Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:01, реферат
Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества” является “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение масс стала настолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.
Введение
1.ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ XVIII ВЕКА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
2.НОВЫЕ ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ В ФИЛОСОФИИ XVIII ВЕКА
3.“ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ” ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА
4.СОМНЕНИЯ В БЕЗГРАНИЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ НАУКИ
Заключение
 Список литературы
     НОВЫЕ 
ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ В 
     Развитие 
материалистических идей в странах 
Западной Европы в XVIII веке не оставалось 
незамеченным со стороны религиозно-
     Усматривая 
основную опору материализма в понятии 
материи как объективной 
     Философия 
эта оказалась слишком 
     Другой 
философской школой, возникшей в 
XVIII веке и противопоставившей себя 
материализму, является “философия здравого 
смысла”. Её родиной является Шотландия, 
а основатель её – Т.Рид. Согласно 
этой философии исходными 
     Вместе 
с тем еще более решительно 
Т.Рид и его последователи 
“ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ” ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА
     Философы 
XVIII века большое внимание уделили 
и вопросам социально-политического 
характера. Были восприняты многие идеи 
Д.Локка: “естественное право” с 
его принципами, правовое равенство 
индивидов и др. В частности, такой 
известный представитель 
Отвергая добуржуазные формы общности (и прежде всего феодальные), философы XVIII века предлагают новую – юридическую всеобщность, перед которой все индивиды равны. Вольтер во Франции, Лессинг в Германии выступают с критикой религиозной, национальной и сословной нетерпимости. Юридическая всеобщность должна обеспечить необходимое согласование интересов индивидов с интересом, общим для всех граждан. Судьбу общности, его развитие они уверенно связывали с развитием просвещения. Это убеждение в конечном итоге определило становление “философии истории” XVIII века. Виднейшими представителями ее выступают Кондорсе во Франции и Гердер в Германии.
Кондерсе утверждает в своих работах сократовский принцип тождества знания и добродетели. Стоит человеку привести свои чувства в соответствие с требованиями разума, с приобретенными знаниями о добре и т.д., и справедливость восторжествует в отношениях между людьми. Необходимо просвещение умов.
     Причина 
развития общества – активность разума, 
стремящегося все понять и систематизировать. 
Движение к истине и счастью, добродетели 
– вот основные направляющие общественного 
прогресса. Кондорсе отмечал огромную 
роль для этого прогресса 
     Более 
развернутую картину 
Прогресс вообще (и в обществе, и в природе) он связывал с возрастанием гуманности. Он отмечал, что гуманность как сочувствие, сострадание другим есть и в природе, у животных. Это как бы естественное, природное основание нашей (человеческой) гуманности. Это “бутон будущего цветка”, который необходимо раскрывается с прогрессом общества. Движущей же силой этого прогресса он рассматривал развитие наук и изобретения.
     По 
его глубокому убеждению 
     И еще 
важный момент. Гердер отмечал исключительную 
роль преемственности в развитии 
общества. Эту преемственность он 
рассматривая как необходимое условие 
прогресса, необходимое условие 
достижения идеала гуманности. А этот 
идеал гуманности он связывал с достижением 
богоподобного человека: доброго, бескорыстного, 
любящего труд и знание и т.д. 
СОМНЕНИЯ В БЕЗГРАНИЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ НАУКИ
Итак, XVIII век – это век поклонения разуму, науке, век больших надежд на науку в плане содействия общественному прогрессу. Однако следует отметить, что это поклонение разуму и науке имело в том же веке и своих противников, что были философы, которые в XVIII веке предостерегали человека от чрезмерных упований на возможности науки и в познании природы, и в преобразовании общества.
