный юридический
Реферат
По дисциплине: Философия
Тема: «Мифология как исторический тип мировоззрения»
Выполнил: Студент 1 курса
заочного отделения группы СО-2012
Малай Екатерина Олеговна
Проверил: Преподаватель
доктор философских наук профессор
Ратников Валентин Петрович
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
1. Понятие мифологии ……………………………………………………...……5
2. Методология изучения мифологии как
исторического типа мировоззрения ………………………………………………………………………………
3.Мировоззренческий символизм мифа…………………………………………7
4. Мифология и религия………………………….............
5.Мифология как исторический тип мировоззрения…………………………12
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
Мифология — способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Из различных мифов времен и народов, можно сделать вывод, что каждый конкретный миф в той или иной степени отражает восприятие человеком какого-либо природного явления или исторического события. Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. В этом смысле он включает в себя совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода (племени). Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал взаимоотношения между родами и племенами, объяснял различные явления природной и социальной жизни — дождь, снег, мороз, войну, семью. Традиционный миф — не идеальное понятие, не идея, это сама жизнь. Для мифического субъекта это есть подлинная жизнь со всеми ее надеждами и страхами, ожиданиями и отчаяниями, со всей ее реальной повседневностью и личной заинтересованностью. Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, эмоционален, аффективен, жизнен.
Конечно, миф нельзя рассматривать как источник исторической информации, потому что каждый миф, или его персонаж - практически выдуман от начала и до конца, но, тем не менее, миф представляет интерес для научного изучения. Прежде всего, изучение мифов ценно с культурной точки зрения. Знакомясь с мифом, или его персонажами, мы постепенно выделяем их мировоззренческую оценку самими авторами или интерпретаторами. Конечно, порой довольно трудно отделить мифологические представления и сюжеты, хотя и выросшие на основе народной фантазии, но прошедшие обработку в среде жрецов, религиозных мыслителей, от жреческих, богос- ловских и религиозно-мифологических построений. Рассматривая самые примитивные мифы и сопоставляя их с более логически и исторически обоснованными мифами, мы можем проследить зависимость сложности мифов от уровня культурного развития народа. Миф - это прежде всего мировоззренческий отпечаток, свойственный определенному историческому периоду в развитии народа и/или всего человечества.
1. Понятие Мифологии
Мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) - тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. В понимании многих людей - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, а также рассказы о деяниях древних, по преимуществу греческих и римских, богов и героев - поэтические, наивные, нередко причудливые. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы). Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических сил. Существовали также мифы, описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев - с последующим его возрождением.
Миф, наиболее ранняя форма
духовной культуры человечества, выражает
мироощущение, мировосприятие, миропонимание
людей той эпохи, в которую
создавался. Он выступал как универсальная,
нерасчлененная (синкретическая) форма
сознания, объединяя в себе зачатки
знаний, религиозных верований, политических
взглядов, разных видов искусств, философии.
Лишь впоследствии эти элементы получили
самостоятельную жизнь и
2. Методология
изучения мифологии как
Одной из форм общественного сознания, мифология, должна базироваться на принципах диалектического и исторического материализма. Для такого исследовательского подхода к решению проблем мифологии необходимо следование принципам историзма, внимание к содержательным, идеологическим проблемам мифологии, подчеркивание ее мировоззренческой основы.
