Материя и ее атрибуты: пространство, время, движение, системность

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Проблема определения сущности материи весьма сложна. Сложность заключается в высокой степени абстрактности самого понятия материи, а также в многообразии различных материальных объектов, форм материи, ее свойств и взаимообусловленностей. В связи с этим перед философией и другими науками стоит множество вопросов: Что такое материя?

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
§1. Становление и развитие общих представлений о материи……………….4
§2. Материя и ее атрибуты: пространство, время, движение, системность...12
2:1 Пространство и время как атрибуты материи…………………………….12
2:2 Движение - как основной способ бытия материи………………………...15
2:3 Системность как основное свойство материи…………………………….19
Заключение……………………………………………………………………...22
Литература………………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

реферат по философии.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Поэтому обнаружение того, что строение материи  является гораздо более сложным, чем это казалось ранее, – это  отнюдь не свидетельство несостоятельности материализма. В. И. Ленин в связи с этим разъяснял: "<<Материя исчезает>> - это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор... исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными... и которые теперь обнаруживаются как относительные, присущие только некоторым состояниям материи. Ибо единственное "свойство" материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания".

Диалектика  процесса познания, отметим, была глубоко  понята еще Гегелем. Он выработал, в  частности, понятие относительной  истины как истины ограниченной, т.е. являющейся истиной лишь в определенных пределах. Материалистическая диалектика развила эти идеи в учение об объективной истине, понимая под ней процесс приближения знания к действительности, в ходе которого осуществляется синтез того положительного, что имеется в отдельных относительных истинах. Объективная истина - это единство последних, где они присутствуют в снятом виде, дополняя и ограничивая друг друга. Классическая механика, например, истинна, если она применяется к макрообъектам с нерелятивистскими скоростями. Теоремы геометрии Эвклида верны, если речь идет о пространстве с нулевой кривизной. И современная физика включает классическую механику, но, что важно, – с указанием границ ее применимости. Современная геометрия таким же образом включает геометрию Эвклида. И так далее.

Иначе говоря, одна из причин, породивших кризис физики - понимание некоторыми учеными относительной истины как только относительной (это гносеологический релятивизм, зародившийся и во многом преодоленный еще в античной философии) . Однако, что существенно важно, "в каждой научной истине, несмотря на ее относительность, есть элемент абсолютной истины".

Заканчивая  рассмотрение анализа В. И. Лениным  кризиса физики, обратим внимание на следующее. Его положение о  том, что " единственное "свойство" материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью " иногда воспринимается как указание на то, что, согласно материалистической диалектике, материя обладает лишь указанным единственным свойством. Но это не так: речь здесь идет лишь о том, что единственное "свойство" материи, с непризнанием которого связан философский идеализм, - это объективность. Поэтому здесь уместно еще раз подчеркнуть недопустимость отождествления диалектико-материалистической категории "материя" с естественнонаучными представлениями о ее строении и свойствах. Непонимание этого большинством ученых (стоявших в основном на позициях стихийного материализма) на рубеже XIX-XX веков и было одной из основных причин кризиса естествознания.

Рассматривая  проблемы, связанные с кризисом естествознания на рубеже XIX-XX вв., обратим внимание на то, что кризисные ситуации возникали в нем и раньше, заканчиваясь революционным переходом на новый, более глубокий уровень познания. Принципиальные трудности возникали всякий раз, когда наука, углубляя анализ сущности явлений, выявляла противоречие, объяснить которое существующая теория не могла. Необходимость его снятия и обуславливала интенсивную разработку новой теории, новой научной картины мира. (Диалектика, напомним, рассматривает противоречие как источник развития) .

Рассматривая материю, как философскую категорию, обозначающую объективную реальность, В. И. Ленин тем самым продолжает материалистическую линию в философии. В его определении нет подведения категории "материя" под более широкое понятие, ибо такого понятия просто не существует. В этом смысле Отнятия "материя' и "объективная реальность" - синонимы. Материя противопоставляется сознанию, при этом подчеркивается объективность, как независимость ее существования от сознания. Именно это свойство: существовать до, вне и независимо от сознания определяет смысл н значение философско-материалистического представления о материи. Философская трактовка материи обладает признаком всеобщности и обозначает всю объективную реальность. При таком понимании материи нет и не может быть ссылок на физические свойства материи, знание о которых относительно.  

§2. Материя и ее атрибуты: пространство, время, движение, системность

Материя, как объективная реальность характеризуется  бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны  и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь  – абсолютна, непрерывна (внутри самих  себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой) : всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная) .

Но важнейшими ее свойствами, ее атрибутами, являются пространство, время и движение.  

2:1 Пространство и время как атрибуты материи.

Материя, как объективная реальность характеризуется  бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны  и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь - абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная пли актуализированная). Но важнейшими ее свойствами, ее атрибутами, являются пространство, время и движение.

Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (явлений) в их соотношении с другими объектами и явлениями.

Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных объектов и явлений в их соотношении с другими материальными объектами и явлениями.

Принципиально важным является ответ на вопрос о  том, в каком отношении пространство и время находятся к материи. По этому вопросу в философии существуют 2 точки зрения.