     Одним 
из этих философов был Д.Юм. Указывая 
на то, что и в философии, и в 
естествознании шли бурные споры 
о материи (есть ли она, и если есть, 
то что она собой представляет), 
Д.Юм заявлял, что все эти споры 
доказывают лишь одно: вопрос о существовании 
вещей, материальных объектов не имеет 
строго научного решения. Интересно, что 
сам Д.Юм в своей житейской 
практике не сомневался в существовании 
материальных вещей, но вместе с тем 
доказывал, что надо различать житейскую 
практику, в которой многое принимается 
на веру, и научную деятельность, 
в которой в силу ее специфики 
все должно строго доказываться. А 
поскольку, рассуждал далее Д.Юм, 
существование материальных объектов 
теоретически недоказуемо, постольку 
наука не должна пытаться что-либо говорить 
об этих материальных объектах. Следовательно, 
претензии ученых (и естествознания 
в целом) на успехи в познании природных 
явлений беспочвенны. По мнению Д.Юма, 
мы должны ограничить задачу науки 
установлением устойчивых связей между 
непосредственными 
     Д.Юм 
не допускает в науку не только 
суждения о материи, но и суждения 
о боге. Он допускает причиной порядка, 
гармонии в мире нечто подобное разуму, 
лежащему в основе мира, но он отвергает 
при этом и традиционное учение о 
боге, и отмечает, в частности, дурное 
влияние религии на нравственность 
и гражданскую жизнь. По-видимому, 
именно за эти свои высказывания о 
боге и о религии Д.Юм подвергался 
резкой критике со стороны представителей 
шотландской философии “
Сомнения Д.Юма в возможностях научного познания материальных явлений не остались незамеченными в философии XVIII века.
Идеи Д.Юма были усвоены немецким философом И. Кантом, причем И.Кант не просто усвоил эти идеи, но и начал развивать их дальше.
В научной деятельности И. Канта можно выделить два периода. В первый период И.Кант был преисполнен оптимизма в познании природы, в познании Вселенной. Он сам стал автором “Всеобщей естественной истории и теории неба”. Но вскоре, в начале 70-х годов XVIII века, после знакомства с работами Д.Юма И.Кант приходит к мысли о том, что человек если и познает что-то, то только не природу саму по себе (существующую независимо от человека), не реальные природные процессы сами по себе.
В отличие от Д.Юма И.Кант не сомневался в реальном существовании вещей вне нас. Он утверждал, что действие именно этих вещей на наши органы чувств порождает наши ощущения, восприятия, и при этом подчеркивал, что следует различать вещи сами по себе (существующие реально вне человека в своем естественном виде) и явления вещей (вещи в том виде, в каком они даются нам в нашем сознании через посредство органов чувств). Проводя это различие, И.Кант далее доказывал, что научному познанию доступны лишь явления вещей, поскольку вещи сами по себе (“вещи в себе”), вызывая в нашем сознании явления вещей, в них не отражаются, А если не отражаются, то знание явлений вещей не может служить нам основанием для развития знаний о “вещах в себе”. Скажем, боль вызывает у человека крик, но по этому крику ни один врач не в состоянии поставить уверенный диагноз о болезни человека. Так и в нашем случае: “вещь в себе” порождает в нашем сознании явление свое (“явление вещи”), но по этому явлению наука не может сказать ничего определенного о самой “вещи в себе”. Подвергнув таким образом сомнению сами основания современной ему науке, И.Кант далее пытается решать другие вопросы познавательной деятельности: вопрос о действительном объекте познания, вопрос о действительных основаниях наук и т.д. Но эти вопросы мы рассмотрим уже в следующем разделе, при знакомстве с немецкой классической философией одним из представителей которой является И.Кант.
Если Д.Юм и И.Кант подвергли сомнении возможности науки в плане познания природы, то Ж.Ж.Руссо (Франция) выступил в своих работах против основной идеи, пронизывающей всю “философию истории” XVIII века, т.е. против тезиса о том, что именно наука и просвещение являются движущей силой и истинными рычагами общественного прогресса. Отмечая пороки современного ему общества, он доказывал, что корни всех этих пороков следует искать не в невежестве людей, а в имущественном неравенстве, в однажды утвердившемся в обществе господстве частной собственности.