Таким образом, мифотворчество
рассматривается как важнейшее
явление в культурной истории
человечества. В первобытном обществе
мифология представляла основной способ
понимания мира. Миф выражает мироощущение
и миропонимание эпохи его
создания. Человеку с самых ранних
времен приходилось осмыслять
3. Мировоззренческий символизм мифа
Мифология представляет собой своеобразную систему фантастических представлений об окружающей человека природной и социальной действительности. Причины, по которым вообще должны были возникать мифы (т.е. ответ на вопрос, почему восприятие мира первобытным человеком должно было принять такую своеобразную и причудливую форму, как мифотворчество), следует, по-видимому, искать в общих для того уровня культурно-исторического развития особенностях мышления. Мировоззренческий символизм мифа представляет его важнейшую черту. Мифологическое мышление оперирует, как правило, конкретным и персональным, манипулирует внешними вторичными чувственными качествами предметов; объекты сближаются в пространстве и во времени. То, что в научном анализе выступает как сходство, в мифологическом объяснении выглядит как тождество. Конкретные предметы, не теряя своей конкретности, могут становиться знаками других предметов или явлений, т.е. их символически заменять. Заменяя одни символы или одни ряды символов другими, мифическая мысль делает описываемые ею предметы как бы более умопостигаемыми (хотя полное преодоление метафоризма и символизма в рамках мифа невозможно). Для мифа весьма характерна замена причинно-следственных связей, прецедентом происхождение предмета выдается за его сущность. Конкретные предметы, не теряя своей конкретности, могут становиться знаками других предметов или явлений, т. е. их символически заменять. Заменяя одни символы или одни ряды символов другими, мифическая мысль делает описываемые ею предметы как бы более умопостигаемыми (хотя полное преодоление метафоризма и символизма в рамках мифа невозможно). Для мифа весьма характерна замена причинно-следственных связей прецендентом - происхождение предмета выдается за его сущность (генетизм мифа). Научному принципу объяснения противопоставляется в мифологии "начало" во времени. Объяснить устройство вещи — это значит рассказать, как она делалась, описать окружающий мир - значит рассказать о его происхождении. Нынешнее состояние мира рельеф, небесные светила, породы животных и виды растений, образ жизни, социальные группировки и религиозные установления и т. д. все оказывается следствием событий давно прошедшего времени и действий мифических героев, предков или богов. В любом типичном мифе мифологическое событие отделено от "настоящего" времени каким-то большим промежутком времени: как правило, мифологические рассказы относятся к "стародавним временам", "начальным временам". Резкое разграничение мифологического периода и современного ("сакрального" и "профанного" времени) свойственно даже самым примитивным мифологическим представлениям, часто имеется особое обозначение для древних мифологических времен. Мифологическое время - это и то время, когда все было "не так", как теперь. Мифическое прошлое - это не просто предшествующее время, а особая эпоха претворения, мифическое время, предшествующее началу эмпирического времени; мифическая эпоха - это эпоха первопредметов и перводействий: первый огонь, первое копье, первые поступки и т. д. Все происходив шее в мифическом времени приобретает значение парадигмы, рассматривается как прецендент, служащий образцом для воспроизведения уже в силу того, что данный прецендент имел место в "первоначальные времена". Поэтому миф обычно совмещает в себе два аспекта - рассказ о прошлом (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего, а иногда и будущего (синхронический аспект).
4. Мифология и религия
Религия (от лат. Religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхчувственный.
Религия является одной из основных форм духовной культуры человечества. Она тесно связана с другими ее основными формами — такими как мифология, философия, искусство. Исторически первой формой духовной культуры является мифология. В далекой древности мифология была общей почвой, на которой произрастали и религия, и философия, и искусство, которые первоначально еще не разграничивались в качестве особых, отдельных областей культуры. Миф — это наиболее ранний феномен духовной культуры, ее зародыш. И не просто зародыш, который дал ей жизнь и после этого исчез, не просто первоначальный и давно пройденный этап ее развития. Миф продолжает жить в культуре вплоть до нашего времени — рядом с другими ее формами.
Вопрос о соотношении
Религии и Мифологии по-
Хорошо известны исторически
сравнительно поздние примеры культовых
мифов: в Древней Греции элевсинские
мистерии сопровождались рассказыванием
священных мифов (о Деметре и
ее дочери Коре, о похищении Коры
владыкой подземного мира Плутоном, ее
возвращении на землю), как бы разъяснявших
совершаемые драматические
Религиозное мировоззрение отличается от мифологического верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам. Позднее формируется образ единого Бога – высшего существа. В зрелых формах религий идея бога побеждает все демоническое, освобождается от него. Бог мыслится как блюститель обычая, традиции, нравственности.
Родственность, близость философии
и религии состоит в том, что
обе они – общественно-
5. Мифология как исторический тип мировоззрения
На любой стадии человек
(общество) имеет вполне определенное
мировоззрение, т.е. систему знаний,
идей на мир и место в нем
человека, на отношение человека к
окружающей действительности и самому
себе. Кроме того мировоззрение включает
в себя основные жизненные позиции
людей, их убеждение идеалы. Самые
ранние философские воззрения можно
отнести к зарождению общества на
Востоке. Философия восточного общества
тесно переплетена с его
В структуре такого общества выделяются
два основных полюса: система более или
менее замкнутых и разрозненных сельских
общин и централизованная государственная
администрация, восточная деспотия, стоящая
над этими общинами, управляющая ими и
взимающая с них налоги.
Процесс классообразования осложнялся
наличием разнообразных кланов, сект,
землячеств и прочих объединений, которые
жестко определяли место человека в обществе.
Эта система всегда играла заметную роль
в жизни самого человека. Во-первых, она
защищала человека от произвола государства,
во-вторых, позволяла чиновнику автономно
распоряжаться доходами своей корпорации.
Информация о работе Мифология как исторический тип мировоззрения