Первую  из них обычно называют субстанциональной  концепцией пространства и времени. В соответствии с этой концепцией пространство и время - самостоятельные  сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее .Такое понимание пространства и времени вело к выводу о независимости их свойств от характера протекающих в них материальных процессов. Субстанциональная концепция ведет начало от Демокрита, наиболее яркое воплощение она нашла в классической физике И. Ньютона. Идея абсолютного пространства и времени И. Ньютона соответствовала определенной физической картине мира, а именно его взглядам на материю как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменным объемом, инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно, либо на расстоянии, либо при соприкосновении. Пространство, по Ньютону, неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени, они не зависят ни от материальных тел, ни от их движения. Можно убрать из пространства все тела, но пространство останется, и свойства сохранятся. Получается, что пространство - это как бы грандиозное вместилище, напоминающее перевернутый вверх дном огромный ящик, в который помещена материя. Такие же взгляды у Ньютона и на время. Он считал, что время течет одинаково во Вселенной и это течение не зависит ни от чего, - а поэтому время абсолютно, ибо оно определяет порядок следования и длительность существования материальных систем

Как видим, в данном случае и пространство, и время выступают как реальности, которые в определенном смысле являются высшими сущностями по отношению  к материальному миру.

Вторую  концепцию пространства и времени  называют релятивистской. Согласно этой концепции пространство и время - не самостоятельные сущности, а системы отношении, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Соответственно свойства пространства и времени зависят от характера взаимодействия материальных систем. Релятивистская концепция ведет свое начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она проведена в неэвклидовой геометрии Лобачевского и Римана и в теории относительности А. Эйнштейна. Их геометрические положения исключили из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциональной трактовки пространства и времени, как самостоятельных, независимых от материи форм бытия. Именно эти учения, особенно общая и специальная теория относительности обосновали зависимость пространства и времени, их свойств от характера движения материальных систем.

Пространство  и время как неразрывно связанные  с материей всеобщие формы ее бытия  обладают целым рядом как общих, так и специфических для каждой из этих форм свойств.

Общие свойства пространства - времени: их объективность, и всеобщность. Признание данных свойств, практически сразу же противопоставляет  материалистическую трактовку пространства и времени их идеалистическим  трактовкам. Ведь согласно идеалистическим  учениям пространство и время - это порождение сознания человека, а потому они объективно не существуют.

Основными свойствами пространства являются: протяженность, однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений), трехмерность. Специфические свойства времени: длительность, однородность (равноправие всех моментов), одномерность, необратимость.

Свойства  пространства и времени проявляются  всякий раз особым образом в микромире, макромире и мегамире, в живой  природе и в социальной действительности.  

2:2 Движение - как основной способ бытия материи.

Объективная непрерывность пространства и времени  и их прерывность обусловливают  движение материи, которое является основным способом ее существования. Движение материи - абсолютно, ее покой - относителен.

При этом следует иметь в виду, что в  философии движение понимается как  всякое изменение вещей и процессов.

Обозначив изменение во времени пространственных характеристик вещей и процессов (их местоположение и объем) понятием "перемещение", а изменчивость их качественной определенности как результат их существования во времени условным термином "изменение", приходим к следующему выводу.

Движение  в самом широком его понимании  представляет собой единство моментов перемещения вещей и процессов  и их изменения Едущая машина перемещается в пространстве, "старая" книга на полке "стареет", изредка "перемещаясь".

Именно  такой смысл вкладывают в термин "движение", когда говорят, что  материя не может существовать без  движения. Существенным дополнением  к этому принципу является утверждение о том, что, в свою очередь, движение не может существовать без материального носителя (вещества или поля). Утверждение, будто движение существует без материи с точки зрения философов-материалистов столь же абсурдно, как и умозаключение о существовании материи без движения. В неразрывном единстве материи и движения материя исходна, а движение -производно. Оно как бы подчинено материи.

Движение  обладает целым рядом важнейших  свойств. Во-первых, движению свойственна  объективность, т. е. независимость его существования от сознания человека. Иными словами, материя сама по себе имеет причину своих изменений. Отсюда следует положение и о бесконечности взаимопревращений материи. Во-вторых, движению свойственна всеобщность. Это означает, что любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи (нет объектов лишенных движения). Это означает также и то, что само содержание материальных объектов во всех своих моментах в отношениях определяется движением, выражает его конкретные формы (и проявления).

В-третьих, движению свойственны несотворимость и неуничтожимость. Последовательный философский материализм отвергает  какое-либо рассуждение о начале или конце движения. Известно, например, что И. Ньютон допускал возможность  божественного толчка, а немецкий философ А .Дюринг считал, что движение возникает из покоя через так называемый мост постепенности. В явной или не явной форме в данном случае проводится мысль о некоем начале (исходе) движения. Такая позиция критикуется материалистами. Утверждая принцип самодвижения материи, диалектики-материалисты одновременно, раскрывают и его механизм. По их мнению (а оно подтверждается опытом человечества и данными естественных наук), движение есть результат борьбы объективно существующих противоположностей. Это, например, действие и противодействие в механическом движении, более высокая и более низкая температура (энергия) - в тепловом движении, положительный и отрицательный заряд - в электричестве, полярные интересы людей и их различных объединений - в общественном развитии и т. п.

В-четвертых, движению свойственна абсолютность. Признавая всеобщий характер движения, философский материализм не отвергает  существования в мире устойчивости, покоя. Однако последовательный философский  материализм подчеркивает относительный характер таких состояний материальных объектов. Это означает, что абсолютная природа движения реализуется всегда только в определенных, локально и исторически ограниченных, зависимых от конкретных условий, переходящих и, в этом смысле, относительных его видах. Именно поэтому можно сказать, что всякий покой (или устойчивость) - это момент движения, поскольку он преходящ, временен, относителен. Покой - это как бы движение в равновесии, поскольку покой включен в совокупное движение, и он снимается этим абсолютным движением. Следовательно, о покое как некотором равновесии, моменте движения можно говорить лишь по отношению к определенной точке отсчета. Так, например, можно видеть, что любой возраст человека, (допустим 18 лет) - это фиксированный момент в его постоянном изменении, движении, связан с определенной устойчивостью, покоем временного состояния некоторых свойств его натуры по сравнению, скажем, с 17-летием и 19-летием.

Информация о работе Материя и ее атрибуты: пространство, время, движение, системность